-Метки

ёлочные игрушки своими руками ёлочные шарики и ленты англия анекдот анекдот из жизни броши из лент броши из ткани броши лентами брошь из лент брошь из ткани видеоурок по пэчворку видеоуроки видеоуроки от татьяны улановой видеоуроки по вышивке лентами видеоуроки по рукоделию вышивка лентами вышивка лентами от татьяны улановой вышивка лентами от татьяны улановой-станиславовой вышитая лентами игольница кембридж колье из лент лоза лондон мастер-классы народные куклы отпуск подвеска посиделки путешествия пэчворк рецепты рукоделие ручная работа ручная работа от татьяны улановой ручная работа с татьяной улановой семейная история соломка строчевая вышивка сутаж сутажные украшения татьяна уланова тютелька в тютельку украшение из сутажа украшение интерьера украшения из лент украшения на ёлку украшения своими руками фотогалерея чехол для ножниц эпоксидная смола

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Уланова_Татьяна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 27870


Деревенские корни-8

Четверг, 06 Января 2011 г. 23:35 + в цитатник

Напомню. Это воспоминания моего двоюродного деда, Сергея Ивановича Марушкина, о стране, о семье, о войне.

 Продолжение. Начало читайте здесь:

1-я часть

2-я часть

3-я часть

4-я часть

5-я часть

6-я часть

7-я часть

Я упал вниз лицом на поле, изрытое гусеницами.

 

Так я лежал неподвижно и думал обмануть врагов. Положив свою раненую руку на голову, я хотел кровью обагрить волосы, а они у меня были густые и белые, и создать вид убитого. Вскоре я услышал чужую речь, немцы подошли. Я думал, что вот сейчас они выстрелят в голову. Сначала один из них что-то крикнул, щелкнув затвором. Но я не двигался. Ждал смерти. Но потом я понял, что подошел еще немец. Они что-то проговорили, и я почувствовал, что они встряхнули меня за плечо и за ремень подняли. В этот момент я открыл глаза и увидел: передо мной, держа автоматы наперевес, направленными на меня, стояли немцы. Потом они сняли с меня ремень, полевую сумку, в которой находились фотографии, вывернули все из карманов.

=Читать далее

 

Из руки текла кровь ручьем, кисть и пальцы были перебиты. Рука была черная от пыли и грязи. Мне показали, куда идти. Я сделал несколько шагов, но острая боль в правом боку пронзила огнем. Один из наших бойцов (красноармейцев) поддержал меня, и мы подошли к бронетранспортеру.

 

Вдруг я почувствовал тошноту, в глазах потемнело, в ушах зазвенело, и я сел на землю. Я подумал, что, если я потеряю сознание, то меня пристрелят. Но через минуту или две в глазах стало светло. Я достал из кармана гимнастерки бинт и стал перевязывать руку, но бинт тут же намок от крови. Мне дали еще один, те, которые не были ранены. Но и он тут же промок.

 

Нас быстро посадили на капот и еще где можно и повезли. Все, я понял, что мы в плену. Что будет дальше. Нас привезли к стогам соломы. Из стога вышел офицер. Он осмотрел на всех быстрым взглядом и остановился на мне. Дальше я слушал их разговор, но кроме слова «офицер» ничего не понял. Речь шла, по-видимому, обо мне, потому что немецкий офицер подошел ко мне, посмотрел на мои погоны и что-то проговорил. На погонах, когда шли бои, никаких звездочек не было. Но у меня была полевая сумка, и ему, видно, о ней доложили.

 

Дальше нас повели немного до хутора. Там нам дали попить из колодца, и, пока пили, я сел. Подошли новые немцы – конвоиры и приказали идти. Я хотел подняться, но не мог. Тогда подскочил один из немцев с криком, набросился на меня и, потрясая винтовкой, сильно ударил меня ногой, сапогом. Мне помогли встать, и с их помощью я пошел туда, в неизвестность.

 

Так к вечеру нас довели до одного хутора и поместили в сарай (хлев). В сарае было темно, сыро, душно, пахло навозом. Очень хотелось пить, болели раны. Я слышал, как раненые просили пить, просили помощи. Но никто не приходил. Это было 5 октября 1943 года.

 

Я не мог заснуть ни на минуту, раны болели. Да и можно ли было заснуть…

 

В эту ночь я думал о том, что где-то за Волгой, в моем родном селе, мои мать, бабушка, дедушка, сестренки не знают, что их сын, внук и брат израненный и измученный брошен в сарай и думает, страдает.

 

Вспомнил рассказы бабушки о том, как дядя в прошлую войну тоже был в плену у немцев. И помнил, что бабушка без слез не могла рассказывать внуку о тех страданиях, которые пришлось испытать ее сыну, моему дяде Иосифу. Теперь в таком же положении находился и я.

 

На следующий день (утро) загремел замок, двери растворились. В сарай вошел немец с большой палкой. Пришли женщины-украинки, принесли пищу для нас. Немец ходил между лежащими на соломе (навозе) пленными и указывал палкой – кому давать пищу. Если кто-то из пленных «высовывался», то бил его палкой по чему попало. Я видел, как лежал один молодой парень вниз лицом, так как вся его спина изрешечена осколками. Ему положили пищу прямо на солому, и он ел пищу прямо ртом, так как руки его тоже были изранены.

 

Часа в два дня нас вызвали из сарая и куда-то повели. Пришли мы во двор, по-видимому, больницы. По-видимому, здесь находился штаб и было большое скопление машин, мотоциклов, солдат. Недалеко была кухня. Там работали украинские молодые женщины. Увидев нас, раненых, они, с опаской поглядывая на немцев, подошли к нам. Спросили: «Где попали? Когда попали? Скоро ли придут наши?»

 

Вышел немец и повел нас со двора (я не сказал, что нас только двоих взяли из сарая). По дороге на запад гнали все население: стариков, женщин детей. С какой целью – не знаю. Нас вдвоем привели в одну из хат, где мы находились два дня, под охраной, конечно. На второй или третий день меня повели в санитарный госпиталь, расположенный в школе. Там руку разбинтовали: она очень опухла и от бинта шел тяжелый запах. Меня положили на операционный стол, на лицо положили повязку и заставили считать. Я не успел еще заснуть, как хирург-немец принялся за операцию. Через какое-то время операцию сделали, рану очистили и забинтовали.

 

Выйдя из здания, я увидел машины, с которых снимали раненых немцев. Их было очень много: они лежали в коридоре, во дворе. Я подумал, что не только нас ранили, но и их тоже.

 

Операцию мне сделали 8 октября (а ранен был 5 октября), а 9 октября я был уже в Кривом Роге, где я находился четверо суток, а на пятый день, как мне сказали, повезли в русский лазарет.

 

Еще издали я увидел большие здания, огражденные колючей проволокой. Это и есть «русский лазарет», подумал я. Вошли внутрь лагеря, я увидел множество исхудавших, истощенных людей. Меня провели в санчасть, где были русские врачи и санитары. Они мне сделали перевязку. Затем указали место, где я должен лежать. В комнате находились (лежали) уже несколько человек. Я лег на койку, на которой, кроме матраса, набитого стружкой, ничего не было, и укрылся плащ-палаткой, которая у меня сохранилась, так как шинель осталась в повозке, в части. Было тяжело, я думал: если бы я попал в свой госпиталь. Это было в Кривом Роге.

 

Всю ночь гремела канонада приближающегося фронта: гудели самолеты, рвались бомбы и снаряды. Звенели стекла.

 

На другой день нас посадили в товарные вагоны и повезли. Врач сказал, что ты сегодня уедешь, а здоровые пойдут пешком.

 

Это было 16 октября, а 20 октября эшелон с ранеными прибыл в город Слоута Каменец-Подольской области, в 18 км от польской границы. В вагоне было 45 человек раненых. Духота, тошнота, боль. Двери и окна были наглухо закрыты. Мучила жажда. За эти четверо суток я столько выстрадал. Особенно тяжело было ночью. Темнота. Люди просили: «Осторожно. Тише, убери руку».

 

Слоута – бывший пограничный военный городок, расположен в лесу. Эшелон вошел внутрь лагеря и остановился. Двери вагона с треском растворились, и измученные раненые люди увидели, куда они прибыли.

 

Опираясь на стенку вагона, я с трудом поднялся и подошел к двери, держа руку на повязке. Резкая боль в боку. Мне помогли выйти из вагона. Тех, которые идти не могли, положили на носилки, и русские пленные понесли их в лагерь, в помещение.

 

Я пошел, поддерживаемый ребятами. Нас привели в баню, на санобработку. Долго пришлось ждать очереди. Вначале пропустили лежачих. Наконец, через несколько часов, нас впустили в баню, в которой я не был около двух месяцев, а может и больше. Пока ехали в тесном вагоне, развелось вшей не только в одежде, но и под бинтами. Одежду прожарили, раны обработали. Впервые я увидел, что раны забинтовывают бумажными бинтами (такими, как туалетная бумага), но стерильными.

 

После бани привели в бывшие казармы, где теперь «лазарет». И тут точно такие же двухэтажные полати, деревянные, на которых кроме бумажных матрацев, набитых соломой, ничего нет – ни подушек, хотя бы бумажных, ни одеял. Мне дали какую-то шинель коричневую (похожую на английскую).

 

Все, что осталось в моей памяти от «лазарета» в Слоуте – это голод. Описать это невозможно. Я знаю, что можно выдержать сутки в нормальных условиях. Но когда идут дни, недели, месяцы, и ты начинаешь худеть, организм начинает расходовать внутренние запасы, резервы. Но этих запасов человеку надолго не хватает. Поэтому смерть косила тысячи и тысячи мужчин.

 

Позже, уже дома, я узнал, что в Слоуте погребено более 100 тысяч человек.

 

Но я был молод и пока держался, но похудел наполовину ко времени эвакуации нас из Слоуты, где я пробыл с 20 октября по 12 декабря 1943 года.

 

12 декабря, в связи с приближением фронта, нас вывезли в Польшу, в г. Холм, где был временный пересыльный пункт и где мы находились в разрушенных бараках с 15 декабря по 23 декабря 1943 г.

 

23 декабря нас вывезли из г. Холма и 31 декабря 1943 г. привезли в город Ченстохов (Польша). В лагерь военнопленных, где мы пробыли с 31 декабря 1943 г. по 13 августа 1944 г.

 

Никаких записей в плену, конечно же, не велось. Не до этого было. Да и на чем писать. Да и все равно бы отобрали, так как, когда нас перевозили, то пропускали через санпропускник. А за время нахождения в санпропускнике наша одежда просматривалась и очищалась.

 

Конечно, если можно было бы вести дневник, то получилась бы книга-трагедия о жизни и смерти многих и многих людей, с которыми мне пришлось пройти годы плена.

 

Но все-таки расскажу очень драматический случай, который произошел в лагере в Ченстохове.

 

Нас разместили на восточной окраине города, в конюшнях, где когда-то размещались польские кавалерийские части. В этих конюшнях также двух- или даже трехъярусные полати, где мы и обитали. Лагерь, как и полагается, обнесен колючей проволокой в несколько рядов, вдоль которых стояли сторожевые вышки, на которых дежурили немецкие солдаты. На вышках установлены пулеметы и прожектора. С наружной стороны изгороди ходили солдаты с собаками.

 

Недалеко от проволочного заграждения (внутри лагеря) находился туалет (он тоже остался после поляков) В туалете вода бежала беспрерывно, ручьем. Рядом с туалетом был умывальник, который открывался только в определенные часы.

 

И вот однажды, это было в конце июля 1944 года, мы узнаем, что ходившие с наружной стороны лагеря солдаты с собаками провалились на тропе, по которой ходили. Поднялась суматоха. Нас всех загнали в помещение, а потом всех выстроили и начали перекличку. Кстати, у каждого военнопленного белой краской был нарисован на спине, на шинели, номер. И на перекличке называли не фамилию, а номер.

 

Что же произошло. Оказывается, небольшая группа пленных из умывальника сделали подкоп, а землю потихоньку высыпали в туалет, где ее уносило водой.

 

Вели они эту работу около шести месяцев. Но за забором, за ключей проволокой они слишком близко прокопали к поверхности земли, и немцы провалились. Только один из пленных сумел выбраться за забор, но далеко ли он убежал? Не знаю.

 

Приехали в лагерь немцы, в черных мундирах, вели допрос. Нашли виновных. Что с ними сделали, тоже не знаю.

 

А так сидели во дворе, ждали жалкий паек и смотрели, как плывут облака на восток, летают птицы. А мысли на родине, в родной семье, в милой стороне. Скоро ли кончится война? И как она кончится для нас, пленных? Придется ли увидеться со своими родными? И так думы, думы, думы…

 

Тяжело, голодно, грустно.

Рубрики:  Семейная история
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

ValentinKa-I   обратиться по имени Суббота, 08 Января 2011 г. 22:17 (ссылка)
Господи... Неужели ты даёшь человеку действительно столько, сколько он может вынести!
Танечка, с нетерпением жду продолжения.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 00:32ссылка
Березка, мне очень, очень дороги ваши комментарии. Я публикую, потому что считаю это своим долгом. Меня беспокоило, что мало откликов. Вы меня отчасти утешили. Спасибо вам!

Продолжение следует! :)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 08:39ссылка
Откликов мало... Может потому, что по времени публикации идут разрозненно. А может народ не хочет заморачиваться на серьёзные темы... Мне повезло. Я прочитала несколько частей сразу. Причём, читала уже далеко за полночь... Я живу в Новосибирске. Это на три часа время вперёд московского... Читала в два часа ночи и не могла оторваться. И ещё раз прочту на свежую голову. Там ещё у вас видела воспоминания бабВеры... Их пока не читала...
Я сама кое-что пишу из воспоминаний моих, уже ушедших в мир иной, предков. Пишу пока в Worde... Мало нам рассказывали, а мы мало спрашивали... или совсем не спрашивали наших родителей, бабушек о их непростой жизни...
А зовут меня Валентина.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 14:56ссылка
Очень приятно познакомиться, Валентина! :) Вы подали мне богатую идею - когда выложу все части, поставлю отдельный пост со ссылкой на рубрику, пусть желающие в одном месте от начала до конца смогут прочесть. :) Спасибо за идею! :)

А вы, когда выложите свои записи, дайте мне знать. Мне очень интересно! :)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 15:37ссылка
Думаю, это будет не скоро... Жизнь активно-наполненая... Иногда под настроение записываю свои воспоминания... А уж если лентами займусь... вообще времени не будет :)))
Перейти к дневнику

Воскресенье, 09 Января 2011 г. 16:32ссылка
Как я вас понимаю!!! Такая же фигня в нашей деревне.. Мне вообще оправдания нету - мне наши девочки-машинистки перепечатали дневник, он у меня в эл. виде, а выставлять тоже не всегда времени хватает. :)

Но бум надеяться, что всё у нас получится, все успеется. :)
Veronica_19   обратиться по имени Пятница, 14 Января 2011 г. 04:28 (ссылка)
Как это всё выдерживали.........для меня остаётся загадкой!Это такая тяжесть и физическая и психологическая!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку