Очень интересна структура стихотворения. По сути, в нем четыре «этапа», четыре ступени: чернокосынька – белорученька – яснооконька – чернокрылонька. И под каждым стоит рефреном – «чернокнижница!»
Чернокнижник (словарь Ожегова) – человек, занимающийся чернокнижием. Чернокнижие (словарь Ожегова) - в старину: колдовство, в представлении суеверных людей основанное на общении с нечистой силой, с дьяволом. То есть, колдун, черный маг. И именно черным магом Цветаева, получается, называет Ахматову – несмотря на всю так называемую «молитвенность» поэзии последней. То есть все стихотворение Цветаева величает (обвиняет) Ахматову «чернокнижницей».
Попутно же с «чернокнижием» - свойством, которое Цветаевой видно сразу и до конца, которое становится, так сказать, главным отличительным свойством объекта, существуют и другие свойства. Сначала это «чернокосынька» - то есть внешнее, наружное, наружность, коса, волосы, прическа, ну, то, как женщина выглядит. Это первое, что бросается в глаза автору, когда она начинает говорить о своей героине. То есть это то, что можно было бы сказать практически о любой женщине – но тут же звучит «чернокнижница!»
Потом «белорученька». То есть сразу – не такая как все, особенная, другая, другого сорта. Изнеженная, может быть, неприспособленная, но – «чернокнижница!» То есть если косы были признаком внешности, то руки – признак деятельности. Чем героиня занимается, если она «белорученька»?
Следующее – «яснооконька». Цветаева как будто бы поднимается во все более абстрактные сферы. Сначала – как выглядит, потом – что делает, а теперь – что видит. И мы понимаем, что видит – все, потому что «яснооконька», ясные очи. И, тут же - «чернокнижница!»
И в последнюю очередь появляется «чернокрылонька». Теперь это уже полет. Снова двойная чернота: черные крылья, чернокнижье. До этого: черные косы, чернокнижье; мы начинаем с двойной черноты и идем сквозь "просветление" очей и рук снова к двойной черноте.
Цветаева как бы поднимается от земли, от «полосыньки», с которой все начинается, от кос и от рук – как промежуточный этап поднимая глаза (яснооконька) – в небо (крылья). Она показывает этот процесс подъема для героини стихотворения. Эти четыре этапа – стержень стихотворения.
Очень показательна концовка:
— Будет крылышки трепать
О булыжники!
Когда можно трепать крылья о булыжник? Когда птица делает попытки взлететь, но не может. Потому что иначе трепать крылья о землю никак не возможно, в сложенном состоянии они о землю не отрепятся. Стало быть, это означает, что птица хочет взлететь, но не может. И вот тогда-то ей «говорят» (пишут – в «грамотке»): мол, хватит трепать крылья, взлетай уже наконец. И она взлетает. Иначе с чего бы – «чернокрылонька»?
То есть стихотворение о том, что в результате личных трагедий («не загладить тех могил…») героиня вынуждена оставить земное, свою «полосыньку» и взмыть вверх. Причем даже не по своей воле, а, скорее, по воле тех, из «тамотка»: «выйдет грамотка», то есть скажут, прикажут, указуют.
И начнется свобода от «полосынек», начнется последняя стадия «таборности», начнется черный полет.
Цветаева знала это, чувствовала, что так и будет – и написала. Неудивительно, что Анне Андреевне это стихотворение казалось не очень доброжелательным.
http://buddhistka.livejournal.com/12056.html