По ним много лет работают десятки преподавателей начальной и средней школы, а также - осваивают грамматику воспитанники детских садов, постигшие азы грамоты с помощью "Кубиков Зайцева".
Таблицы построены так, что после наполнения их подходящими словами наглядно проступают заложенные в них правила, становятся ясными и отчетливыми законы языка. Ведь любой ребенок, говоря на родном языке, правильно согласует слова в предложениях, склоняет, спрягает и выполняет все прочие языковые условия. Он только пока не знает, как все это называется. А школа с самых первых дней обрушивает на него столько всяких непонятных терминов и правил, что ребенок не только писать, но порой и говорить правильно разучается
Николай Александрович и его последователи считают, что нужно менять сам метод преподнесения языка детям. Необходимо создать у них представление о языке как о системе. Помимо таблиц для этого нужны словари-справочники, сборники упражнений и хрестоматии с текстами великих авторов. Самостоятельное аналитическое изучение языка со всеми этими материалами приведет к тому, что нужные правила сформулируются как бы сами собой, станут итогом логических рассуждений, а не данностью, взятой неизвестно откуда. И тогда справедливость правила не будет восприниматься как некий "каприз" учителя: "Хочу, чтобы ты писал здесь Е, а не И" (согласитесь, учительские слова часто воспринимаются детьми именно так).
Кроме того, такой подход стимулирует расширение словарного запаса. Таблицы позволяют использовать сколь угодно большое количество слов и словосочетаний. Так, работая с текстом и пользуясь сразу несколькими таблицами, мы учим не одно "правило сегодняшнего урока", а постигаем закономерности употребления и сочетания слов в данном тексте. А раз мы читаем произведения русских писателей, то в классе постоянно звучит прекрасный язык, ученики слушают и пишут не корявые фразы из учебника, составленные только ради демонстрации очередной орфограммы, - они соприкасаются с лучшими образцами родной словесности.
Рассказывать о грамматических таблицах Зайцева - все равно, что на пальцах объяснять, как плавать. По замыслу автора, весь комплекс таблиц должен быть развешен в классе - только тогда язык предстает как четко вычерченная система, в совокупности всех ее главных составляющих: вот блок прилагательных, вот блок существительных, здесь место глагольных таблиц, здесь расположились числительные.
Тот, кто знаком с "Кубиками", знает, что это пособие позволяет любому ребенку, с любой степенью подготовленности выбирать собственную программу действий. Таблицы незаменимы и при повторении курса грамматики перед экзаменами, и при работе с отстающими учениками.