-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2009
Записей: 4731
Комментариев: 10611
Написано: 16776


Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 7

Понедельник, 04 Апреля 2016 г. 00:38 + в цитатник
Часть 1: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386385155/
Часть 2: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386676336/
Часть 3: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386744591/
Часть 4: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386817045/
Часть 5: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post387131099/
Часть 6: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post388000576/
Морена (331x459, 47Kb)
Морена (Мара, Мора, Моржана) - богиня, олицетворяющая умирание и воскресение природы, богиня бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца её - смерти. Вспомните слово «мор». В Украине сохранился обряд-оберег против этой злой силы. Накануне Иванова дня делают соломенного идола Купалы - величиной с ребёнка, а иногда в полный рост человека. На него одевают женскую одежду и венок из цветов. Тогда же срубают дерево, обвешивают его лентами и венками и устанавливают на избранном для игрища месте. Дерево это называют Мореною; под ним ставят наряженную куклу, а подле неё стол с разными закусками и напитками. Затем зажигают большой костёр и начинают прыгать через него попарно (молодцы с девицами), держа в руках купальскую куклу. Игры и песни продолжаются до рассвета. На другой день куклу и Морену приносят к реке, срывают с них украшения, разрывают на части, сжигают и бросают в воду, дабы избавить себя на ближайшую пору от болезней и от смерти, а также в честь будущего урожая.
Мороз (345x481, 36Kb)
Мороз (Морозко, Тряскун, Студинец) - супруг Зимы, повелитель зимних холодов. Зимой он полный хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Его помощники - Мороссы и Тряскунцы. Бегают они по полям и улицам и стучат, заставляя промерзлую землю и стволы заледеневших деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит». От его дыхания, производящего сильную стужу, сковываются реки льдами, укрываются поля и леса снежным покрывалом. С ноября по март Морозко такой силой набирается, что даже Солнце робеет! На радостях он покрывает оконные стёкла изумительными узорами, замораживает снежные горки, ледовые катки, веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и весёлыми зимними праздниками. Но не всех путников встречает радушно в своих владениях. Он не любит тех, кто дрожит и жалуется на стужу и если уж рассердится - снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьёт, под одежду заберётся. Может уши или руки отморозить, а то и насмерть заморозит. Вечно воюет с Весной, сопротивляется её приходу, нападает по ночам, но всегда в конце концов отступает.
Никола (472x667, 85Kb)
Никола (Микола) - в славянской мифологии обозначение святого Николая (иногда и других святых), восходящих к персонажу языческой эпохи, или название злого духа. Сравните восточно-славянские представления о Николе Дублянском, обитающем в дупле в лесу, о связи Николы с охотой и лешим. На связь с демоническими персонажами указывает также хромота или слепота (кривизна) Николы. Для позднего пласта восточнославянской демонологии характерен обычай завивания «бородки» Николе (Микулина бородка, бородка Микуле), восходящий к древним представлениям о завивании бороды Велесу. С Велесом Николу связывают также функции покровителя скотоводства и земледелия, хозяина земных вод. В народных верованиях Никола противопоставляется Илье-пророку как милостивый земной святой грозному небесному громовнику (сравните противопоставление громовержца Перуна его земному противнику Велесу в славянской мифологии). Сравните Санта-Клауса (Деда Мороза) и его демоническую свиту.
Обида (356x459, 37Kb)
Обида - чёрный лебедь, птица печали и горя, воплощение всего отчаяния, которое сопутствует человеку в его жизни. Обида служит Карме - богине печали, богине-плакальщице.
Орей (495x648, 63Kb)
Орей - легендарный прародитель русских людей, отец Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди, поставивших город Киев, «мать городов русских», и положивших начало нашему славянскому Отечеству.
«И вот отец Орей шёл перед нами, а Кий вёл русов, и Щек вёл свои племена, а Хорив своих хорват, и шли они из земель тех. И так было внушено богами, когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Карпатских горах. И там были другие города, построенные иными, и нажили иные соплеменники богатство великое. И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киев-граду и до Голуни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в благодарность богам и также себе. И стали славянами, ибо славили богов. И так мы - от богов внуки Сварога нашего и Дажьбога».
Велесова книга.
Глава первая, дощечка 2 б
Остров Буян (350x484, 42Kb)
Остров Буян - лежит этот мифический остров в тридевятом царстве, за тридевять земель, посреди моря-­океана. На нём лежит бел-горюч камень Алатырь. На этом острове сосредоточены могучие и волшебные силы: лежит громоносный змей, гнездится птица-буря, роятся пчёлы-молнии, посылающие на землю медовую влагу дождя; тут обретаются и змея, всем змеям старшая и большая, и вещий ворон, всем воронам старший брат, который клюёт Огненного змея, и птица, всем птицам старшая и большая с медным клювом и железными когтями, и пчелиная матка, всем маткам старшая. От обитателей острова Буяна произошли все земные птицы, насекомые и гады. На этом же острове восседают и дева Зоря, и сам Перун, который гонит в колеснице гром с великим дождём.
Переплут (462x650, 84Kb)
Переплут - бог изобилия семян и всходов, потомок бога Симаргла. Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щеки. Трудяга. В поле заморозки отводит, дождь кличет, клубни землёй прикрывает, птиц отгоняет. Всё лето вокруг сада-огорода мается, ходит, вздыхает, ждёт урожая. А уж дождётся - завалится за изобильный стол и пирует. Ест без устали, любо-дорого посмотреть. И всё на пользу. Да и выпить не против.
Полазник (335x475, 40Kb)
Полазник - благодушный, добросклонный божок, приносящий счастье в Новом году. Недаром у поляков до сих пор так называется Рождественская ёлка. Полазником в древности называли домашнего духа, который украдкою нашёптывал домочадцам разные весёлые пророчества. Полазник всегда добр, поэтому гадания от его имени весёлые и забавные. Верят в него в Сербии и Польше, в Украине и Белоруссии, в Чехии и Болгарии. Полазником называют первого человека, посетившего дом в Новом году. Если Полазник удачливый и обеспеченный человек, год будет счастливым. Если Полазник мужчина, родятся дети и животные мужского пола, женщина - женского. На новогодних пиршествах, устроенных в его честь, Полазник произносит заклинание о размножении скота и пополнении семейства с помощью Рождественского полена - бадняка.
Прия (382x525, 51Kb)
Прия - богиня любви, брачного союза и плодородия. В образе Прии слились вместе представления девы ясного солнца и облачной нимфы. В весеннюю пору прекрасная богиня вступала в брачный союз с Громовником, слала на землю благодатное семя дождей и оживляла природу. Именно поэтому почиталась хозяйками как покровительница огородов. Женщины знали: если угождать Прие - правильно садить, полоть, поливать, прореживать, то есть содержать огород в порядке, - она обеспечит к осенне-зимнему столу богатый урожай. Будет чем гостей встретить, да и в семье совет да любовь. Любимое время Прии - осень, когда столы ломятся от овощей, когда играют весёлые свадьбы. Корень имени богини сберегся в словах «приязнь», «приятно», «приятель»...
Подаг (285x406, 37Kb)
Подаг - бог звероловства. К нему обращались охотники, промышлявшие звероловством и получившие благословение у Зиваны - богини зверей и охоты. Хитрый, но справедливый, он прячет раненых зверей и осиротевших детёнышей. Бывалые охотники, знающие приметы и заговоры, дружат с Подагом. Он им и зверей подведёт поближе, и берлогу покажет, и птицу поднимет, всякий раз охота будет удачной. Бывает, что и тем, кто первый раз охотится, поможет, чтобы к правильной охоте привадить. Но к браконьерам, к любителям капканов, а также к тем, кому охота лишь забава - у Подага свой счёт: сам ли пойдёт на охоту или с товарищами - удачи не будет, возвратится с пустыми руками.
Полевик (332x445, 34Kb)
Полевик (Полевой, Житный дед, Жицень, Гречуха) - дух, охраняющий хлебные поля. В отличие от прочей нежити, любимое время его - полдень, тогда и можно увидеть этого маленького старичка с черным, как земля, телом, с разноцветными глазами, с волосами и бородою из колосьев и травы. Полевика добряком не назовешь, он любит шутить шутки нехорошие: то с тропы столкнёт, то в болото заведёт, а уж пьяного пахаря такое заставит наработать, что потом хоть топись от стыда. Дабы полевые духи могли перезимовать без нужды и заботы, крестьянин глухой ночью в каком-нибудь дальнем рву приносит в дар Полевику несколько яиц и старого безголосого петуха, притом так, чтобы никто не видел, иначе Он рассердится. На поле землепашцы обычно оставляют несколько сорванных яблок, а на току несколько пригоршней отмолоченного зерна. Несжатые колосья связывают на макушке пучком - это по аналогии с последним снопом «Велесу на бородку». За это ожидают на будущий год хороший урожай.
Припекало (292x414, 38Kb)
Припекало - божок любострастия. Почитателей Припекалы немало, хотя они предпочитали держать это в тайне. Особенно много их среди мужчин, хотя женщины так не считают. «Облик принимает самый разный: то неотразимым красавцем возникнет у плеча девственницы, шепчет ей на ушко, легким ветерком нырнет под одежды, пощекочет; то полураздетой нимфой мелькнёт перед взором юноши-полуночника; то лепестком прекрасного цветка опустится на пышную грудь или на розовые колени молодой вдовушки; в ранние сумерки мужняя жена к заезжему красавцу крадётся; мужик вместо собственной двери, за которой мал-мала меньше, в ставенку молодой вдовы стучится; дед-­сто-лет за длинными ножками клюкой постукивает - всё это забавы Припекалы, одним словом, припекло!
И если Припекало берётся за дело - ни матушка, ни тётушка, ни сам Всевышний ни в силах помешать ему».
А.Кононенко «Персонажи славянской мифологии»
Пров (378x525, 40Kb)
Пров (Проно) - древний бог правосудия северных славян (от слова «проведать», «прознать»). Его истукан в виде старца в длинных одеждах с большим числом складок и цепями на груди возвышался на дубовом столбе, держа в одной руке камень как символ преступления, а в другой копьё - знак неотвратимого наказания. В складках одежды - тайны мудрых решений, которые принимает Пров, и предугадать их никому не дано. Цепь, которую Пров носит вечно, - символ последовательности и завершённости каждого дела, за которое принимается бог правосудия. Голову его обвивал венок, из под которого высовывались длинные уши - знак того, что от Прова ничего невозможно скрыть. Вокруг истукана стояло неисчислимое количество двух -, трёх -и четырёхликих идолов, которые должны были следить за теми, кто нарушает закон. Перед идолом был воздвигнут жертвенник, служил Прову волхв, который передавал собравшимся волю бога. Но если судья, которому покровительствует Пров, примет нечестное решение, бог правосудия со временем накажет и его.
Прок (309x437, 32Kb)
Прок - славянский Меркурий, который покровительствовал мореплавателям и торговцам, охотникам и землепашцам, кузнецам и пекарям - всем, кто неустанным трудом содействует процветанию своего дела, своей семьи, приумножает свои богатства. Память об этом боге сметливых, деловых и предприимчивых людей сохранилась в нашем языке и по сей день. «Проку нет», или «не впрок», - говорим мы, сами порою не зная, что вспоминаем этого умного, хитрого, пронырливого бога, покровительствующего не только деловым людям, но также мошенникам и обманщикам. Хотя очень скоро от них отступался, предпочитая честно заработанные богатства. От таких людей он и жертвы охотнее принимал. «Прок - остаток»; «Овы изсекоша, а другые изымаша, а Прок ихъ отбегоша». (Новгородская летопись).
Ржаница (364x512, 43Kb)
Ржаница - дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти такое поле может только человек, сведущий в этом деле. Несведущему это может стоить жизни. Ещё Ржаницы устраивают прожины - дорожки во ржи в небольшой вершок шириной, которые проходят из одного края поля до другого, по которым все колосья срезаны. Сколько раз за последние годы мы слышим и видим сообщения об удивительных геометрических рисунках на злаковых полях. Чаще всего нас пытаются уверить, что это проделки инопланетян. Не проще ли списать эти рисунки на злостные проделки Ржаниц? «...Где ведуны с ворожеями Чаруют знаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах.»
А.А. Блок «Русь»

Валентин Барсков
Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
http://fenina.mysupermarket.org.ua/view_articl.php?id=37

Серия сообщений "Валентин Барсков. Чудесная вера славян.":
Часть 1 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 1
Часть 2 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 2
...
Часть 5 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 5
Часть 6 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 6
Часть 7 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 7

Рубрики:  история славян
мифы, легенды, сказки
славянские художники
Родные Боги
язычество
книги
славянская мифология
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 3 пользователям

Алевтина_Князева   обратиться по имени Понедельник, 04 Апреля 2016 г. 16:00 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 14 Апреля 2016 г. 19:45ссылка
Алевтина_Князева, рада, что картины понравились!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку