Екатерина_Гниденко обратиться по имени
Пятница, 14 Марта 2014 г. 11:34 (ссылка)
Родственно лит. inуti, ina «знать», латышск. zint zinu, др.-прусск. ersinnat «узнать», др.-инд. jnti «знает», страд. jсyбt, др.-перс. adn «он узнал», д.-в.-н. irknвan «узнавать» (из *knjan), греч. «узнаю» (аор. : ст.-слав. аор. позна), лат. nsc, алб. njoh «знаю, узнаю», готск. kann «знаю», тохарск. knan «знать». Вероятно, восходит к индоевроп. *en- «знать», тождественно *en- «рождать(ся)» и происходит из этого последнего. Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями Трубачева
И вот здесь открывается оттенок "знания, возможности и "урожденности" аристократии.
с глаголом "ведать" интереснее:
др.-русск., ст.-слав. вдти, русск. ведать, укр. відати, словенск. vйdeti, чешск. vdt, словацк. vedie, польск. wiedzie, в.-луж. wjede, н.-луж. wjee «знать». Отсюда наст. вр. ст.-слав. вмь, вси, встъ / в и т. д., чешск. vнm, vн и т. д., далее, др.-русск., ст.-слав. вд «я знаю». Чередование гласных представлено в видеть. Древний перф. ст.-слав. вд с индоевр. окончанием ср. з. -ai, как в лат. vd, соответствует греч. «я знаю», др.-инд. vda — то же, авест. vada, готск. wait «я знаю», арм. gitem — то же. Ср., далее, вдти с др.-прусск. waidimai «мы знаем», лит. vйidmi «я вижу». Другая ступень гласного представлена в др.-в.-нем. wian «знать», готск. witan, др.-инд. vid «знание», vidvn «знающий», авест. viv, греч. . Использованы данные словаря М. Фасмера;
Интересно также, что скандинавский Один путем консонантизации приобретает звук "w" в начале слова и превращается в Вотана или Вёдана - фактически "ведуна", которым и предстает. Он шаман- воин, приобретший свои знания в другом мире, а не эмпирически, но здесь вообще можно говорить долго и еще свалится в ритуал "дикой охоты", которой он "заведует" оставшийся в обрядах "хеллоуина" - сауна и святок)
Глагол "ведать" в русском языке остался только в корне слова "ведомство" и фактически нес значение "управлять, заведывать, распоряжаться чем-либо; наблюдать за чем-либо ". этим собственно и занимаются ведуны-колдуны-ведьмаки и ведьмы: они могут распоряжаться как человеческими жизнями, так и чужим имуществом. Совесть у них как моральное качество скорее отрицается в быличках. Да, их приглашали на свадьбы, но не из-за уважения, а из страха, ибо если его не уважить, свадебный поезд превратится в стаю волков, а то и умрет кто-нибудь, например невеста или жених, или оба. Так что власть у него есть, но то, что он обладает знанием не-эмпирическим и обычно "узко-специальным", как у знахаря (он воспринимается как ремесленник, и орудия ремесла защищают от нечистой силы), а "увиденным" (польск,бел,укр) или "услышанным" (значение санскр. слова "веды") неведомо где, от "нечистой силы", которая ему служит, но после смерти разорвет его душу на части, придает образу "ведуна" некий негативный оттенок, и в фолклоре ставит его в оппозицию знахарю, как демона в оппозицию ангела.
Так что ведовство всегда будет связано с властью и владением, а знание с обладанием просто какой-то узкой информацией.
Последние выводы я зделала чисто для себя после прочтения Левкиевской.