-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дмитрий_Харитонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2849


Вниманию студентов группы 15-М!

Суббота, 30 Апреля 2016 г. 19:48 + в цитатник

Начинаю финальное обсуждение. Оно будет посвящено фильму А. Тарковского "Сталкер", а также книги А.и Б. Стругацких "Пикник на обочине". В связи с высокой сложностью восприятия фильма и его сопоставления с текстом-источником увеличиваю максимальное количество баллов до 10. По указанной же причине курировать дискуссию буду лично.

Срок обсуждения - до 26 мая.

Жанр

фантастика
драмапритча

Режиссёр

Андрей Тарковский

Автор
сценария

братья Стругацкие

В главных
ролях

Алиса Фрейндлих
Александр Кайдановский
Анатолий Солоницын
Николай Гринько

Оператор

Александр Княжинский

Композитор

Эдуард Артемьев

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм»
Второе творческое объединение

Длительность

163 минуты

Бюджет

1 млн руб.

Страна

Flag of the Soviet Union (1955-1980).svg СССР

Год

1979

 

111561632_large_Stalker (700x560, 97Kb)
Метки:  

Akihabara   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 00:40 (ссылка)
Фактом является то, что фильм «Сталкер» и книга «Пикник на обочине» – это два абсолютно разных произведения. Но есть две вещи, которые объединяют их.
Фильм/ книга = Зона. И не важно, что Стругацкие сильно изменили сюжет, переписав сценарий. Фильм и книгу объединяет одно – Зона: живое существо, которое захочет – отпустит, захочет – ты умрёшь… Она каждую секунду меняется. Это похоже на восприятие человеком этих произведений. Сколько раз ни пересматривай, каждый следующий раз будешь воспринимать эту картину по-другому. Каждую секунду возникает всё больше вопросов, но остаётся всё меньше ответов.
Так же хочется поговорить об ещё одной детали, которая, по моему мнению, объединяет книгу и фильм. Атмосфера. Когда смотришь/ читаешь, появляется ощущение «отчуждённости», полное погружение, реальный мир уходит на второй план. Ты бродишь по Зоне. Такие вещи явно нужно впитывать в одиночестве, пропуская через себя.

Для меня книга «Пикник на обочине» произведение о человеке и поиске счастья.

«Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!»

А ещё о том, что в масштабах Вселенной это «человеческое счастье», за которое мы якобы боремся (всеми возможными и невозможными способами) просто крупица, пыль - ничто.

«– Нет, погодите, – сказал Нунан. Почему-то он чувствовал себя обманутым. – Но если вы таких простых вещей не знаете… Ладно, господь с ним, с разумом. Видно, здесь сам черт ногу сломит. Но насчет Посещения? Что вы все-таки думаете насчет Посещения?
– Пожалуйста, – сказал Валентин. – Представьте себе пикник…
Нунан вздрогнул:
– Как вы сказали?
– Пикник. Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фотокиноаппараты… Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте… ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые, драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян…
– Я понял, – сказал Нунан. – Пикник на обочине.
– Именно. Пикник на обочине какой-то космической дороги. А вы меня спрашиваете: вернутся они или нет».

В фильме, как и в книге, Зона так же находится под охраной и отгорожена от остального мира. Но сам факт существования в ней опасности ставится под сомнение. Сталкер водит своих спутников, предупреждая о несчастьях, которые есть в Зоне. Но так ли это на самом деле? Мне кажется, что авторы подводят нас к вопросу о вере. Только вере во что? В Бога? В Человека?
«Если б вы только знали, как я устал! Одному Богу известно! И ещё называют себя интеллигентами. Эти писатели! Учёные! Они же не верят ни во что. У них же… орган этот, которым верят, атрофировался! За ненадобностью!.. Боже мой, что за люди… Ты же видела их, у них глаза пустые. Они ведь каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить, чтобы продать себя подороже! Чтоб им все оплатили, каждое душевное движение! Они знают, что «не зря родились»! Что они «призваны»! Они ведь живут «только раз»! Разве такие могут во что-нибудь верить? И никто не верит. Не только эти двое. Никто! Кого же мне водить туда? О, Господи… А самое страшное… что не нужно это никому. И никому не нужна эта Комната. И все мои усилия ни к чему! Не пойду я туда больше ни с кем».
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Мая 2016 г. 14:14ссылка
Удивительно точно передали интонации и книги и фильма! Цитатки бы поменьше. Из-за них ритмика повествования проседает.
Аноним   обратиться по имени Вторник, 24 Мая 2016 г. 09:36 (ссылка)
Для меня это уже второй фильм Андрея Тарковского. Смотреть «Сталкера», честно говоря, мне было не просто. Причина этого не только в том, что произведение имеет глубокую смысловую нагрузку, но и в том, что эти смыслы выражены при помощи сложного символического ряда.
Фильм Андрея Тарковского "Сталкер" 1979 это повесть о сталкере кинематографа СССР - Андрее Тарковском.
Как мне кажется, Андрея Тарковского можно ассоциировать с образом персонажа «сталкер», конечно, не совсем явно и не в прямом смысле.
Андрей Тарковский в фильме нас ведёт в путешествие внутрь человеческой души, и на подсознательном уровне подводит зрителя к мыслям: чудеса окружают нас вокруг, но мы порой их не замечаем и ищем их где-то в другом месте; главное для человека - вера, человек в ни во что неверующий обречён на несчастье, а счастье оно здесь рядом. Искренне любящая жена и обожающие вас дети - это и есть счастье. И больше ничего не надо, всё остальное находится в вас.
Да, сам Сталкер тоже видит человеческое несовершенство, тщетность своих усилий: «Ты же видела их, у них глаза пустые. Разве такие могут во что-нибудь верить?.. И никто не верит. Не только эти двое. Никто! Кого же мне водить туда? О, Господи... А самое страшное... что не нужно это никому. И никому не нужна эта Комната. И все мои усилия ни к чему …»
И тем не менее, ведет в Зону страждущих в поисках счастья. И это его самопожертвование, абсурдное в своей настойчивости, безнадежное, тем не менее приносит крупицы смысла в человеческое бытие - в его собственное и идущих за ним. Хотя, придя в Зону, человек наверняка не получит исполнения своих желаний, но получит гораздо больше, чем просто исполнение желаний: он поймет, что все его прежние желания лживы и только уводят его от себя самого и от подлинного смысла жизни. Здесь он заново научится желать, и его новые желания будут совершенно непохожими на прежние. Сталкеры и нужны людям, чтобы помочь пройти этот духовный путь, помочь обрести веру и избавиться от ложных ценностей. Человеку может помочь только человек…
На мой взгляд, «Сталкер» Тарковского - это самостоятельное произведение. Возможно, это некая фантазия на тему «Пикника» Стругацких. Обвинять Тарковского в искажении первоисточника бессмысленно, так как сами братья Стругацкие были авторами сценария этого фильма. Сценарий они несколько раз кардинально перерабатывали в связи с замечаниями Тарковского. Исходя из этого, я считаю, фильм можно рассматривать как коллективное творчество.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 24 Мая 2016 г. 14:18ссылка
Все правильно и солидно, но без изысков
Аноним   обратиться по имени Среда, 25 Мая 2016 г. 04:44 (ссылка)
В первую очередь хотелось бы сказать пару слов о режиссере самого фильма. Тарковский, на мой взгляд, был рожден, чтобы снимать фантастику. Да не просто фантастику: прилетели инопланетяне, поднялась шумиха и т.д., а фантастику, имеющую больше смыслов, чем зритель может себе представить. «Сталкер» и «Солярис» замечательные примеры.
Сразу укажу в чем, на мой взгляд, заключается отличие книг и фильмов, которые Тарковский снимает по этим книгам: человеческие эмоции, отношения друг с другом, отношение к вещам и событиям для режиссера первичнее, чем сами события и явления, их вызывающие. Все, окружающее персонажей: их жилища, зона, природа – всего лишь антураж (который, к слову, выполнен как раз в духе произведений А. и Б. Стругацких: мрачный, как будто живущий своей жизнью мирок, в котором человек чужой). Тарковский тонкой нитью по чуть-чуть вытягивает главную мысль «Пикника на обочине», да и всего творчества Братьев Стругацких: человек столкнулся с неведанными ему до этого явлениями и сможет ли он это пережить и как он будет это делать? Может быть то инопланетное, странное и неизведанное, пришедшее в наш мир, мудрее нас людей? Хотя тут сложно говорить так уж прямо и уверенно. Стругацкие сами являются своеобразным литературным феноменом: они вырвались из рамок привычной нам научноий фантастики, создали свои миры без нудного и подробного описания работы каких-либо машин, чем грешили другие фантасты. Все понимание фантастического в их произведениях читателем, скорее, интуитивное, основанное на эмоциях. Если большинство фантастики основано на том, чтобы описывать, скажем, летающие машины, гигаполисы будущего, колонии на Марсе – Стругацкие описывают то, что мы, человечество, на самом деле будем делать при столкновении с неизвестным. Тарковский же в «Сталкере» эту мораль приумножил во много раз, отчего фильм по первости кажется очень тяжелым для восприятия.
В фильме нет предисловия о том, как Сталкер стал тем, кем он является на момент начала фильма. В начале повести «Пикник на обочине» Рэдрик Шухарт – сотрудник Института внеземных культур, лаборант, бывший сталкер. И все, что с ним случается: смерть Кирилла, исследовавшего «пустышки», сильные психологические и физиологические изменения в дочери, тюрьма, опять Зона Посещения – показывают читателю, почему именно Рэдрик настоящий сталкер. Рэдрик, во-первых, знает о зоне все, он чувствует ее, как позывы собственного организма: «И все это время он оставался сталкером <…> он фиксировал словно бы спинным мозгом, что вот слева, на безопасном расстоянии, над грудой старых досок стоит “веселый призрак” <…> а справа подул невнятный ветерок, и через несколько шагов обнаружилась ровная, как зеркало “комариная плешь”, многохвостая, будто морская звезда, - далеко не страшно…». Во-вторых, что бы не случалось в его жизни, куда бы он не шел, он возвращается на эту злосчастную зону. В конце книги, когда Артур становится жертвой “мясорубки”, Рэдрик понимает, что ничего он для себя просить то у Золотого шара он не хочет, хотя так отчаянно шел к нему. И мысли все свои он растерял, пока «сталкерствовал», и ничего он кроме этого не умеет.
Теперь к фильму. Всех, перечисленных в книге аномалий не показано. Сказано только, что они есть, но ‘мясорубки’ показано не будет, “пустышек” тоже. И вместо Золотого шара желания исполняет Комната желаний. Сам главный герой – Сталкер, так же как главный герой книги живет с дочерью и женой. Только дочка Мартышка в фильме не показана обросшая шерстью и какой-то больной, просто тихий ребенок. В очередной раз Сталкера нанимают для прохода на Зону Писатель и Профессор. Сталкер показан как персонаж, который уходит на Зону не только из-за жажды наживы. Он показан как персонаж, который будто ходит на Зону отдыхать. Он понимает ее, он уважает ее и взывает к этому (и не один раз) Писателя, который не верит в опасность аномалий и вообще из творческого кризиса выходить сюда пришел, а ему тут по ушам ездят с этими аномалиями. Сталкер выглядит как апостол новой, пока еще никому не известной и не понятной веры. Ему очень обидно, что все пытаются попасть на Зону, чтобы набрать артефактов и продать их или добраться до комнаты исполнения желаний, но он никого не осуждает. Загадывай что хочешь, только не вреди Зоне. В конце фильма между тремя персонажами происходит стычка: Профессор желает Зону уничтожить, Писатель вообще отказывается загадывать желание и больше не спорит со Сталкером. В итоге Профессор не уничтожает комнату, и герои возвращаются обратно.
В самых последних сценах дочь Сталкера Мартышка телекинезом сдвигает со стола стакан. Может, этот момент был включен в фильм, чтобы показать мысль из книги о том, что все сталкеры своеобразно наказываются: у них рождаются странные или больные дети.
На последок хотелось бы сказать, что и повесть и фильм очень запоминающиеся, но сильно тяжело отпечатались в сознании: слишком много смыслов, над которыми можно думать хоть всю жизнь, от этого, может быть, анализ получился не совсем таким как хотелось бы. В рецензии всего по этому поводу не скажешь – тут впору писать книгу.

«Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный».
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Мая 2016 г. 07:03ссылка
Вы правильно сказали, что "в рецензии всего не скажешь - тут впору книгу писать". И многое получилось практически книжным, отмечающим специфику творчества Стругацких и "прирожденность" Тарковского как режиссера-фантаста. А финал оказался все-таки несколько смазан из-за простого пересказа. И самое последнее - не следует использовать слово "сильно" в значении "очень".
Аноним   обратиться по имени Среда, 25 Мая 2016 г. 20:10 (ссылка)
Зачастую человек живёт хорошо, празднуя каждый день, ему раз за разом сопутствует удача и он надеется на то, что так теперь будет всегда. Считая, что его жизнь под полным контролем, порой по своему желанию оскорбляя других людей - не имея на то причин. Можно ещё много перечислять, что ещё совершает этот человек. Но приходит такой момент, когда успех вдруг уходит. Куда-то исчезает та удача, что была всегда рядом, счастье и успех исчезают следом за удачей. Люди начинают осуждать и оскорблять. Другими словами наступает чёрная жирная полоса в жизни. Приходит большое отчаянье, многие ищут спасение в бутылке. Порой бывает, люди решают уйти из жизни. Но есть, же и другие способы решения проблем. Иногда уже испытав боль, человек ищет опору в религии.
Как только человек начинает ходить в церковь, он мечтает, что все проблемы тут же улетучатся, жизнь будет напоминать рай. Но чем глубже он начинает познавать Бога, закон, заповеди, начинает видеть свою грешную натуру, всё греховное прошлое и настоящее. Тогда в его жизнь приходит сожаление и раскаяние перед Богом, за всё сделанное, пытается исправить себя и начинает учиться любить, прощать окружающих.
В «Сталкере» писатель и профессор отправляются к комнате, чтоб исполнить свои желания. По дороге они начинают вспоминать себя. Уже подходя ближе к Зоне, начинают сожалеть, осознавая свои поступки.
Герой фильма произвёл впечатление чистого душой человека. Он отправился к зоне не из-за корысти, а только для того чтобы помочь другим туда попасть, обрести веру и счастье. Он не пытался доказать существование Бога. Он просто шёл и верил. Хотя его очень ранило скептическое отношение его спутников к Зоне.
Фильм "Сталкер" я смотрел дважды, но далеко не потому что фильм имеет захватывающий сюжет. Скорее наоборот, фильм из тех, который нужно смотреть в тишине и в раздумье. Легко посмотреть этот фильм не получится, потому что если не вникать в слова, жесты, не заглядывать в души главных героев - трудно понять что вообще происходит. Я сам смотрел дважды именно потому, что первую половину фильма не понимал что происходит, и лишь потом начинаешь задумываться, читать между строк и понимать смысл фильма.
Фильм явно понравится не всем. Кроме того, он черно-белый. Хотя может и цветной, но он настолько мрачный, грязный и серый, что кажется, что это черно-белое кино.
Стоит посмотреть тем, кто любит думать, кто любит фильмы, в которых нужно скорее поразмышлять, чем порадоваться. Интересный фильм, если его понять... Фильм лучше смотреть вдвоем, чтобы обсудить и понять.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 26 Мая 2016 г. 10:46ссылка
Первый фрагмент, где Вы рассуждаете об общих вещах, на мой взгляд, не задался. Он излишне универсален и может быть применим к любому значимому кинотексту. Непосредственно о фильме - недурно, но, увы, не более.
Аноним   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 21:53 (ссылка)
Русская литература второй половины 20-ого века безнадёжно увязло между плоским соцреализмом и слишком индивидуальным андеграундом. В эту пору мир узнал о таких великих людях, как Булгаков, Солженицын, Бродский и т.д., но выразить настоящий дух Русской культуры, на мой взгляд, смогли выразить не "мастера пера", а как ни странно, кинорежиссёр - Андрей Тарковский. С другой стороны, 20 век, век кино... и я пожалуй, ничего странного в этом нет.
Таких людей, как он очень мало и я рада, что благодаря этому курсу у меня есть возможность, хотя бы чуть-чуть разобраться, кто есть Андрей Тарковский, и что режиссер хотел показать всему миру своими фильмами. И миру ли вообще?
Фильм "Сталкер" можно назвать, центральным событием кинолент режиссера, (а я посмотрела все рекомендуемые мне "кинопоиском" фильмы после "Соляриса". Наиболее значимые из его творений).
Тарковский предпринимает путешествие вглубь человеческого духа, для того, чтобы смочь его спасти, или хотя бы "открыть глаза" на наболевшие ему вопросы.
   «Сталкер» — это духовно обнаженная реальность нашего мира. Не банальное предсказание, а пророчество в высшем смысле. Выявление причин. Диагноз. Тарковский не ищет, а находит. Он не говорит о чем не знает, а показывает свои правду мира. В его фильмах нет фальши и лжи. "Сталкер" высшая степень проявления этих качеств.
Что самое важное, режиссёр не увязывает во всей проблеме полностью, он просто показывает "голый смысл" зрителям.
Зона Тарковского - русская Зона. Живая зона. Исковерканная, убитая, страдающая, но ЖИВАЯ. Настоящее живое место во всем омертвленном мире. Именно поэтому, с появлением героев в Зоне, картина становится цветным.
В глубине этого "рая на земле", находится самое заветное - Комната, где любые желания становятся явью. (По книге Стругацких, более хорошо показана линия желаний в Зоне). Но Не все желания исполняются, а только те, которые считает нужным сама Зона. Например у Стервятника - это здоровые,красивые дети, хотя всем ясно, чему бы ему хотелось больше.
Рэдрик, пришёл в Зону ради дочери. Она "дитя Зоны". Он пришёл просить у неё "нормальность" своей Мартышки. Хотя, в последнюю минуту, не смог произнести это заветное желание. Рэдрик знал, что Зона лучше него знает его желания, и сможет самостоятельно "разобраться".
Я вспоминаю себя, когда стою в церкви около иконы, и вот хочу попросить желание, как например: "Хочу, чтобы я смогла получить Визу, за 5 дней". А потом понимаю, что это так не правильно, говорить ему(Богу, святому) так прямо об этом;) Ведь он лучше меня знает, что мне нужно и что для меня будет лучше. Православное воспитание не прошла мимо. Вот так и со Сталкером.
Почему людей тянет в Зону? Как говорил Сталкер(по фильму), она нужна тем, которые ощущают себя в этом мире несчастными, отчаявшимися, ненужными. Моё объяснение, в Зону идут люди, как в церковь, чтобы помолится, почувствовать аскетизм, отпустить грехи, послужить Богу, искать смысл жизни...
Фильм "Сталкер" стал пророческим,(как и фильм "Убить Дракона"), для русского народа. Буквально через несколько лет, прогремел Чернобыль, а ещё через некоторое время, распад СССР - "духовный чернобыль", где вся страна превратилась в одну сплошную "зону". В начале 90-ых достаточно было выйти из центральной части города, чтобы оказаться в пространстве "зоны", настолько были велики масштабы разрушений.
Но, главное, что в "зону", были превращены самы человеческие души, которые за один миг потеряли веру, смысл, систему координат мира. Человеческие души, были охвачены, разрушительной энергией, которые на протяжении многих лет, не могли выйти наружу. Они были раздавленные собственными вожделениями, свободой и страхом.
Напоследок, резюмируя, весь этот хаос, хочу сказать, что:
Зона - это пространство человеческой души. Режиссёр пишет картину объятого катастрофой мира, или объятой катастрофой человеческой души. Фантастический сюжет фильма, на основе книги братьев Стругацких, совсем не похож на оригинал. Не буду вдаваться в подробности, хочу лишь скачать, что Рэдрик - банальных мародёр, таскающий из Зоны оставленые "туристами" мусор после "весёлого пикника", а Сталкер - Апостол, "супергерой", который служит и идёт в Зону за смыслом.
В общем, мы можем искать разные объяснения данному фильму, и возможно, никогда не прийти к одному выводу, но сам Тарковский говорил: "Сама идея искания, поиска смысла - для художника оскорбительна. Она похожа на сбор грибов в лесу. Их может быть находят, а может быть и нет".
Так что, наслаждаемся фильмом и каждый пусть черпает от него, то, что для него важнее.
Гусейнова Нино.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Дмитрий_Харитонов   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 22:07 (ссылка)
Понравилось. Содержательно. Местами просто красиво! А про прочество... Есть просто местическое совпадение. В "Сталкере" - 4 бункер, в Чернобыле взорвался 4 энергоблок...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 26 Мая 2016 г. 23:39 (ссылка)
Прошу прощение за поздний комментарий.
Посмотрев фильм, я осталась под большим впечатлением. Его нельзя отнести к категориям "лёгкого просмотра", он заставляет философствовать, думать, размышлять... В начале просмотра сразу и не поймёшь, что главным героем является Сталкер и некое аномальное!Я впервые смотрю картину Андрея Тарковского.
На долгом протяжении фильма, главными героями выступают писатель, учёный и "зона". Сталкер занимает позицию наблюдателя. А на примере действий вторых героев мы видим олицетворение пути достижения и правильности наших желаний.
В фильме мне симпатизировал писатель,его мысли и восприятие всего происходящего в первом периоде фильма!
Можно сделать вывод, что главным выступают не "зона" и не комната, а именно сам путь. На мой взгляд это некий жизненный путь каждого из нас! У каждого есть скрытые желания,которые мы хотим реализовать! Но зачастую мы не даём себе отчета, каков будет результат, эффект и последствия как не только для нас, так и для окружающих.
Сначала появляется модель желания, как это это было у писателя ( в кафе он говорит о том, что утратил музу и его цель её возвратить) , так и у ученого (:"я учёный").
Сначала мы что-то желаем, а приблизившись к цели, мы понимаем, что не всегда наши желания будут нести благой контекст.
В фильме это было показано на примере пути к комнате. В первом разговоре писателя и ученого ,когда у них был привал! Этому разговору способствовал выбор писателя подойти к комнате не обходными путями,как говорил Сталкер, а напрямик!
В первый раз его остановил некий голос - "голос зоны" ( в жизни это внешние факторы - социум, окружающие нас люди).
Вернувшись к ученому и Сталкеру, он думает, что его действия были неправильны и идёт по пути, сказанному Сталкером. Мне кажется, именно в этот момент он начинает задумываться о правильности желания. Это видно в его споре с ученым на привале, когда он пытается выяснить его главную цель в "зоне". Писатель не добивается ответа на поставленный им вопрос, будет ли учёный доволен жизнью если ему дадут Нобелевскую премию и это всё, что ему необходимо для счастья.
Путь к достижению чего либо не так и прост. Мы это понимаем в их прохождении по подземной трубе! В момент, когда Сталкер говорит о том, что писатель пойдёт вперёд, его одолевает страх! Что там будет впереди, ведь он уже начал осознавать смысл и необходимость его желания! Но как и в жизни, ему приходится идти первым ( обманным путём выбора спички) . Идя вперёд , писатель постоянно останавливается и оборачивается, ожидая неких указаний от Сталкера. Это говорит о его нерешительности, боязни самостоятельно двигаться вперёд.
Но они доходят до комнаты.
И на мой взгляд , это самая значимая и впечатлявшая меня сцена. Сама суть фильма крылась в их последнем разговоре. Именно в этот момент, герои принимают на себя те роли, которые им были отведены! И комната принимает облик последнего жизненного шага в исполнении желания!
Становится понятным отношение Сталкера к "зоне", писателя и ученого к принятию решения.
Только в последней сцене ( в разговоре ) становится понятным отношения Сталкера к жизни через "зону" , его восприятии окружающих и всего мира! Для него "зона" это жизнь!
А для двоих других это период жизни и возможности принятия решения ! Подойдя к цели, мы понимаем и осознаём её правильность, и порой мы можем отказаться от нашего решения!
Фильм в большей степени построен на монологах актеров: разговор писателя , объяснение выбора жены Сталкера!
Это как и в жизни нам говорят о том, что это возможно будет плохим решением,как мать говорила жене о Сталкере, тем самым пытаясь нас остановить или помешать.
Но несмотря на это, мы должны делать выбор сами и подходить к осознанию правильности самостоятельно. Возможно мы откажемся ,как это произошло у писателя и ученого, а возможно останемся счастливы как жена Сталкера!
Наверно и последнее; аномальность дочери даёт нам возможность понять, что мы все индивидуальны! Наш путь , решения, мысли не будут схожи с другими. Но все таки не стоит забывать о том, что мы являемся частью социума.
Этот фильм мне очень понравился , и моё восприятие жизни немного изменилось. Фильм действительно предназначен для думающих. Наверно не сразу сполна можно понять суть фильма, а только пересмотрев его несколько раз, не отвлекаясь ни на что!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 26 Мая 2016 г. 23:43ссылка
Аноним
Прошу прощения. Это вновь комментарий Марии Светлолобовой со страницы Александра Дубовика.
Аноним   обратиться по имени Пятница, 27 Мая 2016 г. 00:32 (ссылка)
Просмотрев фильм Андрея Тарковского, невольно начинаешь просматривать и комментарии относительно этого произведения. Задаешься вопросом: а правильно ли ты его понял? А понял ли ты вообще хоть что-нибудь из просмотренного? И очень правильное описание фильма, не требующее пересказа содержания, хорошо передается в одной фразе: «Трое очень разговорчивых мужчин едут на дрезине по Советской стране.
Из разговоров мужчин становится понятно, что фильм гениальный!
В фильме использованы всего два плана, каждый на полтора часа.
В конце концов фильм заканчивается». Правильно, а по-другому и не перескажешь! Обилие общих и крупных планов, непонятное сплетение природы и человека, туман, затылки, гайки на бинте не поддаются обычному пересказу. А все почему? Потому что это картина не действия, а смысла. Однако, чтобы этот смысл понять, необходимо пересмотреть фильм не один раз. Порой то, что перед моими глазами происходило, напоминало чистую технику «потока сознания»… Туман, все постоянно движется, меняется, множество запретов, с одной стороны понятная конечная цель путешествия, с другой стороны очень странный и серый путь к достижению этой цели. А в итоге, как оказалось, писатель и ученый были движимы вообще некими иными силами. Силами, стремящимися разрушить этот мир грез (пусть и серый), мир сознания, души сталкера, мир, в котором каждым своим вздохом сталкер набирался сил, мир, в котором каждый звук и каждое насекомое были ему друзьями, которых в обычной жизни не было.
Я считаю, что неслучайно главными героями стали Ученый и Писатель. Они олицетворяют всю интеллигенцию того времени, черствую, твердую, неспособную к доброте, гибкости и легкости. А все, что не способно к гибкости, по природе своей (по Тарковскому) обречено на умирание и поражение.
Как бы ни скучно все же и ни тяжело было смотреть 2,5 часа фильм, по истечении просмотра начинаешь задумываться, задумываться о многом, а также о том, что фильм необходимо пересмотреть еще и еще. Это как с «Войной и миром» Толстого или с Достоевским. Весь скрытый заложенный смысл раскрывается не сразу. Что есть жизнь? Что есть Зона? Что есть Душа? Что есть смысл жизни? Что есть добро, зло, счастье и горе? Для чего перед нами в жизни множество препятствий и почему не следует идти просто прямо, а, порой, следует, продлить свой путь, чтобы достичь цели?
Как ни странно, в картине всего 4-5 основных героев. Жена, которую прекрасно сыграла одна из моих любимых актрис Алиса Фрейндлих (я даже не подозревал о такой небольшой, но сильной ее роли) – олицетворение мудрости, мудрости и ума, но ума, который следует за своим сердцем. Она и в этой серости, и с дочерью-инвалидом, обреченной на тяжкое существование, и с мужем блаженным, блуждающим в потемках своей Души находит что-то, что не дает ей полностью отчаяться. Писатель и Ученый – 2 героя, для которых все святое, включая Веру, чуждо, для которых уставы, мораль и правила – это признаки слабости. Деньги для них – это одно из главных объяснений движения всего живого. И, наконец, дочь Сталкера – олицетворение жизни, новой жизни, порожденной Зоной и Сталкером, нечто фантастичное, неполноценное в качестве физическом, но, возможно, более чем полноценное в качестве духовном. С другой стороны, дочь и ее способности в конце фильма немного пугают, однако об этом еще стоит подумать. И, наконец, сам Сталкер – блаженный путешественник в туманном лабиринте своей Души. То ли пророк, то ли гид, то ли миф. Он – олицетворение гибкого, неиспорченного, близкого к природе, движимый Верой, а, соответственно, один из положительных героев картины.
Очень сложно, как и сказала Оля, описать все в одной рецензии, тем более, что фильм – это совершенно иное произведение, нежели «Пикник на обочине», и здесь уже много можно рассуждать о сходствах и различиях (которых, на мой взгляд, больше), в книге для меня было больше действия, возможно, потому что, когда читаешь, у тебя есть возможность все представить самому, как тебе хочется. По-видимому, Андрей Тарковский, показал в своем фильме именно то, что он увидел в этом произведении. Да и кто его знает, что кроется в каждой нашей личной душевной Зоне? Насколько глубоко мы можем в нее зайти? Насколько глубоко мы можем кого-то в нее пустить?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Мая 2016 г. 00:33ссылка
Аноним
А второй комментарий, это уже мой, Александра Дубовика)
Аноним   обратиться по имени Пятница, 27 Мая 2016 г. 02:04 (ссылка)
После прочтения книги, фильм воспринимается совсем по-другому. Нет той яркости событий, действий, аномалий, артефактов и прочего. Почему в фильме решили опустить этот момент, момент фантастики как она есть? Может потому что не было денег на такие технологии? А может потому, что режиссер захотел показать другую строну? Не внешние фантастические черты, а внутренние переживания людей. По мне, так фильм не о "Зоне", не о пришельцах и чудесах. Фильм о желаниях, о мечтах. В самом начале мы понимаем, что каждый идет в "Зону" со своей целью, кто-то за вдохнвением, кто-то в научных целях, а кто-то живет этим и кормит семью. Однако, в конечном счете, выясняется что все эти цели ничего не значат, самое главное, то что действительно хочешь - оно скрыто. И никто, на самом деле, не хочет знать, что же реально ох хочет. Ведь это элементарно страшно. "Зона" исполнит только самое сакравенное, но ведь ты же не знаешь точно, что это будет. Почему повесился Дикобраз? Глубоко в душе он винил себя за смерть брата, и сам хотел умереть, вот так оно и получилось, самое желанное исполнилось. Тут пожно вспомнить много цитат, главный смысл которых "Бойтесь своих желаний".
Повторюсь на счет серости и нединамичности действия, которые совершенно не соответствует написанному в книге. Первые диалоги вроде были похожи на книжные, поэтому очень ждал какой-то фантастической сути, которая так и не появлялась до самой последней минуты. Но после просмотра всегго фильма, понимаешь, что вся фантастика очень отвелекала бы и не давала сфкусироваться на главном, на чем сделал внимание режиссер - на диалогах, монологах и т.д. Каждый как крик души, да еще и щепотка юмора имеется.
Упомянут последнюю минуту, вот это то, чего так ждал весь фильм. На самом деле, после всех напряженных моментов, котоыре заканчивались совершенно обычно, стало немного не по себе, даж страшно. А вообще срочно нужен ремейк. С современными технлогиями, и упором на фантастическую сторону. Дети сталкеров, в которых произошли мутации, обретают сверхспособности. Мартышка - молодая Джин из X-manов, телекинез. Сталкеров было много, детей еще больше. Так начинаются мутации. Чем не конкурент Марвел-вселенной? О очень даже все логично. Почему до сих пор ничего такого не снято? Фонд кино открыт, только пиши достойный сценарий.. Дмитрий Свешников
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Пятница, 27 Мая 2016 г. 05:37ссылка
Тарковский умышленно изгнал всю фантастическую составляющую из сенария, поэтому его и перерабатывали 8 раз. А про мутантов есть компьютерные игры
Аноним   обратиться по имени Отзыв на "Пикник на обочине" Стругацких и "Сталкер" Тарковского Пятница, 27 Мая 2016 г. 02:24 (ссылка)
«Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало»…

Арсений Тарковский

Две истории или два прочтения одной и той же истории? Под звуки «Медитации» Эдуарда Артемьева я задаюсь этим вопросом и не могу дать однозначного ответа. Братья Стругацкие – авторы «Пикника на обочине» и сценаристы «Сталкера», что удивительно для меня. Вы бы смогли также перекроить собственное произведение, чтобы удовлетворить все желания режиссера? Вероятно, ответ кроется в том, что Андрей Тарковский не был обычным режиссером. Его видение в картине сделало эту историю Стругацких совершенно неузнаваемой с первого взгляда, однако, придав ей особое звучание и новизну. Чтобы немного структурировать свои мысли, я, пожалуй, опишу свои впечатления от книги и фильма, а затем сделаю выводы и для себя, и для читателей.
Книга «Пикник на обочине» была для меня первым знакомством с творчеством братьев Стругацких, и знакомство было приятным. Авторы создали целый фантастический мир, создали ту самую Зону, которая стала одним из главных героев и книги, и экранизации, детально прописав её возможности и переменчивый характер, обилие не только ментальных, но и физических ловушек. На мой взгляд, и интересные образы героев, и динамичный сюжет, и открытый финал придают произведению привлекательность и колорит. Для меня эта книга вмещает больше, чем субъективные размышления об экзистенциальном кризисе, в ней есть место и вопросам морали, и тонкостям межличностных отношений, и многим другим аспектам человеческой жизни. На примере размышлений и поступков одного только главного героя Рэдрика Шухарта мы можем увидеть многогранность его личности, самые низшие и самые высшие проявления чувств, затрагивающие его душу, что и приближает его к читателю, делает его реальным в наших глазах. Именно Зона помогает человеческим чувствам находить выход, она обнажает умы и сердца и в романе «Пикник на обочине», и в фильме «Сталкер».
Фильм вызвал у меня несколько другие чувства и мысли, нежели первоисточник. Уже из названия мы понимаем, что в центре повествования стоит не история и не закрученный сюжет, а персонаж – Сталкер. Этому человеку «везде тюрьма», он живет своей особой миссией, живет Зоной. Именно так я нахожу объяснение использованию в картине цвета – только Зона видится ему цветной, наполненной спокойствием, пением птиц и запахом цветов, что романтизирует ее в глазах героя и зрителя. Совершенно космическая музыка Артемьева только подчеркивает особую атмосферу потустороннего мира, четкой границы между Зоной и безликим миром. Возвращаясь к персонажам, отмечу особую триаду героев: Сталкер, Писатель, Ученый. Сталкер выступает в роли проводника, такого соединяющего звена в этой цепи, в то время как Ученый и Писатель воплощают два полюса – разум и сердце. Постоянные диалоги и споры, монологи с прямым взглядом в камеру, тягучие, как битум, моменты тишины, монохромная картинка и блуждающая по безжизненным осколкам Зоны камера создают этот фильм, отодвигая на второй или даже третий план сюжетную линию и действие картины. Мне казалось, что я продираюсь через этот фильм, как сквозь колючие заросли шиповника, утопая при этом в зарослях мха, а не смотрю его в комфортной обстановке. Сложно. Что мы имеем в итоге? Разочарование в человечестве, сомнение, страх, сломленную веру в ответ на цинизм, черствость, мелочность? Точно могу сказать одно – после всего у нас остается любовь, затаившаяся в слезах и горечи слов жены сталкера: «Лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь!».
Говоря о финалах двух историй, задаюсь вопросом можно ли назвать их открытыми? Рэдрик Шухарт добрался до Золотого Шара и ценой жизни человека смог загадать желание, но каково было то самое потаенное желание и сбылось ли оно, мы не знаем. Сталкер довел своих спутников до Комнаты, но в итоге столкнулся с непониманием, даже презрением. Он был отвергнут вместе со своей верой и идеалами. Пойдет ли он снова в Зону с новыми спутниками? На мой взгляд, финал открыт, только ничего это не изменит. Экзистенциальная драма, да, это верно.
Очень много слов, очень много мыслей. Что касается чувств, то они тоже все перевернуты и растревожены. Не буду говорить громких слов, но соглашусь с тем, что и книга, и фильм достойны признания.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку