Цитата сообщения Фатал
Рождество. Документальный фильм.
Что такое Рождество - библейская история, детский праздник или нечто большее? Почему в праздник Благовещенья выпускают голубей, что такое Сочельник и откуда появилась традиция дарить на Рождество подарки?
Мы празднуем Новый год и Рождество. Но если Новый год всем нам понятен, то что мы знаем о празднике Рождества Христова? Что он значит для современного человека, вооруженного научными знаниями и техническими достижениями, но при этом бесконечного одинокого и осознающего хрупкость своей жизни?
Фильм не только рассказывает об истории, произошедшей больше двух тысяч лет назад, он пытается ответить на самые сокровенные и сложные вопросы - о месте человека в этом мире, о надежде на счастье, о любви, о вере.
Страна: Россия. Жанр: Художественно-документальный фильм. Хронометраж: 50 мин.
Этот рассказ начнется с первого века до нашей эры, с могущественной Римской империи, в которой все хотят быть счастливыми и никто не хочет умирать. А в Вавилоне и Персии уверены, что на земле вот-вот родится Спаситель или Царь Царей, предсказанный священными книгами. Вавилонские жрецы-астрономы пытаются вычислить время и место его рождения по движению планет. Много веков спустя астрономов назовут волхвами. А звезду - Вифлеемской. И на свет этой звезды Волхвы отправляются в путь, чтобы поклониться Спасителю.
И вот на дальней окраине империи, в глухом селе родился Ребенок. С тех пор прошло больше двух тысяч лет. Сотни миллионов людей во всем мире отмечают это событие как самый радостный, волшебный праздник. Оно произошло в эпоху, когда человечество стояло на распутье. И стало во всех смыслах началом новой эры мировой истории.
Что принес в мир Младенец Иисус? Почему Вифлеемская звезда ознаменовала начало новой эры истории человечества? И что такое Рождество - трогательная история, традиция, детский праздник или нечто большее?
В фильм вошли постановочные реконструкции евангельских сюжетов: встреча Пречистой Девы Марии и праведной Елизаветы, поклонение пастухов Младенцу, дары волхвов и Сретенье Господне.
Зритель узнает о том, почему в праздник Благовещенья выпускают голубей, а в праздник Рождества Христова в храмах ставят елки. А также о том, что такое Сочельник и откуда появилась традиция дарить на Рождество подарки.
В этом мире есть все, что нужно человеку. У человека есть все, чтобы чувствовать, видеть, слышать этот мир, чтобы быть счастливым. Но почему в этом мире никто не защищен от разочарований, боли и горя? Почему нас обманывают, бросают и убивают? Почему падают самолеты и взрываются дома? Почему умирают дети?
"Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его?" С тех пор как царь Давид задавал этот вопрос творцу Вселенной, мир сильно изменился. Но мы, вооруженные научными знаниями и техническими достижениями, украдкой крестимся, садясь в самолет, и шепотом просим в трудные моменты: "Господи, помоги!" - подразумевая, что есть кто-то, кто услышит, поможет, спасет, кто-то, кому есть дело до каждого из нас.
В благополучной и стабильной Римской империи появляется масса учителей, пророков и гипнотизеров, которые утверждают, что владеют тайной бессмертия. Потому что все хотят быть счастливыми и свободными и никто не хочет умирать.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах: "На самом деле, основным критерием наших поступков часто бывает именно она - смерть. И если человек живет под знаком смерти, разве он может быть свободен?"
И почти одновременно в разных странах и разных религиях возникает ощущение напряженного ожидания ответа на этот важнейший для человека вопрос. В Вавилоне и Персии уверены, что на Земле вот-вот родится Спаситель, или Царь Царей, предсказанный священными книгами. Вавилонские жрецы-астрономы пытаются вычислить время и место его явления по движению планет. Когда в созвездии Рыб сходятся вместе Юпитер, Сатурн и Марс, для них это означает, что Спаситель появится примерно через год и произойдет это в земле Иудейской. Много веков спустя это явление назовут Вифлеемской звездой, а астрономов - волхвами. И на свет этой звезды волхвы отправляются в путь, чтобы поклониться Спасителю.
Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "Мы называем Спасителя светом правды, солнцем правды. А что такое свет? Свет помогает видеть, различать предметы, видеть путь. В темноте мы не можем видеть пути - легко сорваться в пропасть, сбиться с пути".
В детстве счастья было так много, что оно не помещалось в руках. Все люди казались мудрыми и добрыми, каждый день обещал волнующие открытия. В сугробах можно было рыть норы, а под елкой сбывались самые заветные мечты. И каждый год мы пытаемся хотя бы на минуту поймать это невероятное ощущение, лихорадочно закупаем подарки, тратим астрономические суммы на колокольчики, игрушки и пряники, миллиарды свечей, километры гирлянд, тонны хвои.
Патриарх Кирилл: "У этого коммерческого измерения праздника есть много того, что, по крайней мере, у людей верующих вызывает озабоченность. Затмевается подлинный смысл. Но, с другой стороны, даже этот коммерческий праздник способен при определенных обстоятельствах возбудить в сознании людей правильные мысли. И эти мысли возникают - от созерцания рождественской елки, от какого-то покоя, которым веет этот праздник".
Зеленая елка, которую мы приносим в дом, - это не просто украшение интерьера. Это символ мирового древа, вселенской оси, соединяющей небо и землю, вечность и время. Золотые шары и фантастические игрушки, которые мы развешиваем на елке, - это напоминание о райских плодах. Чем больше разных игрушек на елке, тем ближе она к своему прототипу, Древу познания добра и зла, поскольку выражение "Добро и зло" на древнееврейском языке означает "Все на свете".
Наряжая елку, мы, сами того не осознавая, возвращаемся в детство человечества, когда весь мир до краев был заполнен чистым счастьем и в нем не было места ни боли, ни смерти. Все это уже было когда-то в Эдемском саду, в раю. Получается, что память об этом мире у нас осталась, а сам мир - нет. Почему?
Эта история известна всем. Библия рассказывает, что первые люди, любимое детище творца Вселенной, жили в райском саду, посаженном специально для них. Одно дерево было особым - Древо познания добра и зла. Бог просил людей не есть плоды этого дерева. Как маленькие дети не способны вместить всю мудрость мира, первые люди были еще не готовы узнать, что такое добро и зло. Но люди не послушались Бога. Этот момент Библия называет грехопадением. Люди выбыли из Рая, из поля абсолютной любви.
Человек был задуман и создан как центр мироздания, говорит Библия, и его личная катастрофа повлекла за собой вселенскую. Мир изменился вместе с человеком. Теперь в этом мире есть боль и смерть.
И вот в маленьком провинциальном городке за тысячи километров от мировых столиц никому не известная девочка слышит благую весть о том, что она станет матерью Господа.
Мария торопилась. В ушах звучали слова, которые она услышала на рассвете несколько лет назад: "Радуйся, благодатная, Господь с тобою. Ты зачнешь во чреве и родишь сына, и наречешь имя ему Иисус. Он будет велик и сыном Всевышнего будет назван, и царству его не будет конца". В тот же день она сказала Иосифу, с которым была обручена и жила в его доме в ожидании свадьбы, что надо навестить престарелую родственницу Елизавету. И ушла. Елизавета была единственным в мире человеком, с кем она могла бы поделиться. Как и все, Мария знала, что вот-вот придет тот, кого ждали веками. Получается, он уже пришел, он здесь, с ней. Но кто она такая? Не царица, не пророчица.
Еще было сказано ей, что Елизавета, состарившаяся бездетной, теперь беременна на шестом месяце. Это же невозможно! Через три месяца у Елизаветы родится Иоанн, который станет великим пророком и будет назван Крестителем, или Предтечей, потому что именно он возвестит всем, что в мир пришел Спаситель.
Православная церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы ровно за 9 месяцев до Рождества Христова. По русской традиции на Благовещение выпускают птицу как знак того, что пришел день спасения, начинается освобождение рода человеческого. Но освобождение от чего? Мы же свободные люди, сами планируем свою жизнь, можем сами все изменить, если захотим.
Протоиерей Алексий Уминский: "Пока смерть властвует над нами, мы - ее рабы, мы ей принадлежим. Мы думаем, как ее избежать, мы думаем, как ее отдалить, мы думаем, как о ней забыть, мы думаем, как от нее избавиться, мы думаем, как сделать так, чтобы после нас оставшееся эта смерть не поглотила и не превратила в труху, какое завещание составить, как имущество правильно разделить".
В материальном мире вечности больше нет, осталось только время. И с каждым годом его становится все меньше. И каждый год, когда старое время заканчивается, а новое еще не началось, кажется, что можно наверстать упущенное. Каждый раз в новогоднюю ночь мы упорно загадываем желания и обещаем себе, что все изменится, прекрасно зная, что наступит утро, сгорят свечи, елка осыплется - и все останется как было.
После революции Рождество в нашей стране отменили как старорежимный предрассудок. Но очень скоро стало понятно, что отменить праздник можно, а уничтожить нельзя. И тогда советские идеологи подменили праздник, просто сместив акцент с Рождества на Новый год. Но глубинный смысл Рождества никуда не исчез. Люди хотят быть лучше и надеются на чудо. И разноцветные шары, похожие на райские яблоки, по-прежнему украшают елку, символ новой Вселенной, потому что на верхушке ее горит Вифлеемская звезда - небесное тело, которое привело волхвов-звездочетов к месту рождения Иисуса. Мудрецы, познавшие тайны Вселенной, несли свои сокровища, чтобы подарить их тому, кого ждали веками.
Вечером 31 декабря в православных храмах в ожидании праздника Рождества Христова служат праздничный молебен, благодарят за все, что было, и просят благословения на следующий год.
Традиция подарков идет от волхвов. Бегая в декабре по магазинам, выбирая новогодние и рождественские подарки, мы продолжаем древний обычай, заложенный евангельскими звездочетами. Но для вручения подарков прибегаем к помощи сказочных персонажей. Дед Мороз - это герой старинных русских сказок, хозяин зимы, Морозко. А Санта-Клаус был придуман в Нью-Йорке. Имя позаимствовали в искаженном виде у святого Николая, епископа Мирликийского, жившего в IV веке в Малой Азии. Это Николай Чудотворец, самый почитаемый и популярный святой в православной традиции.
О святом Николае существует множество легенд. По одной из них, однажды он узнал о трех старательных и добрых девушках, отец которых разорился и, не имея денег на приданое, не мог выдать дочерей замуж. Епископ Николай решил помочь девушкам и в ночь перед Рождеством подбросил им через дымоход золотые монеты, которые упали прямо в вывешенные сушиться чулочки.
И вот теперь дети всего мира пишут трогательные письма Санте и Дедушке Морозу в твердой надежде, что их желания будут услышаны и исполнены. И есть ли разница в том, кто принес самый лучший в мире подарок - тщательно завешанный бородой папа или вызванный по телефону актер? Ведь, по большому счету, подарок - это нечто, что мы получаем не за что-то, не почему-то, а просто так, как проявление любви, не требующей ничего взамен.
Праздник начинается с Сочельника. Сочельник - от слова "сочиво". Это особое блюдо из цельных вареных зерен пшеницы или ячменя, приправленных медом и миндальным соком. Накануне Рождества в самый строгий день поста едят только сочиво и пьют взвар из сушеных фруктов. И то, и другое имеет символическое значение. Взвар по древнему обычаю варится при рождении ребенка, а сочиво подают на поминках. Ведь вспоминается не только Рождество, но и крестная смерть Спасителя, Положение во гроб.
Вернувшись из церкви, готовят рождественский стол. Под скатерть нужно положить сено в память о Вифлеемских яслях. Посуда была лучшей, во славу Господа. Садиться за стол полагается, когда на ночном небе появится первая звезда. Все блюда вкусные и праздничные, но без мяса и молока, потому что пост еще не закончился. А традиционный гусь или поросенок подается, когда уже наступает день Рождества - 7 января.
День празднования Рождества Христова - это условная дата. Реальная в Евангелии не указана. Во времена первых христиан подавляющее большинство римлян еще были язычниками и главным праздником считали день рождения непобедимого солнца, зимний солнцеворот. И в 431 году отцы церкви постановили именно в этот день отмечать Рождество Христово как начало нового мира, а год Рождества стал первым годом новой эры.
Как всегда, старый Симеон пришел к храму с рассветом. Спаситель должен появиться здесь буквально со дня на день. Может быть, сегодня? С этой мыслью он живет уже много лет. Давным-давно Симеону было известие: он не умрет, пока не увидит Спасителя. Весь Иерусалим знает об этом. Некоторые специально приходят посмотреть на старого праведника, а заодно обсудить новости. Симеон не вмешивается в разговоры - он ждет. Симеон устал ждать, устал жить. Слишком много зла, подлостей, кощунств видели его глаза. Но Господь не дает им закрыться.
У входа стояла молодая женщина, прижимая к себе новорожденного. Мужчина покупал жертвенных голубей. Ничего особенного - молодая семья пришла принести в храм жертву, как и положено при рождении первенца. Но Симеона вдруг что-то толкнуло изнутри: дождались. Таким старого первосвященника не видел никто. Вокруг него стали собираться люди, но Симеон никого не замечал. Протянул руки. Юная мать доверчиво отдала ему ребенка. "Господи, меня отпускаешь, раба Твоего, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил всем народам". Ребенок смотрел на него и как будто внимательно слушал. Симеон отдал ребенка матери, закрыл глаза и побрел сквозь толпу. Он хотел, чтобы последним, что он увидел в этом мире, были глаза Спасителя.
Протоиерей Алексий Уминский: "Старец Симеон ждал этой встречи, по церковному преданию, несколько сот лет, ждал этого момента, когда Бог войдет в его жизнь. И как только это с ним случилось, все вопросы для него были совершенно разрешены. Абсолютно все вопросы, которые ставит этот мир перед каждым из нас, не то что разрешаются в том смысле, что на них сразу находятся ответы, нет. Просто человек понимает, что ответ всегда есть".
В 2003 году журнал New Scientist опубликовал исследования группы независимых ученых-психологов о том, какие факторы определяют уровень человеческого счастья. В ходе исследования на всех континентах были проведены опросы огромного количества людей разного возраста и социального положения. Результаты исследования оказались неожиданными. Вопреки общепринятым представлениям количество денег не влияет на уровень счастья. Среди людей, входящих в список Forbes, процент счастливых не выше, чем среди жителей спальных районов. Возраст, как оказалось, тоже не влияет: среди студентов счастливых людей не больше, чем среди пенсионеров. Три основных фактора, определяющих счастье, - это хорошая семья, много друзей и вера в Бога.
Патриарх Кирилл: "В каждом человеке есть что-то внутреннее, очень целостное, ценное, чистое. Часто мы заглушаем эту внутреннюю чистоту своими грехами, но все-таки в каждом из нас сохраняется этот образ первозданной природы. Поэтому абсолютное большинство людей, к счастью, способны слышать голос с неба".
В Евангелии простые пастухи услышали этот голос и пришли к младенцу в ту же ночь. А высокообразованные волхвы, астрономы, познавшие тайны Вселенной, шли к нему целый год через горы и пустыни, но все-таки пришли. И, пав, поклонились ему и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Золото - царю, ладан, храмовое благовоние, - Богу, а смирну, ароматическую смолу, которую использовали при погребении, - человеку. А что мы, живущие сегодня, можем подарить Богу?
Патриарх Кирилл: "Мы очень многое можем сделать. Бог нас сотворил свободными, перед нами любой выбор. Но ведь есть некий выбор, который соответствует Его желанию, Его воле. Бог предназначил нас всех к безграничному развитию, совершенствованию. Вот это программа божественная, это устроение мира и человеческого общества, человеческой личности по закону Божьему. И если в день Рождества Христова мы просто честно спросим себя: "А я живу по этому закону?" и ответим: "Нет, не живу. Прости меня, Господи, и помоги мне жить по этому закону", - может быть, идущее от сердца это обращение к Богу будет самым великим подарком".
Христос пришел в этот мир, чтобы каждый из нас знал: Бог любит нас. Мир не стал раем, но теперь в нем есть ответ на главный вопрос: как быть счастливым. Чтобы изменить себя и мир вокруг, чтобы вернуться к Богу, нужно просто любить. Совершенно не обязательно делать великие вещи - можно делать и маленькие, но с великой любовью. Наверное, это возможно не только под Рождество.
В фильме принимают участие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма св. Троицы в Хохлах, Протоиерей Максим Козлов, настоятель Храма святой мученицы Татианы, Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела МП РПЦ, Елизавета Глинка, врач паллиативной медицины, руководитель фонда "Справедливая помощь", Эмир Кустурица, кинорежиссер (Сербия), Люк Ферри, философ (Франция), Алена Долецкая, журналист, Илья Демичев, кинорежиссер, Валерий Шабуров, историк.
Автор сценария: Марина Бандиленко
Режиссеры-постановщики: Анастасия Попова, Марина Дайновец, Дмитрий Зинченков, Максим Малинин.