В далеком 1860 году один из индийских правителей магараджа по имени Барода Кханде Рао заказал ковер, для дарения в качестве украшения гробницы пророка Мухаммеда в Медине. Этот великолепный шелковый ковер, был отделан изумрудами, сапфирами и брильянтами и расшит более чем двумя миллионами жемчужин. По оценкам специалистов на каждый квадратный дециметр ковра, приходится примерно по 5000 жемчужин и бусин.
Ковер, сотканный для гробницы пророка Мухаммеда, продали за 5,5 миллиона долларов.
Если обратиться к «Википедии», то можно узнать о том, как на протяжении многих веков ковер был не только символом достатка, но и предметом искусства, поскольку для его выделки требовался кропотливый ручной труд. Это требует от ковровщиц высокой квалификации, тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении.
Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но, зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти. Едва касаясь нитей основы руками, мастерица за рабочий день вяжет около 7-8 тысяч узлов, потратив на каждый узел в среднем около 2 секунд.
Орнаменты иранских ковров, приятные взгляду тона, ручная работа, безупречное качество - все это есть отличительная черта и традиции Исфахана, Кума, Тебриза, Габе и Наина. Их различают только по плотности, исполнению и колориту. Ковёр, произведенный в любом из этих городов, смело и легко впишется в ваше личное пространство и заставит ценить себя.
Да, именно ценить, иначе незачем, по-моему, быть его обладателем. К примеру, потомки индийского махараджи, жившего в городе Борода, что в Индии, более ста лет хранили ковёр своего прадеда. Этот ковёр предназначался в дар гробнице пророка Мухаммеда в Медине. Начали ткать его в начале 1860-х годов, по приказу правителя княжества - Кханде Рао. К 1865 году ковер был готов. По причине смерти махараджи отправка в Медину так и не состоялась. И ковер остался в семье, получив название жемчужный ковер Барода.
По одной из легенд, махараджа дал обет принести дар Пророку Мухаммеду, украсив его гробницу драгоценным ковром. Сейчас нам не известно что его побудило пойти на такой поступок, но по всей видимости Кханде Рао, на такую мысль, натолкнуло жемчужное покрывало гробницы Мумтаз-Махал в Тадж-Махале (жаль, до наших дней это покрывало не сохранилось).
Украшениями жемчужного ковра служат порядка 2 000 000 натуральных жемчужин. Бусины, украшения из драгоценных камней - изумруды, рубины и бриллианты в золотых оправах. На всеобщее обозрение этот ковёр был выставлен несколько раз. На выставке индийского искусства в Дели в 1902-1903 г. И в 1985 году в нью-йоркском Музее искусств «Метрополитен», на выставке «Индия».
Стартовая цена начиналась с 4,5 млн. долларов. На аукционе за право обладать ковром боролось всего лишь 3 покупателя, остальные воздержались от участия. Имя нового владельца держится в строжайшей тайне.
Несмотря на то, что «Жемчужный ковер» ушел с лота за сумму меньше ожидаемой устроителями аукциона, тем не менее, он побил мировой рекорд, установленный в 2008 году в Нью-Йорке на аукционе Christie’s при продаже старинного персидского ковра.
И по сей день «Жемчужный ковер», созданный в Индии в позапрошлом веке, это самый дорогой ковер в мире.