Уильям Моррис (William Morris) |
В продолжение постов
Художественное течение "Движение искусств и ремесел" (The Arts & Crafts Movement)
и
International Arts and Crafts: William Morris to Frank Lloyd Wright
Уильям Моррис родился в 1834 г. Его семья, имевшая уэльское происхождение, не только обеспечила богатое викторианское окружение, в котором Уильям развивался и рос, но и поддерживала многие его художественные предприятия на протяжении всей его жизни. Идиллическое детство Морриса в Вудфорд Холле оказало огромное влияние на его жизнь. Дом располагался в наиболее живописном и зеленом пригороде Лондона, и в детстве Уильям провел много часов, созерцая окрестные красоты. Он унаследовал восхищение своего отца перед Средневековьем, которым они наслаждались, посещая церкви в Эссексе, Кентерберийский кафедральный собор. Визиты в охотничий замок королевы Елизаветы I в Чингфорд Хатч пробудили в молодом Уильяме интерес к традиционному английскому убранству интерьера.
|
Текстильный дизайн Уильяма Морриса (William Morris) |
|
Уильям Моррис: поиск гармонии оформления книги |
«Чтобы оформление печатной книги оказалось бы предельно гармоничным» — такую задачу поставил перед собой художник, о котором мы хотим рассказать читателям. Дела его во многом определили пути развития искусства книги. Его мысли, его высказывания о том, какой должна быть книга, актуальны и сегодня. Но обо всем по порядку...
«Прожорливые механические станки в наши дни… вытеснили из памяти тот механизм, которому, несмотря на его несовершенства, мы обязаны прекрасными изданиями Эльзевиров, Плантенов, Альдов и Дидо…» В этих словах Оноре де Бальзака чувствуется тоска по прежним временам. Названные им великие типографы XVI-XVIII столетий на ручных печатных станках делали книги, оставшиеся на все времена непревзойденными образцами полиграфического искусства.
С механизацией основных производственных процессов из типографий словно ушла душа, исчезло вдохновение, присущее ручному труду. В погоне за немедленной и устойчивой прибылью издатели и полиграфисты, для которых XIX столетие стало временем сказочного обогащения, позабыли о законах построения книжного организма, выработанных и проверенных на практике в течение четырех столетий. А когда новые хозяева жизни, которых очень точно прозвали нуворишами (от фр . nouveau riche, что в буквальном переводе означает «новый богач»), захотели украсить интерьеры своих роскошных особняков книжными полками, им на потребу стали издавать книги в тяжелых переплетах, обильно и безвкусно декорированных золотым тиснением. В оформлении таких книг нередко участвовали хорошие художники, но их работы механически вставляли в книжный блок, иллюстрации не гармонировали со шрифтом, с размерами и пропорциями наборной полосы, да и между собой тоже. А «для народа» издавали аляповатые лубочные издания, также не отличавшиеся вкусом.
Уильям Моррис. Избранные сочинения и рисунки. Лондон, 1977. В качестве фона для обложки использованы обои, изготовленные по рисунку Морриса
Всеобщее наступление машинной и фотомеханической техники казалось несовместимым с искусством. В начале XIX столетия наивные борцы с машинным засильем ломали всякие механические устройства, которые казались им дьявольским порождением и источником всех бед. Рассказывали, что первым это начал делать английский подмастерье Лудд, почему его последователей и прозвали луддитами.
В середине XIX века по стопам луддитов пошла группа английских художников из «Братства прерафа-элитов», объявившая войну серости и бездуховности современного искусства, которое, как они считали, испытало негативное воздействие всеобщей механизации. Безудержное наступление техники, полагали они, несовместимо с подлинным искусством.
|
Уильям Моррис: поиск гармонии оформления книги (продолжение) |
Первым изданием «Келмскотт Пресс» стал роман Уильяма Морриса «История сверкающей долины» (‘‘Story of the Glittering Plain''), увидевший свет в мае 1891 года. Книга была набрана нарисованным Моррисом шрифтом, основой которого послужила антиква венецианского типографа XV столетия Никола Жансона. «Предметом моих поисков, — рассказывал Моррис, — были литеры ясной формы, строгие и цельные, без ненужных украшений, без контраста между утолщенными и тонкими штрихами (главный недостаток современных шрифтов, из-за которого они оказываются трудночитаемыми) и, наконец, не слишком убористые».
Взятая за образец гарнитура Никола Жансона была сфотографирована, и сильно увеличенные отпечатки послужили образцом для дальнейшей работы над рисунками отдельных литер. Пуансоны гравировал Эдвард П.Принс, выказавший при этом как большое искусство, так и глубокое проникновение в суть замысла Морриса, превосходно воплотив его эскизы. Шрифт назвали «золотым». Изящные его формы восхищали специалистов, да и читался он превосходно.
«Не следует чрезмерно увеличивать интервал между строками, — требовал Моррис от своих наборщиков. — Весьма распространенный в наши дни способ набора на шпоны должен применяться как можно реже — лишь в случае крайней необходимости, например для выделения определенной части текста».
А вот что думал Моррис о конструкции наборной полосы: «Во всех случаях внутреннее поле страницы должно быть самым узким, верхнее — несколько шире, внешнее еще шире, а нижнее — самым широким. В средневековых книгах — как рукописных, так и печатных — никогда не допускалось отклонений от этого правила. Современные же печатники постоянно пренебрегают им, исходя, по-видимому, из убеждения, будто ощущение цельности книги создает страница, а не весь разворот».
Издательская марка «Келмскотт Пресс» из «Истории сверкающей долины»
«Мой друг, библиотекарь одной из самых наших знаменитых частных библиотек, — рассказывает Моррис, — сообщил мне, что в результате кропотливых изысканий он пришел к следующему выводу: согласно упомянутому средневековому правилу ширина полей страницы увеличивается в указанном выше порядке — от внутреннего к нижнему — на двадцать процентов». Здесь можно вспомнить о «золотом сечении» — термине, введенном еще Леонардо да Винчи.
Первоначально предполагалось отпечатать всего 20 экземпляров 192-страничной «Истории сверкающей долины», предназначавшихся самым близким друзьям и знакомым, но о книге заговорили задолго до ее выхода в свет, и библиофилы со всей Англии начали писать Моррису, прося его зарезервировать для них экземпляры. Тираж увеличили, в результате было напечатано 200 экземпляров книги на бумаге и шесть — на пергамене; 180 экземпляров «Истории сверкающей долины» было пущено в свободную продажу, причем книга продавалась по себестоимости. В дальнейшем Моррис также не стремился к тому, чтобы получать какую-то прибыль от издаваемых им книг.
|
Фоны для дневников в стиле Уильяма Морриса (William Morris) |
Метки: модерн фоны дневник блог уильм моррис |
Иллюстрации Эжена Грассе (Eugene Grasset) для календаря в стиле модерн |
Раньше мы с вами любовались на Цветочные орнаменты в стиле модерн Эжена Грассе (Eugene Grasset).
Eugène Samuel Grasset (25 мая 1845 – 23 октября 1917) – швейцарский художник и декоратор, один из первых мастеров, воплотивших дух Belle Époque и стиль ар нуво. Работал в Париже.
Календарь "La belle jardiniere" 1896 года
Метки: живопись графика иллюстрация календарь модерн |
Викторианская Англия. Что разрешалось порядочной девушке |
Когда восьмилетние мальчики из аристократических семей отправлялись на жительство в школы, что же в это время делали их сестры?
Считать и писать они учились сначала с нянями, а потом с гувернантками. По несколько часов в день, зевая и скучая, глядя с тоской в окно, они проводили в комнате, отведенной под занятия, думая о том, какая прекрасная погода для поездки верхом. В комнате ставился стол или парта для ученицы и гувернантки, шкаф с книгами, иногда черная доска. Вход в комнату для занятий часто был прямо из детской.
«Моя гувернантка, ее звали мисс Блэкберн, была очень симпатичной, но ужасно строгой! Чрезвычайно строгой! Я боялась ее как огня! Летом мои уроки начинались в шесть утра, а зимой в семь, и если я приходила позже, то платила пенни за каждые пять минут опоздания. Завтрак был в восемь утра, всегда одно и то же, миска молока с хлебом и ничего больше до того времени, как я стала подростком. Я до сих пор терпеть не могу ни того ни другого, Не учились мы только полдня в воскресенье и целый день на именины. В классной комнате была кладовка, где хранились книги для занятий. Мисс Блэкберн клала туда же на тарелке кусок хлеба для своего ланча. Каждый раз, когда я что-то никак не могла запомнить, или не слушалась, или возражала чему-нибудь, она запирала меня в этой кладовке, где я сидела в темноте и дрожала от страха. Особенно я боялась, что туда прибежит мышка есть хлеб мисс Блэкберн. В своем заточении я оставалась до тех пор, пока, подавив рыдания, могла произнести спокойно, что теперь я хорошая. Мисс Блэкберн заставляла меня заучивать наизусть страницы истории или длинные поэмы, и если я ошибалась хоть на слово, она заставляла учить меня в два раза больше!»
Если нянек всегда обожали, то бедных гувернанток любили довольно редко. Может быть оттого, что няни выбирали свою судьбу добровольно и оставались с семьей до конца своих дней, а гувернантками всегда становились по воле обстоятельств. В эту профессию чаще всего были вынуждены идти работать образованные девушки из среднего класса, дочери безденежных профессоров и клерков, чтобы помочь разорившейся семье и заработать себе на приданое. Иногда гувернантками были вынуждены становиться и дочери аристократов, потерявших свое состояние. Для таких девушек униженность от их положения являлась преградой к тому, чтобы они могли получать хоть некоторое удовольствие от своей работы. Они были очень одиноки, и слуги всячески старались выразить им свое презрение. Чем родовитее была семья бедной гувернантки, тем хуже к ней относились.
Метки: англия этикет традиции обычаи викторианская эпоха девушка |
Не хочу учиться, а хочу... |
|
Метки: графика эротика модерн гравюра ретро |
Franz von Bayros - II |
Метки: эротика ретро графика |
Это только цветочки.Нежная эротика 1900-х. |
Метки: цветы ретро модерн старые открытки |
Четыре времени года от Сесиль Мэри Баркер (Весна) |
Сесиль Мэри Баркер (Cicely Mary Barker) (1895-1973) - английская художница-иллюстратор, рисовавшая детей среди цветов, преимущественно в виде сказочных фей и эльфов. В силу своей болезненности (в детстве художница страдала эпилепсией), она воспитывалась родителями не так как все дети и это возможно способствовало ее пониманию жизни детей. Она получила начальное образование на дому, затем училась в Кройденской школе искусств (Croyden School of Art ) и затем там же преподавала. Когда девочке исполнилось 15 лет, отец предлагает ее работы известным издательствам, которые публикуют рисунки Сесиль, что дает семье девочки дополнительный заработок. Самый известный цикл иллюстраций Сесиль Мэри Баркер - серия книг "Фея цветов". Тема фей была тогда очень модной и притягивала читателей, т.к. рисунки были основаны на знании художницей мира цветов и растений, мира детства. На каждом рисунке дети у нее одеты в костюмы в цветовой гамме под то или иное растение в природе. Иллюстрации художницы пользовались большим спросом, их помещали на открытки и даже некоторые делали подделки под Сесиль Мэри Баркер. Кроме того, она еще иллюстрирует множество детских сказок и историй, пишет еще картины для церквей и т.д.
Итак... весна от Сесиль Мэри Баркер (Flower Fairies of the Spring). На иллюстрациях цветы и растения, те которые цветут именно весной.
The Dog-Violet Fairy
Не покидай меня, весна,
Грозой и холодом минутным
Меня напрасно не дразни,
Не покидай меня, весна,
Сияй мне ярче с каждым утром,
Продлитесь вы, златые дни!
Продлись, продлись мой дивный сон,
Тебя послало провиденье,
Тебя так долго я ждала,
Ты так прекрасен, дивный сон,
Что я не верю в пробужденье
И лишь тобой душа жива!
Не покидай меня, весна,
Когда так радостно и нежно
Поют ручьи и соловьи,
Не покидай меня, весна,
Не оставляй меня, надежда
На чудо счастья и любви!
Юлий Ким
Метки: картинки эльфы весна художники |
Четыре времени года от Сесиль Мэри Баркер (Лето) |
Следующее время года от Сесиль Мэри Баркер (Cicely Mary Barker) (1895-1973) - английской художница-иллюстратора, рисовавшей детей среди цветов, преимущественно в виде сказочных фей и эльфов.
Итак... лето Сесиль Мэри Баркер (Flower Fairies of the Summer ). На иллюстрациях цветы и растения, те которые цветут летом. Приглядитесь, среди них много знакомых, тех что произрастают и у нас, в Средней полосе России.
The Poppy Fairy
Вот
И лето на пороге:
Реют пчелы-недотроги,
Величаво карауля
Привлекательные ульи,
Чтобы всякие тревоги
Потонули в мерном гуле,
Как набаты тонут в благовесте,
И в июне,
И в июле,
И в особенности
В августе.
Леонид Мартынов
Метки: картинки эльфы художники лето |
Четыре времени года от Сесиль Мэри Баркер (Осень) |
Следующее время года от Сесиль Мэри Баркер (Cicely Mary Barker) (1895-1973) - английской художницы-иллюстратора, рисовавшей детей среди цветов, преимущественно в виде сказочных фей и эльфов.
Итак... осень Сесиль Мэри Баркер (Flower Fairies of the Autumn). Сбор урожая, последние цветы, яркие краски осени...
The Crab-Apple Fairy
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Константин Бальмонт
Метки: картинки эльфы иллюстрации художники |
Четыре времени года от Сесиль Мэри Баркер Зима) |
Следующее время года от Сесиль Мэри Баркер (Cicely Mary Barker) (1895-1973) - английской художницы-иллюстратора, рисовавшей детей среди цветов, преимущественно в виде сказочных фей и эльфов. К сожалению, это время года составлено уже спустя много лет после смерти Сесиль сестрой художницы, поэтому многие картинки далеки от общепринятого понятия зимы, в основном это растения-сухоцветы и те, что принято на Рождество изображать на подарочных открытках.
Итак... зима Сесиль Мэри Баркер (Flower Fairies of the Winter ).
The Holly Fairy
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Евгений Баратынский
Метки: картинки эльфы зима художники |
Нечто нежное...альбомное |
Метки: цветы |
Натюрмортно-весенне-осеннее... |
Натюрморт в искусстве стоит как бы особняком, про него как правило говорят вскользь, подумаешь какие-то там фруктики-цветочки, но это не так. Нарисовать на картине красивую цветочно-фруктовую композицию не всем художникам удается так уж легко. А если еще на полотнах присутствуют такие предметы, как фарфор, дичь, рыба, оружие и т.д., то может получится очень даже захватывающий воображение сюжет. Поэтому попробую подобрать несколько художников, специализирующихся именно на написании натюрмортов.
Начну с семейства английских художников Клеров. Семья состояла из Георга (1835 - 1900) и его трех сыновей Давида, Оливера (1853 - 1927) и Винсента (1855 - 1930) - все, кроме Дэвида, были художниками. Работы этих художников выставлялись на выставках в Королевской Академии, в Британском институте и в Королевском обществе Великобритании. Основные сюжеты - цветочно-фруктовые композиции и гнезда птиц.
George Clare Still Life of Flowers with Bird's Nest
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Помню как-то я в былые дни
Рвал цветы для милой на поляне,
И глядели на меня они,
Как бы говоря: "Она обманет".
Я напрасно ждал, и звал я зря,
Бросил я цветы, они лежали,
Как бы глядя вдаль и говоря:
"Не виновны мы в твоей печали".
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
Р.Гамзатов
Метки: живопись художники натюрморты |
Натюрмортное... дичь среди цветов и фруктов |
Продолжение натюрмортной темы... На этот раз дичь...дичь среди цветов, фруктов, фарфора... Впервые подобные натюрморты я увидела в музеях-усадьбах Кусково и Архангельское (а как известно владельцы этих усадеб были и охотниками и любителями живописи). Чем-то эти натюрморты завораживают, их можно долго разглядывать, хотя кто-то и может возмутиться тем, что на них изображают часто трофеи охоты и рыбалки.
По этой тематике наиболее яркий художник - Франс Снейдерс (Snyders, Snijders) (1579-1657), фламандский живописец. Как говорят энциклопедии, он учился у П. Брейгеля Младшего и Х. ван Балена: сотрудничал с П. П. Рубенсом. В 1602-1609 был в Италии. Типичными для него стали крупноформатные картины, по сути панно, с грудами битой дичи, обилием фруктов, цветов, овощей, рыбы, раковин. Человеческие фигуры на картинах Снейдерса писали Я. Йорданс, А.Ван-Дейк, А. Янсенс и другие мастера. Произведения отличаются монументальностью и декоративным размахом композиций... Некоторые работы этого художника есть в собрании Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
A Still Life Of Grapes In A Basket And A Bunch In A Wan-li 'Kraak' Porcelain Bowl With Figs In A Tazza On A Red Draped Ledge With A Woodstock, Pheasants, A Partridge And Other Birds
"Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию"
Эжен Делакруа
Метки: искусство натюрморты живопись фламандцы дичь франс снейдерс |
История в картинах Неврева Н.В. |
Русский художник-передвижник Николай Васильевич Неврев. К сожалению о нем известно очень мало, в 1950 году вышла небольшая книга про творчество этого художника, но ее тираж столь мал, что она стала библиографической редкостью. Но тем не менее картины этого художника есть в собраниях в многих музеев России.
Неврев Н.В. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный. 1880-е
(Музей-заповедник "Абрамцево")
Н.В. Неврев родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье со средним достатком. С детства стал увлекаться живописью и ничем другим заниматься уже не хотел.
Метки: живопись художники история ЖЗЛ |
Русская жизнь в картинах Журавлева Ф.С. |
XIX век был богат на талантливых и интересных художников, но многие из них, если не забыты, то редко упоминаются. Один из таких художников Фирс Сергеевич Журавлев. Работы Журавлева хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Казани, Одессы, Минска, Калуги, Иванова. Основные темы картин - русский быт и тема обличения мерзости бытия. Названия картин могут показаться знакомыми... именно с такими же названиями есть картины и у его современников, с которыми он был знаком и дружен.
Журавлев Фирс Сергеевич родился в Саратове 10 декабря (по старому стилю) 1836 года в семье мещан. Его отец был портным и юноша до 19-ти лет занимался портновским ремеслом. В 1855 году Журавлев приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств вольнослушателем, затем – постоянным учеником в класс исторической живописи А.Т.Маркова, Ф.А.Бруни, Т.А.Неффа.
Метки: искусство живопись художники |
Женщина на страницах журналов 1900-1950гг. |
Иллюстрированные журналы 1900-1950 годов. Таких в России пожалуй и не было, хотя до революции были конечно, но вот после... В наших журналах нельзя было увидеть очаровательных женщин, которых избрали предметом поклонения иллюстраторы Америки или Европы. Тогда разрушенной стране было не до этого, больше было плакатов, да агиток, а все остальное было отнесено к мещанству и разлагающей буржуазной морали. Что ж... а все же красиво смотрится эта самая "мораль" сейчас, спустя много лет. Итак, далее мало слов и небольшое собрание рисованных иллюстраций из популярных американских и европейских журналов. Предмет - женщина, женщина и еще раз женщина...
Cosmopolitan (1936) Bradshaw Crandell
Метки: искусство женщины ретро |
Чисто одесские выражения |
Метки: приколы |
кошки |
Метки: коты приколы |
Из школьных сочинений |
Метки: приколы |
Женщина, создавшая Испанию. |
Метки: история известные люди |
Царица Евдокия(1) |
Наталья Кирилловна женила Петра в январе 1689 года. Есму было всего 16 лет, но мать торопилась: сводный старший брат Петра Иван был женат уже четыре года, и в конце 1688 года жену брата Прасковью официально объявили беременной. Если родится мальчик, царевна Софья постарается провозгласить его главным претендентом на престол.
Евдокию Лопухину Наталья Кирилловна выбирала сама6 немного постарше сына, значит, мудрее, в чем-то опытнее. Тихая? Хорошо, он сам шумный. Скромная? Такая и должна быть жена. Наталья Кирилловна забыла, что сама скромностью не отличалась.
Румяная евдокия была хороша собой: огромные серые, всегда скромно опущеные очи, пухлые розовые губя. Чистая теремная девушка. Чего еще желать?
Метки: история известные люди |
Царица Евдокия |
Петр забыл первую жену. Он забыл бы навеки, если бы не росший рядом с ним сын Евдокии - Алеша, Алешенька, Алексей Петрович. Наследник престола. Будущее России.
Евдокия, казалось, сгинула в убогой келье, под слепым оконцем которой была проезжая дорога. Но она жила. Ждала. Охраняли ее солдаты шлиссельбургского гарнизона.
1725 год - Петр умирает. В первые же часы после его смерти о Евдокии вспоминает ее соперница, новая императрица Екатерина. Монахиню елену увозят из Ладожского монастыря в Шлиссельбургскую крепость. Под самые крпекие затворы. однако вдова Петра Первого приказываает покупать для не "крупчатую муку и прочее кушанье хорошее". Евдокия видит в этих новациях добрые знаки: если она кажется Екатерине опасной соперницей, значит, за ней есть сила, и ророчество Досифея не за горами. Нужно уметь ждать. заключенная монахиня выживала в Шлиссельбургсе своей безнадежной надеждой на будущее.
Метки: история известные люди |
Без заголовка |
Метки: история |
Анна Киевская - королева Франции |
Метки: история известные люди |
Без заголовка |
Метки: умные мысли философия женщины |