-Рубрики

 -Цитатник

Самый вкусный пирог с мандаринами. Новогодний рецепт за 15 минут: всего 4 ингредиента - (0)

Один из главных амбассадоров новогодних праздников — это мандарин. Этот фрукт плотно а...

Как солить сало с сахаром - (0)

  Мои родители в прошлом деревенские жители. Они привыкли работать с землей и до сих пор с н...

В нежности девяностых Юлия Гиацинтова - (0)

В нежности девяностых   Юлия Гиацинтова * * * В нежности девяностых Столько ...

Огурцы на зиму соленые с мукой - (0)

Огурцы на зиму соленые с мукой   Танцы от плиты и до компа !!  Бойтесь Дана...

Отвар Рудольфа Бройса поможет избавиться от шума в ушах и головной боли - (0)

Один из рецептов, разработанный австралийцем-натуропатом, который может помочь избавиться от...

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Смолька

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.07.2009
Записей: 13684
Комментариев: 30148
Написано: 72279


30 марта Родительская суббота

Четверг, 28 Марта 2013 г. 14:14 + в цитатник

Православный календарь

Родительская суббота в 2013 году будeт проходить 30 марта, 6, 13 апреля
В этот день: поминают успоших
 
Родительские субботы во время Великого поста - это дни особого поминовения успоших. Во время великого поста нельзя совершать поминовения, панихиды, сорокоусты. Но что бы покойные не лишились молитвы - определили эти субботние дни.

Посетить храм. Нужно учесть, что церковь не совершает панихиды после вечерни, а рядовой заупокойный канон относит на повечерие. На церковной службе вместе со всеми нужно у Господа прощения и вечного упокоения для умерших родных.

Если вы не смогли посетить храм, то молитесь за усопших дома. Молитва – это единственное доступное нам проявление любви, жалости, благодарности к усопшему человеку. Слово, замолвленное за умершего перед Богом, – великая благодать и спасение для его души. Поэтому, если вы действительно любите почивших, не скупитесь на молитвы – преумножайте их.

Будьте осознанны в молитве. Не превращайте родительские субботы в формальность. Иначе души умерших будут продолжать томиться, а подвиг поста и самая жизнь потеряют для вас высший смысл. Помните, что поминальные молитвы нужны не только умершим, но и нам самим. Молитвы в родительские субботы помогают утолить чувства жалости, любви, благодарности или вины, обиды, испытываемые к умершим.

В нашем народе, как известно, обычно называют покойников, своих и чужих, старых и малых, — родителями. Так, например, когда принесут в храм тело усопшего, народ наш обычно выражается при этом так: “в церкви родителей”, хотя речь могла идти и о младенце или об отроке умершем.

А выражение “идти на родителей” значит — идти на могилы умерших, родных и даже чужих. Наименование покойников “родителями”, то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли, возбуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда — дни, или собственно субботы, в которые совершается вселенское, или всецерковное, поминовение умерших, получили название “родительских суббот”. В субботы, а не в другие дни, полагается моление об умерших потому, что во все седмицы года поминовение усопших бывает преимущественно по субботам. День субботы, как день покоя, по самому своему значению, есть наиболее приемлемый для моления о упокоении умерших со святыми.

Как подать записку

1. Подавая записку в Храм, будем помнить, что нам необходимо и самим молиться о наших ближних.

2. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

3. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.

4. Имена должны быть написаны разборчиво (лучше печатными буквами), в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

5. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами». То же относится и к запискам «об упокоении» - например, патриарха Алексия, митрополита Антония, протоиерея Леонида, Илии и т.д. Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит».

6. Все имена должны быть в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Если имя человека не содержится в церковных святцах, в записке следует указывать то имя, с которым он был крещен в Православной Церкви. В случае, если человек был крещен не в Православной Церкви (например, в Армянской Апостольской церкви), необходимо обратиться за советом к священнику.

7. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

8. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, до 14 лет – как отрок.

9. В записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «блаженного», «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего». В записках «Об упокоении» усопший в течение 40 дней после смерти именуется «новопреставленный». Допускается в записках «Об упокоении» перед именем писать «убиенный», «воин».

10. Не следует в записку об упокоении вносить имена канонизированных, то есть прославленных Церковью святых.

11. Все записки, поданные в Церковь, прочитываются служителями Храма, при этом часть имен произносится ими вполголоса. Записки подаются на следующие Богослужения: Литургию (Обедню), Молебен, Панихиду, а также Сорокоуст, Годовое или Полугодовое поминовение. На Литургию можно подать следующие записки (только о членах Православной Церкви):- на проскомидию - первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из просфор (особые хлебцы) вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых;- на обедню - так в народе называют Литургию. Обычно такие записки после поминовения на проскомидии священнослужители прочитывают на Литургии перед Святым Престолом.

Молебен - церковное богослужение, заключающее благодарственное или просительное моление, обращенное к Богу, Богородице или Святым. На молебен подаются записки о здравии. Панихида - заупокойное богослужение, на котором совершается поминовение умерших православных христиан. На панихиду подаются записки об упокоении. Сорокоуст - молитва, на которой совершается поминовение православных христиан в течение сорока дней. На сорокоуст подают записки как о здравии, так и об упокоении.

12. Случайное внесение имени живого человека в записку об упокоении никоим образом этому человеку не вредит. Ведь молитвы приемлет Всевидящий Бог.


О поминовении самоубийц и некрещенных

Посмертную участь самоубийц Церковь предоставляет Суду Божию. Поэтому за лишивших себя жизни можно молиться только частным образом, а не общецерковно (нельзя совершать отпевание и подавать записки на Литургию или панихиду).

Если самоубийство совершил человек, имевший доказанное умственное расстройство, в этом случае необходимо подать прошение на имя архиерея о разрешении общецерковного поминовения.

Преподобный Лев Оптинский, не допуская церковной молитвы за скончавшихся вне Церкви (самоубийц, некрещеных, еретиков), завещал молиться за них келейно так: «Взыщи, Господи, погибшую душу (имя): аще возможно есть, помилуй. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».

Точно также о некрещеных живых молиться нужно лишь частным образом, прося Господа привести их к вере и спасению.

Нет препятствия ставить свечи в храме с молитвой о некрещеных людях.

Вселенских родительских суббот пять: мясопустная, троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й недель (седмиц) Великого поста.

Мясопустная родительская вселенская суббота

Заупокойная служба в субботу мясопустную озаглавлена так: “Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших”.

Сделаем небольшую выписку из синаксаря (Синаксарь (от греческого слова “синаксис” – собрание, соединение) значит – чтение, выбраное из писаний святых отцов и церковных преданий. В синаксарях, которые положено читать на утрени по 6-й песни канона, или содержится объяснение празднуемого события (синаксари на все праздники) или значение и причина того или другого учреждения (установления) Церкви (поминовения умерших и т.д.) или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание [синаксари в недели (седмицы) мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной недели (седмицы) и другие]. В настоящее время синаксари, как таковые, за службами не читаются. (Однако в некоторых монастырях и храмах имеет место практика чтения житий святых или описаний празднуемых событий. Великим постом, на утрени четверга 5-й седмицы, читается житие преподобной Марии Египетской. – Ред.) на этот день:

“Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, – когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, – не лишился молитв Церкви”.

Итак, установление вселенской родительской субботы перед неделей (седмицей) мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Основанием для установления этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы сырной (масленицы) Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова, и потому накануне этого дня, как бы в день, предшествующий Страшному суду Христову, и притом приближаясь к духовным подвигам Святой Четыредесятницы, когда нам следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, предстательствует обо всех от Адама до днесь (до нынешних дней) усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, яже (кого) вода покры, брань пожат (война истребила), трус объят (землетрясение поглотило), убийцы убиша, огнь попали, бывшие (в) снедь зверям, птицам и гадам, погибшие от молнии и измершие (умершие) мразом (на морозе); яже уби меч, конь совосхити (унёс, похитил), яже удави плинфа (придавила плита, камень) или персть посыпа (землей засыпало), яже убиша чаровная напоения (напитки), отравы, костная удавления, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

В заупокойной ектений в субботу мясопустную взывается (возглашается): “Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан”. При этом поименно воспоминаются по особой книжке (“Реестр, како по всех Высочайших персонах поминовение чинить на вселенских панихидах”) (В настоящее время эта практика не соблюдается. – Ред.) усопшие православные благочестивые Императоры, Цари, Великие князья и благочестивые Императрицы, Царицы, Княгини. В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним - свеча, а иногда и кутия. (Кутия, иначе коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом востать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36 – 38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.) В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на “Господи, воззвах”:

“Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном”.

“Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства”.

“Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства”.

“Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся”.

Тропарь. “Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего”.

(Стихиры и тропарь даны автором на русском языке. – Ред.)

Из канона, певаемого в субботу мясопустную:

“Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиве, в части учини праведных” (песнь 1, тропарь 4).

“Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой” (песнь 4, тропарь 4).

“Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения, и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки” (песнь 8, тропарь 4).

“Умершия Божиим прещением (здесь наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой” (песнь 9, тропарь 3).

Рубрики:  Религия,праздники,иконы,
религия,праздники,иконы,православие.


Процитировано 14 раз
Понравилось: 7 пользователям

АннА-Ф   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 07:57 (ссылка)
Благодарю Вас!
Ответить С цитатой В цитатник
Смолька   обратиться по имени Пятница, 29 Марта 2013 г. 12:07 (ссылка)

Ответ на комментарий АннА-Ф

АннА-Ф, Спаси Господи!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку