-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2009
Записей: 4731
Комментариев: 10614
Написано: 16779


Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 5

Понедельник, 21 Марта 2016 г. 13:39 + в цитатник
Часть 1: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386385155/
Часть 2: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386676336/
Часть 3: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386744591/
Часть 4: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post386817045/
День и Ночь (367x537, 52Kb)
День и Ночь. День - первоначальное верховное божество света - Солнце, Ночь - божество мрака. Между богами света и тьмы, тепла и холода происходит вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром. У славян День и Ночь олицетворялись как брат и сестра, но несмотря на родство, в которое ставят фантазии День и Ночь, они в преданиях, как и в самой природе, друг другу враждебны; народная загадка называет их раздоленками: «Двое стоячих (небо и земля), двое и ходячих (солнце и месяц), да два раздроника (день и ночь)». Ещё прямее это выражено в следующей загадке, занесённой в одну старинную рукопись: «Кои два супостата препираются? - День и Ночь». Другая загадка, означающая «Ночь и День», выражает свою мысль так: «Сестра к брату в гости идёт, а брат от сестры в лес прячется».
Зевана (442x612, 72Kb)
Зевана (Зевония) - богиня зверей и охоты, так же как и Подаг - бог звероловства. Она была весьма чтима славянями, живущими среди лесов, и другими народами, промышляющими звероловством: векши (беличьи шкурки) и куницы употреблялись не только для одежды, но при товарообмене считались вместо денег. Зевана облачалась в богатую кунью шубу, отороченную белкою, а панчёй служила медвежья шкура, шапкою - голова зверя. В руках Зевана держала натянутый лук и нож, в ногах стоял капкан и рогатенный, с которыми выходят во время охоты на медведя. Богине молились ловцы и охотники, прося у неё счастья в звероловстве, а в благодарность преподносили часть своей добычи.
Зибог (362x539, 58Kb)
Зибог - бог земли, наделён огромной силой. Он творец и созидатель: поднимает землю в одном месте - встают горы и холмы; опускает - плещутся моря и океаны; провёл борозды могучими пальцами - потекли реки; мизинчиком коснулся земли - озёра заплескались. Хранит Зибог землю, но ежели рассердят его люди - устроит землетрясения, извержение вулканов, обрушит на берег огромные волны - цунами. Могуч Зибог, брови косматые, борода развевается по ветру - лучше его не злить.
Зима (342x462, 38Kb)
Зима - время года, которое в представлении славян всегда было одушевлённым: вспомните Снежную Королеву, одетую в белоснежную душегрейку в сверкании снежинок, инея и сугробов. С ноября по март разъезжает по горам и долам, дышит на всё живое леденящим дыханием, что даже нечисть и все духи тьмы торопятся укрыться подальше и поглубже. Метели, вьюги, снежные вихри, бураны - её слуги. Но дарит зима и весёлые праздники: Новый год, Рождество, Крещение и святки. Однако со временем зима стареет - и жди от неё пакости, вроде эпидемии гриппа, визитов Коровьей смерти и злобных сестёр лихоманок-лихорадок. К концу марта Зима обращается в уродливую зловредную старуху, и мы ждём пробуждения и расцвета проснувшейся земли.
Золотая Баба (337x495, 45Kb)
Золотая Баба - древняя богиня тишины и покоя, помогающая при родах. Имя «Золотой» богиня получила от позолоченного истукана, стоявшего на берегу реки Оби. Она держала на руках ребёнка, который почитался внуком, другого она держала за руку. Отсюда и название баба-бабушка. Вокруг изваяния лежало множество музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, уверяя народ, что изваяние звучит само по себе, отчего она почиталась доброй предсказательницей. В смутные времена испрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов. Она почиталась как Матерью богов, покровительницей бабок-повитух, помогающим молодухам разродиться. В жертву ей приносили куниц и соболей, и одевали её в соболиный наряд. Почитание Золотой Бабы было так велико, что даже иноземные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие драгоценные вещи, ибо пренебрегший пожертвованием обязательно заблудится на пути своём.
Ипабог (328x479, 40Kb)
Ипабог - покровитель охоты, он сам охотник и благоволит к тем, кто охотится с умом: бьёт зверя в сезон не ради забавы, а ради пропитания и нужды. Если же человек в его владениях ведёт себя негоже - не будет ему удачи: зверь убежит, оружие придёт в негодность, сам охотник заблудится, а то и поранится в лесу. Ипабог не злой, он покровительствует также и животным: самку с детёнышем убережёт, спрячет раненого зверя, травку для лечения покажет. В лёгких светлых одеждах, на которых изображены сцены охоты. Его оружие - лук и стрелы.
Каравай (417x570, 52Kb)
Каравай (Коровай) - обрядовый круглый хлеб с украшениями, и в то же время - мифологическое существо, символ плодородия. Приготовление Каравая было связано со множеством ритуальных действий, длившихся несколько дней при участии особенных жрецов (даже в 16-17 веках были специальные придворные "Каравайчата"). Использовались архаические орудия, обрядовые жернова. В украинских названиях отражается связь каравая с богом: дивень, дивный Каравай, божий Каравай. Пекари во время приготовления просят бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. В белорусской обрядовой поэзии Каравай отождествляется с солнцем и месяцем: Каравай, вернувшийся с неба, видел там месяц с зарёй и звезды. Настоящий обрядовый Каравай украшался исконными символами: изображениями мирового дерева, фигурками птиц и животных.
Китеж (700x353, 103Kb)
Китеж (Китеж-град) - в русских легендах город (монастырь), чудесно спасшийся от завоевателей во время татаро-монгольского нашествия 13 века. При приближении Батыя Китяж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояр (или Святое). Сказания о Китеже включали рассказы о людях, давших уйти в Китеж и писать оттуда письма, о колокольном звоне, который можно было слышать на берегу озера Китеж. Считалось, что город населён праведниками, последователями старой веры, нечестивцы туда не допускались, и в городе царила социальная справедливость.
Кукер (439x612, 71Kb)
Кукер (Кукувец, Джамалар) - дух плодородия у южных славян. Во время весенних игрищ Кукера изображал мужчина, одетый в шкуру козла с большим деревянным фаллосом. В хороводе происходит брак Кукера с одной из девушек, которая затем показывалась беременной и симулировала роды. Совершаются ритуальные пахота и сев, иногда Кукер производит физиологические действия с Землёй, подразумевая её оплодотворение.
Коструб (334x509, 101Kb)
Коструб (Кострубонька) - в восточной славянской мифологии - воплощение плодородия, как бы Кострома мужского рода. Его изображали в виде соломенного чучела с подчеркнутыми атрибутами пола (реже женщины). Кострубатый - неряшливый, неприглаженный, неаккуратный, косматый... Ритуальные похороны Кострубоньки знаменовали переход к весеннему циклу. Хоронили его в первый понедельник Петровок. Чучело сжигали или топили в реке, сопровождая действие веселыми песнями и хороводами, обращаясь к Земле и Солнцу с вечными просьбами о хлебе насущном. Помер, помер Кострубонька, Сизый милый голубонько.
Ледащий (478x689, 90Kb)
Ледащий (Лядащий) - дух соломы, весь опухший ото сна, с соломой в голове. Его никто не видел, только слышали, как он зевает. Многие из славянских духов зимою спят. Ледащий в этом деле заводила. Разбудить его никто не может, кроме матушки - Весны. Просыпается он всегда недовольным и, бодрствуя в летнее время, с нетерпением ждёт конца лета, чтобы опять уснуть в куче свежей соломы. Если летом кто услышит вздохи или зевоту, а живого существа нет - это Ледащий, бес соломы.
Матохи (448x606, 63Kb)
Матохи (Мехи, Махи) - духи, производящие всякого рода беспокойства в домашней жизни, в семейных делах, всевозможные мелкие пакости: толкнуть хозяйку под руку, когда она вынимает из печи горячие щи, или отвлечь, когда закипает молоко, чтобы оно убежало по всей кухне... А уж девиц, которые вдергивают в иглу слишком длинную нитку, матохи нипочём в покое не оставят, пока всю нитку не запутают, не изорвут: лентяек они не любят, сказано же «длинная нитка - ленивая девка». До сих пор говоря слова «суматоха», «помехи», «промахи», мы невольно вспоминаем этих духов - мелких домашних пакостников.
Марцана (442x653, 77Kb)
Марцана - богиня смерти и всех живущих существ, кроме человека: её жертвы доставляют богатые плоды охоты, рыбалки, звероловства. Её старший брат - бог звероловства Подаг, а старшая сестра - богиня зверей и охоты Зевана.
Индрик-зверь (566x700, 117Kb)
Индрик-зверь - всем зверям царь, прародитель всех зверей. Ходит он по поднебесью. Когда Индрик-зверь разыграется, вся вселенная «всколыбается»! От его чудодейных копыт произошли все на земле овраги, котлованы и пади, которые потом заполнились водою. В засуху его призывали подать воду в колодцы и водоёмы, напоить траву и деревья, сберечь урожай. В этом сказочном звере легко узнать Единорога - загадочного существа, с именем которого связывалась мысль о сверхъестественной силе и мудрости. Ещё в 17 столетии рогу этой «матери всех зверей» приписывались целебные свойства. И уверенность в этом была настолько велика, что даже царь Алексей Михайлович по свидетельству дворцовых книг 1655 г. соглашался за три таких рога заплатить 10 тыс. рублей соболями и мягкой рухлядью (мехами). Русские люди того времени были убеждены в целительных свойствах рога Индрик-зверя, дающих человеку уверенность в цветущем здоровье и долголетии.
Комоедицы (312x462, 48Kb)
Комоедицы - праздник пробуждения медведя (медвежьи пляски). Восточнославянский праздник, носящий точно такое же название, как и архаичный греческий медвежий праздник Комоедицы (Комедия). Белорусы в середине 19 века, не считаясь с тем, что Комоедицы могли прийти на Великий пост, справляли праздник ритуальными плясками в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом верх тулупах. Ряженье в звериные маски (медведя, тура) и вывороченные тулупы производилось дважды в год - на зимние святки и на масленицу. Оба срока связаны с солнечными фазами - зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, 24 марта (Масленица ежегодно сдвигается со своего исконного места по церковным календарям). Дохристианская масленица совпадала с архаичными Комоедицами - праздником пробуждения Медведя - началом Весны. В этот день, после исполнения ритуальных плясок, на кострах готовили жертвенную пищу и пили мёды, пели шутливые песни-гимны Медведю.
Кострома (398x542, 62Kb)
Кострома - в восточнославянской мифологии - воплощение весны и плодородия. В древних обрядах проводов Костромы (проводов Весны) её изображала молодая женщина, закутанная в белую простыню, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом, ритуал символизировал также возрождение природы. Хоронили Кострому в Духов день - первый понедельник после Троицы.
Коляда 1 (467x625, 73Kb)
Коляда 2 (456x670, 92Kb)
Коляда - богиня торжеств и мира, которую древние славяне чествовали 24 декабря. Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого, а как божество, причём одно из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в её честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда праздновалась славянами за божество веселья, потому-­то её и призывали, кликали в новогодние празднества весёлые ватаги молодежи. Молодежь рядилась в животных, воплощающих плодородие, и с песнями-"колядками" ходили по дворам, славили хозяев, выпрашивая у них подарки - иначе скупым предрекалось разорение. Иногда сами подарки: печенье, каравай назывались Колядой.

Валентин Барсков
Фенина Земфира Николаевна
кандидат физ-мат наук, астрофизик
FeninaZ@ukr.net
http://fenina.mysupermarket.org.ua/view_articl.php?id=36

Серия сообщений "славянские сказы":
Часть 1 - СКАЗ "ЗАКОЛДОВАННЫЕ". ЧАСТЬ 1 "ВСЕСЛАВ"
Часть 2 - СКАЗ "ЗАКОЛДОВАННЫЕ" Часть 2 "БЕЛАЯ ВОЛЧИЦА"
Часть 3 - Дунай Ивановичъ
Часть 4 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 5
Часть 5 - Легенда о Храме Сварога
Часть 6 - Легенда о Руевите
Часть 7 - Донская сказка
Часть 8 - Славянская мифология глазами Vasylina
Часть 9 - День Семаргла. 14 апреля Семаргл топит последние снега.

Серия сообщений "Валентин Барсков. Чудесная вера славян.":
Часть 1 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 1
Часть 2 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 2
Часть 3 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 3
Часть 4 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 4
Часть 5 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 5
Часть 6 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 6
Часть 7 - Чудесная вера славян. Художник Валентин Барсков. Часть 7

Рубрики:  история славян
мифы, легенды, сказки
славянские художники
Родные Боги
славянские традиции
славянская мифология
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку