Лучший российский ас 1-й мировой войны |
Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Ретрофан
Казаков Александр Александрович
17 личных + 15 групповых побед
Имя лучшего российского летчика-истребителя 1-й мировой войны в нашей стране было около 70 лет под негласным запретом; даже большинство знатоков истории авиации не имели представления, кто он такой. А между тем, Александр Казаков был не только самым результативным асом России; он стал вторым человеком в истории, совершившим воздушный таран, и первым летчиком, кто остался после тарана жив...
Александр Александрович Козаков родился в 1888 году. В 1899-1906 годах учился в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, затем в Елисаветградском кавалерийском училище. В 1908 г. Казаков был произведен в корнеты 12 уланского Белгородского полка. Сразу после производства Александр увлекся молодой тогда авиацией и поступил в Офицерскую воздухоплавательную школу, которую закончил в 1914 году.
В боевых действиях Казаков участвовал с декабря 1914 года. Занимался воздушной разведкой и бомбардировкой вражеских позиций, но горел желанием уничтожать самолеты противника, которые своими разведполетами приносили много бед русской армии. Однако авиационного оружия тогда не существовало, а таранный удар по вражеской машине, проведенный капитаном Нестеровым 26 августа 1914 года, привел к гибели и самого героя. Понимая, что таран - оружие крайнего отчаяния, Казаков занялся разработкой средств, которыми можно было бы уничтожить вражеский самолет без повреждения своего. Он прицепил к своему аэроплану на тросе якорь-"кошку" с прогулочного катера, к которой привязал толовую шашку. Александр рассчитывал сверху зацепить "кошкой" самолет неприятеля и взорвать динамит. Однако конструкция не сработала: 22 марта 1915 года над линией фронта у села Гузов Казаков атаковал германский разведывательный "Альбатрос", однако трос "кошки" на снижении зацепился за хвост "Морана" Александра, и не опустился вниз. Тем не менее, поклявшийся сбить врага Казаков не отступил. На снижении он протаранил германца, ударив его колесами "Морана" по верхнему крылу. От удара крыло сложилось, и вражеский самолет рухнул вниз. При ударе пострадал и аэроплан Казакова: у него оторвало часть лопасти винта и сломалось шасси. Казакову нужно было срочно сажать трясущуюся от повреждений машину, пока она от сотрясений не развалилась на части. Но на беду на маневрировании при выходе в атаку Казаков потерял ориентировку, и не знал, где германские войска, а где свои. Когда летчик снизился до бреющего полета, с одной из сторон начался ожесточенный винтовочный обстрел. Сообразив, что там враги, Казаков развернул машину в сторону российских войск и совершил аварийную посадку. Из-за сломанных колес "Моран" Казакова скапотировал и перевернулся, однако герою повезло: он остался жив, отделавшись только легкими травмами.
Этот бой принес летчику-кавалеристу Золотое Георгиевское оружие и всероссийскую известность. В сентябре 1915 года Казаков был назначен командиром 19-го корпусного авиаотряда. В поисках более совершенного оружия для поражения воздушного врага Казаков установил на свой новый Ньюпор-9 пулемет Максим; правда, из-за отсутствия синхронизатора оружие пришлось задрать вверх под углом 24 градуса (чтобы не отстрелить себе лопасть винта). В бою Казаков стремился зайти противнику под хвост снизу и распороть его пулеметными очередями.
К лету 1916 года Александр уничтожил 5 вражеских самолетов и по меркам, введеным французами, стал асом - "тузом", бьющим "любую карту". Вскоре он получил более совершенную машину - Ньюпор-11 с пулеметом, направленным вперед, а в 1917 году Александр пересел на лучший союзнический истребитель - СПАД-7; на этих аэропланах Казаков нанес врагу наибольший урон изо всех русских пилотов. Всего за время I мировой войны Казаков сбил 17 самолетов противника лично и еще 15 - в группе.
Некоторые любители истории авиации считают, что по сравнению с послужным списком немецких асов эта цифра кажется не такой уж и большой. Однако это не так. Специфика Восточного фронта, где аэропланов водилось немного, и не подразумевала большого количества побед (для сравнения, лучший германский ас Восточного фронта Леопольд Анслингер одержал всего 10 побед). Кроме того, ведущие асы Западного фронта "набили" свои огромные счета уже в 1918 году, когда там начались ожесточенные массовые воздушные бои, а Россия к тому времени вышла из войны.
Послевоенная судьба Козакова сложилась трагически. Потомственный дворянин, он не принял революции, уехал в захваченный англичанами Мурманск и возглавил там 1-й Славянско-Британский авиаотряд. Командовал им так же блестяще, как и 1-й БАГ, участвовал в боях, был ранен. Вот эту борьбу против большевиков и не могли простить герою в Советском Союзе, именно поэтому десятилетиями замалчивалось имя лучшего российского аса.
В 1919 г. английские войска начали эвакуацию из Мурманска. Англичане предложили Казакову служить в Англии - официально он уже год числился майором Королевских воздушных сил.
Не желая покидать Родину и служить чужой стране, Козаков вечером 21 июля 1919 г поднял свой "Сопвич-Кэмел" в воздух, долго летал на нем на высоте 10-15 м над землей, потом свечой взмыл вверх, как будто для "мертвой петли", завис в верхней точке и рухнул вниз...
Ньюпор-9 Александра Казакова с пулеметом, установленным под углом. Осень-зима 1915 г.
Ньюпор-11 Александра Казакова. Лето 1916 г.
СПАД-7 Александра Казакова. Осень-зима 1916-1917 гг.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |