Автор назвал ее «Невозможно обнаженной красавицей» |
Нескромная красавица с портрета: как русская Венера покорила Париж и затмила французскую императрицу
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, урожденная Мергасова, была одной из первых красавиц высшего света, покоривших в середине XIX в. Москву и Санкт-Петербург, а затем и Европу. Она стала прототипом Лиди Корсунской в романе Л. Толстого «Анна Каренина», автор назвал ее «невозможно обнаженной красавицей». Русская Венера действительно шокировала высший свет своими слишком откровенными нарядами, чем вызывала гнев французской императрицы. А о ее красоте нам известно благодаря двум портретам работы Франца Ксавье Винтерхальтера.
Варвара Дмитриевна происходила из костромского дворянского рода Мергасовых, о котором почти ничего неизвестно, в отличие от семьи ее мужа, Николая Сергеевича Римского-Корсакова. Его род происходил от некоего Корсака из Литвы, который присягнул сыну Дмитрия Донского. Генерал-адъютант Иван Николаевич Римский-Корсаков был фаворитом Екатерины II, а всенародную славу этой фамилии принес композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Супруг Варвары Дмитриевны был красавцем-гусаром, и блестящим светским львом. На момент их свадьбы невесте было 16 лет, а жениху – 20. Обе семьи были знатны и богаты, и этот союз называли достойной партией для обоих молодоженов. В том же году Варвара родила первого ребенка, в 19 лет – второго, и в 21 – третьего. По свидетельствам современником, она при этом не утратила девичьей свежести.
Л. Толстой, который был в это время в Москве и встречал Римских-Корсаковых, вывел эту чету в образе Корсунских в романе «Анна Каренина». Кити встречает их, конечно же, на балу: «Не успела она войти в залу, … как уж ее пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина Егорушка Корсунский. … Он… увидел входившую Кити и подбежал к ней тою особенною, свойственною только дирижерам балов развязною иноходью, и, поклонившись, даже не спрашивая, желает ли она, занес руку, чтоб обнять ее тонкую талию. … В левом углу залы, она видела, сгруппировался цвет общества. Там была до невозможного обнаженная красавица Лиди, жена Корсунского, … туда смотрели юноши, не смея подойти».
Многие считали их идеальной парой. Но однажды между Николаем Римским-Корсаковым и лейб-гусаром Козловым состоялась дуэль, о которой говорила вся Москва. По слухам, причиной стало то, что Варвара Дмитриевна дала повод для ревности. Ее муж получил легкое ранение, но более серьезными были другие последствия: дуэлянты попали под суд, и Римскому-Корсакову пришлось подать в отставку. После этого он решил развестись с женой.
Единственным способом избежать скандалов для Варвары Дмитриевны стал отъезд за границу. Она поселилась во Франции. Князь Д. Оболенский, который был с ней знаком, писал, что Варвара Дмитриевна «считалась не только петербургскою, но и европейскою красавицей. Блистая на заграничных водах, приморских купаньях, в Биарице и Остенде, а также в Тюильри, в самый разгар безумной роскоши императрицы Евгении и блеска Наполеона III, В. Д. Корсакова делила успехи свои между петербургским великим светом и французским двором, где ее звали Венерой».
Однажды зимой в 1863 г. Варвара Римская-Корсакова появилась на маскараде в костюме жрицы Танит, который состоял из одной газовой ткани, не скрывающей всех прелестей ее фигуры. Этот чересчур откровенный наряд вызвал такое негодование императрицы Евгении, что она велела ей покинуть зал. Этот скандал только прибавил популярности нескромной красавице. Она без стеснения демонстрировала свою прекрасную фигуру не только в Тюильри. Говорили, что на курорте в Биаррице русская Венера выглядела так, «как будто только что вышла из ванны». А на балу в Министерстве морского флота она появилась на колеснице в наряде дикарки, на ней были только лоскуты ткани и перья, что позволило всем окружающим оценить «самые совершенные ноги во всей Европе».
Многочисленные поклонники не раз звали красавицу под венец, но она неизменно отвечала отказом. Под обаяние «русской Венеры» попал и художник Винтерхальтер, который писал ее портреты дважды. Его часто обвиняли в преувеличении достоинств моделей, но на этот раз ослепительная красота позирующей не требовала гиперболизации. Портреты написаны с особой симпатией и теплотой.
Варвара Римская-Корсакова скончалась в возрасте 45 лет от сердечной болезни. Ее сын продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу. Свою дочь он назвал Варей в честь матери.
Придворный портретист Винтерхальтер писал портреты многих красавиц: знаменитые полотна художника, обожаемого аристократками
«Дамы готовы ждать многие месяцы, чтобы попасть к нему. Они записываются, получают порядковые номера и ждут… одна – год, другая – восемнадцать месяцев, а третья – и вовсе два года. Каждая мечтает иметь свой портрет, написанный именно ним», - так писал Александр Дюма о прославленном портретисте Франце Ксавере Винтерхатльтере. Несмотря на огромную популярность и невообразимую востребованность, этот художник так не был принят в элиту знаменитых живописцев того времени.
Наверняка, почти каждый хоть раз в жизни видел репродукции или оригиналы прекрасных портретов самых известных особ благородных кровей 19 века, расположенных в Эрмитаже и других не менее известных музеях и галереях Европы. Их всех объединяет одно: отсутствие недостатков. Именно эта манера исполнения сделала немецкого художника Франца Ксавера Винтерхальтера (Franz Xaver Winterhalter) самым востребованным придворным портретистом.
Будущий салонный художник родился в семье фермера в Шварцвальде (Германия) в 1805 году. Несмотря на низкое происхождение, отец всячески поддерживал желание мальчика стать художником. После завершения обучения в Мюнхенской академии художеств Винтерхальтеру удается переехать в Италию, где он пишет картины в романтическом стиле. По возвращении в Германию о его таланте узнают высочайшие королевские особы, и со временем Винтерхальтер становится портретистом при дворе французского короля Луи-Филиппа.
В 1836 году на выставке в Салоне картина художника Dolce Farniente, написанная как типичное академическое произведение живописи в стиле Рафаэля, была удостоена положительных отзывов от критиков. Но, когда Финтерхальтер стал писать один за другим портреты при дворе, в кругах художников его перестали воспринимать серьезно. Они считали его работы уж слишком слащавыми и намеренно приукрашивающими реальные лица и пропорции заказчиц.
Первоначально Франц Великолепный (так прозвали его аристократки) считал свой успех при дворе временным и желал скорейшего возвращения к предметной живописи, чтобы занять должное место в художественной иерархии того времени. Но по прошествии нескольких лет, принесших славу и богатство среди аристократической элиты, Винтерхальтер смирился со своим положением придворного портретиста.
Оттачивая свое мастерство из года в год, Винтерхальтер мог идеально написать образ той или иной заказчицы, сгладив недостатки, но, при этом, сохранив невероятною похожесть с оригиналом. Он не оставлял без внимания и туалеты дам. Роскошь бархата, атласа, драгоценных камней – все это идеально передано на холсте. Неудивительно, что вся русская элита также жаждала видеть у себя Франца Великолепного.
Рубрики: | ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |