Аноним обратиться по имени
Четверг, 30 Июня 2016 г. 10:47 (ссылка)
Дзауг Бугулов: народный осетинский "герой", надуманный персонаж или обычный раб, бежавший от своего господина к ингушам?
В 2007 году во Владикавказе на площади Штыба был открыт памятник этому самому Дзаугу Бугулову, якобы, основателю селения Дзауджикау, которое опять же, якобы, находилось на месте нынешнего Владикавказа. Владикавказ основан в 1784 году, а про основателя вспомнили через более чем 200 лет.
А что говорят о Дзауге Бугулове историки и исследователи?
В книге известного осетинского историка, ныне покойного профессора Берозова Батраза Павловича "Переселение осетин с гор на плоскость"[1]написано следующее: "... житель Куртатинского ущелья Дзауаг Бугулов в середине XVIII века, бежавший с родины по причине кровной мести. Дзауаг Бугулов, гласит предание, не выдержав многочисленных обид и насилия феодала, убил его и после долгих скитаний нашел убежище и надежную защиту у своих соседей - ингушей"(стр. 42).
Как видим, обыкновенный холоп убежал от своих хозяев к ингушам.
В материалах нескольких осетинских сайтов указывается, что Дзауг Бугулов из горного селения Тменикау Геналдонского ущелья. На других осетинских сайтах пишут, что он из Куртатинского ущелья.
В книге известного осетинского исследователя Генри Кусова "Владикавказ знакомый и неизвестный"[2] на странице 47 написано, что летом 1950 года двое молодых преподавателей Северо - Осетинского пединститута зоолог Виссарион Ильич Наниев и географ Владимир Александрович Мякинин гуляя по окрестностям горного селения Кани встретили местного жителя Цирихова, который рассказал о Дзауге Бугулове, который якобы основал Дзауджикау и был выходцем из селения Тменикау. Далее осетинский исследователь пишет: "В историческом предании, записанным Наниевым и Мякининым, называлось даже место во Владикавказе, где находилась первоначально хижина Дзауга"(!!!).
То есть, живущий в горах старик - осетин в 1950 году сообщил о том, где стояла на равнине хижина, построенная этим Бугуловым 150 лет назад. Удивительно другое: как холоп смог основать поселение на равнине, в то время, как сильные и известные осетинские фамилии боялись селиться на этой же равнине. А может и не было вовсе никакого Дзауга Бугулова!? Нужно отметить, что 1950 год это время вседозволенности для осетин и полного покровительства со стороны Сталина. И рядом не было ингушских историков, которые бы поставили на место зарвавшихся лжецов из числа осетин.
Далее на странице 50 Кусов пишет:
"Но давайте порассуждаем логично, сопоставим неясности и нестыковки.
1. Почему ни один из путешественников и ученых не оставил упоминаний о Дзауге?
2. Это мог сделать, академик Г.-Ю. Клапрот, так как в Моздоке в 1807 году беседовал с Алексеем (Мисостом) Бугуловым, «из селения, - как он писал, - Хиллаг Бугульте, расположенного на реке Фиаг или Пог». Алексей Бугулов, по уверению Клапрота, часто путешествовал по всей Осетии и знал почти все фамилии своих соотечественников. А если Бугулов знал многих своих земляков, то, прежде всего, должен был рассказать академику о знаменитом Дзауге из своей же фамилии, а Клапрот обязательно зафиксировать этот интересный факт, потому что проверял по просьбе графа Яна Потоцкого гипотезу академика И. А. Гюльденштедта, утверждавшего, что осетины имеют половецкие имена.
3. Как понять тот факт, что о Дзауге нет ни одной строчки у Коста Хетагурова, трепетно и уважительно относившегося к историческим сведениям о Владикавказе и владикавказским осетинам?"(стр. 50).
Вот и нам интересно, из какого мешочка достали этого Дзауга Бугулова.
Далее Кусов пишет:
"Но, оказывается, предание о Дзауге существовало и в среде потомков знатных осетинских фамилий, тагаурских алдар. В книге «Я хочу Вам доверить тайну» я уже писал, как познакомился в начале 70-х годов с пожилой интеллигентной женщиной Аминат Касбулатовной Есиевой-Дадиани. Видно было, что Аминат Касбулатовна заполняла тетрадки очень давно, когда веселой и беззаботной молоденькой гимназисткой приезжала в селение Балта в дом к своему дедушке Бимбулату Тулатову. Бимбулат часто рассказывал и о человеке, имя которого связывали с основанием поселения Дзауджикау. «На том месте, - утверждал Бимбулат, - где находились храм Апшеронского и Тенгинского полков и казармы, в начале XIX века(то есть в 1800-е годы) построил дом тагаурский феодал Знаур, сын Бестола Тулатова. Женат он был на дочери известного в истории Осетии Беслана Шанаева(стр. 52)
"Так вот, утверждал Бимбулат, в 20-х годах XIX века по всей Осетии прославился старший незаконнорожденный сын Знаура от наложницы из фамилии Бугуловых по имени Дзауг. За участие в Тагаурском движении всех сыновей и внуков Знаура Тулатова в качестве аманатов отправили в Петербург в военные учебные заведения, а кавдасарда - незаконнорожденного сына - не тронули.
Поэтому отец, сделавший Дзауга хозяином всех своих земель и имущества, просил не забывать уехавших в Россию его братьев и племянников.
Бимбулат Тулатов признался, что высокородная фамилия Тулатовых относилась к Дзаугу недружелюбно. Законным наследникам было обидно, что Знаур поручил свои владения и имущество незаконнорожденному кавдасарду.
Сведения Бимбулата Тулатова подтверждают и документы о переселенцах из Нижнего Кобана Знауре и Беслане Тулатовых, образовавших с разрешения коменданта крепости генерала Скворцова со своими подвластными новый аул. И в дополнение еще один документ: «Беслан Тулатов в 1825 году вместе с братьями основал селение, расположенное в черте нынешнего Владикавказа, на месте осетинского театра. В 1847 году это селение перенесли на 17 верст ниже по Тереку"(стр. 53).
Как видно из книги Кусова, Дзауг Бугулов был незаконнорожденным кавдасардом, сыном наложницы. А кавдасарды принадлежали своему хозяину и как известно передавались, как имущество по наследству.
О Дзауге написано также и в книге осетинского профессора Руслана Бзарова "История в осетинском предании"[3]:
"Первая история начинается с уаздана Ахпола Тулатова, который взял номылус Тотрзан Кетоеву и имел от нее сына — кавдасарда Дзауга. Через несколько лет — дело происходило в начале XIX в.— Ахпол женился на Гого Есеновой, девушке из знатной семьи. В этом браке родился сын Пшемахо, наследовавший сословный статус и имение отца. Со сводным братом Дзаугом, старшим по возрасту и младшим по положению в семье, у Пшемахо были прекрасные отношения. Братья жили дружно и Дзауг после смерти отца не спешил с разделом.
Пшемахо женился на Госакиз Дударовой, принадлежавшей к богатой и влиятельной семье тагаурских уазданов, и имел четверых сыновей. Дзауг был женат на простой женщине и имел единственную дочь. Пшемахо рано умер и перед смертью просил брата не оставлять его малолетних детей. Дзауг воспитал сыновей Пшемахо, женил их и, выполнив долг перед памятью брата, решил на старости лет отделиться и жить своим домом. Шли уже 60-е гг. XIX в. Желание старика не встретило понимания. Выросшие на руках Дзауга племянники заявили, что он их крестьянин и не имеет никакой части в их имуществе. Более того, они запретили его дочери выходить замуж, намереваясь выдать ее сами и получить калым. Дело дошло до рукопашных столкновений. И лишь вмешательство администрации помогло Дзаугу отстоять свои права"(стр. 37-38)
Как видим Дзауг и у профессора Бзарова также является холопом без прав, рожденный от незаконного брака.
Кстати, для незнающих объясню, что значит "вмешательство администрации помогло Дзаугу отстоять свои права". Как было сказано выше, шли 60 - е годы. Дзауг был крепостным крестьянином, кавдасардом, который принадлежал своему господину. А в 1861 году как раз отменили крепостное право и некоторые холопы, наподобие Дзауга Бугулова, смогли получить свободу.
ВЫВОДЫ НАПРАШИВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ:
1. Все осетинские историки и материалы сходятся в одном: Дзауг Бугулов был рабом, кавдасардом, незаконно рожденным от наложницы;
2. Нет единого мнения, из какого горного осетинского селения этот Дзауг Бугулов, кто и откуда его родители;
3. Все осетинские версии преданий и другие документы говорят, что первое осетинское поселение в районе будущего Владикавказа возникло в начале 1800-х годов, в документах связанных с кавдасардом Дзаугом называется более точная дата: 1820-е годы. То есть первое осетинское поселение здесь появилось уже после основания крепости Владикавказ. Получается никакого Дзауджикау и ничего осетинского до 1800-х годов здесь не было;
4. Памятник не имеет никакого отношения к основанию Владикавказа и ничего общего с реальностью не имеет.
5. На месте нынешнего Владикавказа изначально находилось ингушское селение, здесь на расстояние десятков километров жило только ингушское население, что подтверждается архивными картами[4], материалами различных исследователей и историков, в том числе и осетинскими.
Источники:
[1]. "Переселение осетин с гор на плоскость" - Берозов Б. П., Орджоникидзе (Владикавказ), 1980 год.
[2]. "Владикавказ известный и незнакомый" - Кусов Г. И., Владикавказ, 2009 год.
[3]. "История в осетинском предании" - Бзаров Р. С., Владикавказ, 1993 год.
[4]. https://yadi.sk/i/D8wcBr3qiEvmU
https://yadi.sk/i/ImN6CVKsiNoHe
https://yadi.sk/i/950NzKV5iQEmY
https://yadi.sk/i/d0-__EJliTVD2
https://yadi.sk/i/4il0MuzViQWor
ССЫЛКА НА ГРУППУ В ФЕЙСБУКЕ "ВЛАДИКАВКАЗ -НАШ АШ ГОРОД":
https://www.facebook.com/groups/vladikavkaz.group.number.one.2015/
ССЫЛКА НА ГРУППУ В ОДНОКЛАССНИКАХ "ВЛАДИКАВКАЗ- НАШ ГОРОД. БУРО. ОРДЖОНИКИДЗЕ":
http://www.ok.ru/group/53504061276410
ССЫЛКА НА ГРУППУ НА САЙТЕ ВКОНТАКТЕ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД":
http://m.vk.com/vladikavkaz_ing_group
ССЫЛКА НА ГРУППУ "ВЛАДИКАВКАЗ - НАШ ГОРОД" НА САЙТЕ www.spaces.ru:
spaces.ru/soo/vladikavkaz_ing
http://maga-gorec.livejournal.com/58889.html