Часть 1: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386385155/
Часть 2: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386676336/
Часть 3: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386744591/
Часть 4: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386817045/
Часть 5: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post387131099/
Конь - во всех славянских сказаниях белая сила представлялась выезжающей на белом коне, чёрная - на чёрном. Белые кони передаются в народном воображении богу-Солнцу. Сначала Святовиду, затем Святловиду-Яриле, чёрное становится собственностью Стрибога и всех буйных ветров, Стрибожьих внуков. Солнце - небесный Конь, днём обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью, чтобы утром снова появиться на своем вековечном пути. Он также представляется светлокудрым божеством, разъезжающим на золотой колеснице, запряженной парою светоноснобелых огнепламенных коней. Даже тучи, заслоняющие солнечный свет, и быстролётные молнии представляются иногда мчащимися скакунами, а раскаты грома оповещают об огненной колеснице Ильи Пророка, мчащейся по грозовому небу. Постепенно из возницы пресветлого светила конь превращается в неизменного спутника богатырей. Трудно представить богатыря наших былин без его доброго, верного, быстрого коня. А сказка про КонькаГорбунка: «Сивка-Бурка, вещий Каурка, встань передо мной, как лист перед травой!». И конёк творит чудеса - всему миру на диво. Поэтическое народное слово именует лошадь «крыльями человека». Но прежде всего в крестьянском хозяйстве и городском укладе конь незаменимый работник. Множество примет связано с этим удивительным существом, разгуливает по Руси: ржёт конь - к добру, топает - к дороге, втягивает ноздрями дорожный воздух - дом близко, фыркает в пути - к доброй встрече (или к дождю). Спотыкается конь при выезде со двора - лучше возвратиться назад, чтобы не вышло какого-нибудь худа; распряжётся дорогой - быть беде неминучей. Хомут, снятый с потной лошади, является у баб-знахарок лечебным средством: надеть его на больного лихорадкой - всю хворь как рукой снимет. Изредка на земле находят камни - следовики со следами конского копыта. Вода из этого следа является целебной, если умыться ею со словом наговорным. Конский череп страшен для нечистой силы. Друг и слуга пахаря, Конь остаётся верным ему даже после своей смерти.
Корс (Корша) - покровитель питья и еды, бог пиров, русский Вакх или Бахус. Корс большой охотник до пива и меда. Изображали его в виде обнажённого юноши венчанного венком из хмелевых плетей и едва прикрытого листьями хмеля. Он выглядел полусонным, словно спьяну, в одной руке держал ковш, в другой рог с напитками, ибо всегда был не прочь к ним приложиться. Корс сидел на опрокинутой вверх дном пивной бочке, а вокруг валялись пустые кувшины и черепки от разбитых чаш. Славяне поклонялись ему своим участием в пьянственных поединках, ибо в те далекие времена среди всех народов немалым богатырём считался тот, кто мог остальных перепить. Там, где начиналась хмельная пирушка, и был храм Корса. Кто усердно жертвовал Корсу, тот становился похожим на пьяного болвана. Да и сегодня дружба с этим «божеством» к добру не приводит.
Кошка (Баюн) - приручена человеком девять тысяч лет назад в Египте для борьбы с мышиным народом. Суеверие приписывает её видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Сказочный Кот-Баюн был наделён голосом, слышным за семь вёрст. Он и видел за семь вёрст. Как замурлыкает, так напустит заколдованный сон на кого захочет. Не знаючи и не отличишь сон от смерти. Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Многоцветная кошка приносит счастье хозяевам дома, чёрная кошка может внести раздор даже между закадычными друзьями. В таком случае говорят: "Им чёрная кошка дорогу перебежала!". В стародавние времена знающие люди говорили, что на чёрную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку или неразменный червонец. Но в средние века досталось и самой "брюнетке" : во время эпидемий чумы церковники посчитали чёрную кошку разносчицей заразы и принялись повсеместно её уничтожать, на радость крысам - истинным виновникам бедствия. Но это заблуждение не убавило любви к этому пушистому, ласковому зверьку, знающему эту нашу слабость и умело пользующемуся ею. С кошкой связано множество примет и пословиц : "кто кошек любит - тот и жену будет любить!", "без кошки не изба", "На мышку и кошка зверь!", "Кошки дерутся - мышкам приволье!". Кошка свернулась клубком - к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к ветру и непогоде, умывается - к вёдру или к приходу гостей, лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку сулит. Много всяких других поверий связано с кошкой в богатом суеверной памятью русском народе.
Круг - магическая круговая линия, начертанная углем, копотью от зажженной лучины или ножом, защищает человека от покушений нечистой силы или зловредного действия колдовства. Через круговую черту не может переступить ни злой дух, ни ведьма, ни сама смерть. Против чумы и других повальных болезней опахивали кругом деревни и села; при добывании кладов и цвета папоротника, при совершении различных чар и произнесении заклятий очерчивают себя круговой линией для охраны от демонического наваждения. Перед Рождеством дают курам корм, окружая его цепью или обручем, чтобы они клали яйца дома. В Ярославской губернии в пламя пожара бросали обруч с квасной шайки, чтобы огонь сосредоточился в одном месте и не распространялся дальше. Капища и святилища также представляли круговую постройку или обкладывались каменными рядами, представляющими круг, а также постройками-хоромами (хора - круг).
Ладо (Дид - Ладо) - в языческую эпоху Ладами называли Божества семейного счастья, которые были созданы домашним культом и были ни чем иным, как обожествлёнными предками, благословляющими в браке, на что указывает само имя Дид - Ладо. С 25 мая по 25 июня молодежь и молодые супруги на лугах и улицах, взявшись за руки, плясали и пели:
Благослови, Троица, Богородица,
Нам в лес пойти,
Нам венки завивать!
Ай, Дидо, ай Ладо!
С корнем «лад» связаны многие слова брачного значения: Лад - супружеское согласие; Ладить - жить любовно; Ладковать - сватать; Лады - помолвка; Ладило - сват; Ладники - уговор о приданном; Ладины - сговор; Ладканя - свадебные песни; Ладовицы - исполнительницы свадебных песен; Ладный - хороший, красивый; Ладно - хорошо, я согласен. В Древней Руси любимых называли Лада.
Лёд (Каледник) - божество, которое всегда сражалось с водяными. Силы к нему приходили с зимними холодами, когда от одного его прикосновения все реки, ручьи, озёра покрывались ледяными панцирями, так что водяные и водяницы, омутники и омутницы, болотники и болотницы принуждены были сидеть в своих хороминах на самом дне до весны, не в силах не только высунуться на поверхность, но даже поплавать подо льдом, ибо иные речки промерзали до самого дна. Вот сколь злобен и силен Лёд, но только до прихода Весны.
Лель (Лелью, Леля, Полеля, Дид, Дидилия) - сын богини красоты Лады. Он побуждает природу к оплодотворению, а людей - к брачным союзам. Иногда имя юного бога любви и страсти встречается и в женской ипостаси - Ляля (Лелия). Во многих областях 22 апреля проводился весенний праздник - ляльник. На лугу собирались девушки, выбирали Лялю, наряжали в белые одежды, перевязывали руки и талию свежей зеленью, на голову надевали венок из весенних цветов. Вокруг нее водили хороводы, пели песни, просили об урожае. Додолы - девушки в платьях с бахромой внизу, исполняли танец дождя, моля о дожде. В других областях, где царствует сын Лады, Лель - красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Для него это забава и весёлая игра, хотя и с добрыми побуждениями. Но когда ему проходу нет от очередной избранницы, Лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Живёт Лель вместе со своим братом Полелем. Вместе они выходят утром встречать Ярилу. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.
Люб - дух-охранитель брачного ложа. Представляется большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах (подобие стрелы Амура). Его следует всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба - такого же кота, только чёрного и злобного, с веткой белены во рту. Обряд, когда наутро после свадьбы родственники показывали простыню новобрачных, был посвящен именно Любу. Кое-где до сих пор перед свадьбой пекут любки - овальные лепешки-ладьи из пышного теста. В центре такой лепешки, олицетворяющей девичье лоно, запекается, но уже из ржаного теста, подобие толстого, мясистого гриба-красноголовика (подосиновика), но головкой вниз. Такой любок ставится в укромное место близ постели новобрачных, дабы им мог насыщаться Люб. Вообще обряды, связанные с Любом, слишком потаённы и сокровенны, чтобы их описывать в подробностях.
Масленица (Масляница) - название обряда, воплощающего плодородие, и вместе с тем смерть зимы. Масленице до сих пор посвящён особый праздник, когда «честную госпожу» встречают с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы служит чучело из соломы, облачённое в женскую одежду, с блинами и сковородкой или помазком в руках (блин своей формой и цветом напоминает солнце). Вместе с чучелом веселились, а затем его хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы Масленицы сопровождались ряжением, хороводами, кулачными боями, взятием снежных горок, призывами весны. От названия персонажа пошло название и самого русского календарного праздника проводов Зимы и встречи Весны. Раньше этот праздник совпадал с праздником «Комоедицы», когда в конце марта на весеннее солнцестояние просыпается Медведь от зимней спячки и покидает свою берлогу. Но в связи с проведением Великого поста, празднование было перенесено на дни предшествующие посту, из-за чего в некоторых обрядовых песнях Масленицу называют «обманщицей», а также «объедалой», «блиноедой».
Мать-Сыра Земля - самый любимый и важный персонаж славянской мифологии во все времена. Мать-Сыра Земля представлялась язычнику, обожествляющему природу, живым человеческим существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему Её пышными волосами, каменные скалы - костями скелета, цепкие корни деревьев заменяли жилы, сочащаяся из недр вода - её кровью... И как живая женщина она рождала существ земных, засыпала студеной зимой, умирала обожженная засухой и пробуждалась по весне... И словно к истиной матери, прибегал к ней человек во всякую пору своей жизни. Припадет богатырь к сырой Земле - и преисполнится новых силушек. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит больше Родины, верили наши предки. Те, кто братаются не на жизнь, а насмерть - смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти Земли. Отныне их родство вечно! Земля почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. А в стародавние годы находились также ведуны-знахари, что умели гадать по горсти Земли, взятой из под левой ноги желающего узнать свою судьбу. Всю жизнь вековечную Мать-Сыра Земля растит, питает хлеб насущный на благо народа. Кто не почитает Земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даёт хлеба ни то что досыта, а и впроголодь. Но как траве-мураве не вырасти без горсти Земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без Земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая Земля горькая сирота, так и он без Земли - что без живой души в своём богатырском теле! Всегда Земля остаётся всё той же матерью для живущего на ней народа, который своим внукам-правнукам заповедовал одну великую и нерушимую заповедь: любовь и почтение к Земле родимой.
Медведь - лесной воевода. Благодаря своему неуклюжему облику запечатлён во множестве пословиц, поговорок, прибауток и загадок. Русский народ окрестил медведя Мишкой, Михайло Иванычем, Топтыгиным, Мишкой косолапым... Незлоблив и даже добр по-своему, по-медвежьему, если его не трогать. Но охотникам, выходящим на него с топором да с рогатиной, совсем напрасно полагаться на его доброту, ибо он мгновенно превращается в свирепое лесное чудовище. «Отпетыми» зовут завзятых медвежатников, каждый раз провожая их на охоту как на смерть. «Медведь - лешему родной брат, не дай Бог с ним встренуться!», - говорят подлесные жители. По медвежьему хотению и Зима студёная пополам делится: как повернётся Медведь в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половина пути до весны осталась.
Мировое дерево - растёт в Рипейских горах (на Кавказе), над Белой Алатырской горой (Эльбрусом), рядом с Бел-горючь камнем, на котором Сварог начертал Истину - законы Прави, управляющие всем миром, и, в первую очередь, Явью - материальным, реальным миром. Здесь выросло Мировое дерево, связующее три основные субстанции Мира: Правь, Явь, Навь. Корни дерева покоятся в Земле, среди них вырыли норы мыши, кроты и змеи; вокруг ствола вьются пчёлы, несущие людям мёд - Сурью. В ветвях поселились Солнце, Месяц и Звёзды, а также свили гнезда соловей, сокол и райские птицы. На ветвях распускаются удивительные цветы, вызревают молодильные яблоки - кто эти золотые яблоки попробует, тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. Разные народы относят к Мировому дереву различные деревья: Вяз (связующий), Вишню (посвященную богу Вишну), Кипарис (дерево смерти), Берёзу (дерево поэзии) или солнечный Дуб (верх корнями, вниз ветвями), корни которого достигают Солнца, а двенадцать ветвей олицетворяют двенадцать Вед. Все подходы к Мировому дереву стерегут грифоны, змеи-Василиски и горные великаны-Волоты, не подпуская к нему грешных людей. В древнерусской языческой мифологии Мировое дерево - мировая ось, центр мира. Обрядовое Мировое дерево приносилось на свадьбу, а также помещалось в центре стройки. Обрядовым воплощением мирового дерева и сейчас является Рождественская новогодняя ёлка.
Валентин Барсков
Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
http://fenina.mysupermarket.org.ua/view_articl.php?id=37
Серия сообщений "Валентин Барсков. Чудесная вера славян.":
Часть 1 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 1
Часть 2 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 2
...
Часть 4 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 4
Часть 5 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 5
Часть 6 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 6
Часть 7 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 7