Майя Плисецкая... умерла сегодня... |
из интервью 2010г.
Выдающаяся балерина, хореограф. Народная артистка СССР (1959). Герой Социалистического труда (1985). Обладательница множества наград и премий, среди которых три ордена Ленина (1967, 1976, 1985), ордена "За заслуги перед Отечеством" IV (2010), III (1995) и II (2000) и I степени (2006), а также орден Франции "За заслуги в литературе и искусстве" (1984, Командор), орден Почетного легиона (1986) и орден Изабеллы Католической (1991).
03.11.2011 была удостоена японской государственной награды - ордена Восходящего солнца.
Майя Михайловна является доктором Сорбонны и почетным профессором Московского государственного университета
Именем Майи Плисецкой названа планета
Плисецкая на семь лет старше своего мужа Родиона Щедрина
В 1999 году в газетах появилась информация о самозваной дочери Майи Михайловны. На самом же деле у Плисецкой нет детей
Майя Плисецкая озвучила самый простой способ похудеть: "Ничего не жрать. Другой способ хорошо выглядеть человечество еще не придумало".
“Она ввинчивает зал в неистовую воронку
своих тридцати двух фуэте,
своего темперамента, ворожит,
закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины -
они тают. Эта же какая-то адская искра.
Она гибнет – полпланеты спалит!
Даже тишина ее – бешенная, орущая тишина
ожидания, активно напряженная тишина
между молнией и громовым ударом.
Плисецкая – Цветаева балета”.
Это строки из поэмы, которую ее автор, поэт Андрей Вознесенский посвятил выдающейся артистке балета, хореографу, литератору Майе Плисецкой.
1. Майя Плисецкая в детстве мечтала стать драматической актрисой.
2. В конце 1942 года Майя, рискуя жизнью, сбежала из дома в Москву, где ее приняли в выпускной класс Московского хореографического училища.
3. В театр Майю Плисецкую взяли за реверанс.
4. В молодости Майя Плисецкая 6 лет не имела права гастролировать за рубежом, потому что ее отец считался врагом народа.
5. Решающую роль в жизни Майи Плисецкой сыграл балет «Лебединое озеро», где роль Адетты - Одилии Майа играла более 800 раз в течение 30 лет.
6. В 1960-е годы Майя Плисецкая стала считаться первой балериной театра, хотя очень медленно заучивала композиции.
7. Майа Плисецкая из всех первая станцевала Кармен.
8. Майя Плисецкая была близкой приятельницей Лиле Брик. Также она дружила с Пабло Пикассо, Пьером Карденом, Робертом Кеннеди и Коко Шанель. Портрет Майи Плисецкой рисовал сам Шагал, а балет ставил Морис Бежар.
9. В октябре 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, который, по ее признанию, продлил творческую жизнь балерины на четверть века.
10. По словам мужа Майи Плисецкой Родиона Щедрина, секрет их семейного счастья заключается в том, что Майя очень уступчива и отходчива.
Блистательной балерине посвящены многочисленные публикации. О ней отсняты фильмы, да и она сама рассказала о себе так и столько, как и сколько, пожалуй, не расскажет никто, выпустив книги “Я, Майя Плисецкая…” и “Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тринадцати главах”. Если первые мемуары актрисы привлекли внимание читателей детективным характером своего повествования: известными (в общих чертах) конфликтами яркой представительницы мира искусства с руководством – государственным и театральным, с бездушными чиновниками и прочими персонажами из того окружения, в котором жила и творила, вопреки всему, звезда балета, то вторая часть ее, своего рода, публичной исповеди могла оказаться менее интересной. Но жизнь скучать не дает, особенно – жизнь замечательных людей. Во второй из упомянутых книг Майя Михайловна правдиво рассказывает историю суда с мнимой дочерью, закрытия петербургского балетного конкурса из-за отсутствия необходимых для его продолжения средств. Тринадцать минувших лет — тринадцать глав. И закончила писать эту книгу Плисецкая, по странному совпадению, 13 ноября. Кругом 13. Но она не суеверна.
|
|
А вот что рассказала Плисецкая-литератор о том, как создавалась эта книга.
“Писала ручкой. В тетрадках. Возила их с собой в поезде, в самолете. Едем с Щедриным куда-нибудь в Майнц четыре часа: у него в голове музыка, у меня — книга. Не могу сказать, что так уж легко писалось. Чтобы фраза была короткая, емкая и выразительная, переписывала ее раз по десять, мучительно. Но после этого редактировать себя уже не разрешаю. Ни слова, ни запятой”.
Среди персонажей этой книги – не только люди. Вот, скажем, трогательные строки о загородном доме Плисецкой и Щедрина в Литве, где на озере появился удивительный лебедь – с рыжей головой. Поначалу Майя Михайловна решила, что птица эта испачкалась в краске, или в ржавчине. Оказалось, такой он от природы. К слову, его фотография — единственная цветная в этих мемуарах. Остальные черно-белые. Вообще, пернатые заняли в жизни примы особое место. Интересны ее наблюдения за птичьими повадками, талантливо перенесенные балериной на сцену:
“Разные птицы – разные характеры, разные… руки. Птица Сююмбике, это из татарского балета «Шурале», летит, трепещет. В Одетте уход, потому что музыка уплывает и крыло превращается в зыбь воды. Одиллия не лебедь, поэтому у нее не лебединые руки, вызывающие. Она неестественна, она работает под Одетту, под лебедя. Чайка, там есть полет, то, чего нет у Чехова. У него есть 13 персонажей, а чайка 14-й персонаж. Поэтому она просится на балет. Чайка – еще одна птица. Там полеты разного настроения, просто колдовское озеро. Она летает. Потом она не может взлететь, у нее сломаны руки, душа – все. Второй полет совсем другой. Третий взмывает, и неизвестно, перелетит она это озеро или нет. Помню, были еще птицы. Жар-птица – это совсем другой манер, она в суете, боится, что ее поймают, поэтому ее движения судорожные. Все птицы разные, повадки разные. У всех птиц разный характер, это всегда привлекало, очень это театрально, балетно, драматично. А меня драма привлекала всегда”.
Есть ли у Плисецкой из огромного количества сыгранных ею спектаклей самый любимый? Лучшими своими работами она считает те, в которых ей удалось сделать такое, что до нее не делал никто. И если потом стали танцевать ту, или иную роль так, как впервые предложила она, Майя, то это для нее и есть творческая победа. Особо примечательна, в данной связи, история спектакля “Кармен” – в видении и изложении самой Плисецкой:
“Эта роль была очень желанна всю жизнь. Мне Испания всегда нравилась. Если есть прошлая жизнь, то что-то у меня там было. Я пережила запрет этого спектакля. Это было тяжело. Началась настоящая война. Во мне вдруг какое-то мужество родилось, потому что бросить в разгар возможностей свое искусство непросто. Я тогда сказала в Министерстве культуры, что могу все бросить. Если “Кармен” будет запрещена, забудьте про меня вообще, я не буду на сцене больше. В Министерстве всех трясло, и меня трясло. Даже Фурцева, от которой тогда все зависело. Ее собственная жизнь от нее не зависела, потому что как у Вознесенского есть: «Победители, прикованные к пленным». Они были к нам прикованы. Они тоже не всё могли. Она тоже всех и вся боялась, обязана была запретить, потому что ее бы тогда сняли. Я сказала, что все кончено.
- Нет, Вы предательница классического танца, Вы должны отказаться от “Кармен”. “Кармен” умрет.
Я спокойно сказала: “Кармен” умрет тогда, когда умру я”. Она не знала, что делать, понимала, что идет скандал. Больше того, декорации уплыли в Канаду. Я не поехала.
- Вы поедете с “Дон Кихотом”.
- Нет, что я скажу публике, которая купила билеты на “Кармен”?
- Скажите, что спектакль не готов.
- Нет, я этого не скажу, я скажу правду, что у нас нет свободы”…
…Теперь происходит карменизация мира, потому что нет такого места на земном шаре, где бы не исполняли «Кармен-сюиту» или балет. Каждый по-своему, в разной интерпретации….
Вот какая победа!
В своей первой книге Майя Михайловна написала
«Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».
И сегодня неизменно добавляет в интервью :
«Я вам скажу без хвастовства: мне нечему завидовать. Господь дал мне способности и неплохие данные, в Большом театре я перетанцевала уйму балетов, у меня, похоже, мировая слава. И главное - у меня прекрасный муж, чего же мне еще желать?»
http://kackad.com/kackad/?p=8757
Серия сообщений "Женшины в истории":Женщины в историиЧасть 1 - Эпоха королевы Виктории
Часть 2 - Наталья Гончарова - рекорд стоимости работ художников-женщин
...
Часть 5 - Эталоны красоты. Эволюция
Часть 6 - Симонетта Веспуччи
Часть 7 - Майя Плисецкая -Цветаева балета
Часть 8 - Дочь Сталина Светлана Аллилуева скончалась в США на 86-м году жизни.
Часть 9 - Елена Блаватская.
...
Часть 12 - Hady Lamarr: Женщина, которая изобрела GPS и WiFi
Часть 13 - Женщина, обесмертившая себя. Мари Кюри
Часть 14 - TOP-10 Самые красивые адресаты поэтов XIX века
Рубрики: | искусство |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |