-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2009
Записей: 4731
Комментариев: 10614
Написано: 16779


19. Старинные русские игры на свежем воздухе - Чехарда

Вторник, 15 Июля 2014 г. 00:01 + в цитатник
чехарда 1 (400x223, 93Kb)
ЧЕХАРДА

«Само название Чекарда есть татарское, и игра эта перешла к нам от Татар...» — говорится в одной старинной книге. Значит, чехарда существует на Руси уже более пяти веков! Проживут ли столь долго многие из современных игр? Мне думается, чтобы игра жила в народе, она должна быть истинно народной. А отнюдь не одним из много-численных видов спорта, которым занимается не так уж много людей и где конечной целью являются спортивные достижения. Правда, сейчас наблюдается и обратное явление — футбол превратился из спорта, каким он является для футболистов, в упрощенную дворовую игру мальчишек. То же можно сказать и о хоккее. Но это, я считаю, только благодаря тому, что забылись наши родные русские народные игры, а играть во что-то ведь надо!
Поэтому давайте поиграем в чехарду. Чем больше интересных и разных игр будете знать, тем здоровей и веселей вам будет жить.
Говоря по-простому, чехарда — это перепрыгивание друг через друга. Кто в школе прыгал через «козла», тому не составит труда играть и в чехарду. Но тут есть некоторые особенности и даже правила. Поэтому начну по порядку.
Играть в чехарду могут только мальчики, и не моложе тринадцати лет. Девчонок ни в коем случае не допускайте. Это не девчоночья игра. Во всяком случае мы с ними в чехарду не играли.
Лучшие места для игры — ровная площадка, поросшая невысокой травой, или песчаный берег, или простая земляная дорога, по которой редко ездят. На полу или на асфальте старайтесь не прыгать, особенно когда среди вас есть новички.
Для того чтобы сыграть в чехарду, нужно не меньше двух человек: кто прыгает и через кого прыгают (этот у нас тоже назывался «козел»). Потом они поменяются местами.
Козлу очень важно правильно встать, чтобы его не зашибли и не свалили при перепрыгивании. Для этого следует выставить левую ногу на шаг вперед, согнуть ее в ко-лене и обеими руками крепко упереться в него. Причем левая рука упирается в само колено, а правая будет чуть выше. Старайтесь, чтобы левая нога от ступни до колена стояла вертикально, крепче будет упор и легче выдержать тяжесть прыгуна. Правая нога тоже согнется, а наклоненное туловище чуть развернется вправо. И голову не забудьте опустить. Теперь остается только покрепче стоять на ногах, не шевелиться и не оборачиваться назад.
Ну, а сейчас перейдем к самому главному и трудному в чехарде — к прыганью.
Для разбега отойдите от козла шагов на десять назад. Разбегайтесь небольшими и частыми шагами, постепенно убыстряя бег. Шага за два от козла оттолкнитесь одной ногой, легко подпрыгните и приземлитесь, чуть приседая, на две ноги и сразу же изо всех сил отталкивайтесь от земли обеими ногами и прыгайте вверх и вперед. На лету разведите ноги и упритесь ладонями в козла, дополнительно отталкиваясь руками. Мы это называли прыгать «разножкой». Помните, что основное в прыжке — мощный толчок ногами, а руки должны только слегка касаться козла! Как только перелетите через него, ноги сводите вместе и приземляйтесь на носки, колени врозь, сильнее сгибая ноги и держа руки впереди на случай падения. Упираться ладонями надо в самую высокую точку козла — в его плечи, ибо если упретесь в спину или ниже, то получится толчок и можете козла вообще свалить. И не замедляйте разбега перед прыжком. Некоторые с первого раза не могут перепрыгнуть и плюхаются верхом на козла, а кое-кто, бывает, и перепрыгнет, но зацепится за козла и падает вперед. Козел должен быть готов ко всяким случайностям. До сих пор помнится ощущение, как у меня замирало сердце, когда я в первый раз в жизни рискнул прыгнуть через козла. Да тут еще ребята постарше подначивают — слабо да слабо! Ну я и прыгнул. И ничего страшного не случилось, нормально прыгнул. Только весело стало!
Вот и все о технике. Теперь расскажу, как мы играли в чехарду.
чехарда 2 (508x559, 58Kb)
Специально для чехарды мы не собирались. А играли, когда охота появится или после купания, когда погреться надо. Уговорим для на- , чала одного из нас, кто покрепче да покоренастее, встать козлом и начинаем по очереди прыгать через него. Кто не сумел перепрыгнуть через козла, или его свалил, или сам упал после прыжка, безоговорочно становится на место козла, а бывший козел идет прыгать. Такое в чехарде правило.
Но более интересную игру мы затевали там, где было побольше простора — на полевой или лесной дороге или на большом лугу между огородами и Волгой. Сейчас этого луга уже нет, его затопило Рыбинское водохранилище, и там, где мы прыгали и резвились, рыбы плавают.
А играли мы так. Разойдемся и встанем чередою один за другим шагов на десять друг от друга. Затем принимаем позу «козлов». Последний разбегается и перепрыгивает всех подряд. Потом сам становится козлом шагов на десять впереди. А следующий с хвоста, как только его перескочили, выпрямляется и смотрит, когда прыгавший встанет козлом. Затем он тоже разбегается, перепрыгивает через всех и становится впереди. Так и прыгаем, пока не устанем или не допрыгаем до какого-нибудь препятствия или поворота дороги. Ведь с каждым прыгуном вся цепочка на десять шагов перемещается вперед. Поэтому места впереди должно быть никак не меньше, чем на длину цепочки, чтобы все смогли прыгнуть хотя бы по разу. Правило здесь то же: кто не сумел благополучно перепрыгнуть любого из козлов, сменяет его, а козел идет назад и начинает прыгать.
Теперь несколько практических советов.
Прежде чем принять участие в игре с несколькими козлами, научитесь сначала как следует прыгать через одиночного козла.
Желательно, чтобы ребята для игры в чехарду подбирались примерно одинаковые по возрасту, силе и, главное, по росту. В противном случае, высоким будет легко перепрыгивать через маленьких, а вот низкому через высокого — гораздо труднее. Правда, были у нас ребята и пониже других, но зато такие крепкие и ловкие, что играли наравне с другими. Но лучше, чтобы все были примерно одного роста.
чехарда 3 (518x700, 75Kb)
чехарда 4 (516x393, 45Kb)
Как я уже говорил, начинать эту игру надо там, где есть побольше места для движения всей цепочки вперед. Но если места впереди немногим больше, чем на длину цепочки, а попрыгать очень хочется, можно поступить таким образом. Как только последний перепрыгнувший заметит, что до препятствия осталось меньше десяти шагов, он кричит: «Поворачивай!» — и все козлы переворачиваются в обратную сторону. А этот самый прыгун тоже поворачивается и, естественно, оказывается последним. А раз так, он разбегается — и пошел перескакивать обратно!
А вот в прошлом веке ребята при недостатке места выходили из положения весьма остроумным способом — козлы становились в круг, и так все по кругу и скакали! Как это сделать?
Встаньте в круг на расстоянии примерно в десять шагов, повернитесь в затылок друг другу и примите позу козла. Затем любой из вас разбегается и начинает прыгать. Вот он перепрыгнул одного, другого, третьего... Тогда первый, через кого перепрыгнули, тоже разбегается и начинает скакать за ним вдогонку, потом скачет следующий и так далее. После этого в круге появится несколько пустых мест от убежавших игроков. Но вот первый прыгун перескочил последнего козла, который в начале игры стоял за ним, а сам опять встал козлом на свое прежнее место. И тут же через него перескочил и встал на место скакавший за ним. Таким образом, все игроки перепрыгивают всех и становятся на свои места.
А когда же наступает черед каждому прыгать снова? А тогда, когда сзади игрока образовалось пустое место. Но если кто-то кого-то не сумел перепрыгнуть, он все равно должен бежать и прыгать дальше, а затем встать на свое место, чтобы не нарушать общего хода игры. Но вернемся к цепочке.
Здесь перед игрой надо вставать строго в линию, чтобы прыгуну не приходилось на бегу вилять то вправо, то влево. И еще — каждый прыгун, перед тем как встать впереди козлом, должен оглянуться и убедиться, что он не уклонился в сторону. Между прочим, стоять долго козлом утомительно. Поэтому можно стоять немного расслабившись, и, только когда услышите сзади топот подбегающего прыгуна, напрягитесь и упритесь покрепче.
Когда вы все уже хорошо научитесь перепрыгивать, то можно будет козлам становиться и поближе друг к другу, шагов на семь-восемь, а то и на шесть. Но это, я вам скажу, будет труднее. Только перепрыгнул через козла, а перед тобою уже следующий... Понадобится более быстрая реакция во время прыганья.
Больше всего мне приходилось играть в чехарду летом, в деревне. Ребят моего возраста на нашем конце было не так уж много, человек семь, а козлов порой набиралось и того меньше. Поэтому долго мы в чехарду не играли, уставали — прыгать каждому часто приходилось. Из этих соображений лучше, когда игроков набирается побольше: не будет так утомительно и игра дольше сможет продолжаться.
чехарда 5 (516x398, 44Kb)
Иногда мы играли в чехарду, как в настоящую игру, — с выбыванием тех, кто не смог перепрыгнуть, а равно и того козла, который согнется или повалится под тяжестью прыгуна, помешав ему совершить прыжок. А те, кто сумел по три раза проскакать через всю цепочку без ошибок, считалось, что победили. И проигравшие должны были провезти их «на закукорках» до какого-то недалекого места и обратно. Объясню, кто, может, не знает, что это такое. «Лошадь» стоит чуть согнувшись на двух ногах, а «всадник» прицепляется сзади, держась за шею «лошади», которая руками подхватывает его ноги. Получается вроде бы верхом. Таким вот образом «всадник» и ехал да еще лихо понукал, а то и хворостиной легонько подгонял свою «лошадку». А «лошади» тоже делали вид, что им весело, бежали резво, вприскачку да еще и ржали по-лошадиному!.. Здесь у нас был такой порядок: каждый из выигравших имел право один раз на ком-нибудь по его выбору прокатиться, а каждый проигравший должен был одного прокатить. Но редко когда тех и других бывает поровну. Если проигравших было, например, в два раза меньше, то каждому из них надо было катать уже двоих. А когда выигравших было мало, то они катались от души, пока каждый из проигравших разок кого- нибудь не прокатит. Отличная мальчишечья игра — чехарда!
чехарда 6 (192x353, 12Kb)
чехарда 7 (227x355, 13Kb)
Оказывается, раньше в чехарду и взрослые играли. В книжке 1844 года издания автор так и пишет о чехарде: «Мы часто видели эту игру в полках; иногда цепь состояла из тридцати до сорока офицеров...» Кстати, и я последний раз играл в чехарду в армии во время войны. Но это было до фронта, когда нас еще обучали. На передовой, понятно, этого уже не было.
И еще я узнал, что на Руси существовало много разновидностей чехарды. О двух, в которые мы играли, я уже рассказал: просто чехарда, когда все прыгают через одного козла, и самая распространенная на Руси «длинная лоза» или «лягушки» — когда много козлов, а последний прыгает через всех. И ведь правда, здесь длинная цепочка козлов чем-то похожа на ветку лозы, а прыгуны на лягушек, бодро скачущих по дорожке. Кстати, в этой игре раньше козлы иногда клали себе на голову какой-либо предмет, например, носовой платок, и какой прыгун собьет его с головы, заменяет этого козла или вообще выбывает из игры.
А была еще и такая, очень древняя чехарда. Вот почитайте-ка:
«Игроки разделяются на две половины... Половина... становится к стене, и один из игроков упирается об стену своею головою; позади его становится другой, в таком же положении, как первый, исключая того, что он держит голову под мышкою перваго, для предохранения ее от ушибу во время игры; за ним становится третий точно так же, а потом и все остальные. Составляющие другую половину, прыгают один за другим на нагнувшихся и садятся верхом, ни за что и ни за кого не держась. Вспрыгнувший последний, ударяет три раза в ладоши и кричит: «Чекарда — ярда!» Если из вспрыгнувших никто не упадет и потом из соскочивших тоже никто не упадет, то продолжают вспрыгивать и соскакивать до тех пор, пока кто не промахнется. Тут много зависит от ловкости вскакивать и соскакивать, а потому первая половина замучивается второю. Кто промахнется из них, тогда теряется игра и первая половина начинает так же ездить на них, как вторая. Эта игра доводится иногда до крайности: от вскакиваний и соскакиваний насаживают спину и бока, от чего долго не могут разогнуть их».
Позднее подобная игра получила название «Чехарда-езда», «Длинный конь» и даже «Лавка». Между прочим, мне недавно рассказывали, что ребята в одной московской школе играли в похожую игру, называя ее «Слон». Невероятно! До чего же живуча эта древняя чехарда!
Прыжки в чехарде бывают двух видов. Тот прыжок, которым мы прыгали через козла, так и называется «козлиным». А был еще и «бараний» прыжок, более трудный, так как «бараны» при игре становятся поперек. Правда, наклоняются они пониже, но все равно прыгун должен гораздо шире разводить ноги, чтобы не ушибить барана и самому не зацепиться за него. Когда освоите хорошо козлиный прыжок, может, вам захочется и через баранов попрыгать? Техника прыжка та же, только упираться руками надо не в плечи, а в верх согнутой спины.
И еще — поза, в которую становились козлы, иногда была другой. Ногу вперед не выдвигали, а просто расставляли их на одном уровне. И упирались правой рукой в правое колено, а левой — в левое, поэтому туловище наклонялось прямо вперед. Локти не растопыривали. Конечно, так стоять легче, но, мне кажется, не так устойчиво будет при перепрыгивании.
Если задумаете играть в чехарду, советую немного потренироваться в одиночку. Сначала попробуйте постоять козлом, выберите себе удобную и устойчивую позу. Затем, отметив место воображаемого козла, попробуйте разбежаться и проделать прыжки: первый, предварительный, одной ногой, и второй — как будто прыгаете через козла. Этим вы отработаете нужный ритм разбегания и прыжков, научитесь на глаз оценивать дистанцию. При этом может показаться, что ваши прыжки недостаточно высоки и далеки, но ведь это пока без помощи рук! А потом можете тренироваться в чехарду и вдвоем, уже с перепрыгиванием.
Чехарда развивает силу в ногах и руках, ловкость, чувство равновесия и координацию движений, глазомер, смелость и уверенность в себе. Очень полезная игра!
Материал скопирован с сайта: http://dramateshka.ru/index.php/summer-camp/5741-s...ozdukhe?start=19#ixzz36lSK85is

Серия сообщений "Якуб С.К. Старинные русские игры на свежем воздухе":
Часть 1 - Якуб Станислав Константинович. Старинные русские игры на свежем воздухе
Часть 2 - 1. Старинные русские игры на свежем воздухе - Считалки
...
Часть 18 - 17. Старинные русские игры на свежем воздухе - Гуси-лебеди
Часть 19 - 18. Старинные русские игры на свежем воздухе - Палочка-выручалочка
Часть 20 - 19. Старинные русские игры на свежем воздухе - Чехарда
Часть 21 - 20. Старинные русские игры на свежем воздухе - Змейка
Часть 22 - 21. Старинные русские игры на свежем воздухе - Лапта (начало)
...
Часть 24 - Старинные русские игры на свежем воздухе - Законы чести
Часть 25 - ИГРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА
Часть 26 - СЛАВЯНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ.

Рубрики:  история славян
славянские традиции
детям
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Свет-Коляда   обратиться по имени Спасибо! Среда, 16 Июля 2014 г. 19:50 (ссылка)
Очень интересная игра. Я её поняла. :)))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку