-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светояра

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.10.2009
Записей: 4731
Комментариев: 10613
Написано: 16778


Животные и растения в славянской мифологии

Суббота, 31 Мая 2014 г. 00:02 + в цитатник
Мировое Дерево (490x700, 296Kb)
Мифология - это древнейший способ понимания мира. Древние славяне, как и большинство народов, делили весь мир на верхний, «горний», где жили боги, на средний, «дольний», в котором жили люди, и нижний, мир мертвых или преисподнюю.

Мир древние славяне представляли как «мировое древо», вершина которого упиралась в небо, а корни опускались до подземных вод. Над ветвями его были солнце или луна, в кроне обитали священные птицы - орел, соловей; по стволу бегала белка, роились пчелы, в корнях жили змеи, лягушки и бобры. Все дерево в целом могло пониматься и как человек, чаще всего женщина: на русских вышивках изображалось дерево либо женщина между двумя всадниками, оленями, птицами.
У славян, как и у всех жителей лесной полосы, исключительным почитанием был окружен медведь. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного существа, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей, что оформлялось в сознании первобытных людей в представления об их родственной связи с медведями. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях.
Как и на всякое тотемное животное (животное, которое у родовых групп служило объектом религиозного почитания), на медведя наши предки периодически устраивали ритуальную охоту, а потом - ритуальное поедание всей общиной его мяса и крови, после чего остатки трапезы захоранивались. Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса или отведав крови медведя, они обретут все свойства своего тотема, а главное, будут такими же сильными, как этот зверь.
медведь и сильный ветер (700x524, 68Kb)
О медвежьем культе у древних славян свидетельствуют многие археологические находки в славянских курганах Верхнего Поволжья и Приладожья: ритуальные захоронения медведей, амулеты из медвежьих когтей, останки медвежьих лап и их глиняные муляжи. Древний медвежий культ представлен также на городище Тушемля (VII-VIII вв.) в Смоленской области. В центре городища, за столбовой оградой стоял врытый столб, вершину которого венчал череп медведя.

Особое внимание следует обратить на культ медвежьих лап у славян. Существовало поверье, что они оберегают домашний скот от диких хищников, поэтому каждый владелец скота желал иметь такой амулет. В силу того, что настоящих медвежьих лап не хватало, стали делать их муляжи, которые, как считалось, обладают такими же магическими свойствами, как и настоящие лапы медведя. Н. М. Никольский описывает следующие крестьянские обычаи, связанные с верой в охранительные функции медведя: «Ради охраны от нечистой силы, русский крестьянин вешает в конюшню медвежью голову, окуривает дом и надворные постройки медвежьей шерстью, зазывает медвежатника и просит его обвести медведя кругом двора». Сама медвежья лапа называлась скотьим богом и вывешивалась даже еще в начале XX в. во дворах подмосковных крестьян.
медведи-родноверы (400x300, 24Kb)
Скотьим богом в мифологии славян именовался Волос (Велес). Б. А. Рыбаков полагает, что своими корнями почитание Волоса уходит в медвежий культ. На это указывает множество совпадений, которые именно в силу своего количества неслучайны. Во-первых, следы медвежьего культа в результате раскопок обнаружены у деревни с названием Волосово. Во-вторых, в центре г. Ростова Ярославской области, где было языческое капище Волоса, археологи нашли ритуальный топор с головой медведя. В-третьих, по поверьям славян, созвездие Плеяд, называвшееся в старину «Волосыни», предвещает удачную охоту на медведя. И, наконец, название медвежьей лапы «скотий бог» тоже указывает на связь культа этого животного с культом Велеса.
Велес (490x700, 146Kb)
Медведь был самым почитаемым животным у славян. Но почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, зайцы, лоси, рыси. Волк являлся тотемом многих индоевропейских племен. Сплоченность волков в стаю, распределение функций внутри стаи («законы стаи») напоминали древним людям их собственный коллектив, что и вело к представлениям о родственной связи людей с волками. На особую почитаемость волка у славян указывает тот факт, что в сказках славянских народов из всех диких зверей волк является самым частым персонажем. Кроме того, у славянских народов существуют личные мужские имена: Волк, Вук и уменьшительное Вучко (так же как у немцев общеизвестно имя Wolf).

В нашем сознании образ волка наделен по большей части отрицательными характеристиками. Не совсем так обстоит дело в русском фольклоре: волк часто помогает героям сказок, он считается пожирателем чертей (первоначально: злых духов), а встреча с волком в пути - добрая примета. У сербов считается, что волк может предсказывать урожай.

3 волка (700x562, 159Kb)
Вообще в славянской мифологии волк - существо, наделенное даром всеведения. Он и в русских народных сказках предстает если и не всеведущим, то искушенным в различных делах зверем. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могут превращаться в волков. В некоторых славянских языках оборотни называются именами, производными от глагола ведати (словен. vedomci, vedun-ci; укр. вiщуни).

желудь (577x699, 94Kb)
Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Почитались как отдельные деревья, чем-то выделявшиеся (большим дуплом, например, или пораженные ударом молнии), так и целые рощи.

Из деревьев славяне больше всего почитали дуб и березу, что можно объяснить повсеместной распространенностью этих деревьев в зоне расселения славян, а так же их хозяйственной значимостью. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. До сих пор в народе считается опасным в грозу находиться под дубом, ведь он притягивает молнии. В языческой мифологии славян дуб - дерево Перуна, бога грозы. Средневековая топонимика знает урочище Перунов дуб в Галицкой земле, а обряд поклонения дубу описан византийским императором Константином Багрянородным в трактате «Об управлении государством». Автор рассказывает о трудном и опасном переходе русских лодий через днепровские пороги. После этого перехода русы на острове Хортица приносят благодарственные жертвы. «На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг (дуба), а другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми».

Тот участок Днепра, где происходили описанные события, назывался «Перуня рень». На связь дуба с Перуном указывает и тот факт, что идолы этого бога выполнялись обычно из дуба. С принятием Русью христианства дуб как дерево Перуна «попал в немилость» Во-первых, под страхом церковного суда запрещалось «пред дубом молебни петь» (что, в принципе, относилось к молению под всяким деревом). А, во-вторых, в народном сознании произошла определенная трансформация этого образа: в силу его связи с грозой и языческим богом грозы дуб был объявлен нечистым деревом.
http://dreamsilver.2x2forum.ru/t445-topic
Рубрики:  мир природы
в мире животных
история славян
Родные Боги
славянский след в истории
родноверие
славянская мифология
Животные в славянской мифологии
Метки:  

Процитировано 15 раз
Понравилось: 6 пользователям

Таковар   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 00:03 (ссылка)
Спасибо. Интересно было прочесть. Особенно про Медведя. Я сам Мишка
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Июня 2014 г. 12:21ссылка
Таковар, рада, что сообщение показалось интересным!
Алевтина_Князева   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 03:10 (ссылка)
Благодарю. Люблю старину.
Ответить С цитатой В цитатник
koteroza   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 04:54 (ссылка)
Благодарю!
anigif (4) (364x291, 585Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Июня 2014 г. 12:25ссылка
Регина, пожалуйста!
цветочная композиция аниме (314x261, 55Kb)
G-Elenka   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 08:34 (ссылка)
Благодарю! Интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Аноним   обратиться по имени Четверг, 14 Января 2021 г. 05:30 (ссылка)
Английские исследователи паранормального нашли Валинор

Группа английских исследователей паранормального считают, что установили местоположение Валинора, описанного у Толкина. Географическое открытие стало результатом более чем трехлетнего исследования. По их мнению континент Аман представляет собой горную часть нынешних США, расположенную на Западе страны. Она включает в себя штаты Вашингтон, Орегон, Айдахо, Монтана, Вайоминг, Калифорния, Невада, Аризона, Юта и Нью-Мексико. Восточная, равнинная часть Северной Америки могла долгое время находится под водой.
По мнению многих Толкин опирался на некие реальные источники. Например, об этом писал К. Льюис. Британский исследователь кельтских мифологии Кеннет Джексон утверждал, что мифология Толкина опирается на обобщение кельтских мифов, которое в 19 веке провела группа исследователей под руководством ирландской писательницы Гермины Каванаг. Каванаг вела переписку с американским лингвистом Эдвардом Прокошом, а помимо этого и с Николаем Рерихом. Каванаг и Прокош выяснили, что сказания ирландцев и некоторых племен индейцев имеют общие мотивы. Эти же мотивы позднее можно встретить у Толкина и ряда других писателей, например, у Брукса, который написал хроники Шаннары.
Каванаг и Прокош написали совместный доклад на несколько сотен страниц, который посвящен возможному путешествию древних ариев из Европы через Атлантический океан в Северную Америку. Правда датировка этого путешествия у них разнится от 7000 до 20 000 лет назад. К материалам этого доклада по мнению исследователей и получили доступ Толкин, а позднее и Брукс.
Брукс дополняет концепцию Толкина, добавляя в нее новые детали под видом событий в будущем. У Брукса, как и у Толкина, есть сюжет о некоем дереве эльфов — Элькрис, и трех камнях типа Сильмарилей Толкина — эльфинитах. Элькрис имеет вполне конкретную локализацию, а именно Вилламеттский национальный лес в штате Орегон (Willamette national forest). У индейцев-клакамакцев, издревле проживающих здесь, есть целый ряд легенд, в которых можно найти много общего с сюжетами Толкина и Брукса.
По легендам клакамакцев до их прихода в эти земли на континенте обитали некие «белокожие боги». Часть из них уплыла на Восток, то есть видимо в Европу, а часть пошла на Север. Это по мнению исследователей аналог исхода нолдоров из Валинора. Позднее произошла некая катастрофа, и оставшиеся боги ушли в некий параллельный мир, в который можно попасть и сегодня, зная места перехода. Легенды говорят так же о том, что Восточная часть нынешних США была затоплена, а в долине реки Уилламетт росли деревья, который светились.
На этом совпадения не заканчиваются. Легенды клакамакцев говорят, что белые боги особо почитали гору, которая расположена на Востоке от места их обитания. Прокош выяснил название местоположение этой горы — это гора Гранд-Тетон в штате Вайоминг. По исследованиям 70-х годов это гора могла достигать 8000 метров и была сопоставима с Эверестом, однако, со временем горный массив просел, а частично был разрушен в результате сильнейших землетрясений. Это аналогия с горой Таникветиль у Толкина. Белые боги имели камни, которые, светились в темноте и давали их обладателю понимание мира — сильмарилли — эльфиниты.
В кельтских мифах упоминается, что богиня Мориган летала за моря на Запад и посещала некую гору, где занималась медитативными практиками. У кельтов, не смотря на отдаленность этого места от Европы, дано удивительно подробное описание этой местности. Это горный массив, который простирается с Севера на Юг. Помимо этого там имеется некое священное озеро, которое, используя современную метрику, имеет длину около 25 километров. Рядом с Гран-Тетоном действительно имеется озеро с такой длиной. В нескольких исландских сагах рассказывается о контактах с альвами. Альвы также рассказывают о священной горе за морями. Рядом с этой горой также находится вытянутое озеро. При этом сказано, что оно располагается к востоку от горы. Это также совпадает в действительностью.
Легенды индейского племени Пайюта также содержат отголоски прошлого, но имеют ряд отличий от вышеприведенной версии. По их легендам раньше на Земле росли большие деревья, которые так же излучали свет. Гора — Дерево в штате Вайоминг, которая также известна как башня Дьявола, и расположена у индейцев как раз получило свое название именно поэтому. Легенды говорят, что на месте Горы-Дерева росло четыре таких дерева. Строение этой горы напоминает клеточную структуру дерева. По некоторым данным геологами на холме рядом с этой горой были найдены останки еще трех таких же гор. Высота этих деревьев в Вайоминге могла из соотношения пень - ствол достигать 4-6 километров в высоту. Такая же, но еще большая сотовая структура была найдена в 80-е годы на новой Земле. Здесь высота такого дерева могла достигать 7 километров. Это можно соотнести со светильниками Иллуин и Ормал, которые описаны у Толкина. По финским легендам бог Укко просидел на высоком северном дереве около месяца, и в результате этого получил всезнание, которое есть самосознание. На зарисовках 18 века оно обозначается свернувшейся змеей, которая смотр сама на себя. Скандинавский бог Один также по одной из версий провел некоторое время в медитации на дереве Иггдрасиль. Над горами наблюдаются разнообразные свечения.
Несколькими годами ранее исследователи из Польши проведи похожее исследование и выяснили, что установили, что география Толкина может иметь реальные прототипы: Тол-Эрессеа — Исландию, Белерианд — Доггерленд, Мордор — Румыния, озеро Куи — озеро Светлояр в России.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку