Праздник «Святки» |
В древнейшей Традиции Руси самые важные точки года: зимнее и летнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия объединялись в символический «Крест Года». Это подтверждает «Велесова книга», в которой говорится о 4-х главных годовых праздниках: Коляде, Яро, Красной горке и Овсени.
«Белый Свет» Род Отец Вечный Дух Жизни ...
В языке древнеарийской культуры санскрите понятие «Родас» объединяет собой всю Вселенную - Небо и Землю.
Символом Рода или «Белого Света» в русской народной традиции было колесо с шестью спицами или же шестилепестковая розетка. Академик Б.А.Рыбаков отмечал, что «если солнце в народной традиции может обозначаться разными знаками (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), то «белый свет» (Род) всегда обозначался только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами».
Отметим также, что колесо шестью спицами и шестилепестковая розетка были символами римского Юпитера. Переход этого знака в христианстве в монограмму Иисуса Христа, как считал Б.А.Рыбаков, «надежно подтверждает древнее, исконное значение шестилучевого знака как символа Света во всей многогранности этого понятия». Отметим, что Рода связывают именно с зимним солнцеворотом. В поучении ХII века («Слово»), хранившиеся в Кирилло-Белозерском монастыре, Род или Свет Слово Велес он же Перун ассоциируется с Этрусским Тотом, Египетским Осирисом, Греческим Гермесом, Аполлоном, Римским Юпитером, Скандинавским Тором, Одином, Хорсом, Христом, Аллахом, Ваалом, Саваофом и так далее ... В поучении ХII-XIII вв. «Слове о твари и днии рекомом неделе» говорится, что русские поклоняются в первый день семидневной недели «воскресенье» не солнцу (вещь Бо слнце свету), а «Белому Свету», т.е. Свету Вселенскому. Как писал Б.А. Рыбаков: «Вот этот-то Свет, не имеющий видимого источника, «неосязаемый и неисповедимый как эманация божества, творящего мир, и был предметом поклонения средневековых язычников, а следовательно и объектом обличений церковников». В средневековых поучениях и календарных упоминаниях Бога Рода связывают именно с зимним солнцеворотом и праздником Рождества Христова. В Древнем Риме на вторую декаду декабря приходилось начало Сатурналий – аналога русских Зимних Святок. Отметим и то немаловажное обстоятельство, что, согласно мифам, древнегреческий Аполлон также прилетал в Гиперборею - на родину своей матери Лето в декабре, то есть к началу Зимних Святок. И не менее интересно, что изначальное возвращение Осириса после сорокадневной невидимости для людей происходило тоже в декабре.
Как мы уже отмечали, зимние Святки начинаются с Николина дня - 19 декабря, то есть дня «Николы Зимнего» - самого почитаемого Деда на Руси ). Общеизвестно, что Никола занимает совершенно исключительное место в русском религиозном сознании. Это особое положение Николы постоянно отмечалось иностранцами, приезжавшими в нашу страну в ХVI – ХVIII веках. Они подчеркивали, что русские воздают Николе «поклонение, приличествующее самому Богу». Именно с Николы Зимнего (19 декабря) девушки начинали исполнять традиционные «святовские песни». Пение их в рождественские и Новогодние вечера сопровождались ритуальными плясками, т.е. начинались Зимние ЯгРЫ. Пение этих песен вне Святок считалось в народе большим грехом.
Никола - один из немногих святых (кроме Святого Ильи Пророка, Святой Параскевы Пятницы), который изображается в русской иконописной традиции на красном фоне. И это естественно. Ведь Илья (Илия) буквально значит «Свет Божественный» или «Свет Божества», а Параскева Пятница сменила древних: Богиню–Мать, Рожаницу–Пряху, Зарю. Красный цвет – первый в ряду проявления. Отсюда и «Красное Солнце», и такое подчеркнутое насыщение именно красным цветом всей праздничной и обрядовой одежды, и богатейший красный орнамент традиционной русской народной вышивки и ткачества, как символ проявления космического закона из белого непроявленного полотна. Во время Зимних Святок на Земле из бескрайнего белого снежного пространства рождается алая Заря – мать Солнца, а затем и само «Красное Солнце» – Коло – первое проявление Непреложного Закона или Творца – НиКолы.
С.В. Жарникова, доктор исторических наук, искусствовед, этнолог
Рубрики: | славянские праздники история славян славянские традиции славянские корни праздников |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |