Продолжая тему проблематики украинско-польских культурно-художественных связей (поддержанную стипендиальным грантом Фонда им. Йозефа Мяновского Польской Академии Наук), хочу обратиться к творчеству Казимира Сихульского. Это один из самых известных художников-львовян польского происхождения, чье творчество приходится на первую половину ХХ века и в подавляющем своем большинстве отражает природу, жизнь и обычаи жителей Гуцульского края.
Роберт Франц Феан Валентий Ламезан де Салинс (нем. Robert Lamezan de Salins; пол. Robert Franciszek Fean Walenty Lamezan de Salins) (14 августа 1869 - 29 ноября 1930 г.) - польский военный деятель, дипломат Австро-Венгрии и Второй Речи Посполитой.
Происходил из французского рода, который находился на службе Австрии (его предки из Тулузы перебрались сюда в 1709 году). Сын графа Эдварда Ламезан де Салинса, президента земельного суда Вены и одного из основателей Австрийского олимпийского комитета, и Марии Ангелики де Мак. Родился в 1869 году в г. Медлинг (Нижняя Австрия).
Выбрал для себя военную карьеру. Свою службу он начал 18 августа 1890 подпоручиком 6-го драгунского полка. Потом служил в военных штабах в Вене и Кракове. 1894 становится поручиком, а в 1900 году получает звание ротмистра 1-го класса.
В 1903 г. женился на Ирэне Мартыне Волянской, в 1907 г. получил приданое - Свиржское имение вместе с замком. Ламезан де Салинс усыновил двух сыновей Волянской от первого брака. Роберт Ламезан де Салинс реставрировал Свиржскиое имение, украсив интерьеры произведениями искусства из собственной коллекции.
В браке с Волянской родилась дочь Ирэна (1904-1968), будущая жена Тадеуша Комаровского, генерала Войска Польского.
В 1907-1912 годах Роберт - военный атташе в Париже и Брюсселе. 1908 становится майором, а в 1911 году после окончания Австрийской академии Генерального штаба. - подполковником.
Участвовал в звании полковника в Первой мировой войне в качестве командира кавалерийского полка и кавалерийской бригады. 1918 получил звание генерал-майора. Отличился также как враг украинских сечевых стрельцов. После объявления Второй Речи Посполитой, перешел к ней на службу.
В то же время с 1917 года занимался восстановлением Свиржского замка, который был разрушен русскими войсками во время захвата Галиции. Он привлек в качестве рабочих трех российских военнопленных, которые по сохранившимся рисункам и фотографиям воспроизводили уничтоженные порталы, розетки и растительные орнаменты на потолках. Крыши башен граф сделал выше и более барочными. Завершены основные работы в 1919 году (полностью строительство завершено в 1926 году).
5 декабря 1918 перешел на службу в Войско Польске, хотя фактически поддерживал польские власти уже с октября 1918 года. Роберт Ламезан де Салинс принимал активное участие в польско-украинской войне, прежде всего отличился в захвате Львова 21 ноября 1920. Вслед за этим назначается военным комендантом Львова. Фактически ему также подчинялась гражданская администрация.
В 1919 г. получил звание дивизионного генерала Войска Польского. С января по июнь 1919 возглавлял польскую военную миссию в Бухаресте. 10-15 июня этого года он был представителем Польши в миссии союзников Антанты в Галичине. Затем он возглавил польскую делегацию, которая вела переговоры с Румынией по Покутью. По возвращении в Польшу он принял командование 12-й пехотной дивизией, которой руководил до 10 января 1920 года.
11 января 1920 назначается командующим Генерального округа «Поморье». В марте этого же года его перевели на должность командира Львовского генерального округа. С 20 августа по 16 сентября 1920 на решающем этапе советско-польской войны он командовал Юго-Восточным фронтом и шестой армией. В то же время был членом управления Исполнительного комитета обороны граждан во Львове. Способствовал отступлению советских войск, заняв вслед за этим Тернополь.
Затем до 1921 года возглавлял Львовский генеральный округ, после чего ушел в отставку по состоянию здоровья. В августе 1923 года он вернулся к активной службе. Граф оставался в распоряжении начальника отдела V Генерального штаба польской армии.
30 сентября 1926 г. Р. Ламезан де Салинс окончательно ушел в отставку. Поселился в Свиржском имении. Здесь занимался разведением виноградных улиток, которые очень любил есть. Умер в Свирже в 1930 году.
Одному из крымских парков заочно досталась почти всемирная известность, – песню про парк Чаир в середине XX века напевали во всех республиках бывшего Советского Союза и за его пределами. С тех пор он стал одной из самых посещаемых достопримечательностей полуострова. Парк Чаир в Крыму не самый старый и не очень большой, расположен не в самом удобном месте, но очень популярный среди туристов.
Где находится парк
Административно территория парка Чаир относится к ведомству поселка Гаспра, занимает 23 га земли. С западной стороны граничит с парком дворца Дюльбер, который входит в состав поселка Кореиз. Все это находится на Южном берегу Крыму (ЮБК), в регионе Большая Ялта, где царит субтропический климат. Именно повышенная влажность, жаркое лето и теплая зима способствуют росту густой растительности, которой прославился парк Чаир.
Название парка Чаир переводится с крымскотатарского языка как «горный луг». Объясняется оно принципом возделывания земель в этих местах. В средние века люди искали плодородные земли, чтобы выращивать урожай.
Лучшие земли и климатические условия в Крыму были, в большинстве своем, на южном берегу, рядом с морем. Но эти берега были горными, заросшими сосновыми, можжевеловыми лесами и диким кустарником. Приходилось удалять ненужные заросли, так в окружении лесных массивов появились искусственно созданные «горные луга», или «чаиры» на языке местного населения.
На них выращивали не столько овощные или зерновые культуры, требующие пристального пригляда, это скорее были фруктовые сады, плодоносящие много лет без особого ухода. Именно на таком чаире и вырос парк.
В 1902 году Великий князь Николай Николаевич и его супруга приобрели участок земли под летнее имение по соседству с усадьбой Дюльбер. Князь планировал проводить лето рядом со своим родным братом Петром Николаевичем, владельцем Дюльбера, к тому же неподалеку находилась загородная резиденция императорской семьи в Ливадии.
Император Николай Второй (слева), министр двора граф В. Б. Фредерикс (в центре) и великий князь Николай Николаевич (справа) в Ставке.
Анастасия Черногорская, 1910 г.
На новом участке быстро выросла вилла Чаир, вокруг которой по желанию Анастасии Николаевны, супруги хозяина, стали облагораживать парк. Вилла, как и многие значимые здания на ЮБК, возводилась под руководством ялтинского архитектора Н.П. Краснова. Благодаря уникальной архитектуре в стиле неогрек и размерам (более 40 комнат) виллу можно уверенно называть малым дворцом.
Парк, возводимый вокруг такой усадьбы, тоже должен был соответствовать высокому статусу. Приглашенный садовый архитектор А.Ф. Новичков решил кардинально не менять ландшафт. Его работники не стали выкорчевывать взрослые деревья сплошной полосой, а удалили старые и больные растения, расчистили заросшие участки.
На свободной земле высадили новые кусты, экзотические цветы, фруктовые деревья, в том числе завезенные из других стран или позаимствованные в питомниках Никитского ботанического сада. Особенное внимание, по желанию Анастасии Николаевны, уделяли разведению роз. Ежегодно имение Чаир стало получать неплохой доход от продажи этих цветов.
Соседние усадьбы
Имение Чаир соседствовало с усадьбой Дюльбер, а также с «Сосновой рощей» князей Юсуповых и с виллой Барбо-Кристи. Последняя принадлежала Карелу Крамаржу, будущему премьер-министру Чехословакии, и его жене Надежде Николаевне Хлудовой.
Крамарж вместе с супругой проживал в Праге, а на лето приезжал в Крым. Зодчего они привезли своего, поэтому архитектура их виллы, построенной к 1908 году, отличалась от всех соседних дач-дворцов. Парк вокруг виллы Барбо-Кристи был не менее ухоженным и красивым, – в нем, как и в парке Чаир, были разбиты розарии, высажены теплолюбивые экзотические растения.
Растения и деревья в парке
Более двух тысяч кустов роз обеспечивали круглогодичное цветение в розарии Анастасии Николаевны. Ведь в субтропическом климате ЮБК многие разновидности роз зацветают несколько раз в году. Поэтому когда у одних сортов наступает период покоя, другие уже набирают бутоны. В цветущих садах прогуливались многие гости великокняжеской семьи, наслаждаясь благоухающим ароматом роз.
Парк также мог гордиться насаждениями гортензий и фиалок. Но и деревья тоже вносили свою лепту в создание целостной картины художественно оформленного парка. Здесь были высажены, и до сих пор растут, следующие виды деревьев:
пальмы;
кипарисы;
магнолии;
черешни и миндаль;
олеандры и другие.
Всего более 300 видов растений было высажено в парке Чаир. Многие из деревьев живут уже более 150-200 лет, а некоторым старожилам ученые-биологи насчитывают около 500 лет. Княжеские архитекторы не зря получили свою порцию славы, они из старинных чаиров сумели создать настоящее произведение садово-паркового искусства.
Судьба парка Чаир в советские годы
В 1917 году все императорские и княжеские имения были национализированы. Некоторым членам императорской фамилии, в том числе Николаю Николаевичу с супругой, разрешили остановиться в соседнем имении Дюльбер. Оттуда в марте 1919 года они эмигрировали на английском корабле «Мальборо».
Линкор «Мальборо» увозил в изгнание выживших в годы гражданской войны членов обширной императорской семьи: на борту судна были мать императора Николая II Мария Федоровна, великие князья Николай Николаевич-младший и Петр Николаевич (внуки Николая I, приходившиеся Николаю II двоюродными дядями) и их жены — родные сестры Анастасия и Милица Черногорские, Ксения Александровна, родная сестра последнего императора и жена его двоюродного дяди, великого князя Александра Михайловича. Вместе с родителями спасались и дети – две дочери и сын Петра Николаевича и Милицы Черногорской и многочисленная семья Александра Михайловича и Ксении Александровны, которую составляли шестеро сыновей и старшая дочь Ирина вместе с мужем, князем Феликсом Юсуповым, его родителями и своей маленькой дочерью.
На территории парка Чаир, в том числе в великокняжеском дворце, разместился советский санаторий. В нем в разные годы отдыхали и лечились врач Н.А. Семашко, военачальник М.В. Фрунзе, поэт В.В. Маяковский и Лиля Брик. Виллу Барбо-Кристи переименовали в дачу Маевка, она стала корпусом санатория. Бывший парк Крамаржей автоматически слился с парком Чаир, частью которого считается до сих пор.
По этим же садовым дорожкам предположительно в 1918-1919 году прогуливался поэт-революционер Павел Александрович Арский. На волне романтичного настроения он написал стихотворение, начинавшееся со строк:
«В парке Чаир распускаются розы,
В парке Чаир расцветает миндаль»…
Оно могло остаться никому неизвестным, если бы в 1939 году композитор Константин Яковлевич Листов не наложил на него свою лиричную, запоминающуюся мелодию. Первым исполнителем романса «В парке Чаир» стал одесский певец Аркадий Погодин, но потом полюбившуюся песню включали в свой репертуар многие певцы, например, Иосиф Кобзон и Евгений Дятлов.
Судьба парка в последующие годы не была такой завидной, как у одноименной песни. Именитых посетителей санатория сменили воспитанники детского интерната, парк занял совхоз, выращивающий не только розы, но и клубнику, а также траву на сено для домашнего скота.
Состояние парка сегодня
После 1945 года Крым продолжил развиваться как всесоюзная здравница. Строились новые санатории и гостиницы, под них же отводились и все подходящие здания. Дворец Дюльбер вмещает сегодня одноименный санаторий, во дворце князя Юсупова разместился курортный отель «Сосновая роща». Вилла Кристи-Барбо и вилла Чаир стали правительственными дачами – засекреченными объектами с закрытой территорией.
Попасть на территорию всего прежнего парка Чаир сегодня невозможно. Гости отеля-санатория «Сосновая роща» в Гаспре ежедневно имеют возможность прогуливаться по ухоженной территории, которая является частью того самого княжеского парка. Санаторий недешевый, выходит прямо к морю, имеет закрытый пляж, несколько бассейнов, свой медицинский центр и spa-комплекс.