Аноним обратиться по имени
Четверг, 26 Мая 2016 г. 21:53 (ссылка)
Русская литература второй половины 20-ого века безнадёжно увязло между плоским соцреализмом и слишком индивидуальным андеграундом. В эту пору мир узнал о таких великих людях, как Булгаков, Солженицын, Бродский и т.д., но выразить настоящий дух Русской культуры, на мой взгляд, смогли выразить не "мастера пера", а как ни странно, кинорежиссёр - Андрей Тарковский. С другой стороны, 20 век, век кино... и я пожалуй, ничего странного в этом нет.
Таких людей, как он очень мало и я рада, что благодаря этому курсу у меня есть возможность, хотя бы чуть-чуть разобраться, кто есть Андрей Тарковский, и что режиссер хотел показать всему миру своими фильмами. И миру ли вообще?
Фильм "Сталкер" можно назвать, центральным событием кинолент режиссера, (а я посмотрела все рекомендуемые мне "кинопоиском" фильмы после "Соляриса". Наиболее значимые из его творений).
Тарковский предпринимает путешествие вглубь человеческого духа, для того, чтобы смочь его спасти, или хотя бы "открыть глаза" на наболевшие ему вопросы.
«Сталкер» — это духовно обнаженная реальность нашего мира. Не банальное предсказание, а пророчество в высшем смысле. Выявление причин. Диагноз. Тарковский не ищет, а находит. Он не говорит о чем не знает, а показывает свои правду мира. В его фильмах нет фальши и лжи. "Сталкер" высшая степень проявления этих качеств.
Что самое важное, режиссёр не увязывает во всей проблеме полностью, он просто показывает "голый смысл" зрителям.
Зона Тарковского - русская Зона. Живая зона. Исковерканная, убитая, страдающая, но ЖИВАЯ. Настоящее живое место во всем омертвленном мире. Именно поэтому, с появлением героев в Зоне, картина становится цветным.
В глубине этого "рая на земле", находится самое заветное - Комната, где любые желания становятся явью. (По книге Стругацких, более хорошо показана линия желаний в Зоне). Но Не все желания исполняются, а только те, которые считает нужным сама Зона. Например у Стервятника - это здоровые,красивые дети, хотя всем ясно, чему бы ему хотелось больше.
Рэдрик, пришёл в Зону ради дочери. Она "дитя Зоны". Он пришёл просить у неё "нормальность" своей Мартышки. Хотя, в последнюю минуту, не смог произнести это заветное желание. Рэдрик знал, что Зона лучше него знает его желания, и сможет самостоятельно "разобраться".
Я вспоминаю себя, когда стою в церкви около иконы, и вот хочу попросить желание, как например: "Хочу, чтобы я смогла получить Визу, за 5 дней". А потом понимаю, что это так не правильно, говорить ему(Богу, святому) так прямо об этом;) Ведь он лучше меня знает, что мне нужно и что для меня будет лучше. Православное воспитание не прошла мимо. Вот так и со Сталкером.
Почему людей тянет в Зону? Как говорил Сталкер(по фильму), она нужна тем, которые ощущают себя в этом мире несчастными, отчаявшимися, ненужными. Моё объяснение, в Зону идут люди, как в церковь, чтобы помолится, почувствовать аскетизм, отпустить грехи, послужить Богу, искать смысл жизни...
Фильм "Сталкер" стал пророческим,(как и фильм "Убить Дракона"), для русского народа. Буквально через несколько лет, прогремел Чернобыль, а ещё через некоторое время, распад СССР - "духовный чернобыль", где вся страна превратилась в одну сплошную "зону". В начале 90-ых достаточно было выйти из центральной части города, чтобы оказаться в пространстве "зоны", настолько были велики масштабы разрушений.
Но, главное, что в "зону", были превращены самы человеческие души, которые за один миг потеряли веру, смысл, систему координат мира. Человеческие души, были охвачены, разрушительной энергией, которые на протяжении многих лет, не могли выйти наружу. Они были раздавленные собственными вожделениями, свободой и страхом.
Напоследок, резюмируя, весь этот хаос, хочу сказать, что:
Зона - это пространство человеческой души. Режиссёр пишет картину объятого катастрофой мира, или объятой катастрофой человеческой души. Фантастический сюжет фильма, на основе книги братьев Стругацких, совсем не похож на оригинал. Не буду вдаваться в подробности, хочу лишь скачать, что Рэдрик - банальных мародёр, таскающий из Зоны оставленые "туристами" мусор после "весёлого пикника", а Сталкер - Апостол, "супергерой", который служит и идёт в Зону за смыслом.
В общем, мы можем искать разные объяснения данному фильму, и возможно, никогда не прийти к одному выводу, но сам Тарковский говорил: "Сама идея искания, поиска смысла - для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их может быть находят, а может быть и нет".
Так что, наслаждаемся фильмом и каждый пусть черпает от него, то, что для него важнее.
Гусейнова Нино.