Владимир Давидович Баранов-Россине (1888 - 1944) |
«Дорожка в саду»,
1907 г. Холст, масло. Размер: 99X101 см. Музей русского импрессионизма, Москва
«Для меня живопись – жизнь…» – это были любимые слова Владимира Баранова-Россине. Посмотрите на мозаичную россыпь красок. На эту необычную композицию. Справа от нас – дом, утопающий в густой летней зелени. Он едва различим с дороги. Широкая, охристо-золотистая тропинка уводит нас куда-то глубоко в сад. А по небу плывут пушистые облака, больше напоминающие крылья ангелов. От голубоватых небесных отблесков веет прохладой. А вся картина словно залита теплым, нежным светом.
Работа «Дорожка в саду» Владимира Баранова-Россине относится к раннему периоду творчества мастера. В 1907 году ему всего 19 лет, он еще студент Одесского художественного училища. И еще даже не Владимир Баранов-Россине, а Шулим Вольф Лейб Баранов, мальчик из небогатой еврейской семьи. Юный художник увлечен импрессионизмом.
Уже в этой картине можно угадать в авторе пылкую и увлекающуюся натуру. Начав свой путь с импрессионизма, Баранов-Россине ушел от него к орфизму и даже к так называемой политехнической скульптуре, которая компонуется из органических и неорганических материалов. Конечно же, влияние на художника оказывает среда. После Одесского училища он поступает в петербургскую Академию художеств. А потом, в 1910 году, и вовсе уезжает в Париж. Он селится в знаменитом «Улье». А его соседями становятся Марк Шагал и Амадео Модильяни.
Баранов-Россине экспериментирует с разными техниками и всерьез увлекается музыкой. Может быть, мы и здесь, в этой «Дорожке в саду», услышим эту музыку?
Баранов-Россине был весьма неординарным художником, который постоянно экспериментировал не только с жанрами, но и с пространством, цветом, музыкой и их влиянием на искусство. Неудовлетворенный тем, что изучалось в академической школе, художник устремил свой взор в сторону авангардистов. Жизнь талантливого живописца закончилась трагически. В ходе проведения масштабной операции по истреблению евреев и представителей так называемого дегенеративного искусства его схватили фашисты и отправили в концлагерь Освенцим (Аушвиц). В лагере смерти Аушвице — главном символе Холокоста — Баранов-Россине погиб в 1944 году в возрасте 55 лет.
Источник: музей русского импрессионизма
Адам и Ева, 1912. Мадрид, Национальный музей Тиссена-Борнемисы
«Кузина с цветами». 1912 г.
Ева. 1911-1912. Холст, масло. 49,5 x 72 см. Частная коллекция
«Свечи и фигуры» (Субботняя молитва). ГМЗ "Ростовский кремль"
Петух. 1911
Холст, масло. 135×177 см
Деревья осенью
Холст, масло. 89 x 65 см
Частное собрание
Портрет Л.Я. и О.И. Рыбаковых. 1919-1921
Холст, масло. 145 x 99 см
Государственный Русский музей
Натюрморт с цветами и фруктами. 1915
Холст, масло. 135×160 см
Частная коллекция
"Дорожка в лесу", В.Баранов-Россине, 1907 г.
Фея озера. 1910
Холст, масло. 52×72.5 см
Частная коллекция
Автопортрет, 1907 год.
1 (12) января 1888 г. родился Владимир Давидович Баранов-Россине (Баранов Шулим-Вольф Лейб (псевдоним Даниэль Россине); с. Большая Лепатиха Мелитопольского уезда Таврической губернии). Живописец, скульптор, изобретатель и музыкант.
Юрий Анненков вспоминал о нём: «В течение многих лет, или – вернее – в течение всей своей творческой жизни, он неизменно оказывался (хронологически) в первых рядах самых разнообразных авангардных течений, будь то кубизм или сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и так далее до абстракции. Он был спутником и соратником в очень трудных боях, взволновавших художественный мир».
Баранов-Россине происходил из обеспеченной мещанской семьи, с детства имел склонность к рисованию. Учился в Одесском художественном училище у Ладыженского и Костанди (1903-1908), затем в петербургской Академии художеств (1908-1909). С 1907 г. участвовал в «авангардных» выставках.
В 1910 г. уехал в Париж, обитал в знаменитом фаланстере «Улей». Дружил с супругами Делоне, что значительно повлияло на его творчество. Под псевдонимом Даниэль Россине экспонировался в Осеннем салоне, Салоне независимых, на выставках в Цюрихе и Амстердаме. В 1915 переехал в Норвегию, где состоялась его первая персональная выставка.
Во время февральской революции вернулся в Россию, занимался художественной и педагогической деятельностью: участвовал в выставках: современной живописи и рисунка в Художественном бюро Н. В. Добычиной (1917, Петроград). картин и скульптуры художников-евреев (1918, Москва), «Мир искусства» (1918, Петроград), «Первой государственной свободной выставке произведений искусств» (1919, Петроград); руководил живописной мастерской в Петроградских свободных учебно-художественных мастерских (1918-1919), преподавал «Дисциплины одновременных форм и цвета» в московском ВХУТЕМАСе (1920-1921 – декан отделения живописного факультета). Работал в Коллегии по делам искусств при Отделе Изо НКП.
Заинтересовавшись «светомузыкальными» идеями А. Н. Скрябина, Баранов-Россине сконструировал клавир «оптофон» – аппарат, являющийся комбинацией прожектора и системы клавиш, проецирующих на экран более 3600 оттенков всех цветов спектра. Провёл цветомузыкальные концерты в Москве в театре В. Мейерхольда и в Большом театре (1923-1924).
В 1925 г. эмигрировал во Францию, где запатентовал своё изобретение. Дал концерты в Париже, Риге, Берлине, а в 1927 основал в Париже первую оптофоническую академию и продолжил свои аудиовизуальные исследования. В 1930-е гг. изобрел «фотохронометр» (хромофотомер) – прибор для определения качества драгоценных камней и «мультиперко» – прибор, позволяющий производить и очищать химические растворы, а также попытался применить искусство цвета в военном деле, разработав совместно с Р. Делоне «пуантилистический камуфляж» (способ маскировки войск).
В творчестве данного периода разрабатывал новый пластический принцип в живописи и скульптуре, основанный на использовании петли Мебиуса, обращался к сюрреалистическим образам, создавал полихромные абстрактные конструкции из разнообразных материалов.
Погиб в концлагере Освенцим в 1944 г.
Ретроспективные выставки Владимира Давидовича Баранова-Россине прошли в Париже (1954, 1970, 1972/73, 1984) и Лондоне (1970); его работы экспонировались на международных выставках «Париж-Москва» (1979, Париж) и «Москва-Париж» (1980/81, Москва), «Великая утопия» (1992, Франкфурт, Амстердам, Нью-Йорк), «От Малевича до Кабакова» (1993/94, Кельн).
Работы художника представлены в Музее современного искусства (Нью-Йорк), Центре Помпиду (Париж), Третьяковской галерее (Москва), Русском музее (Санкт-Петербург), Музее Людвига (Кельн) и в частных собраниях. Одна картина начала 1910-х гг. хранится в коллекции #ростовскиймузей. Сюжет взят из патриархального еврейского быта. Изображена сцена в синагоге, где старики и юноши погружены в чтение священных текстов во время праздничной службы. Не откажите себе в удовольствии увидеть это произведение, а заодно больше узнать о её авторе:
Энциклопедия русского авангарда : изобразительное искусство, архитектура : в 3 томах / авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов ; [науч. ред. А. Д. Сарабьянов]. – Москва : Global Expert & Service Team, 2013. – Т. 1 : Биографии А-К : биографии живописцев, архитекторов, графиков, скульпторов, художников книги, театра и кино, фотографов, историков искусства и архитектуры, художественных критиков, музейных работников, коллекционеров. – С. 53-54.
Хвост кометы : произведения «левых» художников начала XX века в собрании музея «Ростовский кремль» : каталог выставки / сост.: С. Сазонов, Я. Смирнов. – Москва : ABCdesign, 2021. – С. 26-27.
Рубрики: | ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ/русские |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |