Жены декабристов. Анастасия Васильевна Якушкина: «Я самая несчастная из женщин». Часть 2 |
Анастасия Васильевна Якушкина
Якушкины расстались в Ярославле… Вот и всё. Дальше - только письма, в которых Анастасия Васильевна будет молить мужа разрешить ей приехать к нему, а он разрешать этого не будет. М.Н.Волконская расскажет в письме В.А. Муравьевой от 17 января 1830 года: «Я употребляю всё свое красноречие… чтобы заставить решиться г-жу Якушкину не покидать своих детей».
А ещё раньше судьба зло посмеётся над ней! В 1828 году В.А.Жуковский по просьбе её матери выхлопочет ей разрешение ехать к мужу вместе с детьми, хотя и с уведомлением от царя, что в месте пребывания мужа она не найдёт «никаких способов к воспитанию детей» и потому ей нужно «предварительно поразмыслить о всех последствиях своего предприятия». И тут заболел один из малышей, поездка была отложена – а после и запрещена! Когда чуть позднее А.В.Розен, получив отказ на подобную просьбу, поинтересуется, как бы поступили в случае своевременного отъезда Якушкиной, ей ответили, что, конечно, её не вернули бы назад...
В 1831 году Якушкин наконец дал согласие на приезд жены, посчитав, что подросшие дети могут остаться с бабушкой. Последовало новое прошение о разрешении на отъезд. Резолюция Николая I была «отклонить под благовидным предлогом». И последовал ответ А.Х.Бенкендорфа: «Государь император по всеподданейшему моему докладу о желании вашем отправиться в Сибирь к мужу вашему высочайше повелел мне соизволить уведомить вас, что сначала дозволено было всем жёнам государственных преступников следовать в Сибирь за своими мужьями, но как сим дозволением вы в своё время не воспользовались, то не можете оного ныне получить, ибо вы нужны теперь для ваших детей и должны для них пожертвовать своим желанием видеться с мужем».
Император Николай I (слева) и Александр Христофорович Бенкендорф (справа), шеф жандармов и одновременно Главный начальник III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии
Говорят, что свою роль в этом сыграли интриги родственников Анастасии Васильевны: её сестра стала женой знаменитого Муравьёва-«вешателя», который заявил, что стремление г-жи Якушкиной ехать к мужу – только усилия её маменьки, а сама она хочет остаться. Это явная ложь.
Сохранился дневник Анастасии Васильевны, она вела его с надеждой переправить мужу. Это своеобразный диалог с ним. Приведу несколько цитат, чтобы стало видно, как она рвалась к любимому: «Ты должен был подумать о том, что разлучённая с тобой, я должна буду претерпеть не одну, а тысячу смертей, будучи такой одинокой на земле, какой я осталась без тебя и как я живу сейчас. Это переходит все границы», «Не в обиду будь вам сказано, мой любезный друг, я самая несчастная из женщин, то есть жён, которые все имеют возможность отправиться туда, где они могут найти счастье, а ты мне отказал в единственном благе, которое могло бы меня привязать к жизни», «Я тоскую, я хочу быть с тобой наперекор тебе и всему свету», «Если ты позволишь мне приехать без детей, дай мне знать. Я прошу об этом на коленях, как о самой великой милости, которую ты можешь мне даровать. Во имя неба, разреши!», «Прощай, жестокий, нелюбимый, слишком любимый друг. Больше не могу». Нужно ли продолжать?
И.Д.Якушкин. 1851 г.
Муж переносил разлуку спокойнее. Много лет спустя правнук декабриста Н.В.Якушкин напишет: «Любовь Ивана Дмитриевича к жене не только выражалась в иных, более спокойных тонах, но она носила несомненно более спокойный характер. Для Анастасии Васильевны вся жизнь была в её чувстве к мужу, и почти все её духовные возможности были связаны с совместной жизнью с ним. Для Ивана Дмитриевича это было, конечно, иначе. Как ни был он уверен, что „нам вместе, жене моей и мне, всегда было бы прекрасно“, и как ни остро переживал разлуку с женой,.. для него не все замыкалось в этом чувстве: оставались еще широкие умственные и научные интересы, близкие отношения с друзьями и единомышленниками и наконец деятельное участие в жизни окружающих. Всего этого не имела Анастасия Васильевна».
Она умерла 20 февраля 1846 года, в последний год жизни много болела, подчас из-за болей не вставая с постели. Ей было 38 лет. В память о ней Якушкин открыл первую в Сибири школу для девочек.
Могила А.В.Якушкиной перед трапезной церковью Новодевичьего монастыря
А сыновей вырастила достойнейших! Воспитанные в любви и уважении к отцу, они приезжали к нему в Сибирь: сначала Евгений («Эти несколько дней беседы с сыном дали мне больше, чем годы переписки»,- писал о встрече с ним отец), затем Вячеслав.
Заботились сыновья и о тяжело больном отце после его возвращения из Сибири.
Якушкин умер 12 августа 1857 года. Похоронен почему-то не рядом с женой в Новодевичьем монастыре, а на Пятницком кладбище…
Могила И.Д.Якушкина на Пятницком кладбище в Москве
О потомках Якушкиных можно писать отдельную книгу. Ограничусь несколькими фактами.
Вячеслав Иванович был чиновником, прожил всего 40 лет и, видимо, не имел семьи.
Евгений Иванович – юрист и библиограф, приложил огромные усилия для увековечивания памяти о декабристах, многих из которых он хорошо знал, содействовал написанию и печати мемуаров Н.В.Басаргина, И.И.Пущина, Е.П.Оболенского, В.И.Штейнгеля и, конечно, своего отца. Долгие годы он находился под наблюдением полиции
Е.И.Якушкин
Его старший сын Вячеслав был политическим деятелем, депутатом Государственной думы от партии кадетов, исследователем русской истории и русской литературы. Младший, Евгений, педагог и историк, стал хранителем якушкинского архива, входил в Комиссию по изданию архивных материалов к юбилею декабристов Центроархива РСФСР, был заместителем председателя секции изучения декабристов и их времени Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев. В 1925 году опубликовал первое без цензурных изъятий издание записок своего деда, по материалам семейного архива подготовил монографию «Декабристы на поселении».
Слева - В.Е.Якушкин, справа - Е.Е.Якушкин
Известны и другие Якушкины. Правнук декабриста Иван Вячеславович — советский растениевод и селекционер, академик ВАСХНИЛ, дважды лауреат Сталинской премии, одну из которых, полученную в 1943 году, просил направить на строительство танков «За передовую науку», «для усиления мощи танковых частей». А в это время в составе танковых войск сражался его сын Дмитрий, впоследствии участник Парада Победы, а после генерал-майор, работавший во внешней разведке, политический и дипломатический обозреватель ТАСС. Его сын, тоже Дмитрий,- в прошлом журналист, пресс-секретарь президента России Б.Н.Ельцина, сейчас профессор ВШЭ. А уже его сын – полный тёзка декабриста…
Слева направо - И.В.Якушкин, Д.И.Якушкин, Д.Д.Якушкин
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/arhkot/ia-samaia-nesch...ast-2-5d406deccfcc8621de958664
Дополнено иллюстрациями из Яндекс.картинки
Рубрики: | ЖЗЛ/избранницы... |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |