Что-то происходит с русским театром. В этом календарном году я видел четыре спектакля и все они были, по моим непретенциозным меркам близки к совершенству.Возможно также что-то происходит со мной.
В этот раз я не ждал ничего хорошего. Молодой, не в меру талантливый режиссер(Кирилл Серебренников), скандальный драматург(Равенхилл), современная пьеса(геи, зеки, девки, наркотики и, куда теперь без него, мат).
У здания театра все резко изменилось.
Нечасто в жизни выпадает возможность отказать в помощи ближнему, не испытывая мук совести, а наоборот ощущая тотальное превосходство над мечущимися в поисках лишнего билет театралами.Сколько ни пытался устранить усмешку во взгляде - не удается, и, я заметил, не только мне.
Восемь рецензий на этот спектакль можно найти здесь
http://www.smotr.ru/2001/2001_push_pol.htm
Я прочитал четыре или пять из них, изучичил рекламный буклет, подслушивал разговоры зрителей в фойе.
Все говорят одно и то же. Режиссер - гений, но вот пьеса явно подкачала. Что он в нем нашел? Его и читать то противно, а тут ставить...
Далее шел восторг по-поводу находок, игры актеров, света, музыки, модных ухищрений по размещению зрителей друг против друга прямо на сцене и пр.
Я согласен со всем этим, и с рецензиями тоже согласен. Даже разделю восторг.
Вот только у меня возник вопрос: а зачем нужны были эти яркие, тонкие, изящные выразительные средства, если они поглотили суть.
Ведь театр осуществляет себя в том, чтобы рассказывать человеку о нем самом, об окружающем его мире, напоминать ему что-то уже почти забытое, а не демонстрировать богатый технический арсенал. Если человек этого хочет, конечно же.
Может быть все же попытаться понять о чем был этот спектакль или, во всяком случае, мог быть.
Это сложный вопрос. Чувства здесь не помогут, поскольку с самого начала, кроме желания выпить, я ничего не ощущал.
Ну, может быть чуть-чуть. Немного сострадания, немного жалости в потоке доведенной до цинима иронии. Мы ведь так это любим.
Была и любовь, в которую никто не поверил. Не поверил. Неверие - вот оно ключевое слово этого шоу времен расцвета неверящего даже в собственные основы капитализма.
Этого мы и не хотим разглядеть здесь. Мы видим лишь развратных гомиков, безнравственных олигархов, несчастых проституток сыгранных нашими прекрасными актерами, жаль только ругающимися нехорошими словами.
А вот заглянуть куда несет нас ( или,может быть, все еще только может занести) новый миропорядок мы не желаем.
Зачем? Ведь куда приятнее просто разглядывать откровенные полароидные снимки.