Норвегия зимой или как мы ощутили силу природы |
Предисловие
Не успела я вернуться домой с Лофотенов, как на глаза попалась предложение, от которого было трудно отказаться: билет на самолет в любимую Норвегию за 800 рублей. Опять, этот Бьорн Хьёс, идейный вдохновитель норвежских авиалиний. С одной стороны вроде и не зачем отправляться туда зимой: я любитель зимы, но, с другой стороны, я ведь так и не видела Норге зимой, хотя и каталась там на горных лыжах. Но горные лыжи были в конце апреля, в городах уже цвели магнолии и нарциссы. Назвать это зимой язык не поворачивается. Решено: собираюсь в зимнюю сказку. Сказано, сделано. Быстренько нахожу трех попутчиц, начинаю планировать бытие. Идея такова: основное время провести в регионе Осло и на денек скататься вглубь страны. Заказали жилье, купили билеты на поезд. К поездке готовы!
За неделю до нашего вояжа над Норвегией пронесся ураган Дагмар. Местами ветер достигал 65 м/с. Последствия ужасные: корабли в центре городов, дома в море.. Транспортный коллапс – железнодорожное полотно бергенской железной дороги висит в воздухе из-за оползней, нет электричества. Разрушены автомобильные дороги, сотни деревьев с корнями выхвачены из земли. Второй день рождества. Многие не могут вернуться домой с праздников, где-то эвакуируют людей из-за возможности оползней. К счастью, обходится без человеческих жертв. До последнего не ясно, так ли хороша идея отправиться туда. В голове дежа-вю. Пару лет назад я тоже не могла понять доеду ли я до Норвегии. Тогда причиной всему был исландский Эйяфьятлайокудль..
Становится ясно, что самая ценная вещь в этой поездке – информация. Впервые едем с интернетом, чтобы хотя бы понять, что там у них с транспортом, куда бежать. Еще пару недель назад я не видела в этом необходимости – обычно транспорт в Норвегии ходит как часы. О, хорошая новость: по железной дороге пошли поезда. Радость длится недолго: движение снова закрыто. На этот раз из-за лавин.
Вот в такой неразберихе мы все же двинулись в сторону Хельсинки.
Прилетели мы в Осло с 20 минутным опозданием: самолет обрабатывали противообледеняющей жидкостью. Вся моя стройная цепь рухнула – мы опоздали на первый поезд. Пытаюсь получить билеты в автомате. Странно впервые не получается. Иду к представителю норвежских железных дорог. Она видит, что билеты заказывались в России, но человек разговаривает с ней по-норвежски. Она говорит, что нет проблем, перечеркивает на билетах время поезда, на который мы уже опоздали, пишет новое время и ставит печать. Любезно объясняет нам направление забега до платформы и желает нам хорошего пути.
Ждать поезда целых 10 минут. Без каких-либо приключений мы оказываемся в Осло. Исходно мы должны были здесь быть пару часов. Из-за опоздания осталось только полтора. Но этого времени вполне хватило немного прогуляться по центральной улице города, дойти до Стортинга (норвежского парламента) и Университета, посмотреть на кафедральный собор. Стало ясно, зимы здесь нет также как и в Питере. Только елки и новогодняя иллюминация напоминает о ней.
Купили кое-какой еды в дорогу. Осталось время до поезда. Не терять же его? Забежали в туристическое бюро. Здесь мы купили волшебные карточки Ослопасс, открывающие перед нами двери всего транспорта и всех музеев. Они нам пригодятся на обратном пути.
Устроились в уютном поезде, уточнили у кондуктора, нет ли проблем с Фломской железной дорогой. Вроде все хорошо – у нас есть шанс добраться до места нашего ночлега. Сначала дорога нас не впечатляет, но чем дальше мы уезжаем от Осло, тем выше становятся горы, тем ближе зима. Вдоль всей дороги стоят грациозные елки. Припорошенные снежком, они выглядят как сказочные красавицы. Где-то видны горные реки, где-то замерзшие озера и незамерзающие фьорды. Выглядит все очень симпатично. Проезжаем Гуль. Здесь недалеко находится Хемседаль, горнолыжный курорт, где я пару лет тому назад покоряла горы. Куча воспоминаний в моей голове. Поезд поднимается потихоньку в гору. От Йейло характер ландшафта резко меняется – деревьев особых не видать, до горизонта сплошная снежная целина. Сильная пурга за окном. С трудом видно одинокие домики. Как туда добираются люди? На небольших станциях выходят люди и уходят практически никуда. Ничего не видно из-за вьюги. А поезд все едет выше и выше. Вот уже и самая высокая точка норвежской железной дороги. Финсе, 1222 метров над уровнем моря.
Следующая остановка наша. Мюрдаль, болотная долина. Готовимся к выходу в космос. Хотя все просто: один перрон, параллельно ему с разных сторон стоит два поезда. Наша задача выскочить из одного поезда и вскочить в другой. Всего метров 15 и занимает это не более минуты. Какая-то женщина спрашивает у нас, показывая на поезд: «Ту Флом?». «Йес», - гордо отвечаю я. Шутки шутками, но за эту единственную минуту мы становимся снежными бабами. Снег мокрый, он везде в глазах, во рту. Джинсы успевают намокнуть. В рюкзаке есть ветроводонепроницаемые штаны. Но кто же знал, что они мне могут потребоваться при пересадке?
Женщина, спрашивающая меня про поезд, оказывается русской. Итого, в поезде едет всего 7 человек, все русские. Ненормальных больше нет. Идет кондуктор, очень высокий мужчина. Он кажется еще длиннее из-за своей худобы. Спрашиваю его, останавливается ли поезд у водопада? «Да, только мне там снега по пояс». Прикидываю, докуда снега будет мне. Тем временем поезд останавливается и мы, уже в водоветронепроинцаемой одежде, вываливаемся. Ощущения фантастические – огромная масса воды льется, чуть ли не к твоим ногам, идет снег и под ногами его тьма. Водопад подсвечивается. Это делает его еще более завораживающим. Ясно, что Чёсфоссен не замерзает зимой. Свисток кондуктора, бегом в поезд..
Тут мы замечаем, что поезд украшен. Везде написано «С рождеством», маленькие елочки, веночки, шарики. Мелочь, а приятно! Едем вниз. Прильнули к окну – за окном в потемках видна бурная река, горы и водопады. Такое чувство, что вот-то из-за ближайшей скалы выйдет тролль, и не один.
Без проблем мы спустились вниз. Мы во Фломе, пожалуй, самой известной норвежской деревне. Меня встречает местная жительница. Я буду жить здесь в июне, и я должна заплатить ей залог или, как говорят здесь, депозит. Она с болью в голосе говорит о последствиях урагана: погибло много яблонь. Говорят, что за 30 лет ничего подобного не было. Я, как всегда, приехала вовремя. На прощанье она мне дарит банку домашнего меда. Хорошо, что и у меня был рождественский подарок. Спрашиваю: «Вы в курсе, что у нас рождество еще впереди? 7-го января». «Нет», - удивленно отвечает она. «До встречи в июне!».
На улице идет дождь, нам ждать автобус целый час. В теплом помещении стоит елка, два симпатичных юлениссе (норвежские деде морозы) подмигивают нам. Сидим, ждем. Исходно в этот час я планировала пообщаться со своими норвежскими друзьями. Но и сюда вмешалась сила природы – автомобильная дорога оказалась закрыта из-за непогоды. Знала бы, не тащила бы полрюкзака русских пирогов, от которых друзья так тащатся! Закатим пир сами!
Смотрим, погода улучшилась, полная луна смотрит на нас. Вдруг мои попутчики удивленно показывают пальцем. Я смотрю и не могу понять, что привлекло их внимание. Они увидели светящийся объект, который четко контурируется между облаков и спускается с небес. Тут я развеселилась. То, что они полагали небом, было поверхностью горы, а облаками, был снег, лежащий на горах. Светящимся объектом оказался обычный автомобиль, выехавший из туннеля. Просто выход из туннеля расположен странно – в середине по высоте горы. Попутчики подняли головы и посмотрели высоко, высоко. Только сейчас они поняли, где небо. Люди даже представить себе не могли, что они находятся в окружении таких высоких гор. Возможно, именно так рождаются легенды об инопланетянах.
Подошел наш автобус. Погрузились. Ехать недолго, километров тридцать. Первая остановка на нашем пути Аурланн, столица местной коммуны. Большой город по местным меркам. Далее нас ждет «Пещера горного короля», Лаэрдальский туннель, самый длинный туннель в мире. Целых 25,5 километров и еще 10 метров. Такое название я ему дала из-за необычной подсветки. Таинственные сине-желтые карманы придают туннелю сказочный вид. Полчаса в туннеле. Страшновато.
Вот уже и Лаэраль. Здесь наше первое пристанище. Остановка у ратуши. Нам идти к фьорду. Сильный ветер подгоняет нас. Странно, но ветер вовсе не с моря, что было бы вполне логично, а откуда-то из долины. Подозрительно скользко и темно. Хорошо, что взяли с собой фонарик. На ресепшн нас уже ждут. Селимся в симпатичный домик на берегу фьорда. Страшно завывает ветер, вода, кажется, идет вверх. Домик оказывается умным, здесь поддерживается постоянная комфортная температура, полы в ванной, как всегда в Норвегии, теплые. За чашкой чая узнаем потрясную новость: оказывается поезд, в котором мы ехали из Осло, не дошел до Бергена. Он завис где-то из-за лавин. Мои попутчики очень напуганы. Вот она, сила природы!
Какой долгий день был у нас! Залезаем в простынные мешки и быстро засыпаем.
Метки: Норвгеия Зима отпуск приключения природа |
Последний день в Норвегии: Осло |
Как всегда наш день начинается рано. В 8 утра мы уже начали свою прогулку вдоль градообразующей реки Акер. Я очень люблю это место – мостики, водопады, птицы. Даже не верится, что ты находишься в европейской столице! Сфотографировались в Пер Гюнтом. Сели на мой любимый двенадцатый трамвай.
Уже через несколько минут мы были у ратуши. Забежали на минутку, почувствовали себя причастными к нобелевской премии.
Тем временем часы на ратуше отбили десять. Это значит, что нам пора на Бюгдёй – музейный полуостров. Сели на кораблик № 91 и отправились на Ослофьорду повышать свой культурный уровень. Сначала зашли в музей корабля Фрма. Я планировала зависнуть здесь минут на 15. Но неожиданно для меня здесь у нас случились потери: Миша категорически отказался покидать корабль. Договорились встретиться с ним через пару часов у фольклорного музея. Мимоходом заглянули в музей Кон-Тики и музей кораблей викингов.
Входя в фольклорный музей, поняли как устали. Решили беречь силы и посмотрть здесь только один объект, правда, самый главный: тысячелетнюю столбовую церковь из Гуля, которая является собственностью королевской семьи.
Там же улеглись на травку, съели пару бутербродов и запили их водой из местной реки. Так незаметно прошло пару часов. Мы находим Мишу на автобусной остановке. Мы опять все в сборе. Но ненадолго. Наташа с Сашей решили зависнуть на пару часов. А мы втроем двигаемся в горы – нас ждет самое посещаемое место Осло Хольменколлен. К сожалению, нам не повезло: линия метро была разобрана, пришлось ехать автобусом. Полюбовались новым дизайном трамплина.
Красавец! Поднялись на смотровую площадку. Погода нам благоволила: фантастические горы. Наверное, до Швеции. Потолкались в сувенирной лавке, спустились с гор. Снова воссоединились в парке Вигеланна.
Нам надо торопиться: у нас куплены билеты в королевский дворец. Экскурсия идет на двух языках – английском и норвежском. Показали вестибюль, комнату, где каждую неделю заседает госсовет. Вот кресло Харальда V, вот Кронпринца. Нас поражает скромность жилья. Ничего лишнего. Заходим в самое красивое помещение – все стены здесь расписаны норвежскими пейзажами, 41 разновидность птиц и 8 «летних птиц» (т.е. бабочек) здесь изображены. Красивое зеркало с обрамлением в виде портала древних норвежским церквей. Очень симпатичное помещение. Далее было две столовых. Здесь было много серебра почему-то из Бразилии и часть не подаренного Екатерине Второй сервиза «Флора», который был сделан для нее в Дании. Императрица внезапно умерла и разошлись предметы из этого сервиза по королевским домам Европы. Последним залом был большой бальный зал. Почему-то запомнились здесь огромные люстры. Вообще основные эпитеты после посещения королевского дворца – скромность и лаконичность. После богатства питерских дворцов, этот дворец явно терялся. В следующий раз сюда точно не пойду. Тем более, что такая возможность есть всего пару недель в году, когда король отправляется в летнюю поездку по стране.
Посмотрели на смену почетного караула. Наконец, прошлись по местному «Невскому проспекту» - Карл Юханс гате. Заглянули в Гранд кафе. Здесь нам любезно показали стол, за которым любил сидеть Ибсен.
Залезли на Оперу, полюбовались закатом.
Ну вот, и все: надо двигаться в сторону «воздушной гавани» Гардемоена. Помним, что поезда не ходят: ремонтные работы. Спрашиваем у людей в униформе: «Как доехать до Лиллестрёма?». Нас отправляют на автовокзал. Ответ мне не нравится. Спрашиваю по новой: «Как добраться до Лиллестрёма, чтобы потом ехать в аэропорт?» «Вам надо сесть здесь на бесплатный автобус». В Лиллестрёме садимся на поезд. К сожалению, поезд не был последним, как обычно: было страшновато из-за ремонтных работ и вынужденной пересадки. Оказываемся в аэропорту рано. На часах полночь. До регистрации нам ждать целых 5 часов. Кое-как коротаем время. Растениями грузимся в самолет. В Хельсинки нас встречает такси. Спим как убитые. Нас будят на границе. Ну, вот мы и в России…
Часов в 15 я дома. Сплю как сурок до утра. Устали. Надо идти на работу. Хорошо, что пятница: один день уж как-нибудь выдержу. Как всегда коллеги окружат меня. Они ждут моего отчета об отпуске. А мне ведь на самом деле есть что рассказать!
Метки: Норвегия Осло лето отпуск приключения |
Тронхейм |
Итак, мы в Тронхейме – религиозной столице Норвегии. В его 1000-летней истории были взлеты и падения. Когда-то он был столицей страны, когда-то сюда шли тысячи паломников, поклониться мощам Олафа Святого, когда-то здесь царила чума. Сейчас это третий по величине город Норвегии, здесь много студентов (здесь готовят технарей с высшим образованием для всей страны). Нам повезло особо – мы оказались здесь на нужной неделе. Именно сейчас проходит фестиваль Святого Олафа, который героически погиб в 1030 году в битве при Стиклестаде. Но еще очень рано, город еще спит. Поэтому мы идем просто смотреть городские кварталы.
Пройдя мимо городской набережной и глянув на фигуру Последнего викинга, мы оказались в квартале госпитальеров. Учитывая, половина из нас имеет отношение к медицине, было особо интересно посмотреть на здание больницы из 13 века и церкви, относящейся к тем же далеким годам.
Говорят, что это один из самых уютных кварталом Трондхейма: старые деревянные домики, утопающие в куче цветов. На обратном пути присели в городском скверике. Точно по расписанию появился трамвай.
Это единственный трамвайный маршрут в стране за пределами Осло. Кроме того, это самый северный трамвай в мире. Местный аттракцион. Хотя ранее этот титул носил трамвай в нашем Архангельске. Но пути там уже разобрали… А, жаль.. Местный аттракцион нас особо не впечатлил. Идем на главную улицу города, улицу монахов. Вот уже и главная площадь города.
Наверху стелы находится памятник основателю городу, Олафу Трюгвассону. Выглядит он как настоящий воинствующий викинг: в одной руке меч, в другой сосуд для причастия, а под ногами вообще голова языческого Бога Тура. Я прочитала, что это стела еще является самыми большими солнечными часами в Европе. Проверить это мы не смогли – солнце не хотело нам показываться на глаза. У основания стелы море цветов в память событий на Ютёйе. Несколько шагов вперед и уже показался главная святыня города – Нидарос, кафедральный собор. Именно в нем захоронен Олаф Святой. Сейчас это место коронации норвежских королей и место их бракосочетаний. Собор построен в готическом стиле. Особенно красив западный портал. До этого я была в Тронхейме несколько раз. Но никто, на профессиональные гиды, ни местные жители, не могли мне объяснить, кто есть кто на этом богато украшенном портале.
Перерыв норвежский интернет, я узнала, кто есть кто из этих 46 скульптур. Вся история мира вставала перед глазами. В верхнем ряду находились ветхозаветные пророки, ниже шли норвежские святые и человеческие добродетели. Серые кирпичи приобретали на глазах человеческое лицо. Далее прошлись вдоль берега реки. Зашли в центр пилигримов. Здесь нам поведали, что каждый год около 2500 норвегов идут пешком тропой пилигримов из Тронхейма в Осло. Некоторые из них идут дальше в испанский Сантьяго.. Шок!
Прошли на красный мост, один из символов города, сфотографировали старые разноцветные домики на сваях. Крепость была на реставрации, поэтому решили залезть на телебашню. Здесь мы решили подкрепиться в ресторане. Основной причиной выбора этого едального место была отличная панорама на город и фьорд, тем более, что ресторан еще и вращается – за час один оборот.
Подкрепившись, решили спуститься вниз и скататься на остров Монахов – крохотный островок в 15 минутах езды. 1000 лет тому назад здесь когда-то был монастырь, потом, оборонительные сооружения, потом тюрьма. Многое увидал остров за свою длинную историю. Быстро осмотрев крепость, вернулись обратно в город. Забежали на почтамт, чтобы купить билеты в Шлоттет, королевский дворец в Осло. Удалось! К сожалению, в Рингвебу решили не ехать. Ничего со мной не случится, если я не осмотрю национальный музей музыки. Куда хуже будет, если мы опоздаем на поезд в Осло.
16 часов. Грузимся в поезд. Поезд идет через горы, долины. Вдруг мы попадаем в грозовой фронт. Свинцовые тучи с обеих сторон. Несколько минут страшной грозы и появляются радуги. Присмотрелись: целых две, даже три радуги сразу! Миша балдеет от наличия Wi-Fi в поезде, я болтаю в с местными, кто-то из наших спит. Поезд подъезжает к Думбосу. Куча воспоминаний влетают в мою голову – здесь я садилась на поезд в прошлом году. Каяки, водопады, грибы и козы с ламами стоят перед глазами. Несколько часов, и мы уже у самого большого озера Норвегии, Мьёсы. Здесь все напоминает об олимпиаде 1994 года – маленький городок Лиллехаммер и знаменитый каток в форме перевернутого драккара в Хамере. Еще час другой и мы в Лиллестрёме. В принципе это уже большое Осло, но поезд дальше не идет: пути дальше разобраны из-за ремонтных работ. На станции юноша в униформе громко кричит, приглашая в бесплатные автобусы, везущие в центр Осло. Люди в униформе стоят на всем пути до автобуса. Чтобы никто не потерялся.
В двенадцатом часу ночи мы оказываемся в столице. В полночь мы заселились в молодежном общежитии. Завтра у нас целый день в Осло.
Метки: Норвегия.Тронхейм отпуск приключения |
В столице нурланна - в Будё |
Автобусом едем в центр города, дороги почти не видно. Печалимся, что не пойдем на смотровую площадку. Смысла нет – один туман. Закинули рюкзаки на вокзал: у нас есть часов пять погулять по Будё. Визитную карточку города, музей авиации, мы так и не увидели. Вместо этого, поев, отправились на мол.
Здесь были очередные объекты «скульптурного ландшафта Нурланна» - семь очень странных объектов, которым даже названия не нашлось. Так и значилось: «Без названия». По дороге купили свежим креветок с такими длинными усами! Такие усы я видела впервые в жизни!
Посидели, поели, полюбовались фьордом и постоянно взлетающими самолетами. Тем временем весь туман исчез. Час тому назад мы даже не могли об этом думать. Может у них так бывает каждый день, вернее каждые 12 часов, когда вместе с приливом несется огромная масса холодного воздуха с океана? Для нас это осталось загадкой.
Что ж получается: погода хорошая, а я сижу? Быстро собралась и побежала на смотровую площадку. Залезть на очередную гору, уже в конце поездки, это почти что подвиг. Примерно так решили и мои спутники – они остались в городе. А Миша нас уже давно покинул – он как фанат Apple пошел присматривать очередную игрушку. Я быстро шла с картой в руках – дорога шла все круче и круче в гору. Иду уже еле-еле. Мимо пробегают здоровые норвеги. Тут я вижу у них что-то странное с головами. Присмотрелась, а у них в рюкзаки встроена система подачи питания – бежишь и ешь одновременно. И их много таких спортсменов! Они бегут, а ты еле плетешься за ними. Вот, так! Наконец, я дошла до смотровой площадки.
Здесь стояло лавво, национальное жилище саамов. Мы были высокого в горах – облака парили совсем уже рядом. Смотрю, на скамеечке сидит пожилая норвежка и беседует с… Мишкой. Меня это нисколько не удивило, да и он, оказывается, думал меня здесь встретить. Болтаем с норвежкой о Норвегии, о Лофотенах, о поездках и, конечно, о Питере. Тут Миша предлагает ей кусочек шоколада от «фабрики жены Ленина» (это мы о Крупской). Норвежка быстро протягивает руку – не каждый день угощают русским шоколадом. Пытались обменяться адресами, но не нашлось ручки. Не судьба!
Идем вниз. Мишка полагает, что наша знакомая сейчас рассказывает соседям о странных русских, болтающих по-норвежски, местами знающих о ее стране больше, чем она и угощающих вкусным шоколадом. Мишка говорит, что будь он на ее месте, то пришел бы на вокзал, чтобы обменяться адресами. Сидим на вокзале – нашей знакомой нет. А жаль!
Начинается посадка на наш ночной поезд. У меня большой опыт катания норвежскими железными дорогами. Я знаю, что сейчас мне подарят одеяло с подушкой, я откинусь в удобное кресло и буду спать до самого утра. Входим в поезд. Шок! Вагон выглядит очень странно – одноместные кабинки, с какими-то восточными мотивами: каждое место ограничено шторками. В голову приходят послевоенные советские фильмы. По моему мнению, наш поезд откуда-то оттуда. Интересуемся у проводников, сколько же лет поезду? Оказывается и правда шестьдесят.
Вагон очень уютный. Тут настает очередь следующий раз удивляться – наши места раскиданы по всему вагону. Меня это мало смущает, но моих попутчиков это чем-то напрягает. Ближайшие несколько минут они занимаются обменом мест, чтобы оказаться рядом. Какая разница, где спать? К сожалению, здесь нет убаюкивающего стука колес: поезд едет тихо. Но несмотря на это мы быстро вырубаемся.
Метки: Норвегия Будё поезд отпуск приключения |
Лофотены: дорога на материк |
Начало пятого. Дел масса – надо быстренько позавтракать, затолкать все вещи в рюкзак. Еще надо полностью прибрать наш домик. Когда-то давно мы прочитали в одном из подобных домиков, что надо еще все коврики постирать! Это точно не в наших планах. Мы почти рефлекторно при входе в каждый домик аккуратно сворачиваем все коврики, а перед отъездом также аккуратненько их разворачиваем. Ишь чего придумали! Полы помыты, двери закрыты, кидаем ключ на респшен. Сказать спасибо некому – все еще спят.
Сонные идем в сторону города. Грустно. Пришли за 20 минут до отправления скоростного катера. Единственная связь по морю с материком. Ехать нам чуть более 5 часов. Корабль уже отчаливает. Толстый мужчина с двумя чемоданами бежит на корабль. Но не судьба: он опоздал. Ужас! Что теперь делать? Разве что самолет его может спасти. Вообще я часто его вспоминаю – какое-то чувство безысходность – оказаться на краю света и не знать, что делать дальше.. Тем временем мы прощаемся с Лофотенами. Как знать, принесет ли меня сюда еще? Очередная каменная «Жена моряка» машет нам руками. Ну вот, и все.
Сидим на корабле изучаем правила безопасности. Основное внимание здесь отводится не одеванию спасательного жилета (хотя куда же без него?), а одеванию гидрокостюма. Такое я вижу впервые. А что делать? Заполярье! Щупаю у себя под креслом – огромный спасательный комплект есть под моим сиденьем. Это так, на всякий случай! Напротив сидит здоровый мужик с огромной красной рожей. Он спит. Время от времени его голова падает, он стукается об колонну, несущую балку корабля, просыпается, недоуменно смотрит по сторонам и снова засыпает. Саша внимательно смотрит на него. «Этот краснолицый, тоже, небось, по горам ходил», - говорит он. Я смотрю на Сашу, и смех разбирает меня – кожа на его лице слезает прямо пластами. Это ж надо так сгореть на крайнем севере! Кто ж теперь поверит, что мы были не на юге?
Тем временем корабль пришвартовался в Скутвике, куда мы могли прибыть паромом. Чувствуется, что с транспортом здесь не очень: все стремятся к нам. Бог нас спас от этой авантюры. А то бы гляди и на поезд бы опоздали! Стою на палубе, обдуваюсь всеми ветрами. Везде горы, множество пляжей с белоснежным песочком. Впереди показался красавец мост.
Наш корабль играючи проходит под ним. Новые горы, новые снега.. А корабль все собирал и собирал людей. Свободных мест уже совсем нет. Все едут в столицу фюльке Будё.
Точно по расписанию мы прибыли. Очередной забег до автобуса – в нашем распоряжении 5 минут. Хорошо, что направление забега мы уяснили неделю назад. Стоим на остановке. До отхода автобуса еще целая минута. А вот уже и он выруливает из-за угла. Очень странно, но кроме нас нет желающих увидеть самое большое в мире приливное течение Сальтстраумен. Но быть в Будё и не посмотреть на него, на мой взгляд, глупо. Одни едем в автобусе. Автобус делает огромную петлю вдоль берега фьорда. Проезжаем через красивый мост. «Сальтстраумен», - говорит водитель.
Выходим. Еще в Питере я выясняла график приливов на 1-е августа. Максимум прилив должен достичь в 13-08. Еще есть целых 40 минут времени. Еще изучала фазы луны – в период полнолуния и новолуния зрелище особо красиво. Нам как раз везет! На информационном стенде указано совсем другое время. Странно это. Все верно: 1-е августа, 2010 год.. А какой сейчас у нас год? 2011! Это ж надо так докататься, чтобы не помнить уже совсем ничего! Ждем. Зашли в магазин, купили любимое молоко. Предприняли очередную попытку купить билеты в королевский дворец в Осло. Здесь уже знают, что король живет в Шлоттет, но билеты все равно купить мы не смогли. Тем временем на мосту и под ним стали собираться люди. Откуда их столько?
Размер омутов все увеличивается, пены все больше и больше. Вот, оно достойное изображение турбулентного и ламинарного течения! Завораживает! Вместе с этим приливом из моря ползет огромное облако с четкими краями.
Оно увеличивается прямо на глазах, и мы оказываемся в нем. Приходит наш автобус, и мы едем обратно в Будё. Ощущения очень странные – как будто мы едем обратно по совсем другой дороге: не видно ничего, везде туман. Решили не доезжать до центра и посмотреть не типичную для Норвегии церковь в Бодине.
Ее нетипичность обусловлена формой купола – лукообразные купола характерны для России, но никак не для Норвегии. Церковь старая, 1240 года. Когда-то здесь было много монастырей, здесь кипела жизнь. Сейчас мы одни бродим вокруг нее. Церковь видно с трудом – везде туман, который все усиливается и усиливается. Мы, продукты урбанистического города, даже подумываем о техногенной катастрофе. Может что взорвалось? Кроме того откуда-то издалека постоянно раздавались какие-то хлопки. Но ни у кого нет паники – все спокойно. Но нас что-то тревожит. Чувства были очень странные.
Метки: Норвегия Лофотены Отпуск лето приключения |
Лофотены: север архипелага |
Лягушка, каноэ и Свольварская коза
Настало время воплотить главную авантюру этой поездки – мы начинаем двигаться в сторону Свольварской козы. Планы опять очень аккуратные – именно движение в сторону. Речи о покорении Козы не идет. Спрашиваем у местных, сколько времени требуется для подъема? Не более двух часов, уверяют они, главное, идти по маркированной тропе. Начинаем подъем. О, здесь надо идти по цепям.
Как не хватает перчаток! Местами ползем как пауки, кое-где шатаются камни. Наташа отказывается от этой затеи. Нас уже только четверо, вернее трое – Мишу уже не видно впереди. Кое-как идем, медленно, но верно. Между камней встречается много грибов – соберем их на обратном пути на прощальный ужин. Коза уже совсем рядом. Сделали привал. Пьем воду из ближайшего ручейка. Мимо проходит три норвега, просят сфотографировать их с лягушкой. Оказывается, так называется скала. Хорошо, что мы догадались об этом.
Скала уже так близко, что видны десятки желающих покорить ее. Они висят на ней как грозди винограда. Это скалолазы. К ним мы себя точно не относим.
Мы стоим уже очень высоко – Свольвар у наших ног. Трезво оценив наши силы, решили в Ворота Дьявола все же не ходить. Хватит Козы.
Опять подозреваю, что немного русских побывало здесь до нас. Потихоньку спускаемся вниз, не забывая между делом и камнями собирать грибы. Спустились! Живы! Покупаем на заправке мороженое. Мы это точно заслужили.
Идем домой. Час на обед. Подозрительно жарко. Наташа и Миша даже купаются, но я так и не решалась погрузиться в озеро за полярным кругом. Сидим спокойно, пьем кофе. Влетает Миша: «Я арендовал каноэ. Кто со мной?», - спрашивает он. Все уже притомлены. Но куда же без меня? Измотать меня очень сложно. Через десять минут я уже стою в спасательном жилете и смотрю на каноэ «бараном на новые ворота».
У меня есть опыт в каякинге. Здесь же лодка другая, весло тоже. Запихиваемся с Мишей в каноэ. Приноровиться было трудно – масса у нас разная, каноэ крутится, вертится. Потихоньку мы сработались. Сначала мы переплыли наше озеро. Подплыли к горе «Король с королевой». Здесь, на другом береге, скорее всего, зимой находится горнолыжный курорт. Походили здесь, все осмотрели. Пришли к мысли, что горнолыжный курорт летом – жалкое зрелище. Отправляемся далее.
Поверхность озера просто зеркальная. Кто потом поймет на моих фотографиях, где верх, а где низ? Наше озеро заканчивается, узкая протока во второе озеро. Здесь имеется навесной мостик с белыми перилами. Они отражаются, и появляется очень странное чувство – ты вползаешь в пасть огромной акуле.
Так же незаметно заканчивается второе озеро, впереди следующее. Все озера имеют зеркальную поверхность. Понять где граница между реальностью и зазеркальем очень сложно. Озера заканчиваются. Мы выходим на берег. Здесь по дну озера идут какие-то трубы, и осуществляется водозабор. Как бы нас не засосало! Знак опасная зона. Трубы идут куда-то в горы. Вдали стоит одинокий дом. Мишке все интересно, мы пытаемся найти людей, чтобы узнать назначение этого странного сооружения. Но людей мы так и не нашли. Для нас это осталось загадкой. День тем временем клонился к концу. Мы плывем обратно той же дорогой. Это наш последний вечер на Лофотенах. Хочется запомнить каждую мелочь, каждый камушек, чтобы потом вспоминать о наших приключениях длинными питерскими вечерами. Дома нас уже ждет ужин. Нам достается гречневая каша с грибами, если быть точнее, то грибы с гречей. Укладываемся спать. Завтра у нас подъем в начале шестого. Мы едем на материк!
Метки: Норвегия лето Лофотены отпуск приключения |
Лофотены: север архипелага |
Пальцы тролля и место ночлега французкого принца
Проснулись, поели и быстренько запихиваемся в машину – мы можем на ней покататься еще полтора часа. Решив, что идти до Кабелвога далековато, едем туда. Идем осматривать Лофотенский собор – самое крупное деревянное строение, севернее Тронхейма.
Этот собор рассчитан на 1200 верующих. Откуда их столько здесь? Он был построен 120 лет тому назад на средства иммигрантов. Даже с ними Норвегии повезло! Саги рассказывают, что на этом месте первое культовое сооружение находилось еще 850 лет назад. Рассказывают, что исходно было выбрано другое место для постройки церкви. Но строительные материалы каким-то таинственным образом исчезли оттуда и появились на месте нынешнего собора. Да и работа здесь так спорилась, что церковь была построена всего лишь за несколько месяцев. Зайти внутрь собора у нас не получилось – ждать два часа уж точно не входило в наши планы. Рядом с собором мы нашли «Камень Троллей» - огромный камень с тремя вдавлениями. Историки полагают, что этот камень использовался основателем города королем Ёйстейном в качестве алтаря, любители фольклора рассказывают совсем другую историю.
Согласно ей, троллям очень не нравилось строительство церкви, и они кидали камни в строителей. Это как раз и есть один из этих камней, а три вдавления есть не что иное, как отпечатки пальцев тролля. После мы отправляемся искать другой камень. Где-то здесь находится камень, на котором расписываются все норвежские короли, посетившие Лофотены. Камень нашли легко.
Но здесь еще есть «Гостиная Филиппа». Лет 220 назад принц Франции Филипп Ольденбургский инкогнито прожил зиму на Лофотенах. С тех пор в этом доме и останавливаются все коронованные особы. Найти его было непросто, даже единичные местные жители не могли нам помочь. Лишь один пожилой норвег показал нам дорогу.
Домик оказался маленьким, ничем не примечательный. Если бы не норвежские книги, то и не нашли бы его. Хотя, может и книги здесь тролли редактируют?
Ну вот, и все. Мы едем на заправку – мы должны вернуть машину с полным баком. Тут-то все и начинается! Выясняется, что на автозаправке нет обслуживающего персонала и все закрыто. На наше счастье попадается юноша, делающий переучет в закрытом магазинчике при заправке. Мы кидаемся ему в ноги, молим о помощи. Запихиваем мою банковскую карту – не читается. Что делать. Слава Богу, юноша объясняет нам, что карта должна быть чипирована. Хорошо, что хоть ясно в чем проблема. Эх, черт, я не взяла с собой свою зарплатную VisaElektron, а ведь она с чипом. Спрашиваю у Наташи, есть ли у нее зарплатная карта. Оказывается, есть! Пока она соображала, что к чему, деньги с нее уже списались. Так, с трудом мы напоили нашу машину бензином. Когда мы сдавали ее, рядом грузился паром, идущий в Скутвик. Мои попутчики хотели завтра отправиться туда – им не хотелось вставать в пять утра, да и идти сюда ближе. «Это же материк, оттуда уж как-нибудь доберемся». Меня это очень смущало. Идею ехать в Скутвик я отмела еще в Питере. Но почему? Не вспомнить. Решив, что я дома была более адекватна, четко сказала: «Нет, мы едем из Свольвара в Будё. Это обжалованию не подлежит».
Метки: Норвегия Лофотены отпуск лето приключения |
Лофотены: север архипелага |
По островам на машине
Как всегда подъем по будильнику. А кто говорил, что будет легко? Сегодня в наших планах целый день кататься на машине по островам. Но для этого сначала надо ее арендовать. На календаре суббота – все еще спят. Метаемся по населенному пункту Осен в поисках чего-либо похожего на пункт выдачи машин. Тщетно. Телефон конторы имеется, но пользы от этого нет – все наши телеоператоры кинули нас. В метаниях зашли даже на верфь.
Все открыто, никого, только красавец корабль стоит в стапеле. Все же они совсем непуганые, эти норвеги. А вдруг некий Брейвик еще что взорвет? Выгнав эти мысли из головы, осмотрели док, полюбовались кораблем. Может проще корабль арендовать?
Метались мы достаточно долго, пока не наши на пристани, что недалеко от нашего дома прокат машин. Это было то, что надо, но, сколько километров мы уже проскакали в ее поисках? Много. В конторе мы напугали норвегов нашими интернациональными правами – таки простыни они видели впервые. После формальностей мы отправились в дорогу. Мне досталась роль штурмана, а Саша стал рулить.
Мы решили проехать на юг по главной островной дороге Е10. Карта была подробная, так что ничего интересного мы не пропустим. Первым интересным объектом на нашем пути стал Лофотр – музей кораблей викингов в Борге. Огромный музей под открытым небом. Но все же я больше люблю аналогичный музей в Осло. Но это лишь мое мнение. За то кофе здесь был хорош. Да еще норвежские вафли.
Учитывая, что на улице погода была так себе – что-то постоянно сыпалось с неба – чашка теплого кофе была, ох как, кстати. Подкрепившись, мы отправились искать очередной объект «скульптурного ландшафта Нурланна». Для этого мы должны были оказаться в Эггуме. Дорога там так петляла! Вообще мы заметили очень странную закономерность: как только появлялся знак ограничения скорости, дорога становилась ровной и прямой, как только ограничения скорости заканчивалось, тут–то и начинались американские горки с безумными поворотами. Решили, что в Норвегии тролли не только карты рисуют, но и знаки расставляют! Сколько же у них работы! Проехав небольшую деревушку Эггум, мы оставили машину на парковке, и пошли дальше по тропинке. Тропинка шла вдоль моря, никаких строений, только овцы гуляют вольготно здесь.
Сначала мы увидели какое-то круглое строение, сделанное из отдельных камней. Были какие-то отверстия типа бойниц. Учитывая, что в центре остались следы крепления чего-то металлического, мы отнесли это строение к временам второй мировой войны. Хотя странно, что эти руины не были обозначены на карте. Еще здесь лежала тетрадь для регистрации туристов. Разумеется, мы зарегистрировались. Россиян в книге мы не нашли. Как всегда! Жаль! Тропинка шла далее. На море спускался туман, и видимость уменьшалась прямо на глазах. Вдруг откуда ни возьмись мы увидели цель нашего вояжа. Это была скульптура из гранита в виде головы. Фишка заключалась в том, что сделав круг вокруг нее, можно было увидеть шесть различных человеческих профилей. Где-то она даже переворачивалась вверх ногами, если так можно сказать об отдельной голове без ног. Объект на самом деле был очень интересным.
Если вспоминать нашу поездку на машине, то точно знаю, это не мое. Все быстро и поверхностно. Единственное ради чего стоило брать машину, это увидеть эту голову. Наша дорога шла далее в Лекснес – центр соседней коммуны. Это был настоящий город с центральной торговой улицей. В магазине сувениров мы смогли найти местную керамику. Фигурки рыб, ракушек были настолько убедительны, что их хотелось так и держать в руках. Уточнив, что это местное производство, а не какая-нибудь подделка из Китая, решили купить фигурки. Мне глянулась синяя рыба с огромным глазом. Я поставила продавщицу в тупик вопросом: «Как называется эта рыба?». Она недоуменно смотрела на меня, говоря, что не понимает ничего в сортах рыбы. Я тоже. Хорошо, буду звать ее селедкой. Теперь она висит у меня дома и смотрит на меня своим огромным глазом.
После шопинга мы отправились далее. Мы снова свернули с главной дороги. На этот раз наша цель была скульптура «Жена моряка».
Это была лишь одна из подобных скульптур. Чего можно ждать от островитян, где жизнь всех так или иначе связана с морем? Мы планировали, что здесь мы повернем в сторону дома и поедем обратно по «старой дороге».
Но, как всегда, мы сбились с пути. Знаки показывали, что мы едем в небольшой городок Гравдал. Исходно мы не планировали оказаться здесь. Но коль уж так сложилось.. Почему бы не осмотреть главную достопримечательность города – столетнюю церковь в псевдодраконовом стиле?
Зашли внутрь, посидели чуть-чуть. Нас ждет дорога обратно! Проехав несколько еще несколько километров, мы не смогли отказать себе в удовольствии сделать небольшой привал и перекусить. Причиной этого был вовсе не голод, как можно думать. Просто от смотровой площадки открывался симпатичный вид на фьорд. А еще здесь было очень комфортно поесть – для этого было сооружено десять домиков. Просто сиди, пей кофе и любуйся вечностью и бесконечностью природы. Ни дождь тебе не страшен, ни ветер.
Вообще мы много проезжали подобных обустроенных смотровых площадок. «Да, мы любим эту землю!» - очередной раз у меня кружилось в голове. Внимательно рассмотрев карту, мы решили сделать небольшую петлю, чтобы заехать в Стейне – на карте было обозначено особо красивое место. Скажу честно, мы не поняли, что подразумевалось под ним. Ну, разве что подозрительно синяя гора.
Дорога далее привела нас в Стамсунн. Даже не могу сказать город это или деревня. Выглядит он точно как деревня. Но именно этот населенный пункт называется «театральной(!) столицей» архипелага: здесь есть целых три(!) театра. А еще сюда заходит Хуртирута. Едем далее. Здесь проходит национальная велосипедная трасса. Десятки велосипедистов штурмуют эту дорогу. Доехали до ответвления дороги к «Северной Венеции» - одной из самых колоритных рыбацких деревушек Хеннигсварь. Свое название она получила за необычность расположения – она находится на трех островах, соединенных мостиками. Погуляли мы по этой деревушке.
Скажу честно, она мало чем отличалась от других рыбацких деревней, счет которых у нас уже пошел на десятки. Вот если бы мы сюда прибыли из Свольвара на каяке! Воспоминания были бы совсем другими. А ведь такая возможность была, только эта идея не очень воодушевила моих попутчиков.
На обратном пути мы увидели огромный пляж. Отказать себе в удовольствии побегать по белоснежному песку и послушать шум прибоя фьорда мы не могли. Разумеется, набрали мы и множество трофеев в виде камушек-ракушек. Было холодно и пасмурно, когда мы увидели местного ребенка лет пяти, вылезающего из фьорда. Окунули руку – дрожь пробежала по всему телу. Не понять нам этих норвегов! Думаю, что дело все в той же лакрице!
Мы снова движемся по основной дороге, и вот уже показалась старая столица архипелага город Кабелвог. Паркуем машину, идем осматривать город. Решили найти памятник основателю города, королю Ёйстейну, который жил на рубежах XI-XII веков. Для этого надо было забраться на крутую гору.
Памятник нас не впечатлил, но вид на город открылся очень симпатичный! На сегодняшний день мы выполнили программу максимум, можем с чистой совестью двигаться домой. Просим навигатор найти нам кратчайшую дорогу. Под его руководством мы сворачиваем с главной дороги, и какими-то проселочными дорогами (с натяжкой это можно назвать дорогами) он нас выводит к дому. Быстро ужинаем и укладываемся спать. Смотрю, Наташа надевает повязку на глаза. Я интересуюсь, помогает ли? Мы на самом деле спим не очень хорошо – то ли светлые ночи, то ли обилие впечатлений, то ли боязнь проспать мешают нам.. Наташа говорит, что теперь прибавилось еще пару действий – просыпаешься, снимаешь повязку с глаз, смотришь на часы, одеваешь повязку на глаза и снова пытаешься уснуть.. Не мой формат… Хотя..
Метки: Норвегия Лофотены Нурланн лето отпуск приключения |
Лофотены: север архипелага |
До центра города дорога заняла минут 15.
Сначала она шла между маленьких уютных домиков, затем был мост через горную речку. Здесь было чем подивиться – уровень воды гулял туда-сюда метра на четыре. Вот это приливы-отливы!
Не торопясь, нога за ногу мы дошли до центральной площади города. Здесь было много магазинов, здесь же стояла и церковь. И опять море цветов перед ней… Зашли на почту, чтобы отправить открытки в Россию. Дошли до набережной. Здесь уже были многоэтажные (по меркам Норвегии) современные урбанистические дома.
На набережной было много ресторанов, кафе. Здесь же продавались билеты на самый раскрученный местный аттракцион – поездку по Тролльфьорду. Вариантов добраться туда было три: на Прибрежном экспрессе, одной из визитных карточек Норвегии, Хуртируте, на обычном кораблике и на каяке. Мои норвежские друзья отговорили меня от Хуртируты, говоря, что кроме толпы туристов мы мало что увидим, да и дорого. Я тяготела к каяку, но особого энтузиазма среди моих попутчиков я не увидела. На обычном корабле было мне не интересно – я много читала об Тролльфьорде, и у меня не сложилось впечатления, что мне туда надо. Просто один из фьордов… Короче, мы решили эту идею задвинуть.
Мы спокойно посидели на площади, попили кофе с местными булками и заели их мягким мороженым.
Тут мне пришла идея – купить билеты в Шлоттет, королевский дворец в Осло. В интернете писалось, что это можно сделать по всей стране. Королевский дворец каждый год открывают для публики, когда король Норвегии Харальд V, уезжает в отпуск. Но тут случились события на Ютёйе и у меня были сомнения, покинет ли король Осло этим летом, а значит, и смогу ли я увидеть его дворец. У меня был шок, когда работники 7eleven (сеть киосков, билетных и транспортных касс) не смогли среди списка найти Шлоттет. Я была поражена – они не знают, где живет их король! Я могу найти ЭТО в норвежском интернете, а они нет. Чего проще? Сначала отсортировать по фюльке, потом по дате… Но не сложилось. Нам показалось, что норвеги немного аутичны…
Вспомнив, что наш скоростной катер отходит из Свольвара ранним утром решили узнать, где же пристать. Куда бежать? Это тоже было непросто сделать – туристов было больше чем местных аборигенов. Никаких табличек не было. С трудом нашли знающего человека. Ага, здесь мы должны стоять в 6-15 утра. Решив, что в столь ранний час мы можем быть очень сонными, занесли это место в навигатор. Он-то уж точно нас выведет. В туристическом бюро узнали, откуда мы можем увидеть одну из визитных карточек города – знаменитую гору, именуемую Свольварской козой. Нас поразило, что для этого можно не лезть в горы, а просто встать на середину моста, ведущего на Свиной остров.
Дойдя до этой смотровой площадки, мы на самом деле увидели Козу – ее рога то показывались, то скрывались за туманом. Стало ясно, что хотим туда…ОК! Послезавтра мы попробуем это сделать.
На нашей карте по дороге к нашему дому виднелась еще одна смотровая площадка. Пошли туда. Чувствуем, что крутимся где-то рядом, но площадки нет. Опять тролли поработали над картой! У ближайшего домика подвернулся мужчина, спокойно жаривший шашлыки. Уже удача! Спросили его о смотровой площадке. Он сказал, что надо лезть в эту гору, но тропы там нет. Залезли. Здесь оказались руины бункера второй мировой. На вершине были следы крепления какого-то орудия.
Пока мы любовались видом на город сверху и ломали голову, где же мы завтра найдем машину, обнаружили пропажу – Миши нигде не было. Он, оказывается, решил исследовать бункер. Ждали мы его долго. Уж не знаю, что она там видал, но ему понравилось. Так незаметно прошел день. Быстро поужинали и пошли пить кофе на огромную террасу с видом на озеро. Поверхность озера была зеркальной. Чем не идиллия?
Метки: Норвегия Лофотены отпуск приключения |
Лофотены: с юга на север |
Едем в автобусе… Почти все мои попутчики спят, я продолжаю крутить по сторонам голову. «Да, я люблю эту землю» и стараюсь заглянуть в ее каждый уголок… Автобус идет долго вдоль какой-то болотистой местности. Идет дождь, а ведь у нас, на Хамнёйе, была такая хорошая погода! Еще раз ловлю себя на мысли, как мы хорошо выбрали место первой дислокации. Интересно, так же хорошо будет второе?
Тем временем уже пропали из вида рыбацкие домики рорбу. Думаю, что в соседней коммуне было бы не так интересно, хотя… Думаю, что благодаря норвежскому интернету я бы и здесь смогла найти какую-нибудь гору, на которую было бы интересно взгромоздиться. Или что-то подобное. Тем временем мы оказываемся в крупном по местным меркам городе Лекснесе. Вообще-то я думала, что здесь нам придется сменить автобус. Приятной неожиданностью было то, что нам не надо выгружаться с нашими рюкзаками – автобус идет далее. Незаметно мы казались на Эствогойе – самом северном острове архипелага. Мне показалось очень странным, что чем мы дальше двигались на север, тем природа становилась богаче. Здесь уже были даже лесочки, хотя на юге деревья можно было пересчитать по пальцам. Автобус проехал мимо старой столицы Лофотенов – города Кабелвог.
О ее прошлом статусе можно было догадаться, хотя бы по огромному собору. Здесь мы будем лазить послезавтра. Тем временем погода здесь разгулялась, что не может не радовать – впереди у нас большие планы.
Проезжаем местечко Осен. Где-то здесь мы будем арендовать машину. Беда заключается в том, что в адресе написано только Осен и все. Правда, есть еще телефон. Но за время нашего жилья на островах выяснилось, что телефон – абсолютно ненужная вещь. Все российские телеоператоры нас просто кинули. Ни Мегафон, ни МТС, ни Теле2 не хотели с нами общаться. До этого никаких проблем в материковой Норвегии у нас не было. (Потом в России, я буду объяснять в офисе телефонной компании, что я могла из-за них погибнуть в горах. По всей видимости, мой рассказ их так поразил, что они, признав, свои проблемы, заплатили мне за моральный ущерб, хотя я их даже об этом не просила.)
В этот раз бы живем, как мы думали, на окраине столицы Лофотенов, Свольваре. Все-таки интернет, это вещь! Мы умудрились не ехать в центр города, а выйти на какой-то маленькой остановке. Доверились интернету и не прогадали. Отсюда до нашего домика было совсем недалеко. Это было как раз то место, где с нас не взяли никакой предоплаты. Оказалось, что здесь все забито туристами, но нас ждут. Вот это здорово – работать на доверии! Мои норвежские друзья уверяют, что это «типишк ношк» - типично норвежское явление. Домик оказался современным, со спальнями на верху (Вообще-то это была не очень хорошая идея – мы бились всеми частями тела о несущие балки).
У домика была огромная терраса с видом на озеро и две горные вершины. Мы обозвали их «король с королевой» и были весьма удивлены, когда на карте увидели именно эти названия. Тролли их быстренько подрисовали, не иначе. Быстро покидав вещи, мы решили вывалиться в свет, в столицу.
Метки: Норвегия Лофотены отпуск приключения |
Лофотены: юг архипелага |
Рейне
Прошлись по городку, посмотрели церковь. Время было обеденным, надо было что-то съесть. Что можно есть на Лофотенах? Разумеется, Бакалао. Его делают из сушеной трески, которую вымачивают и готовят что-то по типу бефстроганова. Я его ела ранее, все же это на любителя: я воздержусь от бакалао, но мои друзья с удовольствием его дегустируют. Не торопясь, мы двигаемся в сторону дома.
По дороге заходим в магазин – покупаем самое необходимое – молоко, хлеб, рёммегрёт. Мы с Наташей никуда не торопимся и плетемся последними. По дороге покупаем коробку малины. Малина огромная и вкусная. Разумеется, она местная – в смысле норвежская, не лофотенская. От посещения музея кукол решили воздержаться.
Пришли домой – здесь Наташа с Сашей отдыхают он нас, Миша бегает в поисках удочки. Час сделать вдох-выдох и что-то съесть – нас ждет рыбалка. Скажу честно, я о рыбалке не знаю ничего. Что из этого получится? Втроем выходим в море – Миша гребет, Наташа держит удочку, а мне сегодня повезло – я почти в роли туриста.
Вообще-то у меня в руках колотушка, и если нам повезет, я должна ей дать рыбе по голове. Не повезло. Спустя пару часов вернулись обратно. Если четно, я утомилась. Вообще, потом обсуждая ситуацию, мы все говорили примерно одно и то же: мы реально высыпались, но у всех нас как-то не было чувства, что день кончился – это был один длинный день. Решили, что в сознании нет отметки «конец дня» из-за того, что всегда светло.
А Миша все пытается поймать рыбу, теперь уже с пирса. Вдруг он кого-то поймал. Какую-то рыбешку длиною сантиметров тридцать. Решили ее запечь, не зря же мы брали из Питера приправу для рыбы? Решили, что делить особо там нечего – всю рыбу отдали Мише – он большой и молодой, а значит всегда голодный. Он пытался поделиться уловом, но особо не стал возражать против предложения единолично съесть свой трофей.
Опять звонит будильник, опять вставать. Из окна отличный вид на море. Это наше последнее утро на Хамнёйе – мы уезжаем. Сегодня 29 июля, а значит годовщина гибели Олафа Святого в далеком 1030 году. Пытаемся прикинуться настоящими норвегами и соблюдать все традиции – едим национальную кашу рёммегрёт.
Быстренько собираем свои вещи и прибираемся в домике. Оставляем ключи в домике – хозяев мы так и не видели, а жаль! Хотелось кому-то сказать спасибо. Стоим на остановке, ждем автобус – автобус опаздывает.
Последнее фото нашего домика (потом, уже в Питере, я пойму, что наш домик был почти в каждом проспекте о Норвегии – мы жили в таком фантастическом месте!). Грустно. Наконец приходит автобус, нам удается купить билеты с 25% скидкой. Теперь часа четыре можно будет спокойно или в окно смотреть или дремать. Мы едем на север архипелага, интересно, природа там еще суровее?
Продолжение следует…
Метки: Норвегия Лофотены лето отпуск |
Лофотены: юг архипелага |
Поездка на пляж в Церковном фьорде
Проснулись мы по будильнику. Опять грандиозные планы: сегодня мы идем в столицу нашей коммуны Рейне, чтобы отправиться во внутренние фьорды страны. Там мы хотим пойти на пляж с белоснежным песком и изумрудной водой. Погода нам благоволит – солнце, на небе ни облачка! До Рейне идти около трех километров. Полагаем, что за два часа как-нибудь доковыляем. Дорога проходит через четыре моста, везде встречаются симпатичные домики, просто утопающие в цветах. И это заполярье!
В одном месте нашли много трески – она сушилась под сеткой. Пошли дальше – снова треска, но уже лежащая штабелями – готова к экспорту. Мы прошли еще только полпути, а Рейне совсем рядом. Только здесь нет моста, а значит, нам идти и идти. По дороге болтаю с пожилой норвежской. Она абсолютно серьезно рекомендует нам залезть на почти отвесную гору, говорит, что «оттуда открывается фантастический вид». Так что может оно и так, но нам молодым россиянам туда не залезть. Не понять нам этих норвегов.
Рейне был уже рядом. Деревня на самом деле была очень красивой – рыбацкие домики, корабли. Мы пришли на пристань – в 10 утра отсюда уходит корабль. Мы до сих пор не можем определиться куда лучше поехать: мы можем сойти с корабля в Буннесфьорде или в Киркефьорде. Я видела эти пляжи в Google – пляж в Киркефьорде побольше, но идти туда по норвежским картам, возможно, рисованным троллями, 2 часа. Пляж в Буннефьорде не очень большой, но зато в 30 минутах ходьбы. Тем временем на причале уже собралось море людей – погода хорошая и все собрались позагорать. Должен быть всего один корабль. Мы, россияне, как всегда начинаем переживать – влезем ли мы в него. Пассажиров сортируют – только желающие поехать в Буннефьорд идут на посадку. Мы остаемся. Кораблик увозит основную массу людей.
Где-то с опозданием на полчаса корабль возвращается – теперь он пойдет по большому кругу: у него целых четыре остановки. Обстановка на борту самая непринужденная – люди сидят прямо на палубе, любуются горами, водопадами, и не забывают подставлять свои мордочки северному солнцу.
Мы как всегда забыли солнцезащитный крем в домике. Первая остановка была очень странной – одно здание (гидроэлектростанция?), в окружении гор. Двое молодых людей там выходят. Интересно, куда здесь можно пойти? Следующая остановка – Буннефьорд: здесь выходит основная масса людей: до океана здесь всего полчаса ходьбы. Наша остановка следующая.
На всякий случай делаем фото корабля – на нем написан телефон, по которому можно будет вызвать корабль, если что-то будет с нами не так. Здесь стоит несколько домиков. К моему удивлению, здесь нет никакой церкви, как можно было подумать из названия фьорда. Спросили об этом у местных – они тоже ничего не знают про церковь. Только мы пятеро сходим здесь с корабля. И так, в нашем распоряжении чуть менее 5 часов – за это время мы должны перевалиться дважды через перевал, если хотим ночевать дома.
Начинается подъем в гору. Миша уже где-то далеко впереди. Идем, идем, идем. К нашему удивлению достаточно быстро, мы оказываемся наверху. Уже виден пляж – белоснежная полоска и изумрудная вода.
Надо идти вниз! Здесь еще показывается озеро, далее дорога идет через небольшое болото. Температура всего около 11 градусов, но почему-то жарко – потихоньку раздеваемся: сначала куртка, потом толстовка, остались в одних футболках.
Когда мы сняли горные ботинки и пошли пешком по этому песочку, мы почувствовали себя просто счастливыми. Такое ощущение, что где-то рядом был вход в нирвану или где-то рядом снимали рекламу Баунти – только вот пальм не хватает. Хорошо бы заночевать здесь с палаткой и любоваться полуночным солнцем! Но не в этот раз. К нашему большому сожалению, на отдых у нас минут 35, не более.
Попробовали опустить ноги в воду – холодина! Мишка, молодец, с разбега погружается в океан. Думаю, что температура воды градусов 5! Походили по песочку. Немного подкрепились. Вот уже и пора идти обратно. Думаю, что мы здесь были первыми россиянами. И эта мысль радует! Дорога обратно показалась короче, но было все же страшно опоздать.
Набрали в дорогу воды из местного ручейка – в Норвегии можно пить воду из любого источника, если не написано обратное (говорят, что сейчас в отдельных местах рекомендуют воздержаться от питья воды в горах из-за массовой миграции леммингов – прикольно!). К тому времени как мы пришли к причалу, Мишка уже спал. Человеку из урбанистического города, где все в асфальте, было приятно просто полежать на деревянном причале. Приятно было до тех пор, пока мы не заметили, что испачкались в смоле. Но тоже не страшно. Тут мы заметили странную вещь – уровень воды за эти 5 часов понизился метров на пять! Такие приливы-отливы я видела впервые! Немного побеседовала с местными – они сказали, что ничего страшного не было бы, если бы мы опоздали на корабль. «Два горных перевала, и до вашего дома будет совсем рядом – километров 8 по шоссе».
Понять шутят ли они, или для них это на самом деле рядом, мы не могли. Корабль пришел во время. Мы обратили внимание, что пристань имеет два этажа. С такими приливами, вполне можно строить и трехэтажные пристани! Когда корабль пришел в Буннесфьорд, стояла огромная толпа людей. Часть из них погрузилась к нам, за следующими пассажирами придется делать еще одну ездку. Часов в 17 мы оказались в Рейне.
Метки: Норвегия Лофотены отпуск лето |
Лофотены: юг архипелага |
Аккаривик. рыбалка и скульптурный ландшафт
Быстро поев и полчаса повалявшись, поняли, что силы у четырех из нас еще есть. Да и солнце еще высоко. Было решено прикоснуться к чему-то прекрасному, а именно познакомиться со «Скульптурным ландшафтом Нурланна». О нем я читала еще в Питере – идея была интересной: 25 современных дизайнеров из разных стран помещают свои творения в 25 коммунах Нурланна. Этот проект реализовался 10 лет и растянулся, благодаря протяженности Нурланна, чуть ли не на 600 километров.
От нашего дома до населенного пункта Аккарвик на карте, нарисованной троллями, было всего 3 норвежских километра. Там на горе можно было найти памятную доску, как король Улаф V открыл дорогу Е10 летом 1963 года. Кроме того, мы могли увидеть один из объектов «скульптурного ландшафта Нурланна», который «находится на расстоянии 2 километров от Хамнёйя между фьордом и дорогой» - цитата из норвежской книги.
Шли, как всегда, долго. Дорога была красивой, справа было море, слева горы. Разные птицы летали над головами: противно кричал кулик-сорока, чайки охотились за рыбой. Слева мы увидели какое-то странное место – было чувство, что горы расступились, и там находится какая-то воронка. Может это «пуп земли»? Подойдя ближе, мы увидели очень красивое озеро.
Мы все шли и шли и недоумевали – неужели мы еще не прошли 2 километра? Наконец, мы дошли на места парковки – где-то здесь находится арт-объект. Метались по камням вверх-вниз: ничего. Двое из нас остались сидеть на парковке, мы с Мишей продолжали поиски. Вообще это была какая-то скаутская игра: если присмотреться, то здесь можно было найти кусок обработанного мрамора: значит, вам туда. Далее где-то вдали находилась обработанная деревянная балка: значит туда. С третьей попытки мы нашли объект, который назывался «Лавровый лист».
Он заставил нас совсем призадуматься. Это был декорированный вход в пещеру. На листах металла были видны вдавления в виде лавровых ветвей. Зачем он здесь? Тем временем, вечер уже вступал в свои права. В Аккарвик мы так и не пошли. Вообще, это было странно – до него было лишь километр, но его даже не было видно. Миша особенно торопился домой – он горел желанием выйти на лодке в море. Из всей нашей компании он смог уговорить только меня принять участие в этом проекте.
Надев спасательные жилеты, мы вышли в море. Мы были вознаграждены за это – закат был просто фантастическим! Практически ночью мы на цыпочках ввалились домой и уже через несколько минут спали мертвецким сном.
Метки: Новрегия.Лофотены лето |
Лофотены: юг архипелага |
Сёрвоген, Тинд и загадочное О
Спустившись с горы, мы оказались в Сёрвогене – центре коммуны. Здесь мы нашли множество уютных домиков. Поразило обилие кормушек для птиц, разнообразных по размеру и форме. А еще почтовые ящики!
Это просто произведения искусств! Нигде в Норвегии я такого не видела. До цели нашего вояжа было всего 4 километра, 4 норвежских километра. Дорога петляла, шла то вверх, то вниз.
Мы проходили мимо тихих заводей, скал с тысячами птичьих гнезд. Дойдя до рыбацкой деревни Тинд, мы нашил дом с мемориальной доской, согласно которой Теодор Киттельсен, знаменитый иллюстратор норвежских сказок, жил здесь целую зиму в 1890 году. Посидев немного здесь, мы двинулись далее.
Наконец, мы дошли до знака «Å» - это как раз и есть последняя деревня, дальше только океан. Как бы это смешно не звучало, здесь имеется куча музеев (Музей сушеной трески, Музей рыбацких деревень) и галерей. В музей Сушеной трески решили не ходить – там даже снаружи стоял такой запах, но не смогли не сфотографировать сотни этих рыбин, хотя и через сетку.
Если честно, то я была почти уверена, что рыба на Лофотенах будет везде – я видела это на многочисленных фото. Но рыбы особой не было – местные жители сказали, что она сушится лишь до апреля, а далее штабелируется и экспортируется в Испанию и Португалию, где из нее готовят бакалао. Представляю, какой запах стоит на островах тогда!
Деревня «Å» на самом деле была очень колоритной – везде красноватые рорбу, старый магазин, кузнеца и море туристов. На набережной рыбаки торговали свежей рыбой. Сначала хотели купить треску, но она была огромной, да и дорогой.
Кроме того, нам еще полдня болтаться по островам. Решили все же не покупать. Вместо этого решили попить кофе. Отстояв приличную очередь, мы купили в пекарне, работающей здесь с 1850 года, фантастически вкусные булочки по старинному рецепту.
Страшно признаться, но я не смогла отказать себе в удовольствии купить и вторую булочку. Подкрепившись, мы пошли на смотровую площадку. Здесь был вид только на океан – мы на самом деле находились на краю света. К этому времени мы уже достаточно утомились и решили двигаться домой. Автобус без проблем справился с этим.
Метки: Норвегия Лофотены лето отпуск |
Лофотены: юг архипелага |
Мушенес и горы возле него
Проснулись рано, по будильнику. Сегодня у нас, как впрочем, и всегда, большие планы. Мы хотим оказаться в Мушенесе и немного подняться в горы в сторону самой высокой горы Западных Лофотенов – Германсдалстинден. Планы очень осторожные – именно движение в сторону горы, цели подняться на эту вершину нет – мы точно не скалолазы. На обратном пути есть если будет время, планируем дойти до «края света» - до рыбацкой деревни со странным названием «Å» (Å – последняя буква норвежского алфавита).
Погода по питерским и норвежским меркам неплохая – солнца нет, туман, но самое главное, нет дождя. Пытаемся найти на нашем Хамнёйе, острове, где мы живем, автобусную остановку: тщетно, ни за одной, ни за другой скалой ее нет. Еще за 15 минут до времени прихода потенциального автобуса, мы уже стоим на трассе. Ждем! Хотя, это, наверное, выглядит странно для норвегов – автобусы у них ходят как швейцарские, или почти как швейцарские, часы. Наконец, пришел автобус, и мы без проблем отказались в Мушенесе, в который мы вчера прибыли на пароме.
Здесь мы снаружи осмотрели церковь, 1819 года. Говорят, что внутри церкви интерьер середины XVI века, но, к нашему сожалению, мы не могли понять когда, церковь открыта. Это было наше первое разочарование. Следующее разочарование было не за горами, а если точно, то, как раз за ближайшей горой. Говорят, что на горе над церковью казнили последнюю местную ведьму, и было это в 1814 году. Снизу гора казалась почти холмиком, и мы пошли. Болтаясь по чуть видным тропинкам, до вершины горы мы так и не дошли. Решили на это не тратить время, спустились вниз.
Далее мы стали искать начало тропы вдоль Сёрвогского озера. На карте она была обозначена жирной желтой линией, означающей «освещенную круглогодичную тропу». Тропу нашли достаточно легко. Было очень холодно, когда мы проходили мимо пляжа с купальней. Представили горячих норвежских парней с удовольствием здесь купающихся. Мурашки пробежали по коже от этой мысли. На нашей карте прямо от этой купальни отходила немаркированная тропа в горы, ведущая к смотровой площадке. Найдя, некое подобие тропы мы двинулись в горы. Как потом выяснилось, этой тропы вообще не существовало – на карте была неточность, хотя, может быть, тролли подрисовали эту тропу на наши карты. Тем временем мы поднимались вверх по, как мы думали, тропе. Десятки чаек воинственно кружили над нами. Наверное, там были их гнезда.
Везде валялись скелеты огромных рыб – наверное, они были когда-то пойманы и съедены чайками. Вспоминался и Хичкок со своими «Птицами». Короче было страшновато. Временами мы оказывались в колючих зарослях можжевельника. Временами прямо из под наших ног вылетали какие-то испуганные куропатки. То, что мы называли тропой, совсем исчезло. Сделав несколько фото.
Мы решили держаться левой стороны. Шли очень аккуратно боясь чаек над головами и боясь испугать куропаток… Оставшись живыми, мы наконец, вышли на ту тропу, которую мы так искали. Тропа шла вдоль Студалского озера, которое имело ледниковое происхождение и являлось источником питьевой воды. Озеро было очень симпатичным, вдали виднелся водопад. Вот, к нему-то мы и собрались. По дороге нашли множество грибов – обед будет отличным!
Далее дорога шли мимо Тридальского озера, что означает «озеро трех долин». Присмотревшись, мы на самом деле увидели эти долины. Здесь шла какая-то линия электропередач. На одном из столбов висела табличка «Не влезай! Убьет!», а на соседнем висел маленький металлический ящик. Было страшновато запустить руку в этот ящик – вдруг, электричество?
Но интуиция не обманула меня – там лежала тетрадь для регистрации туристов. Разумеется, мы зарегистрировались. До нас россиян там не было. Там же, мы устроили пикник. Оценив, все «за» и «против», решили идти вниз. Навстречу шло много туристов. Все же хорошо, что мы отправились в путь так рано!
Метки: Норвегия Лофотены лето отпуск |
Лофотены: юг архипелага |
Дорога к нашему домику на Хамнёйе
Паром шел долго. Около 5 часов.
Будё быстро пропал из видимости. Впереди были только острова и неизвестность. Я скакала вверх-вниз. Я люблю обдуваться северными ветрами. Но здесь было уж слишком – я с трудом удерживала фотоаппарат двумя руками. Свитер, куртка, горные ботинки, ветронепродуваемые штаны позволяли чувствовать себя комфортно.
Рядом скакали дети в футболках и в сандалиях. Что-то не так с этими норвегами. То ли кровь викингов дает себя знать, то ли дело в привычке. А может и вовсе это любимая всеми норвегами лакрица? Часа через три показался Лофотенский архипелаг. Выглядел он очень мрачно и сурово. В голове вертелись мысли и зачем мы сюда приволоклись?
Где-то справа от парома находится Мальстрём – самый большой в мире водоворот. Он был нанесен на карту еще Птолемеем, считается, что именно здесь Одиссей умертвился. Это чудовище описано и Жюль Верном (20 000 лье под водой) и у Эдгара По (Погружение в Мальстрём). Рассказ По был мною прочитан перед поездкой – от всего этого было не по себе.
Тем временем наш огромный паром с легкостью вошел в маленькую гавань. Впереди виднелось несколько домов и церковь на горе. Это наша цель – Мушенес. Отсюда до нашего жилья 9 км, но что-то в Норвегии не то с метрической системой. Здесь километры длиннее, горы выше, градусы холоднее.. Поэтому точнее сказать, что до нашего дома было 9 норвежских километров. Я впервые столкнулась с тем, что паром не встречает автобус. Последний автобус был двумя часами ранее. Еще в Питере мы прорабатывали этот вопрос. Идти 9 норвежских километров, да еще с рюкзаками не очень хотелось. Поэтому мы попросили хозяев нас встретить. «Нет проблем – ответили они, - 150 крон и вас будет ждать желтая машина». Машина на самом деле была, и нас довезли до нашего острова. Здесь мы пытались найти наших хозяев. Тщетно. Водитель, не спрашивая о деньгах (!), собирался уже уезжать. Кто бы мог подумать, что он не имеет никакого отношения к нашему жилью! Водитель – единственный живой человек здесь. Спрашиваем его: «Как найти хозяев?». Он интересуется, в каком домике мы живем. «В Johans rorbu», – отвечаю я. Вмести ищем домик с таким названием и о, чудо – дом открыт, в дверях торчат ключи. Домик был отличным – две спальни, гостиная со всей утварью. Но самое прикольное, что мы живем в типичном для Лофотенов домике на сваях и ему 100 лет. О, чуть не забыла! В стоимость домика входила аренда лодки. Да, и впрямь, какие Лофотены без лодки? Из окна открывался отличный вид на море, до которого было 0 метров. Мы – настоящие островитяне. С этой мыслью мы побрели спать, хотя было еще светло – ведь день-то полярный.
Метки: Норвегия Лофотены отпуск лето |
Лофотены: Хельсинки – Осло - Будё |
В три часа ночи мы сонные оказались на КПП. В этот раз в компании был Миша: молодой человек, студент медицинского факультета. Он целый месяц врачевал в деревне и отпустил бороду. Решив, что она придает ему солидность он в таком виде поехал за границу. Пограничникам он явно не понравился – то ли на террориста похож, то ли просто отлавливают призывников. Короче, они устроили ему допрос с пристрастием. Сколько мы переходим границу, это случилось впервые. Обычно финны интересуются кто мы, куда мы, что будем делать.. Но чтобы русские так интересовались. Несмотря на это граница была перейдена и в 7-00 мы были уже в аэропорту города Хельсинки.
В те смутные дни ходило много слухов, вплоть до введения Норвегией паспортного контроля. Но прилетев в Гардермоен, аэропорт Осло, мы не увидели каких-то дополнительных мер безопасности. Три часа мы маялись здесь, ожидая наш самолет в Заполярье. Стоимость билета в Норвегию была в 2,5 раза ниже, чем перелет по стране. Это мне было несколько странно. При подлете к Будё показались безжизненные серые горы. Первая мысль была: зачем мы сюда летим? Как-то не верилось, что здесь может быть почти рай. Посмотрим, что получится из нашей авантюры.
Я впервые оказалась в Нурланне. Это была почти единственная провинция Норвегии, где я еще не была. Поразило, что аэропорт находится прямо в городе, до центра всего минут 15 пешком. Аэропорт был больше нашего питерского. Посмотрев, на серое здание, вспомнила, что здесь находится крупнейшая база НАТО в северной Европе. Будё показался каким-то сонным и не выразительным. Решив, что это морской город и вся жизнь протекает на набережной, мы пошли искать море. Дорогу к нему нам показывали чайки. Здесь уже кипела жизнь: по молу прогуливались люди, ели свежевыловленных креветок, многочисленные паромы шныряли туда-сюда. С трудом нашли магазин – надо было что-то купить съестного, ведь в нашей деревне на островах даже нет магазина. Мое любимое норвежское молоко! На коробке написаны прикольные истории о полезности молока.
На этот раз там была душещипательная история, что, если ты пьешь молоко, то имеешь столько сил, что вполне можно быть учителем для медвежонка, оставшегося без родителей в лазанье по деревьям. Не уверена, что это хороший пример, но в креативности работникам TINE точно не откажешь. У нас было немного времени, чтобы прогуляться по городу.
Увидели мы кафедральный собор весьма странной формы – везде море цветов в память Ютёйских событий. Нашли памятник белохвостому орлу. Будё считается городом этих птиц. Говорят, что почти всегда их можно видеть недалеко от города. Еще мы пытались найти автобусную остановку. Но именно накануне ее перенесли в другое место, а все местные жители по старинке отправляли нас на привычное для них, но уже неактуальное место. С трудом нашли остановку на улице Королевы. Эта информация пригодится нам на обратном пути. К 16-00 мы добрели до паромного терминала.
Здесь вовсю шла посадка на огромный паром. И хотя я все пристально изучала в Питере, название нашего парома на Лофотены я не знала, было известно только время его отплытия: 16-45. Наш ли этот паром? Пошли спрашивать. Выяснилось, что теоретически мы можем доплыть на нем до нашего Мушенеса. Но это очень долго, ведь сначала он идет на все птичьи острова. Наш паром был следующим. Хотя, если честно, то я немного пожалела, что я не спланировала один день на птичьих островах. Там бы я уж точно увидала своих любимых тупиков.
Метки: Норвегия Лофотены лето отпуск |
Лофотены: предисловие |
Уже много лет я себе не представляю отпуска вне моей любимой Норвегии. Я стояла (даже несколько раз) на самой северной точке Европы – Нордкаппе, была на юге страны в Телемарке, была на Западных островах и в лесу на востоке. Несмотря на то, что Норвегия небольшая страна, природа ее настолько разнообразна, что каждый раз ты открываешь для себя новую страну.
Но было место на карте, протертой глазами уже почти до дыр, которое манило более других. Это Лофотенские острова. В книгах их называли то северными караибами, то сообщали, что ЮНЕСКО ставит их на третье место по притягательности. Но как-то руки, ноги не доходили до них.
В этом году было решено – едем на север. Команда набралась за пару январских дней. Итак, нас едет пятеро. Тогда же купили билеты на самолет и забронировали жилье. У меня был шок, узнав, что в январе забронировать жилье было не так уж просто – половина жилья была уже разобрана. Огромное спасибо работникам Innovation Norway, которые посоветовали жить в живописной рыбацкой деревушке Рейне. Там мы решили зависнуть на три дня. Далее было решено, посмотреть и столицу архипелага – город Свольвар. Здесь мы тоже будем жить три дня. Итак, на целую неделю в июле мы становимся островитянами.
Мы долго и досконально изучали достопримечательности островов. Выяснилась одна странная для Норвегии вещь – транспортное сообщение развито очень плохо. В день ходит пару автобусов и то только по главной дороге Е10. Значит, оказаться в колоритных рыбацких деревушках, именно, то, что привлекает сюда тысячи туристов, будет проблематично. Стали напрягать голову об аренде машины. Наводили справки. Все престижные компании типа Avis, Eurocar, не захотели с нами общаться – у нас не было международных прав. Получить их в России оказалось тоже непросто: работники фабрики Госзнака, то ли были в коллективном отпуске, то ли бастовали. Бланков в наличии не было… До последнего не было ясно, сможем ли бы добыть эту заветную бумажку. Тем временем работники туристического офиса в Лекснесе нашли нам телефон компании с подержанными машинами. Они были готовы дать нам машину под наши русские права. Да еще получалось в два раза дешевле! На том и порешили.
Перед поездкой меня еще волновала одна вещь: если мы оплатили жилье в Рейне полностью, то в Свольваре с нас мало того, что не взяли какой-либо депозит, но даже не поинтересовались номером банковской карты. Было страшно оказаться в Заполярье бомжами (тем более что подобная история была уже со мной год назад, правда по моей глупости). Мои норвежские друзья, позвонив в Свольвар, заверили, что все будет ОК. Всю дорогу нас должны были подстерегать какие-то транспортные неувязки – то в Будё переносят автобусную станцию, то разобрана железная дорога до аэропорта, то не ходят поезда на Хольменколлен. Разумеется, все это решаемо, только надо быть к этому готовым.
За пару дней до нашего отъезда случился этот кошмар на Ютёйе. Мои норвежские друзья потеряли в той бойне одноклассников, а русские друзья выражали мне соболезнование и просили передавать их чувства норвегам. В эти дни я чувствовала себя частью Норвегии чуть больше обычного. Сходила к консульству в Питере – постояла, молча перед свечами. Я могла быть там. Каждый год я оказываюсь в Осло в четвертую пятницу июля. Это было бы как раз 23-го июля. Бог хранит меня – в этом году я окажусь в Осло 26-го. Но как бы то ни было, жизнь продолжается. Прочитав оптимистический прогноз погоды: около 10 градусов тепла и отсутствие проливных дождей, покидав еду и простынные мешки в рюкзаки, мы сели в автобус, чтобы утром оказаться в Хельсинки.
Метки: Норвегия Лофотены отпуск |