Наиболее героической птицей у всех времён и народов являлась эта хищная птица: сила её клюва, крыльев и когтей, её размеры и быстрота благоприятствовали созданию вокруг неё славы небесного посланника, извозчика и воина. Хищная птица по мифологии является солнцем, которое то сияет во всём своём величии, то проявляется сквозь тучу или во тьме, посылая молнии и солнечные лучи или гремя громами. Молнии, громы и солнечные лучи являются то клювом, то когтями хищной птицы, а иногда и всей птицей. Хищная птица всегда выступает в роли друга героя или бога.
В старину орлов часто изображали на рельефах, печатях, художественных произведениях. В Вавилоне, Персии и Индии орёл (беркут) являлся символом высшего божества. Аристотель считал, что только орлам дано прямо смотреть на солнце. Эта птица возносит своих птенцов на него. Народы Аттики и германцы считали орла приносящей счастье птицей. В Англии и Дании в средние века казнили за убийство орла, тогда же бытовало поверье о тайной связи между орлом и ветром. Ветры изображались с головами хищных птиц.
Хищные птицы - один из основных мотивов скифо-сибирского звериного стиля (характерных изображений животных на различных изделиях). Часто встречается сцена терзания хищником жертвы - оленя, зайца, рыбы и др. Орёл, терзающий дельфина, был изображён на гербе греческого города Ольвии.
Как считают исследователи, смысл таких сцен терзания связан с идеей жертвы и миром смерти. Орла часто ваяли скульпторы. Его можно увидеть на памятнике Пржевальскому, на обелиске русским воинам под Тарутино, на Киевском вокзале в Москве, в тех местах на Кавказе, где побывал Лермонтов.
Пернатые хищники испокон веков занимали важное место в символике. Орёл всегда был олицетворением силы, зоркости, прозорливости, благородства. Сидящий орёл был на знамени у древних ацтеков, белоголовый орлан - национальная эмблема США, сокол был нарисован на щите предводителя гуннов Аттилы. У Чингисхана был герб: серый кречет с чёрным вороном в когтях. Христианство также переняло этот символ. Отал символом апостола Иоанна. Как знак победы добра над злом, было перенято изображение битвы орла со змеёй. Индейцы украшали свои уборы орлиными перьями и разбивали свои лагеря только там, где в небе парили орлы. Примета верная: где парят орлы - в том районе много дичи и рыбы.
Как гербовая птица орёл равен льву. Государства, земли и города заносили орла на герб. Так, на старинной королевской печати времён Армянского царства орёл изображён рядом с символом пылающего солнца и несёт на груди знак звезды. Образ орла перенял Наполеон I, этот знак с 1804 г. стал символом Великой Армии.
Орлы чаще других хищных птиц изображаются на гербах. Так, из 373 гербов Черниговской губернии орёл изображён на 22, он встречается чаще, чем любая другая птица. Среди "пернатых" обитателей гербов дворянства России и Польши преобладают орлы. Орёл был внесён в гербы Белгорода, Орла, Якутска, Иркутска, Москвы, Коломны, Ростова, Сокаля, Суздаля, Кингисеппа, Нерчинска, входил в состав герба князей Рюриков, государственного герба Российской империи, Сибирского ханства, Российской Федерации. Орёл и сокол чаще встречаются и на государственных гербах.
Прообразом гербовых орлов является беркут (по мнению других учёных - орёл-могильник) - наиболее сильная и величественная из этих птиц, к тому же широко распространённая на всех континентах. Его изображения были на оружии, гербах, печатях уже в глубокой древности - в Македонии, Эпире, Сирии, государстве Птолемеев в Египте, в Риме, позже - в Византии. В наше время орёл присутствует на гербах России, Германии, Австрии и многих других стран, а также великого множества провинций, кантонов, департаментов, городов. Как символ высшего достоинства и доблести орёл часто изображается на орденах. В средневековой Европе, подобно римлянам, орлов помещали на знамёнах. Интересно, что древний египетский иероглиф, обозначающий орла, в конце концов превратился в хорошо известную нам букву А. "Палочки" обозначали спину и хвост, грудь и ноги, на верхушке была голова птицы.
По мнению Е. Кагарова (1913 г.), изображение орла на гербах, знамёнах и монетах развилось из изображения коршуна, первоначального символа победы у царей Востока. Он впоследствии был вытеснен орлом. На металлических изделиях изображения орлов обычно делают позолоченными. Относительно этого в Галиции есть поверье, что орлы постоянно собирают предметы из благородных металлов, которыми затем золотят и серебрят голову и хвост. Отсюда и многочисленные рассказы о том, что в гнёздах этих птиц лежат золотые монеты. Такие поверья могли возникнуть в связи с окраской птиц. У взрослого беркута и могильника верхняя часть головы золотистого цвета. Недаром английское название беркута Golden Eagle (золотой орёл), отсюда же и греческое chrysaetos. У молодого беркута основание хвоста белое. Вот вам и серебро.
В классической мифологии содержится немало примеров того, как орлы предвещают героям победу или верховную власть, являются их кормильцами, спасают от смерти и даже жертвуют ради них своей жизнью.
Орла описывают спящим на скипетре Зевса, держащим в своих когтях молнию. Орёл - любимая птица Зевса. По преданиям орёл родился одновременно с Зевсом, кормил и охранял младенца-бога, отнёс новорожденного Зевса на Олимп, возвестив ему победу в борьбе с титанами. Орёл переносит громы Юпитера, говорили римляне. На двух орлах Александр Македонский пытался взлететь в небо. Ещё рассказывают, что он хотел взойти на небо, но орёл не пустил его туда. В Древнем Египте мифического сфинкса, ставшего символом бессмертия, рисовали в образе орла.
Культ орла универсален. Он широко распространён по всему миру, встречается у народов разных культур и рас, причём далеко удалённых друг от друга. Везде орёл так или иначе ассоциируется с солнцем, то совершенно отождествляется с ним, то представляется его хозяином и в качестве такового - творцом, верховным божеством, либо священной птицей верховного божества. Он является благодетелем и покровителем как отдельных людей, так и целых народов, птицей счастья, плодородия и т. п. Наиболее ранний этап культа орла отражён в тех мифологиях, где он выступает в качестве самостоятельного персонажа, первоначально, вероятно тотемистического происхождения. (Мифы народов мира, 1980-1982 г.г.) Орлы были священными птицами в Бактрии, Ассирии, Вавилоне, Персии, Египте, Греции, Риме, Скандинавии, немецких землях и во многих других местах.
Вот что пишет о причинах обожествления орла Л. Я Штернберг: "Огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах примитивного человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа. С другой стороны, несравненная сила полёта, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, примитивному человеку говорят о связи его с солнцем, а быть может, самое поразительное для примитивного человека - это обычная неагрессивность орла по отношению к людям, и именно это превращало в его глазах орла в благодетельное существо и покровителя человека. Наконец, в культе орла, как и в культе некоторых других перелётных птиц, играло роль совпадение прилёта его с наступлением весны и отлёта с наступлением осени, что подало повод считать его существом, вызывающим явления времён года. Эти-то все очевидные свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с солнцем и верховным божеством". (Штернберг, 1936 г.)
В древней Месопотамии орёл был символом божества войны шумерской Нинурты, в Древней Греции - Зевса, в Риме-Юпитера. В ведийском гимне орёл приносит священный напиток сому с неба для бога Индры. В библейской метафорике орёл служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности, бодрости духа, а также гордыни. Орёл - символ евангелиста Иоанна и один из четырёх "апокалиптических зверей". (Мифы народов мира, 1980-1982 г.г.) В индийских Ведах орёл - само солнце. Позже под именем Гаруды он становится колесницей бога солнца Вишну. В то же время орёл и Агни - бог огня. (Штернберг, 1936 г.)
Рампространены поверья о необычайном долгожительстве орлов. Древние евреи считали, что они линяют и поэтому сохраняют свою молодость. (Фрэзер, 1989 г.) В словаре Памво Беринды (1627 г.) приводится поверье о том, что раз в 500 лет орёл купается в священном источнике и снова становится молодым. В России "орлов камень" тёмно-красного цвета привязывали к ноге роженицы как символ вечности бытия и жизни.(Федосеенко, 1998 г.)
Есть поверье о том, что орёл создаёт ветер.Если приснились два орла - это предвещает бурю., ястреб, кобчик были символами внезапных порывов ветра, бури. Чтобы подчеркнуть высокую скорость ветра, средневековые художники изображали его с головой коршуна. Латинское название его соответствовало юго-восточному ветру. (Рахилин, 2003 г.)
Исследователь славянской мифологии П. Трошин в своей, к сожалению, неопубликованной рукописи высказывает предположение, что первоначально "небо" и огромная птица "орёл" обозначались у славян одним словом. Затем под птицей стал подразумеваться "орёл", как самая большая из всех птиц. Именно от "неба" орла стали именовать "орёл-громовик", птица бога грозы, птица громовика - Зевса, Юпитера, Перуна, Донара. Хлопанье её крыльев - гром, сверкание глаз - молния.
Появление парящего орла над войском служило предзнаменованием победы и у древних славян. Орёл - символ победы над неприятелем, но вместе с тем и один из главных элементов в птицеволхвовании. Мать называет своих сыновей сизыми орлами, а девица своего возлюбленного - сизокрылым орлом. Полёт орла - символ быстроты. Орлы - товарищи казаков, сопровождают их в походах в степях. Орёл приносит горестные вести родителям убитого казака. По другой песне, казак встречает орла и спрашивает, как дела у него дома. Орёл отвечает, что милая даже заболела от тоски по нему. А потом летит к дому казака и извещает его родных о скором прибытии героя.
Дружочек мой милый,
Орёл сизокрылый,
Соколик ясный,
Молодец прекрасный! - поётся в русской песне.
По данным Л. Ю. Гусева, по частоте упоминания в русских народных песнях и былинах орёл стоит среди птиц на 2 месте.
Орлы произошли из царей, говорили в Украине, поэтому они вырезаны на царских печатках, в них нельзя стрелять. Раньше украинский охотник прежде чем выстрелить в орла, спрашивал его три раза, нажился ли тот на свете. Если нажился, орёл посмотрит прямо на охотника, если нет, то отвернётся, и тогда стрелять в орла нельзя. В Карпатах считается, что ставить в доме чучела хищных птиц - к беде.
В украинской сказке о Покатигорошке рассказывается, как во время грозы и бури Покатигорошек влез на дуб, нашёл там гнездо орла с орлятами и накрыл их своей одеждой. Когда же прилетел орёл и хотел убить человека, птенцы заступились за него, рассказав, что он спас их от бури. Орёл в знак благодарности отнёс Покатигорошка на его родину.
Чехи верят, что не аист, а ястреб приносит в дом младенцев, и не уничтожают эту птицу. У болгар и черногорцев сон об орле — к счастью. В Болгарии верят, что если в тех местностях, где обитают орлы, их не беспокоить, никогда не пойдет град. Орёл борется с градовой тучей, отводит её от полей и спасает урожай. Поэтому, говорят болгары, убивать орла и разорять его гнездо запрещено, а нарушившему этот запрет грозит страшная кара — увечья, болезни и несчастья в семье. По мнению гагаузов, стрелять орла большой грех, так как евангелист Лука, когда ему нечем было писать, вырвал перо у орла, за что его изображают всегда с орлом. Выпавшего же из гнезда птенца пустельги забирают в бездетную семью — он поможет рождению детей. В Боснии считается, что убийство орла приводит к буре (Moszynski, 1967). В Уэльсе считается, что если украсть яйца из орлиного гнезда, не знать тебе покоя до самой смерти.
Рыбаки на Оби весьма почитали и оберегали орлана-белохвоста. Он очищал от снулой рыбы их большие резервуары, в которых пойманная добыча содержалась живой до осени (Johansen, 1957). Эвенки верят, что орёл — единственная птица, способная отогнать злых духов. Рыбаки Архангельской губернии считали большим грехом убивать в море орлов. Магическими способностями наделялись перья хищных птиц. В Архангельской губернии их маховые перья назывались «огнивом» из-за связи хищных птиц с солнцем. Считалось, что оснащенная такими перьями стрела обретала их скорость и точность нападения на добычу (Рахилин, 2003).
Остяки считают священным любое дерево, на котором орлы строят гнездо несколько лет подряд, и берегут и это дерево, и самих птиц. Орла буряты именовали Большой Птицей, Князь-Птицей, Великим Отцом Ольхона. В 1189 г. буряты подарили Чингис-хану орла в знак уважения. В Азии верили, что орёл, сокол, ястреб — прямые представители Солнца. Культ орла существовал у народов Приморья, Приамурья и Сахалина. В их календаре орлу посвящали месяц в году. Считалось, орёл способен вызывать смену ветра. Он прародитель и первопредок. Нанайцы говорят: «Орла нельзя убивать, потому что он дал дыхание, жизнь, а если убьешь случайно — то кланяйся небу». Орёл — главный помощник шамана, творец земной тверди (Таньшина, 1997). У сибирских староверов и сейчас в силе заповедь «когтистых не есть», то есть не употреблять в пищу хищных птиц.
Ирокезы почитали орла и сову. Апачи верят, что в орлах обитает божественный дух.
В сицилийских сказках к орлу обращаются: «О царь птиц! Небесами дарована тебе сила и мудрость. Ты помогаешь в нужде, творишь добро и утешаешь тех, кого настигла беда. Пусть зло исчезнет пред тобой и пусть твое величие длится вечно!» (Gubernatis, 1972).
Тотемическое почитание орлов до сих пор отмечается у народов — «сыновей Солнца»: якутов, австралийцев, североамериканских индейцев. Беркут — помощник шамана (телеуты, алтайцы); тотем рода (якуты); приносят в его честь жертвы (алтайцы). Кречет — главный тотем, амулет у эскимосов. Коршун у тунгусов и самагиров — священная птица, его хоронили как человека. Орёл — носитель счастья (ненцы), его не убивают (зыряне, ламуты, кеты, мезень), орёл дарит огонь людям (шорцы), он помощник шамана (энцы), священная птица (лопари, алтайцы, якуты), основатель человеческого рода (якуты, орочи), тотем (эвенки, алеуты). Беркут — священная птицы у навахо (Зотова, 1999) и многих других индейских племен. У финнов Калев, бог, давший имя стране Калевалы, был принесен в страну в клюве орла, да и сам он — тоже орёл.
Очень развит культ орла (могильника и беркута) у многих сибирских народов. Значение его весьма многообразно. У якутов он хозяин и повелитель солнца. Крик орла заставляет солнце подниматься из-за горизонта. Он также хозяин огня. При лечении накожных болезней (считалось, что они насылаются только хозяином огня) обряд высекания огня мог выполнять только человек, ведущий свое происхождение от этой царственной птицы. Орёл — возродитель природы, а также бог плодовитости. Весна и тепло приходят благодаря его силе. Орла молят бесплодные женщины о детях. Орёл создал мир и шаманов. Орёл — распространенный тотем у сибирских и многих других народов. Например, перуанцы считали свой народ произошедшим от орла (Ионов, 1913; Штернберг, 1936).
Орнитолог В.В. Рябцев, изучавший народные бурятские традиции и поверья об орлах, пишет:
«Коренные жители Сибири с древности особо выделяли и почитали орла, а также деревья с орлиными гнездами. В мифах енисейских остяков (кетов), телеутов, орочей и других сибирских народов говорится о том, что первый шаман был рожден от Орла или же научился у него своему искусству. Изображения орла, орлиные перья являются непременной частью наряда сибирских шаманов. Например, для украшения головного убора тувинского шамана отбирались 40 больших и 20 малых перьев. Стержень каждого пера обертывался мягкой тканью и прикреплялся к околышу головного убора.
У туруханских якутов Орёл не только считался творцом первого шамана, но также носил имя Наивысшего Существа или Творца Света. Его дети представлялись в образе духов-птиц, сидящих на ветвях Древа Мира, причем на верхушке находился двуглавый Орёл, Господин Птиц. Якуты, как, впрочем, и другие сибирские народы, связывали между собой Орла и священные деревья. Орочи почитали Орла как основателя человеческого рода, ненцы — как носителя счастья, многие сибирские народы — как дарителя огня.
Наиболее важное место образ этого пернатого хищника занимает в мифологии и мировоззрении бурят. По мнению многих этнографов, культ Орла составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с островом Ольхон на Байкале, так как чаще всего легенды соотносятся именно с этим островом. Например, в одной из легенд говорится, что Белоголовый Орёл приходится родным сыном «хозяина» острова — самого грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на мысе Бурхан. По другой легенде, «личность орла-беркута считается священной и Неприкосновенной, как потомка легендарного эжина (хозяина) Ольхона — Ута Саган и его жены Саксага Саган Хатан (...)».
У бурят орёл также не просто тотем одного из родов, но и первый шаман, сын хозяина острова Ольхон, божество озера Байкал. Считается, что шаманская наука — дар орла. Он символ небесного знания и небесного происхождения шаманов. Буряты молились этой птице, приносили ей жертвы. Мясо развешивалось на дереве, и орлы поедали его. Убивать и просто причинять вред орлу, даже ругать его, запрещалось. По представлениям бурят, орёл — это сила, которая является источником бытия всех живых существ и управляет их судьбой. Считается, что орёл может посещать как горний мир, так и подземный. Именно он наделяет сознанием вместе с жизнью, а затем отбирает во время смерти. Орел является символом высшей силы, он не воспринимается обычными органами чувств. Как считают бурятские шаманы, орла способны воспринять только видящие, то есть люди, которые обрели целостность самих себя (Никифорова, 1997).
У якутов божество Хомпоруун Хотой (горбоносый орел) — хозяин и повелитель солнца, высшее божество света, хозяин огня, творец, возродитель природы, якутский Дионис, покровитель птиц, отец орлов, прародитель якутов. Наказание, которое может наложить орёл на провинившегося якута, самое страшное. Человек тогда бесследно исчезает с лица земли, не оставив после себя потомства, и о нём скажут: «его дым исчез». Хомпоруун Хотой наказывал тех, кто убил орла или непочтительно к нему относился. Бог сводил виновника с ума или насылал кожные болезни. Человек, спасший орла от гибели, мог получить от божества «камень счастья», дающий богатство.
Айны также поклонялись орлам как богам, просили защитить народ от напастей. Священной птицей был у них и ястреб (Фрэзер, 1980). По тунгусской легенде, во время всемирного пожара спаслись лишь орёл, мальчик и девочка.
По индейской — во время всемирного потопа — лишь орёл и женщина. От них и пошли все краснокожие. Культ орла сохранился в Индии и Персии в различных обрядах. По их легендам, орёл — носитель грома — никогда не поражается молнией.
Не меньшим почётом пользовались хищные птицы у казахов и киргизов. У казахов и сейчас бытует обычай — «тамыр» — дарить ловчую птицу, получая за неё в подарок всё, что угодно. Убить орла считалось у казахов большим грехом, его прилет праздновался большим обедом. Кречеты являлись на востоке символом бесстрашия. Кстати, орёл у казахов, наравне с фламинго, и сейчас считается самой любимой птицей. У казахов и киргизов Каракус (чёрная птица, богатырь черная птица) —орёл, беркут — огромная птица, которая в благодарность за спасение своих птенцов от дракона помогает герою. Орёл, беркут у этих народов — священная птица, помощник шаманов. В Индии огонь принёс орёл. У католиков орёл — символ силы и разума.
Об орлах сложено немало красивых и поучительных легенд. У эстонцев есть такая. Один лесник очень любил охотиться. Однажды зимой он разжег костёр, к которому прилетело греться два орла. Лесник зарядил ружье серебряной пулей и выстрелил в одного из орлов. Раздался визг, глухой гром, и орёл, превратившись в прекрасного юношу, схватил охотника за шиворот: «Ты, безжалостный старик, убил мою жену! Пусть не видать теперь тебе никогда добычи!». С тех пор этот лесник всегда возвращался с охоты с пустыми руками. (Пернатые обитатели мифов и легенд)
http://mar4586.narod.ru/animals/birds/eagle.html