Гуань Чжун (720-645 до н.э.) |
Легизм (школа закона) - одна из основных философских школ Древнего Китая, создавшая теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления обществом.
Гуань Чжун (720-645 до н.э.), советник правителя царства Ци, по-видимому, первым в истории Китая выдвинул концепцию управления страной на основе «закона» (фа), определённого им как «отец и мать народа», что ранее относилось только к государю. Гуань Чжун противопоставил закон не только правителю, которого он должен ограничивать, но также мудрости и знаниям, отвлекающим людей от их обязанностей; по-видимому, он первым предложил использовать наказание как гл. метод управления: «Когда боятся наказаний, управлять легко». В период с 4 века по 1-ю половину 3 века до н. э. в творчестве Шэнь Дао (395-315 до н. э.), Шэнь Бухая (385-337 до н. э.), Шан Яна и Хань Фэя, легизм сформировался в целостное самостоятельное учение, оппозиционное конфуцианству в апологетике деспотизма и безусловного почитания власти, отчуждённой государственности, унифицированного администрирования и тотального милитаризма, политико-правового новаторства и публичности законов, не подлежащих, однако, обсуждению. Из даосизма легисты подчерпнули представление о мировом процессе как естественном Пути - Дао, в котором природа значимее культуры и глупый народ счастливее просвещённого, из моизма – утилитаристский подход к человеческим ценностям, принцип равных возможностей, обожествление власти, а из «школы имён» - стремление к правильному соотношению «имён» с «реалиями» и «формами/наказаниями».
Основными постулатами легизма являются следующие:
1. аргументом против свободы выступает утверждение, что человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы.
2. как правило, интересы отдельных социальных групп противоположны.
3. чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.
4. государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жесточайшим образом карать провинившихся.
5. основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.
6. основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы.
7. законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.
8. государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет полное право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.
Ещё в 4 веке до нашей эры, благодаря Шан Яну, легизм был воспринят правителями государства Цинь, а вслед за покорением им соседних государств в 221 до н. э. стал единой официальной идеологией первой империи объединённого Китая. После смерти Шан Яна легизм постепенно «сливается» с конфуцианством, обретая менее радикальный вид. К этому времени стало абсолютно ясно, что без системы легистских идей и институтов империю как нечто целостное и централизованное, как достаточно крепкую административную структуру, способную держать удары извне и изнутри и возрождаться при благоприятных обстоятельствах, нельзя было бы создать. Но еще более очевидным стало понимание, что официальной идеологией прочной империи не могут быть доктрины, не ставящие во главу угла конфуцианские традиции с их моральным стандартом, культом предков и старших, патерналистской заботой администрации о нормальном существовании населения. После падения последней империи Китая, в 1920-1940 годах, легистскую апологетику государственности стали пропагандировать «этатисты», в частности их идеолог Чэнь Цытянь (1893–1975). Сходных взглядов придерживались и теоретики Гоминьдана во главе с Чан Кайши. В КНР во время проведения кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» легисты были объявлены предшественниками маоизма.
Рубрики: | China/персоналии |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |