-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47436
Комментариев: 17026
Написано: 70933


Гу­ань Чжун (720-645 до н.э.)

Вторник, 07 Июня 2022 г. 07:58 + в цитатник

Легизм (школа закона) - одна из основных философских школ Древнего Китая, создавшая теоретическое обоснование тоталитарно-деспотического управления обществом.

Гу­ань Чжун (720-645 до н.э.), со­вет­ник­ правителя цар­ст­ва Ци, по-ви­ди­мо­му, пер­вым в ис­то­рии Ки­тая вы­дви­нул кон­цеп­цию управления стра­ной на ос­но­ве «за­ко­на» (фа), оп­ре­де­лён­но­го им как «отец и мать на­ро­да», что ра­нее от­но­си­лось толь­ко к го­су­да­рю. Гу­ань Чжун про­ти­во­пос­та­вил за­кон не толь­ко правителю, ко­то­ро­го он дол­жен ог­ра­ни­чи­вать, но так­же муд­ро­сти и зна­ни­ям, от­вле­каю­щим людей от их обя­зан­но­стей; по-ви­ди­мо­му, он пер­вым пред­ло­жил ис­поль­зо­вать на­ка­за­ние как гл. ме­тод управ­ле­ния: «Ко­гда бо­ят­ся на­ка­за­ний, управ­лять лег­ко». В пе­ри­од с 4 века по 1-ю половину 3 века до н. э. в твор­че­ст­ве Шэнь Дао (395-315 до н. э.), Шэнь Бу­хая (385-337 до н. э.), Шан Яна и Хань Фэя, легизм сформировался в це­ло­ст­ное са­мо­сто­ятельное уче­ние, оппозиционное конфуцианству в апологетике дес­по­тиз­ма и без­ус­лов­но­го почитания вла­сти, от­чу­ж­дён­ной государственности, унифицированного администрирования и тотального ми­ли­та­риз­ма, по­ли­ти­ко-пра­во­во­го но­ва­тор­ст­ва и публичности за­ко­нов, не ­подлежащих, од­на­ко, об­су­ж­де­нию. Из даосизма легисты подчерпнули пред­став­ле­ние о мировом ­процессе как ес­те­ст­вен­ном Пути - Дао, в котором при­ро­да зна­чи­мее куль­ту­ры и глу­пый на­род сча­ст­ли­вее про­све­щён­но­го, из моизма – ути­ли­та­ри­ст­ский под­ход к человеческим ценностям, прин­цип рав­ных ­возможностей, обожествление вла­сти, а из «шко­лы имён» - стрем­ле­ние к правильному соотношению «имён» с «реа­лия­ми» и «фор­ма­ми/наказаниями».
Основными постулатами легизма являются следующие:
1. аргументом против свободы выступает утверждение, что человек обладает изначально злой природой, движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы.

2. как правило, интересы отдельных социальных групп противоположны.

3. чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения.

4. государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жесточайшим образом карать провинившихся.

5. основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием.

6. основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы.

7. законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.

8. государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет полное право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

Ещё в 4 веке до нашей эры, бла­го­да­ря Шан Яну, легизм был вос­при­нят пра­ви­те­ля­ми государства Цинь, а вслед за по­ко­ре­ни­ем им соседних государств в 221 до н. э. стал еди­ной официальной идео­ло­ги­ей пер­вой империи объединённого Китая. После смерти Шан Яна легизм постепенно «сливается» с конфуцианством, обретая менее радикальный вид. К этому времени стало абсолютно ясно, что без системы легистских идей и институтов империю как нечто целостное и централизованное, как достаточно крепкую административную структуру, способную держать удары извне и изнутри и возрождаться при благоприятных обстоятельствах, нельзя было бы создать. Но еще более очевидным стало понимание, что официальной идеологией прочной империи не могут быть доктрины, не ставящие во главу угла конфуцианские традиции с их моральным стандартом, культом предков и старших, патерналистской заботой администрации о нормальном существовании населения. По­сле па­де­ния последней им­пе­рии Китая, в 1920-1940 годах, ле­ги­ст­скую апологетику го­су­дар­ст­вен­но­сти стали пропагандировать «эта­ти­сты», в ча­ст­но­сти их идео­лог Чэнь Цы­тянь (1893–1975). Сходных взгля­дов при­дер­жи­ва­лись и тео­ре­ти­ки Гоминьдана во гла­ве с Чан Кайши. В КНР во время про­ве­де­ния кам­па­нии «кри­ти­ки Линь Бяо и Кон­фу­ция» легисты были объявлены предшественниками маоизма.

Рубрики:  China/персоналии
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям