Очень редко получается бизнес в Интернете, если вы не смогли пройти хоть какой-то этапный бизнес в реальной жизни. Если вы не проходили, не работали, вы - студент Высшей школы экономики, то, скорее всего, вместо бизнеса у вас получится стартап.
Стартап обычно заканчивается тем, что вы берёте у инвестора деньги, он по каким-то причинам вам дал. И, в общем, их не станет. Это можно рассматривать как первый опыт бизнесовый, но очень дорогой. Т.е. все советы, которые я пытаюсь дать людям, которые приходят - вы сходите и поработайте в реальную компанию. Потому что очень важно иметь некоторый опыт. Нельзя просто завтра стать бизнесменом, потому что там есть такая вещь – люди называется. Т.е. людьми надо уметь управлять.
Нужно получать какой-то опыт. Кому-то хватает службы в армии, как это не смешно, потому что сержанты и старшины обычно очень легко вписываются в бизнес. А это, в первую очередь, управление людьми. Если у вас такой опыт хоть чуть-чуть есть, то уже всё гораздо легче и понятнее. Потому что вы не сможете оценить, что наша налоговая инспекция пока ещё не понимает, что происходит в Интернете.
Она конечно уже учится, но по-прежнему, когда мы говорим о кликах, баннерах, показах, налоговый инспектор говорит, что «я лучше пойду туда, где хлеб продают просроченный - там как-то понятнее».
Второе - судебные, организационные дела в Интернете как-то попроще, потому что наши судьи великолепные люди, мировые особенно. Объём знаний, который у них должен быть… Представьте себе, как поделить домин на шести сотках между пятью наследниками. Это невозможно, а они это делают. Я, например не знаю, как это сделать, а они это делают. А они при слове «клик» не понимают тоже, о чём идет речь.
В этом смысле бизнес, безусловно, в Интернете - его простота заведения. Вы купили домен за 20 долларов. Вы наняли фрилансера где-нибудь из Казани за 20. Он вам сделал страничку. Вы, допустим, умеете валять валенки. Это действительно примитивный процесс, я даже видел такие решения. Куклы, в данном случае, девочка шила. Купила домен, купила в Яндекс-дирекции рекламу, поисковый запрос, там, «Подарочные куклы», выложила фотографии этих куколок и отправляла по почте. Она миллионершей не стала по новомодной американской традиции, но на самом деле такой крепкий середнячок, т.е. у неё хватает ездить в Турцию раза три в год, иногда - на Гоа, неважно. И вот она делает своё дело.
Внешняя простота и обманчивость со многими людьми играет злую шутку. Когда у людей появляется идея - я считаю, что идеи надо всегда сразу убивать, потому что идеи - это удел Эйнштейнов. Простые люди должны какими-то конкретными фактами: умеешь слесарить – слесарь, умеешь ставить колёса в машине – ставь колёса в машине, умеешь компьютеры чинить – давай объявления, что ты - мастер по вызову, готов приехать через пять минут. И в этом смысле и организациям проще, и, самое главное, донесение информации проще. Потому что если мы в реальной жизни захотим организовать бизнес…
Ну, например, мне было бы понятно, если бы она жила себе в каком-то южном районе Москвы. Будем рассматривать те же куклы. А как бы она донесла до соседей или до покупателя, куда ей девать эти куклы? Так бы пришлось идти в магазин на поклон. Магазин бы сказал: « У нас всё уставлено этими куклами. Либо давайте большой откат (ну, типа работайте за себестоимость), либо ещё что-то».
Для малого и среднего бизнеса (скорее - для малого) Интернет - это спасение, потому что это единственный способ выйти на прямую к покупателям, которые выражают свою волю покупать в поисковой строке любой поисковой системы - либо Яндекса, либо Google. И «Яндекс», и «Google» убирают эту несправедливую систему распределения товаров. Когда вы приходите в магазин, на полке стоит две куклы. Вы туда не можете поставить.
Очень интересно посмотреть, как на самом деле Интернет даёт возможность людям зарабатывать. Он же может находиться не обязательно в Москве. Он может находиться в Тмутаракани. У нас, на самом деле, огромное количество компаний. То, что я знаю, по оптимизации – это Тула, это Орехово-Зуево, Орехово-Борисово. Т.е. вне пределов Москвы люди организовывают бизнес, оказывают услуги москвичам.
Прелесть заключается в том, что бизнес дистанционным становится. Вы идёте на почту, вы шьёте свитера. Просто реальная история: у вас есть производство. И вы в Интернете пишете - просто страничку делаете, правильно оптимизируете, не так дорого как кажется, и вам начинают поступать заказы с территории России.
Т.е. если у вас товар хороший – наложенным платежом отправляете. Когда отправили товар в какой-нибудь Урюпинск - если он там понравился, то сразу видно, как по кругу начинаются зажигаться огоньки на карте. Замечательно - бабушка купила у вас свитер, похвасталась. Вот следующие пошли заказы. Понятно, что с нашей логистикой никогда ассортимент Москвы не попадет физически в Урюпинск. Но, тем не менее, это не отменяет, что есть люди, которые готовы покупать. В Норильске есть масса людей, которые скупают все kupiVIP. Вы поговорите с электронными магазинами. Они вам расскажут, что самый сладкий покупатель - это там, где добывают нефть, газ. Т.е. человек получил премию за что-то, зашёл в магазин и начал всё покупать.
Так вот, если вернуться к созданию бизнеса, важно понимать, что 10 лет назад в Интернете можно было бросить семечко и купить домен, как все и сделали. Если внимательно посмотреть на лидеров рынка сегодняшних, всегда есть история. «Авто.ру» - первый ресурс. «Рамблер» – первый ресурс. «Dis.ru», который я продал «Mail.ru» – первый ресурс.
Легенда о том, что можно прийти в Интернет и потрясти грушу, и там посыплются миллионы, до сих пор живет. На практике, к сожалению, без какого-то объема знаний…
Сейчас проекты в Интернете, к сожалению, сами по себе дороги. И поэтому когда люди идут в Интернет, они должны понимать, что на самом деле в Интернете есть всё. Есть дешёвые магазины (можно арендовать за копейки), есть простые способы рекламы, которые тоже недороги, и самое главное, что это доступно для всех. Сейчас Интернет - очень важная часть.
Интернет-магазин – это, всё-таки, как бы реальный магазин. В нём ассортимент должен быть, который пользуется спросом. Нельзя навязать то, чего люди не хотят покупать. Т.е. это никуда не девается, но на начальном этапе любого бизнеса главное, чтобы товар был хороший. Если у вас есть хороший товар или хорошая услуга. Вы, например, прекрасно умеете учить английскому языку. Делайте свою страничку, рекламируйте в Яндекс-дирекции, ставьте рейтинг на Москву, если вы живёте в Москве, и у вас отбоя не будет от нормальных, реальных покупателей.
Главное, чтобы вы делали свою услугу хорошо. И многие ошибаются в том, что они думают, что Интернет - это такая абстрактная вещь, и можно, условно, схалявить, и можно не разбираться в теме. Нет, это неправильно. Это сработает один раз. Всё-таки надо быть профессионалом в своей отрасли. Всё-таки Интернет – это, в первую очередь, коммуникационная среда, а не механизм.
Я уже второй год пишу книжку под названием «Купи домен», правда не получается. Идея такая, что уровень некомпетенции среднего человека по сравнению с Интернетом велик. И если у вас некомпетенция очень высокая, то вы ничего не сможете сделать. Вы ошибётесь всегда в выборе. Т.к. вы не знаете проблемы совсем, то вы из всех исполнителей, программистов, которые вы захотите выбрать, выберете, например, самого красивого, потому что вы не знаете, о чём идет речь.
Под фразой «Купи домен» я понимаю абсолютную фразу «Купи домен!. Ко мне приходят люди: «Мы хотим инвестировать в Интернет». Я говорю: «Я не буду с вами разговаривать, пока вы сейчас не возьмёте карточку, не купите домен. Я покажу, как это сделать. Мы сейчас купим домен, создадим страничку бесплатную на «Google», на «Яндексе», напишем там какой-нибудь текст, купим рекламу (это всё достижимо).
И только после того, как вы почувствуете, что у вас прошёл звонок, вы поймёте, как построена вся цепочка, я с вами буду разговаривать». Потому что уровень некомпетенции обычного человека, который хочет в Интернет, хочет что-то ещё сделать… Очень важно пройти этот этап, это не общение в «Одноклассниках».
Проблема обычно заключается в том, что Интернет попал в какую-то непонятную среду. Знаете, в чём мы все разбираемся? В женщинах, в футболе и в политике. И по очень грустной причине Интернет попал в этот ряд. В айфонке есть «Одноклассники». Ну, я ж умею пользоваться «Одноклассниками» - это же просто. И когда ты начинаешь объяснять, что всё гораздо сложнее, он почему-то думает (он же видит, что это просто), и он думает, что я, такой умный, боюсь конкуренции с его стороны. Ну, например, условно говорю: давай потратим полчаса времени.
Сейчас всё делается очень просто. Полчаса, но зато человек получает понимание процесса. В первую очередь, нужно понимание процесса. Просто нужно спуститься с горы и что-то сделать. Обязательно. Если этого не сделать - все деньги, которые есть, вы в дальнейшем потратите.
Второе - не брать взаймы. В Интернете (очень важно!) абсолютно всё, абсолютно всё, что вам нужно, бесплатно. Даже домен можно сделать бесплатно. Это будет не очень красивый домен третьего уровня. Вы можете даже арендовать магазин бесплатно. Собственно говоря, если внимательно поискать, есть, например, компания «Инсейлс», например, насколько я помню.
Например, если у вас пять товаров или пять услуг, то вам они дадут домен третьего уровня, они вам дадут сам магазинчик, но будет он звучать - если бы я был, то «Клименко.инсейлс. ру». И они месяц будут давать вам это бесплатно. Дальше вы можете побегать по формам, что-то потратить, но это не миллионы долларов, это не десятки тысяч долларов.
Чем дороже вы начинаете бизнес, тем сложнее его развивать и двигать. Очень важны низкие затраты на начальном этапе. Важно, когда вам будут говорить, что магазин стоит разработать 10 тысяч долларов - не вестись на это. Чётко понимать: это - следствие первого решения. Если вы купите домен, вы очень много поймете.
Вам не нужен сейчас дизайн, вам не нужен софт, который сможет обслуживать 100 тысяч позиций в магазине, потому что вы сами ещё не готовы. Вы не научились работать. Вам это просто не надо. Даже если у вас вдруг случайно есть 1000 тысяч наименований, сделайте магазинчик на пять топовых. Вы поймёте, как это всё работает, и будете спокойно развиваться.
И третий момент. На самом деле, он противоречит первым двум. Если уж вы решите тратить деньги - на программистов и на дизайнеров не экономить. Если вам нужен баннер, т.е. реклама, не надо брать дизайнера, который сделает это за сто рублей. Вы можете долго ругаться, вам может не нравиться что флешево и красиво, баннер хороший. Он не должен бать красивым. Он должен быть эффективным. Можно найти мальчика, который только научился флеш, он это сделает за 10. Более того, он вам расскажет, как сделать десять.
Но вы когда идёте по улице, видите магазин, видите там ужасную вывеску. Вы туда не зайдете, только если это не будет магазин ужасов, т.е. должно совпасть.
Оформление имеет существенное значение, и как открываются двери. В принципе, полная аналогия с реальной жизнью. У вас должен быть хороший программист, работоспособный – это дёшево не бывает.
Вы либо всё делаете бесплатно, но работающее, и не придумываете. Т.е., на самом деле, первое - не надо ничего придумывать - всё решено. Но когда вы захотите придумывать, тогда не экономьте. До какого-то момента вы можете существовать совершенно спокойно, но, всё-таки надо учиться. Как это ни смешно, но первый вопрос - это «учиться, учиться и ещё раз учиться». Ничего нового в этой жизни нет. К счастью, обучение практически бесплатно. Оно требует только времени. Второе - помнить, что всё бесплатно. Третья часть - это не экономить. Тут, к сожалению, тогда уже конкуренция. Тогда уже всё, но третья, она по очереди и должна быть третья. Если взять её первой, то просто деньги потеряете."