Страшная сказка для психологов |
Жил-был Колобок. Появился он на свет стараниями бабки, которая придала ему объем исключающий копчиковую, мочеполовую, пупочную, грудную и горловую локализаций жизненной энергии. Но из всего перечисленного, важно только одно:
у колобка от рождения отсутствовала функция выживания. То есть, он уже изначально был обречен на неумение распознавать опасность. Всё его маленькое тельце состояло из одной головы и поэтому ему были присущи только две функции жизнеобеспечения: синтез и связь с абсолютом, что соответствовало межбровной и макушечной чакрам. Но так как в роли Бога, создавшего его, была бабка, связь с которой он легкомысленно отверг, скатясь с подоконника на тропинку, то вера в абсолют его уже не могла поддержать в опасном путешествии по лесу. Чтобы выжить Колобку оставалось опереться только на функцию пространственного анализа и синтеза (ориентировки), необходимые каждому путешествующему по лесному царству для последующего успешного обучения и социальной адаптации.
Итак, колобок наш вышел в свет. Так, почему же он и от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, и от Медведя ушел, а от Лисы уйти не смог? Рассмотрим это с точки зрения психофизиологии. У нашего колобка за счет повторяющегося опыта успешного побега от опасности сформировался в психике застойный очаг, что способствовало созданию физиологической основы вредных стереотипов, инерции мышления, а с другой - основы "озарения", когда он интуитивно первый раз спел свою песенку Зайцу, ошарашив такой внезапностью своего врага. Из-за стягивания внешних раздражителей (Зайца, Волка и Медведя) и постоянной подпитки ими доминанты, случайное впечатление колобка, вызвало в его воспаленном мозгу искомое решение его проблемы выживания в отсутствии связи с абсолютом. Колобок сделал ложный вывод о том, что только спев песенку он и может избежать угрозы. Этот ложный вывод, превратился в доминанту и помешал ему синтезировать и развить свой опыт до гибкого принятия решений.
Короткая история колобка красноречиво иллюстрирует четыре свойства доминанты: возбудимость, суммация, устойчивость и инерция. Каждая встреча колобка с очередным персонажем возбуждала участок его объёма с определённой частотой и увеличивала устойчивость сформированной доминанты. Инерционность мышления погубила нашего колобка, который в силу окрепшей доминанты не смог перейти к режиму импровизации при встрече с хитрой лисой.
Бедный колобок! Он не способен был творчески переосмыслить старую доминанту, сформировавшую его стереотипное мышление и поведение. Как помним, у него отсутствовала горловая чакра, а потому поток творческой энергии в его теле был перекрыт. Для нашего колобка доминанта оказалась фатальна. Судьба его лишила возможности скорректировать прежнюю доминанту или создать новую. Например, его даже некому было окатить холодной водой. А ведь это могло бы спасти ему жизнь: физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы".
Как видим, основные свойства доминантного очага, установленные когда-то А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, "само-подпитываться ими", и погубила в итоге нашего героя. Так скажем же дружно Лисе: «Приятного аппетита» и порадуемся за неё. У неё вряд ли возникнет доминанта на колобков, ведь наш герой существовал в единственном экземпляре, а потому Лисе не грозит изжога.
Рубрики: | Образование и воспитание/«Самообразование - путь к успеху»Этот раздел посвящён подготовке детей к самообразованию с самого рождения. Рассматриваются вопросы развития памяти, мышления, воображения, умения планировать, выставлять цели и их достигать.Образование и воспитание/Статьи о родительском контроле Самореализация -познание себя; -путь к своей мечте.Самообразование 2 -домашнее обучение; -экстернат; -дистанционное обучение.Самообразование 1 -Семейное образование; -экстернат; -ускоренное обучение; -раннее окончание школы (как решаются вопросы студенчества в юном возрасте). |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |