Композиторы / Франц Шуберт (Franz Schubert, 1797-1828) |
Композиторы / Франц Шуберт (Franz Schubert, 1797-1828)
Прожил только 31 год, умер истощенный физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из 9 симфоний композитора не была исполнена при его жизни, из 600 песен было напечатано около 200, а из двух десятков фортепианных сонат — только три.
В своей неудовлетворенности окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворенность и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве — в романтизме, и Шуберт стал одним из первых композиторов-романтиков.
Родился Франц Шуберт в 1797 в Лихтенталь, предместье Вены. Его отец, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах. Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик принимал участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта.
Франц обладал прекрасным голосом, пел в церковном хоре, исполняя сложные сольные партии. Отец был доволен успехами сына. Когда Францу исполнилось 11, его определили в конвикт — школу подготовки церковных певчих. Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижёра. Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль-минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена. Уже в те годы Шуберт начал сочинять.
Его первые произведения — фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года. С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов, даже всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика. Шуберт решился порвать с конвиктом. Забросить скучные и ненужные учебники, позабыть о никчемной, иссушающей сердце и ум зубрежке и выйти на свободу. Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради неё.
28 октября 1813 года он закончил свою Первую симфонию Ре-мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал: «Окончание и конец». Окончание симфонии и конец конвикту. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год, когда, казалось, всё было против него, им создано поразительное множество произведений.
Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Среди произведений этого периода немало поистине гениальных. Это Трагическая и Пятая Си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь». «Маргарита за прялкой» — монодрама, исповедь души. «Лесной царь» — драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. «Однажды, — вспоминает Шпаун, друг композитора, — мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперед по комнате, читал вслух „Лесного царя“. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова».
Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая крайнюю материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим.
Личная жизнь также не сложилась. Тереза пела в церковном хоре, и с первых же репетиций Шуберт заметил её. Светловолосая, с белесыми, словно выцветшими на солнце, бровями она совсем не блистала красотой. Скорее, напротив, казалась дурнушкой. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо преображалось, озаренное внутренним светом. И вновь судьба обошлась с ним жестоко. Вмешалась мать Терезы, которая растила дочь без отца и все свои надежды на лучшее будущее возлагала на замужество дочери. Шуберту было отказано. Кроме грошового жалованья помощника школьного учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец. Она стала женой кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную, серую жизнь, умерев на 78 году. К тому времени, когда её свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.
В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил у своих друзей по школе - Шпауна и Штадлера. Позже к ним присоединились разносторонне одарённый Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Душой кружка был Шуберт, небольшого роста, коренастый, близорукий, он обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость, мягкость характера. Иногда встречи друзей посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял.
Ave María de Schubert interpretado por Lang Lang
Serenade - Franz Schubert
Кстати, Шуберт сочинял очень быстро. «Я сочиняю каждое утро, окончив одну пьесу, я начинаю другую», — писал композитор. Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. В этот период Шуберт пишет два своих замечательных произведения — «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха». «Неоконченная симфония» состоит не из четырёх частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью — менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует ещё двух частей, надо поступиться формой. Что он и сделал.
Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства. А сделав это, пошёл дальше — насытил песенностью камерную музыку — квартеты, квинтеты, — а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, — миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим — дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, — лирико-романтическую симфонию. Это мир простых человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний, исповедь души. И песенный цикл «Прекрасная мельничиха» яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. «Прекрасная мельничиха» — вдохновенное творение, озаренное нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств. Цикл состоит из 20 отдельных песен, а все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, перипетией и развязкой, с одним лирическим героем — странствующим мельничным подмастерьем. Впрочем, герой в «Прекрасной мельничихе» не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой — ручей. Он живет своей бурливой, напряжённо-изменчивой жизнью.
Произведения последнего десятилетия жизни Шуберта очень разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть их так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Песни, главное в творчестве Шуберта, считались тогда более пригодным для домашнего музицирования, чем для открытых концертов. По сравнению с симфонией и оперой песни не причислялись к важным музыкальным жанрам.
Ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте, посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта. Иногда Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента.
И всё же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей. Это не были завсегдатаи блестящих придворных салонов, представители высшего сословия. Музыка Шуберта нашла путь к сердцам простых жителей Вены и её предместий благодаря выдающемуся певцу того времени Иоганну Михаэлю Фоглю.
Необеспеченность, постоянные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. В 27 лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете...» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь».Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки.
В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость и надежду на будущее. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом, 19 ноября 1828 скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши, многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».
После смерти Шуберта началась интенсивная публикация его песен. Примечательно, что в России песни Шуберта получили широкое распространение в среде русской демократической интеллигенции еще задолго до того, как приезжие гастролеры, выступая с виртуозными инструментальными транскрипциями, сделали их модой дня. Большинство инструментальных произведений Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало во второй половине XIX века. Десять лет спустя после смерти композитора одно из его инструментальных произведений (Девятая симфония, обнаруженная Шуманом) привлекло к нему как к симфонисту внимание мировой общественности. В начале 50-х был напечатан С-dur'ный квинтет, а позднее — октет. В декабре 1865 была обнаружена и исполнена «Неоконченная симфония», а еще через два года в подвальных складах одного венского издательства поклонники Шуберта «откопали» почти все его остальные забытые рукописи (в их числе пять симфоний, «Розамунда» и другие оперы, несколько месс, камерных произведений, множество мелких фортепианных пьес и романсов). С этого момента шубертовское наследие стало неотъемлемой частью мировой художественной культуры.
Произведения
* Оперы «Альфонсо и Эстрелла» (1822; постановка 1854, Веймар), «Фьеррабрас» (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе «Граф фон Гляйхен» и др.;
* Зингшпили (7), в том числе «Клаудина фон Вилла Белла» (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), «Братья-близнецы» (1820, Вена), «Заговорщики, или Домашняя война» (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
* Музыка к пьесам «Волшебная арфа» (1820, Вена), «Розамунда, княгиня Кипрская» (1823, там же);
* Для солистов, хора и оркестра — 7 месс (1814—1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе «Победная песнь Мирьям» (1828);
* Для оркестра — симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
* Камерно-инструментальные ансамбли — 4 сонаты (1816—1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811—1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
* Для фортепиано в 2 руки — 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815—1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823—1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812—1827);
* Для фортепиано в 4 руки — сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
* Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
* Песни для голоса с фортепиано (более 600), в том числе циклы «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен» («Ellens dritter Gesang»), известная как «Ave Maria Шуберта».
Серия сообщений "Музеи. Театр. Опера. Балет. Танцы":
Часть 1 - Оперные фестивали
Часть 2 - Фестивалі опери* / переклад
...
Часть 29 - Большой театр / премьера балета "Спящая красавица" (видео)
Часть 30 - Пианисты-дети / Восходящая звезда Marc Yu / Шуберт, Фантазия / Видео
Часть 31 - Композиторы / Франц Шуберт (Franz Schubert, 1797-1828)
Часть 32 - О реставрации Большого театра / Фотографии и комментарии
Часть 33 - Большой театр / Последние дни перед открытием / Лучшие моменты гала-концерта во время открытия
...
Часть 38 - Божественная Ульяна Лопаткина/«Лебединое озеро»/Видео
Часть 39 - 22 марта 2013 в Москве/БЗК концерт знаменитого Lang Lang
Часть 40 - Пианисты / Звезды / Ланг Ланг - Шопен, Концерты №1 и №2 (видео)
Рубрики: | Музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |