История с сожжением колесницы Арджуны должна, по мысли авторов эпоса, подчеркнуть божественность Кришны
Меня она смешит невероятно :) Если колесницу первым спалил еще Дрона, то даже по хронологии мифа это произошло несколько дней назад. Все это время Кришна сидел на ней безвылазно, не спал, не жрал и (пардон) не гадил? Истинно божественное существо, что тут скажешь! :))))
Насчет "преступного" замысла Ашваттхамы - почему бы нет? Если после всего содеянного Пандавами у него ни разу не появилось мысли просочиться в лагерь и прирезать их в шатрах, то он святой!
А для пандавозащитников есть хороший встречный вопрос: почему они не возмущаются когда Пандавы в Дронапарве нападают "до рассвета", в час пресловутой "собачьей вахты", когда солнце еще не встало, а часовым сильнее всего хочется спать?
Описание действий Ашваттхамы более чем странное. Для начала - то, что он с товарищами уходит, оставляя умирающего Дурьйодхану лежать в одиночестве в то время, когда там вокруг якобы уже звери-падальщики ходят. На этот счет я писала в своем дневнике год назад: у меня впечатление, что Дурйодхану отнюдь не оставили в покое. К нему подходят люди, он говорит с ними, мимо тоже кто-то ходит "смахивая слезы" при виде его страданий (хотя кроме вражеских солдат там и ходить некому), но никто не оказывает ему никакой помощи, даже Санджая, который мог бы хотя бы "куп-де-грас" обеспечить. Говорится о зверях, которых он якобы сам от себя отгонял, но описание его состояния порождает сомнения, что он мог это делать. Приходит Ашваттхама с товарищами, говорит с ним - и тоже уходит. Очень похоже на то, что Пандавы или Кришна выставили около раненого стражу, которая подпускает людей поговорить с ним, но не позволяет что-то сделать. Поговорили - и хватит, валите отсюда. Вполне в их садистском духе. Воду приносит Критаварман - ядавский офицер, который, видимо, имел какую-то возможность на эту стражу цыкнуть.
Возможно, Ашваттхама и впрямь мог замыслить какую-то диверсию, но едва ли она шла дальше, чем снять стражу, охраняющую Дурьйодхану, и забрать его оттуда, чтобы дать хотя бы умереть не в плену среди врагов. Думаю, против этого не стали бы возражать ни Крипа, ни Критаварман. Однако возле лагеря Ашваттхама натыкается на Горца с войском, от которого узнает, что панчалы приговорены и без него. И возможно, как-то выторговывает свое участие - ради осуществления своей цели. Не исключаю, кстати, что в качестве бонуса ему мог обломиться и Дхриштадьюмна.
Из области предположений: возможно - и Упапандавы тоже, уж очень жизненно драка описана. Не мстят ему за это по элементарной причине. Упапандавы - не дети Пандавов, а их двойники, те самые, что мотались по полю боя в их доспехах, создавая эффект пандавьего там присутствия. Естественно, Пандавам на них начхать с баньяна, что бы Ашваттхама с ними ни сделал.
Далее, когда Ашваттхама возвращается к Дурьйодхане, тот уже в забытьи, а вокруг толпятся "потусторонние твари". Похоже, чем-то Ашваттхама Горца все же прельстил - его люди честно сняли стражу около умирающего царя и взяли его под охрану сами. Ашваттхама отпускает их и остается с Дурьйодханой до его смерти - на рассвете, как сказано.