-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2009
Записей: 4731
Комментариев: 10614
Написано: 16779


Языческие верования древних славян. Служители языческих богов

Суббота, 10 Января 2015 г. 00:00 + в цитатник
Часть 1. Понятие язычества и история его изучения: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post348960411/page1.html#BlCom667178837
Часть 2. Первые божества: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post349086102/page1.html#BlCom667226158
Часть 3. Предания Сварогова цикла: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post349185056/
Часть 4. Боги и герои мифов древних славян: http://www.liveinternet.ru/users/3469412/
5. Служители языческих богов
волхв 5 (700x572, 195Kb)
Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается избранным людям, уважаемым за их добродетели и мудрость. Это посредники между народом и духом или божеством. Такие люди назывались волхвами, жрецами, ведунами и ведуньями.

Не только в капищах, но и при всяком освященном древе, при всяком святом источнике находились хранители, которые жили подле, в маленьких хижинах, и питались остатками жертв, приносимых божествам. Жрецы - волхвы руководили обрядами языческого богослужения, приносили жертвы от имени всего народа, составляли мудрые календари, знали "черты и резы" (древняя письменность), хранили в памяти историю племен и стародавние предания, мифы.
волхв 6 (604x465, 172Kb)
В составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны волхвы - облакопрогонители или облакопрогонники, которые должны были предсказывать - и своим магическим действием создавать необходимую людям погоду. Были волхвы - целители, лечившие людей средствами народной медицины; позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним. Существовали волхвы - хранители, которые изготовляли различные амулеты - обереги и изображения богов. Волхвы - кощунники - так назывались сказители "кощун", древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также "баянами" - от глагола "баять" - рассказывать, петь, заклинать.
баян (430x629, 137Kb)
Наделяемые многообразными способностями волхвы, кудесники (возможно, своеобразные жрецы языческих божеств, хранители тайных знаний, гадатели) были "колдунами особого ранга", влиявшими на государственный и общинный быт. В некоторых случаях как волхвы воспринимались и князья. Так, считали. что князя Всеслава Полоцкого мать "родила от волхвования" и волхва навязали ему на голову науз (волшебный узел), наделив князя сверхъестественными способностями. Образ князя-волхва, предводителя дружины, всесильного колдуна, оборотня нашел отражение в былинах. В былине о Вольге (Волхе) Всеславьевиче он - воин, богатырь, оборачивается то щукой, то волком, то птицей.
волхв 3 (427x600, 218Kb)
Волхвы, кудесники еще длительное время после принятия христианства имели влияние на народ. В XI-XII вв. на Руси вспыхивали восстания под предводительством волхвов, в том числе вызванные теми или иными стихийными бедствиями, причины которых, по убеждению народа, могли прозреть и устранить волхвы. Под 1024 г. в летописи рассказывается о появлении во время голода волхвов в Суздале "по дьяволю наущенью и беснованыо", которые избивали стариков, державших, по их словам, урожай. Князь Ярослав казнил их, говоря, что Бог за грехи наводит бедствия, "а человек не весть ничтоже".
ведьма (700x479, 169Kb)
Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" - знать), чаровницы, "потворы".

Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в святилище во всякое время. Правители народа приветствовали почтительность к жрецам. Многие жрецы за свою близость к богам получали неограниченное доверие народа и приобретали огромную власть.

Жрецы приносили богам жертвы и предсказывали будущее.
капище (700x465, 244Kb)
Место приношения жертв богам и божествам называлось капищем или требищем. Святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и здесь "жрали бесам", то есть приносили жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний круг, вероятно, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался требищем. Круглая форма святилищ определила их название хоромами (от "хоро" - круг), а в ином произношении - храмами. Позднее христианские церковники удержали это древнее слово за православными ритуальными зданиями, хотя их форма и не соответствует этимологии слова "храм".
волхв (496x700, 254Kb)
Порою славяне служили своим богам прямо в лесу или в горах, на берегах рек или моря, например, Студенец сам был святилищем, да и каждый омут, в котором мог затаиться водяной, каждая березка, где качались русалки, была капищем. Волхвы в присутствии народа совершали обряды веры на природных алтарях, которыми служили огромные камни, величавые деревья, вершины гор. Но с течением времени, желая сильнее воздействовать на людей и почтительнее служить богам, Жрецы защитили своих кумиров от дождя и снега кровлею, и такое простое здание было названо храмом. Позднее славяне стали строить высокие деревянные храмы, украшая их резьбою.
храм Свентовита весна (480x360, 143Kb)
Большинство славянских земель окружали леса, но северо - западные племена жили на берегу моря или в горах, где было много камня для строительства еще более величественных и прочных храмов. Путешественники тех времен оставили восхищенные отзывы об этих святилищах.

В святилищах возвышалась статуя бога, которому сей храм был посвящен. Следуя древнему обычаю предков, жители города отдавали в храм десятую часть своей воинской добычи и оружие побежденного врага. В святилище хранились серебряные и золотые чаши, из которых в торжественных знатные люди ели и пили, рога буйволов, оправленные золотом: они служили и чарами и трубами. Прочие драгоценности, там собранные, удивляли своим богатством. В трех других капищах, не столь украшенных и менее священных, были вокруг стен поставлены лавки, так как славяне любили собираться в храмах для обсуждения важных дел, а так же для пиров и веселья.
храм Свентовита в Арконе (700x524, 307Kb)
Славяне с уважением относились к святыням храмов и даже в неприятельских землях старались не осквернять их.

В древнейшие времена славяне убивали во имя богов животных, но у древних славян никогда не было человеческих жертвоприношений. Их позднее принесли с собой завоеватели-варяги. Особенно отличился количеством человеческих жертвоприношений (преимущественно, молодых красивых девушек) управлявший Киевом хозарский каган Владимир (ныне именуемый князь Владимир - см. выше видео "Крещение Руси - правда и ложь"), креститель Руси, отличавшийся удивительной жестокостью, развращенностью и склонностью к необузданному пьянству. Но князь Владимир установил для Церкви получение со славян церковной десятины, за что был канонизирован в ранге святого равноапостольного (т.е. равного ученикам самого Христа). В те немилосердные времена варягам (викингам) это было свойственно, ибо тогда жизнь человека (и чужая, и своя собственная) не дорого ценилась у завоевателей-варягов, военными набегами грабивших всю Европу и не щадивших никого.
волхв-врачеватель (700x565, 265Kb)
До сих пор на Руси сохранились многие языческие обряды и обычаи, которые мирно уживаются с христианством. Отсюда - двоемирие, в котором жил, да и сейчас живет славянин, отсюда и двоеверие.

Мир славянских языческих богов был величавым - и в то же время простым, естественно слитым с бытом и бытием. Может быть, именно поэтому не могли славяне, пусть и обратившись к православию, отрешиться от древних поэтических верований. Верований, которыми жили наши предки, обожествлявшие наравне с человекоподобными властителями громов, ветров и солнца - и самые малые, и самые слабые, самые невинные явления природы и натуры человеческой. Как писал в прошлом веке знаток русских пословиц и обрядов И. Н. Снегирев, славянское язычество - это обожествление стихий.
Федорова Елена
Источники:
"Мифологическая энциклопедия" И.Н.Лосева, Н.С.Капустин, О.Т. Кирсанова, В.Г.Тахтамышев
"Славянская мифология" Ф.С.Капица
"Язычество древних славян" Б.А.Рыбаков
"Славянские древности" А.Карачарова
материалы сайта http://slavyans.narod.ru/index.html
материалы сайта http://www.paganism.ru/news.htm
материалы сайта http://www.yazychestvo.ru/
http://supercook.ru/slav/slov-mif-08.html
Рубрики:  в мире интересного
история славян
Родные Боги
язычество
славянские традиции
славянский след в истории
славянская мифология
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 3 пользователям

Biryusinka   обратиться по имени Воскресенье, 08 Февраля 2015 г. 17:37 (ссылка)
Светояра, благодарю.
Очень интересно...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 09 Февраля 2015 г. 13:05ссылка
Biryusinka, пожалуйста!
Вова_Задов   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 15:28 (ссылка)
Как же так получилось, что славяне предали своих богов и так легко "перекрестились" в иную веру?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 15:39ссылка
Не совсем "перешли в другую веру", скорее, подогнали эту новую для них веру под свои исконные традиции, поэтому практически все христианские праздники имеют славянские корни. В книгах Георгия Сидорова говорится, что Сергий Радонежский, будучи волхвом и монахом одновременно, многое сделал для того, чтобы сохранить древние традиции славян - ведь только христиане на Руси называются "ПравоСлавными".
Перейти к дневнику

подогнали эту новую для них веру под свои исконные традиции

Вторник, 17 Марта 2015 г. 15:42ссылка
Слишком просто. С чего бы это так покориться новым верованиям. новому Богу, пришлыми инородцами - чужаками занесёнными?
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 15:59ссылка
Я сейчас читаю целую подборку книг, посвящённых именно этим годам нашей истории. Ещё до всеобщего крещения Руси очень многие бояре (особенно в Киеве), да и княгиня Ольга уже были христианами - для них эта вера была очень выгодна, а простые люди, крещённые насильственно, так и оставались в душе язычниками и продолжали верить в своих Родных Богов. Думаю, эта вера сохранилась и в нашей генетической памяти, поэтому сейчас всё больше и больше людей возвращаются к ней.
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:03ссылка
Может и так, но мне кажется, что славяне не к истокам и корням своим возвращаются, а всё более становятся подвержены массовому "одебиливанию". Единицы готовы думать, соображать, анализировать.
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 16:17ссылка
Согласна, есть такие, которые больше похожи на "ряженых" в славянские одежды, но совершенно не интересующиеся ни своей историей, ни своими традициями, а главное - мировоззрением, но им это быстро надоедает и они в конце-концов уходят из "славянства" и примыкают к каким-нибудь другим, "экзотическим" на данный момент течениям. Но думающих гораздо больше.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку