-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47436
Комментариев: 17026
Написано: 70933


Одна из «трех дам импрессионизма»- Мари Бракемон

Воскресенье, 17 Сентября 2023 г. 10:18 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Мари Бракемон (урожд. Киворон-Паскью,  1 декабря 1840, Аржантан — 17 января 1916, Севр) — французская художница: живописец и график; наряду с супругом Феликсом Бракмоном — близкая знакомая импрессионистов.

Дама в белом
В череде гениальных художников-импрессионистов, разрушивших до основания все, что просвещенная публика знала об академическом искусстве, и создавших живопись заново, называют три женских имени – Мэри Кассат, Берта Моризо и Мари Бракемон. О первых двух сказано и написано многое (и, кстати, снято тоже). А вот Мари Бракемон словно остается в тени. Из ее полутора сотен работ (картин, гравюр, рисунков для фарфора) сохранилась лишь малая часть, а биографические сведения обрывочны и известны нам лишь благодаря усилиям ее сына. Как же вышло, что гениальная художница из рабочей семьи, яркая звезда импрессионизма, словно исчезла из истории мирового искусства?

автопортрет

Мэри родилась в Бретани и не получила такого блестящего образования и утонченного воспитания, как ее коллеги по «женскому импрессионизму». Ее родной отец умер вскоре после ее рождения. Мать повторно вышла замуж, причем, кажется, не очень удачно. Семья многократно переезжала с места на место, где-то во время этих скитаний появилась на свет младшая сестра Мэри. Когда Мэри была еще подростком, ее интерес к рисованию заметил немолодой и не особенно успешный художник. Звали его Огюст Вассор, и занимался он преимущественно реставрацией, но между делом учил молодежь живописи. Талант девушки впечатлил не только его. После нескольких лет занятий она представила групповой портрет на официальном парижском Салоне. 

Вечерний чай

И это было невероятно.
Мари Киворон – так звали ее тогда – едва исполнилось семнадцать лет. Она была женщиной – а в те времена профессиональное художественное сообщество без особого восторга относилось к женщинам-художницам, иной раз опускаясь до открытых козней и безосновательного отверждения.

Мари Бракемон «Три женщины»

У нее не было профессионального художественного образования, а ведь строгие судьи парижского Салона относились критично и к работам опытных мастеров, вышедших за пределы общепринятых правил. Однако же полотно семнадцатилетней девушки, никому не известной, произвело на них впечатление – работу приняли, а сама Мари попала в ученицы к великому Доминику Энгру.

Обнаженная в интерьере

Он дал ей несколько профессиональных советов, а затем пригласил обучаться в своей частной студии. Говорят, она была лучшей его ученицей. Ранние работы Киворон написаны под его несомненным влиянием. Впрочем, довольно быстро она переросла его методы. Мари завоевала определенную популярность – и ее работами даже заинтересовалась императрица Евгения, став постоянной заказчицей.

Портрет сына

  Критик Филипп Бюрти называл Мари в числе «самых интеллектуальных учеников студии Энгра».

Сын рисует натюрморт

По протекции главы французских музеев графа де Ньевенкерк молодая художница получила заказ на копирование знаменитых полотен из коллекции Лувра. Во время работы она познакомилась там с другим художником – Феликсом Бракемоном. Она прославилась под его фамилией. Под его фамилией она и потеряла всю свою славу, завоеванную нелегким трудом.
 

Феликс-супруг

Они сочетались браком в августе 1869 года.Поначалу все шло просто замечательно – правда, мать Мари была категорически против брака, но ее мнение осталось неуслышанным. Мари была влюблена и счастлива.Вместе с мужем она переехала в Севр – по разным причинам. Одной из них было намерение дышать чистым воздухом – ведь здоровье

Ирисы

В 1870 году Мари родила сына Пьера. Из-за голода и отсутствия медицинского обслуживания во время войны и Парижской коммуны здоровье Мари после родов ухудшилось., да и мальчик был слаб.

Луиза

Но именно этот «слабый мальчик», повзрослев, станет единственным биографом своей матери, и именно он напишет, что Феликс Бракемон завидовал таланту и успехам своей супруги. Впрочем, сперва он стал ее проводником в мире искусства. Вместе они начали сотрудничать с с Севрской фарфоровой мануфактурой и Лиможскими фарфоровыми домами.

 

Под лампой

квартира художников

Мари помогала мужу, который был руководителем студии Haviland в Отёе, в его работе и создавала эскизы для фарфора, керамики и стенных декораций. Она рисовала пейзажи и натюрморты и давала уроки рисования в школе.

Автопортрет

Впоследствии, лишившись возможности заниматься живописью, Мари продолжит работу с фарфором – неизвестно, как долго. Несмотря на проблемы со здоровьем, Мари вела активную, насыщенную жизнь – создавала рисунки для фарфора и керамической плитки, преподавала рисование. И удивительным образом у нее оставалось время на самостоятельное творчество.

Дама в саду

Она регулярно участвовала в выставках, а в 1874 году состоялось, пожалуй, самое ее успешное участие в Салоне – там ее картины оказали огромное впечатление на Эдгара Дега. Дега, надо сказать, был придирчив и вовсе не слыл человеком общительным, но он отыскал художницу среди публики и немедленно познакомил с другими импрессионистами – Ренуаром и Моне.
 


Три дамы с зонтиками.

автопортрет

Так Мари Бракемон открыла для себя импрессионизм, начала писать на пленэре, ее стиль стал свободнее, цвета чище. Она, впрочем, сохраняла яркую творческую индивидуальность. Ее работы отличала тщательно выверенная композиция, которой импрессионисты в своей живописи обычно пренебрегали.

Это мужское сообщество отнеслось к ее картинам с восторгом, и особенно восхищался Бракемон сам Дега.
Феликс Бракемон, еще не ставший на путь губителя ее таланта, познакомил супругу с Гогеном, который, по-видимому, какое-то время у них жил. Гоген научил Мари готовить холст к работе, показал новые красители, позволявшие добиться ярких, чистых, светящихся оттенков. И примерно в это время отношения четы Бракемон дали трещину.
 


Мари была успешнее Феликса, ее с большим энтузиазмом принимало сообщество художников-новаторов. По-видимому, из ревности он начал ограничивать ее общение с этим кругом, а когда кто-то из знакомых художников наведывался на чашку чая, всеми силами мешал ей продемонстрировать новые полотна. Он устраивал скандалы, когда она собиралась отправлять работы на выставки, утверждал, что они ничего не стоят, и упрекал ее в болезненном тщеславии. При этом сам он вел активную «выставочную» жизнь.
 

Маленький пейзаж с домом. Одна из последних работ художницы.

Маленький пейзаж с домом. Одна из последних работ художницы.
Садовая дорожка.

Садовая дорожка.

Сидящая женщина Бракемон
По мнению сына, «стирание» имени Мари Бракемон из истории искусства – целиком и полностью вина ее мужа. Несмотря на поддержку Дега и Моне, постоянные ссоры с Феликсом и его нападки на ее творчество заставили Мари Бракемон полностью отказаться от живописи. Она продолжила заниматься фарфором и гравюрой. Новая волна интереса к ее творчеству возникла в семидесятые годы в связи с ростом феминистского движения и обращением активисток из искусствоведческой среды к историям забытых художниц.
 

На террасе в Севре. 1880. Музей Малого дворца. Женева


Одна из её работ, представленных в 1874 году на Парижском салоне, обратила на себя внимание Дега, который познакомил художницу с Ренуаром и Моне. Их творчество произвело на Мари Бракмон неизгладимое впечатление. Гоген уговорил её в 1880 году отказаться от привычного ей стиля и писать в новой манере. С тех пор она неоднократно участвовала в выставках импрессионистов.

Мари Бракемон «Сын и сестра художника в саду в Севре»

Между тем супружеская пара переехала в Севр. Феликс Бракмон относился к занятиям жены живописью с неодобрением, не принимая принципов импрессионизма, ревновал её к успеху. По словам их сына, измученная его критикой, она в 1890 году оставила занятия живописью.

Феликс Бракемон в своей мастерской, 1886 год.

Гюстав Жеффре в 1894 году назвал Мари Бракмон, Берту Моризо и Мэри Кассат «гранд-дамами импрессионизма». На ретроспективной выставке Мари Бракмон в 1919 году в парижской галерее «Бернхайм-Жюн» демонстрировалось около 90 работ, преимущественно эскизов, а также 34 акварели и 9 гравюр.

===========================

https://www.catherinelarosepoesiaearte.com/2022/10/marie-bracquemond.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Бракмон,_Мари
 

Рубрики:  ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ/французы