Ещё один случай из истории
Саншаптаки (Махабхарата, Дрона парва, Сказание об убиении Саншаптаков, Критическое издание, перевод с санскрита В. И. Касьянова).
Саншаптаки (sancaptakah) -- букв. "поклявшиеся", воины-союзники Кауравов, давшие торжественную клятву сражаться вместе до полной победы или умереть, никогда не отвращаясь от битвы и отвращая других от бегства с поля брани. (Махабхарата, Дрона парва, стр. 534).
Битва на поле Куру (Курукшетре) произошла приблизительно три тысячи лет назад, все Кауравы и их союзники погибли, доблестно сражаясь, ни разу не отступив от кодекса военной чести.Саншаптаки сдержали клятву.
Любопытно, однако, что история повторилась почти один в один 11 августа 1877 года при штурме и защите "Орлиного гнезда" во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
"Бой 11 (23) августа, ставший самым критически для защитников перевала, начался с рассветом; к 10 часам утра русская позиция была охвачена противниками с трех сторон. Атаки турок, отбиваемые огнём, возобновлялись с ожесточенным упорством.В " часа дня черкесы зашли даже в тыл нашего расположения, но были отброшены".
"Оборона Шипки":
https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/oborona-shipki
Как черкесы попали в Турцию:
https://www.metod-kopilka.ru/pereselenie_osetin_v_turciyu-38262.htm
Переселение осетин в Турцию
Из воспоминаний В. А. Гиляровского:
" -- 25 лет я не был здесь и опять уеду отсюда. Так, приезжал посмотреть на знакомые места. С вами первым разговорился и больше ни с кем говорить не буду. Тогда я был в войске Сулейман-паши и вот здесь, -- он указал себе под ноги, -- здесь, на этом самом месте я ел землю.
И он весьма поэтично нарисовал картину удивительную.
Сулейман-паша во что бы то ни стало хотел взять Шипкинский проход и завладеть отвесными скалами Орлиного гнезда. Это было подвигом невозможным!Тогда упорный Сулейман вызвал три тысячи охотников для этой цели и "заклял" их.
Это было ночью. Три тысячи, в том числе и мой собеседник, стояли вокруг кургана.
Сулейман, весь в белом, встав на самом кургана, совершал богослужение и заклинал их.
Картина восхитительная: ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров, а на вершине кургана, перед упавшими ниц героями, белая фигура с воздетыми к небу руками произносит страшные заклинания.
И взял он с охотников клятву, что ни один из них не останется в живых, если не будет на вершине Орлиного гнезда, а кто не будет там да уцелеет, тот будет проклят.
И поклялись все охотники умереть или достигнуть недоступной вершины каменного Орлиного гнезда -- и ели землю.
И пошли они на другой день на штурм, и осталось от трех тысяч около сотни...
-- И вы были на штурме? -- спросил я старика.
-- Я ел землю и был на самом верху, на гребне Орлиного гнезда, и был сброшен оттуда...И как счастливо упал! Я был уже на вершине Орлиного гнезда, когда у защищавшихся не было патронов, не хватало даже камней. На самом гребне скалы меня столкнули трупом. Я, падая, ухватился за него, и мы вместе полетели в стремнину... Ночью я пришёл в себя, вылез из-под трупов и ушёл к морю..."
Выяснилось, что собеседник Гиляровского ранее занимался переселением своих черкесов с Кавказа в Турцию.
"Отправил на парусных судах целый аул, а сам уехал в Стамбул на войну. Через несколько лет он приехал на Кавказ -- те аулы, откуда он увел своих в Турцию, всё ещё стояли в развалинах".
В 1925 году Жорж Эдмон Дюмезиль, французский лингвист, мифолог и филолог-компаративист стал преподавать в Стамбульском университете, где увлекся кавказскими языками -- работал с последними носителями убыхского языка, переселившимися в ХIХ веке в Турцию. Исследовал осетинский эпос.