Самоопределение |
В подростковом возрасте человек стремится к самоопределению. Он ищет смыслы не только в своей скоротечной деятельности, но ищет смысл и в своей жизни. Он исследует свою реальность, постоянно сравнивая собственные интерпретации смыслов жизни с теми, что ему скармливают взрослые. Он выстраивает мостики между этими интерпретациями, либо отметает все предложенные, либо берёт на веру наш опыт, придавая смысл своему выбору.
Подросток становится либо автором своего опыта, либо последователем авторитарного мировоззрения. Что заставляет подростка стать «первооткрывателем» или быть ведомым? Ребёнок в подростковом периоде тонко улавливает все хитросплетения взаимоотношений отдельных частей целостного мира через осознанность, если с рождения его учат распознавать собственные эмоции и чувства. Если с раннего детства ребёнка растить само осознанным, он будет свободен от догм и ответственен за мир, который создает вокруг себя, и за себя в нем. Он приобретает способность почувствовать «данность бытия» не как предопределённость, спущенную свыше, а как акт создания собственной реальности чередой собственных выборов.
Подросток начинает осознавать свою ценность тогда, когда ощущает себя творцом своей реальности. Он понимает, что от его выборов зависит траектория его развития. Он обнаруживает, что бытие раскрывает перед ним свои смыслы, только если его сознание пытается их найти. Так он приобретает понимание бессмысленности хождения за авторитетом, как слепец в поисках выхода на единственно верную дорогу. Кто, кроме него, может познать свой путь? Но что такое путь? Только ли выбор профессии?
Именно через способность обнаружения бытия-в-себе подросток превращается в человека, осознающего свою суть и ценность. Он начинает исследовать событийность, обнаруживая, что она связана напрямую с сознанием, которое формирует ожидания и, в конечном счете, реальность. Свободу он начинает воспринимать как риск. И очень часто простая искренность воспринимаеется им как рискованный шаг. Бытием для подростка становится то, на что он отваживается. Именно в этот момент он проходит через опыт первой влюблённости.
Так познается ответственность, которая никогда не сформируется в ребёнке, если мы как родители не позволим ему совершать поступки на основании собственных выборов. Используя свободу своих выборов, он становится автором своей жизни и несет за нее ответственность. Этим, собственно, и завершается процесс созревания личности, и начинается процесс её выхода на надсоциальный уровень развития. На этом уровне раскрывается яркая индивидуальность человека. Он решает вопрос своего предназначения: «Для чего я родился в этот мир?».
Не все способны выйти на надсоциальный уровень развития личности. Человек застревает на социальном уровне, пока в нем есть стремление найти ту зону комфорта, которая обеспечит ему возможность выживания и безопасности. Тогда профессиональное самоопределение воспринимается им как поиск своего предназначения. Отсюда запросы родителей, которые просят выявить в ребёнке предназначение, думая, что оно есть то же самое, что и проф. ориентация. В правильном выборе профессии такие родители видят успех всего жизненного пути их ребёнка. Они не задаются вопросом: «Для чего был рожден мой ребёнок?». Ими движет не идея смысла жизни, а прагматизм.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |