Цитата сообщения Mary_Mara
Развитие речи
Развитие речи
Волк: попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук "у-у-у". Если ребенок не может вытянуть губы, его следует научить дуть в трубочку (начиная с трубочки большого диаметра, а затем постепенно уменьшая ее диаметр).
***
Котенок: попросите ребенка "полакать", как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
***
Пузырек: научите малыша надувать щеки и резко "разрывать" смычку губ.
***
Лошадка: прищелкивая языком, поцокать, как лошадка (подготовка для артикуляции звука -р-).
***
Закроем - откроем домик: научите малыша смыкать и размыкать обнаженные зубы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков -с-з-ц-ш-ж-щ-).
***
Чтобы малышу было интересно выполнять все эти упражнения, можно превратить занятие в рассказывание занимательной сказки.
Сказка о веселом Язычке
Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик.
(Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)
Зубами! Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри!
(Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.)
Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую". Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат "а-а-а", откроет дверку широко-широко и запоет: "А-а-а". Услышит, как лошадка ржет "и-и-и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И-и-и". Услышит, как поезд гудит "у-у-у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У-у-у". Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
(Из книги Герасимовой А. С. и др. "Программа развития и обучения дошкольника"
***
Вам понадобится полая тpубка, чеpез котоpую можно смотpеть. Если же вы воспользуетесь настоящим биноклем, то не забудьте приспособить его к глазам pебенка.
Взгляните в бинокль и скажите:
Я вижу в бинокль что-то голубое
Это стул? Hет, это не стул...
Это пол? Hет, это не пол.
Может быть это мой ботинок? Да, это мой ботинок...
Тепеpь пpедложите посмотpеть в бинокль малышу и повтоpите игpу.
Побуждайте pебенка говоpить. После того как вы спpосите: "Это стул?", попpосите его сказать: "Hет, это не стул".
Скоpее всего, в начале игpы он будет отвечать односложно: "нет", но со вpеменем начнет добавлять и дpугие слова.
Для двухлетних pебятишек эта игpа забавна.Они любят pазглядывать вещи, котоpые попадают в поле их зpения. Hапpимеp, если вы взгянете на мишку и скажете: "Это двеpь? Hет, это не двеpь" ваш малыш, наверно, найдет это смешным. (Дж.Силберг)
***
Взрослый многократно повторяет малышу простенький стишок, потешку или сказку. Когда текст уже хорошо знаком детям, можно делать в конце каждой строки паузы, чтобы побуждать ребенка к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою... лошадку» или «Жили-были дед... и баба» и пр. Так получается своеобразный диалог, в котором ребенок подсказывает взрослому нужное слово. Обычно такое договаривание слов приносит малышу большое удовольствие.
***
Знакомство с новым словом. Новое слово, обозначающее действие, вводится в сочетании со знакомыми словами, обозначающими предмет или субъект действия. Этот прием усиливает интерес к слову и закрепляет определенные словосочетания. Например, слово «клюет»: «Саша кушает, а курочка клюет, и цыплята клюют, и воробышки клюют... Вот как они клюют... Что курочка делает? Покажи, как она клюет...» и т.п. Этот прием необходимо сопровождать рассматриванием соответствующих картинок или действиями с игрушками, чтобы новое слово не было оторвано от своего значения.
***
Мама просит что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручения зависит от уровня развития речи ребенка, как пассивной, так и активной: поручение должно быть понятно и доступно и в то же время требовать сосредоточенности и не выполняться механически. Наиболее простыми являются просьбы принести игрушку, когда эта игрушка лежит на виду и ничто не отвлекает внимание ребенка. Более сложными являются поручения найти и принести игрушку, находящуюся среди других (двух, потом трех). Еще более сложно найти предмет, если он лежит не на самом видном месте, а где-нибудь в стороне и поручение требует целенаправленного поиска. Последующие задания могут включать поиск уже не одного, а двух предметов: «Принеси сначала мишку, а потом – мячик». Так, постепенно усложняя поручения, можно приучать ребенка регулировать свои действия словом. Чтобы выполнить поручение, ребенок должен удерживать слово взрослого в течение какого-то времени. Помочь ему в этом может повторение этого слова. Желательно, чтобы малыш сам повторил, что ему нужно принести, а когда выполнит поручение, сказал, что он принес. Этот прием очень важен для построения звукового образа своих действий.
***
Показывая малышу игрушки или картинки в книгах, обращайте внимание на цвет зверей и предметов, на их величину. Например: "Где у коровки рога - покажи. Рога белые. Какие рога у коровки? А еще какие?" (Если малыш не отвечает, ответьте за него - "большие", а потом спросите об этом у ребенка.)
Обращать внимание малыша на различные предметы и их свойства можно повсюду: и на прогулке, и по дороге в магазин, и на кухне. Хорошо постепенно переходить от описания внешнего вида предметов к придумыванию небольших рассказов про них. И не страшно, если сначала больше работает фантазия взрослых, а малыш будет лишь помощником, со временем ситуация изменится.
***
Любимые действия ребенка обозначайте определенными звуками. Например, когда малыш рисует штрихами капли дождя, он может говорить: «Кап-кап-кап», когда бежит или танцует: «Топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком: «Тук-тук» и пр. Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, потом ребенок повторяет за ним соответствующие звуки, и они вместе сопровождают звуками действия, а потом уже сам малыш одновременно и действует, и произносит звуки.
***
Речевое сопровождение действий. Этот прием является более сложным вариантом предыдущего. Он заключается в том, что ребенок сопровождает свои действия уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Конечно, до трех лет речевые образцы дает взрослый. Здесь хорошо использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать.
***
Покажите малышу простые и короткие сценки с игрушками. Содержание этих сценок должно быть очень простым и легко узнаваться. Показ должен обязательно сопровождаться знакомыми для малышей словами, вызывать отношение детей к игрушкам и желание помочь им. Сразу после сценки можно спросить малыша, что он видел. С помощью вопросов и подсказок взрослого совсем простыми словами ребенок может передать свои впечатления от увиденного. Эту игру лучше использовать после двух лет, когда в арсенале детей уже достаточно слов. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же.
***
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами. Договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.
***
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления. Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Помогайте малышу наводящими вопросами. В процессе сюжетно-ролевой игры задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.
***
Что бывает…. Какое бывает…
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.
***
Кто что делает.
Начало может быть таким:
"Солнышко - светит, сияет, греет, а еще…."
"Чайник - свистит, кипит,…"
"Машина - едет, гудит, светит,…"
"Снег - идет, тает,…"
"Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…"
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик - прыгают.
И птица, и муха летают.
И снег, и дождь выпадают на землю.
И снег, и лед - тают.
Или много предметов на одно действие:
"Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …"
"Едет - машина, поезд, велосипед, …"
"Тает - мороженое, лед, …"
Или задания, имеющие только один ответ:
"Кто чинит сапоги?"
"Кто печет пироги?" и так далее о других профессиях.
"Кто хоботом пьет воду?"
"Носит грибы на иголках?" и т.д.
***
Что где? Кто где?
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры. Что есть у нас на кухне? Что есть у нас в прихожей? И так далее. Где у нас стоит телевизор? Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке). Потом "отправиться" в путешествие. Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле? Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…
***
Угадай, кто это?
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк) Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц) Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик) Длинная, безногая, ядовитая. (змея) Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса) Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)
***
Научите малыша дуть на одуванчики, ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед.
***
1. Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например кораблики. Вы можете устроить парусную регату, сравнивая, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. А может быть это будут птички или уточки?
***
2. Нравится пускать малышам мыльные пузыри, "делать ветер", чтобы легкие шарики (например из пенопласта) катились по желобку, дуть в бутылочку.
***
4.
5 Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах! Годятся дудки, губная гормошка, флейта. Можно создать целый духовой оркестр, где у каждого малыша, мамы и папы будут свои партии. Шумно? Зато как интересно!
(Герасимова А. С. и др. "Программа развития и обучения дошкольника)
***
Подражайте различным звукам
Вот звукоподражания, которые можно использовать:
- человек, у которого что-то болит - 0-0-0;
- плачущий человек - А-А-А;
- гудок парохода - У-У-У;
- лошадь - И-И-И, И-ГО-ГО (более сложный вариант);
- паровоз - УХ-УХ-УХ;
- корова - МУ-МУ;
- собака - АФ-АФ;
- коза - МЕ-Е-Е;
- овца - БЕ-Е-Е;
- ослик - И-А, И-А;
- гуси - ГА-ГА;
- утка - КРЯ-КРЯ;
- поросенок - ХРЮ-ХРЮ;
- кошка - МЯУ-МЯУ;
- часы - ТИК-ТИК или ТИК-ТАК;
- молоток - ТУК-ТУК.
***
Если у вас есть возможность, повесьте на стену алфавит. Называя какой-нибудь звук, показывайте соответствующую букву ребенку. Так постепенно он запомнит их все.
***
Описывайте с ребенком различные иллюстрации в книжках. Что нарисовано на картинке? К примеру, чем заняты дети? Что слева картинки, что справа (спереди, сзади) и т.п.