Структура занятий по развитию словаря у детей дошкольного возраста |
Когда-нибудь планирую отвести свою дочку в развивающий центр для детей дошкольного возраста. А сейчас просматриваю подобные сайты, сравниваю цены, условия, перечень услуг. Последнее где я была это "Умка" - развивающий детский центр, который кроме огромного спектра услуг еще предлагает танцы для детей в марьино... С первого взгляда впечатление о сайте и этом центре остается благоприятное...
А теперь непосредственно по теме этого поста. Представленный материал является деликатесом для педагогов дошкольного образования (воспитателей). Я еще не встречала учебника или методички, где так подробно и доступно была бы расписана обобщеная структура разных занятий по развитию речи у дошкольников. Спасибо тому, кто так переработал и систематизировал материал.
|
Занятия по рассматриванию предметов (игрушек)
|
Занятия по рассматриванию картин
|
Занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов
|
Занятия по сравнению предметов
|
Занятия по формированию обобщающих понятий
|
Занятия по обучению детей отгадыванию загадок.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Общее
|
Конспект оформляется традиционно
На одном занятии может решаться сразу несколько словарных задач – некоторые слова мы узнаем впервые = расширение словаря, некоторые слова вводим в речь детей = активизация словаря, некоторые уточняем и закрепляем…
|
|||||
Методические указания
|
До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно.
Если предмет(ы) рассматриваются впервые, то берем на рассмотрение меньше деталей, подробностей, уточнений, а рассматриваем наиболее общие, яркие моменты.
|
Можно проводить рассматривание разных картин – предметных, сюжетных, пейзажей. И прочее.
До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 картины, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более картины одновременно.
Если картина рассматривается впервые, то берем на рассмотрение меньше деталей, подробностей, уточнений, а рассматриваем наиболее общие, яркие моменты.
|
До старшей группы на занятии рассматривается 1, редко 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно.
Предполагается, что на данном занятии рассматриваются предметы, по которым уже проводились занятия.
|
До старшей группы на занятии рассматривается 2 предмета, начиная со старшей группы рассматривается 2 и более предметов одновременно.
Предполагается, что на данном занятии рассматриваются предметы, по которым уже проводились занятия.
Необходимо особое внимание уделить подбору предметов, которые будут рассматриваться на занятии – должно быть много характеристик, доступных для сравнения детьми (цвет, форма, величина, части, детали. Назначение, материал и пр.) Это должны быть предметы схожие, которые можно перепутать (сумка-портфель, кепка-панама, журнал-книга и др.)
|
В подготовительной группе дети должны свободно называть30-40 обобщающих понятий (см. программу)
До старшей группы на занятии вводится 1 обобщающее понятие, после старшей группы можно на одном занятии вводить 1 новое обобщающее понятие и затем сравнивать его с уже выученным обобщающим понятием.
До старшей группы, для сравнения 2-х обобщающих понятий, необходимо вначале провести занятие по одному обобщающему понятию, затем провести занятие по другому обобщающему понятию, затем занятие по сравнению этих обобщающих понятий.
Данный вид занятий можно проводить для ознакомления и сравнения двух разных обобщающих понятий (животные – птицы) и для уточнения уже изученного обобщающего понятия (животные – дикие, домашние, хищные, северные и т.д.)
|
|
1 часть (вводная).
|
Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия)
- Организационный момент
- Заинтересовывающий / сюрпризный момент
- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.
- Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета
|
Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия)
- Организационный момент
- Заинтересовывающий / сюрпризный момент
- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.
- Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление картины
|
Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия)
- Организационный момент
- Заинтересовывающий / сюрпризный момент
- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.
- Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета
|
Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия)
- Организационный момент
- Заинтересовывающий / сюрпризный момент
- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.
- Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета
|
Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия)
- Организационный момент
- Заинтересовывающий / сюрпризный момент
- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.
- Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета
|
Традиционная (см. лекцию о конспектах занятия)
- Организационный момент
- Заинтересовывающий / сюрпризный момент
- Постановка цели для деятельности детей / мотивация.
- Разворачивание сюжета занятия, сюрпризное появление предмета
|
2 часть (основная).
|
1.Рассматривание предмета. В это время воспитатель описывает предмет, многократно называя те, качества предмета, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
1.Рассматривание картины. В это время воспитатель описывает картину, многократно называя те, слова, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
1. Рассматривание 2-х и более предметов и выполнение заданий (опытов) воспитателя, которые затрагивают, именно те свойства предмета, которые запланированы к изучению в программном содержании.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
1. Рассматривание предметов (кратковременное, до потери к ним интереса детей).
|
1. Рассматривание предметов или картин (кратковременное, до потери к ним интереса детей).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
2. Вопросы к детям по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
2.Вопросы к детям по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
2. Вопрос к детям – почему с одними предметами задание воспитателя выполнить получается, а с другими нет. Дети сами дают в ответе название того свойства, которое запланировано к изучению в программном содержании. Если дети не могут подобрать точного слова, то его вводит воспитатель.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
2. Дети отвечают на вопрос воспитателя – чем эти предметы отличаются. Воспитатель выслушивает ответы детей, исправляет их или обобщает (то есть повторяет своими, более грамотными словами).
Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
2. Рассматривание каждого из представленных предметов отдельно и вопросы по ним. Воспитатель должен задавать вопросы на выявление тех признаков, по которым в последствии эти предметы будут отнесены в одно обобщающее понятие. Всего должно быть 3-5 признаков. При этом обобщаем ответы детей (то есть переформулируем их ответы так, как потом дети будут доказывать принадлежность этих предметов к одному обобщающему понятию)
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
3. Ознакомление с назначением предмета. Воспитатель называет основные действия, которые можно производить с помощью предмета и (если возможно) демонстрирует их. Рассказываем только о тех действиях, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
3. Ознакомление с назначением или смыслом изображенного на картине. Воспитатель называет основные действия, изображенные на картине, или которые можно производить с помощью изображенного предмета и (если возможно) демонстрирует их. Рассказываем только о тех действиях, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
3. Закрепление только что освоенного понятия – воспитатель выкладывает перед детьми дополнительные предметы (специально подготовленные) а дети показывают предметы, в которых это свойство есть и в которых оно отсутствует, обязательно объясняя почему они так решили (как догадались).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
3. Если дети перечислили не все отличия, воспитатель задает наводящие вопросы и дети освещают оставшиеся отличия. Как правило, воспитатель привлекает внимание детей к деталям предметов и их назначению.
Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
3. Вопросы к детям – что же общего во всех этих предметах. Ответы детей должны содержать общие признаки, свидетельствующие о принадлежности этих предметов к одному обобщающему понятию. (мы это уже с детьми разобрали в начале занятия, всего 3-5 признаков).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
4. Вопросы к детям о назначении предмета (по только что услышанному) – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
4. Вопросы к детям о по только что услышанному – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
4. Закрепление с детьми уже освоенных обследовательских действий – воспитатель объясняет как (в каком опыте) можно узнать есть в этом предмете заданное свойство или нет, показывает, дает детям самостоятельно провести обследовательские действия с предметами. Желательно, что бы это были новые предметы, и в большом количестве – раздаточный материал на каждого ребенка.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
4. Вопросы воспитателя – чем эти предметы похожи. Когда дети перестанут находить признаки схожести, воспитатель задает наводящие вопросы.
Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
4. Подводим вывод – в этих предметах много общего, а кто знает, как их всех назвать одним словом – то есть введение обобщающего понятия. Если дети затрудняются с ответом, то обобщающее понятие вводит воспитатель и проводит с ним словарную работу (многочисленные повторы)
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
5.Игровые действия с предметом. Может служить физкультминуткой. Задания подбирать согласно возрасту детей. Примеры: неожиданное исчезновение и поиск предмета, пантомима с предметом или изображение действий, которые можно совершать с этим предметом, озвучивание (если возможно) предмета, показ предмета по слову воспитателя, поиск предмета в ряду аналогичных, поиск в группе таких предметов и др.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
Для 2-ой младшей и средней группы, этого уже может быть достаточно и можно проводить традиционный итог занятия. Для старшей и подготовительной группы занятие с усложнениями продолжается.
|
5. Игровые действия по услышанному материалу. Может служить физкультминуткой. Задания подбирать согласно возрасту детей. Примеры: неожиданное исчезновение и поиск картины, пантомима с изображенным предметом или по сюжету картины, озвучивание (если возможно) предмета или сюжета, поиск в группе таких предметов и др.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
Для 2-ой младшей и средней группы, этого уже может быть достаточно и можно проводить традиционный итог занятия. Для старшей и подготовительной группы занятие с усложнениями продолжается.
|
5. Предлагаем детям в группе найти предметы с только что изученными свойствами (воспитатель предусмотрительно разложил предметы с изученными свойствами на видных и доступных для детей местах). Дети принося предметы, обязательно рассказывают и показывают как они обнаружили это свойство у предмета.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
5. Вопрос воспитателя – а как мы сразу узнаем и отличим эти предметы? Выслушиваем ответы детей и обобщаем их.
Воспитатель задает свои вопросы таким образом, чтобы дети в ответах использовали слова, запланированные в программном содержании и проводит по ним словарную работу (повторы и прочее).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
5. Повторный разбор предметов по вопросам воспитателя – что это; а каким другим (новым) словом можно его назвать; а почему ты решил что это… (ребенок перечисляет 3-5 признаков); а какие ты еще знаешь …
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
6. Повторное рассматривание предмета с привлечением внимания к частям и деталям предмета, тех деталей и частей, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
6. Повторное рассматривание картины с привлечением внимания к частям и деталям, тех деталей и частей, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
6. Аналогичным образом, по тому же плану рассматривается новое свойство предмета.
Рассматривание 2-х и более предметов и выполнение заданий (опытов) воспитателя, которые затрагивают, именно те свойства предмета, которые запланированы к изучению в программном содержании.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
6. Физкультминутка, желательно связанная с темой занятия
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
7. Вопросы к детям по только что услышанному, – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
7. Вопросы к детям по только что услышанному, – цель – заставить детей повторять те слова, которые запланированы для изучения в программном содержании.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
7. Вопрос к детям – почему с одними предметами задание воспитателя выполнить получается, а с другими нет. Дети сами дают в ответе название того свойства, которое запланировано к изучению в программном содержании. Если дети не могут подобрать точного слова, то его вводит воспитатель.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
7. Игры и задания на закрепление обобщающего понятия. Наиболее удачная игра: «Назови одним словом». При проведении данной игры обязателен вопрос «Почему ты так решил?» И ребенок приводит свои «доказательства» - 3-5 признаков. Возможны и другие игры и задания.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
Для средней и начала старшей группы этого достаточно и занятие можно завершать – итог занятия традиционный. Для второй половины старшей и подготовительной группы, занятие продолжается.
|
|
|
8. Знакомство со свойствами и качествами предмета (из чего сделано, какое на ощупь, хрупкое или нет, мнется, рвется, прозрачное и пр.) Каждое выявленное свойство дети должны попробовать и проверить (ощупывание, поглаживание, приподнимание = взвешивание, восприятие на слух, запах, вкус и пр.) Возможность обследовать предмет должен иметь каждый ребенок, поэтому необходимо запланировать наличие раздаточного материала. Каждое качество рассматривается только в паре (что бы понять что такое тяжелый, тут же пробуем что-то легкое, соленый, сладкий и так далее)
Рассматриваем только те качества, которые запланированы на это занятие.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
8. Вспоминание свойств и качеств изображенного предмета или явления (из чего сделано, какое на ощупь, хрупкое или нет, мнется, рвется, прозрачное и пр.) Рассматриваем только те качества, которые запланированы на это занятие.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
8. Закрепление только что освоенного понятия – воспитатель выкладывает перед детьми дополнительные предметы (специально подготовленные) а дети показывают предметы, в которых это свойство есть и в которых оно отсутствует, обязательно объясняя почему они так решили (как догадались).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
8. Отграничение освоенного обобщающего понятия от схожего (например: овощи – фрукты, одежда, головные уборы, дикие животные – домашние животные) Удобно это проводить в игре «Четвертый лишний». При проведении игры обязателен вопрос «Почему ты так решил» И ребенок дает развернутый ответ с доказательствами (3-5 признаков).
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
|
|
|
9. Различные игры с рассматриваемым предметом или со словами, отрабатываемыми на данном занятии.
Не забыть вернуться к сюжету всего занятия или к мотиву, созданному к этому заданию, оценка деятельности детей.
Для старшей группы на этом занятие можно и закончить, а можно и продолжить, для подготовительной группы, занятие продолжаем.<
|
Рубрики: | методика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |