Мост Александра III
С начале XX века архитектура Парижа развивалась по пути сильного декорирования зданий. Этот стиль, созданный в связи с требованиями санитарно-гигиенических норм, пришелся по душе архитектору Гимару, развивавшему идеи дешёвого жилья. Другие архитекторы создали свои варианты социального жилья. Это ступенчатые дома (архитектор Соваж), Дом-убежище Армии спасения в Париже (архитектор Ле Корбюзье), улица с авангардистским декором (архитектор Малле-Стивенс). Монументальной архитектуре Парижа также нашлось место — накануне Второй мировой войны она заняла холм Шайо
Нео-Мавританский дворец, архитекторы Gabriel Davioud и Jules Bourdais (1876-1878)
Архитектура Парижа, созданная в стиле Прекрасной эпохи, между 1871 и в началом Первой Мировой войны в 1914 году, была известна своими разными стилями, начиная от стиля изящных искусств, Нео-византийскго, Нео-Готики до стиля модерн и Ар-деко. Это время отметилось в архитектуре богатым убранством и творческим использованием новых и традиционных материалов, включая железо, листовое стекло, цветную плитку и железобетон.
Павильон машин на выставке 1889 года, самое большое здание в мире, украшено разноцветными полихромными изразцами.
За падением Наполеона III в 1871 году и временем третьей Республики последовала Парижская Коммуна (март-май 1871). В последние дни Коммуны, когда французские войска занимали город, коммунары рушили колонны на Вандомской площади, сожгли ряд парижских достопримечательностей, в том числе Дворец Тюильри XVI века, Отель-де-Виль XVII века, Министерство юстиции, Счётную палату, Государственный Совет, Дворец Почетного легиона, Министерство финансов и другие. Интерьер Дворца Тюильри им был полностью разрушен, но стены устояли. Новая власть решила, что эти здания являются символом монархии. Позднее большинство зданий было восстановлены в первоначальном виде. Чтобы отпраздновать восстановление города парижане провели у себя первую из трех всемирных выставок, которая привлекла в Париж миллионы посетителей и обогатила архитектуру города.
На Парижской Всемирной выставке 1878 года можно было увидеть Дворец Трокадеро, здания в Мавританском стиле, стиле Ренессанса и другие. Парижская Всемирная выставка 1889 года отпраздновала столетний юбилей французской революции. Была сооружена Эйфелева башня (1887—1889), задуманная предпринимателем Гюставов Эйфелем, построенная инженерами Морисом Кехленом и Эмилем Nougier и архитектором Стефаном Совестром. Эйфелева башня в свое время была самым высоким зданием в мире.
Grand Palais, архитектор Henri Deglane, Шарль Жиро, Альбер Луве и Альбер Тома (1897-1900), за изящным фасадом скрывался огромный выставочный зал.
Le Grand Palais поддерживали железные столбы
Интерьер Petit Palais с изгибающейся лестницей, построеа из железобетона и железа.
Парижская Всемирная выставка 1900 размещалась на правом и левом берегах Сены. Это дало Парижу три новых строения; Большой дворец, Малый дворец и мост Александра III. Изящный фасад Гран-Пале (1897—1900), разработанный архитекторами Анри Deglane, Шарль Жиро, Альбер Луве и Альберт Томас сочетал в себе неоклассические стили Людовика XIV и Людовика XV.
Огромное внутреннее пространство дворца со стеклянной крышей держалось на тонких железных опорах. Для Малого дворца (1897—1900) архитектора Шарль Жиро были заимствованы элементы архитектуры итальянского Ренессанса и французского неоклассицизма, его декоративные элементы заимствованы от Дома инвалидов, отелей на Площади Согласия и дворцовых конюшен Шантийи Джин Обера. Его интерьер был более революционным, чем интерьер Большого дворца; Жиро для создания винтовой лестнице использовал железобетон и железо, яркое освещение галерей.
Стиль этих двух зданий влиял на архитектуру Парижа для жилых и коммерческих зданий до 1920 года. [55] Стиль модерн стал самым популярным в Прекрасную эпоху. С этим стилем связана архитектура станций Парижского метро, подъездов архитектора Гектора Гимарома и некоторых зданий, в том числе Кастель города тур (1898). Энтузиазм строительства в стиле модерн продержался не долго; в 1904 г. стиль оформления входа в метро на Площади оперы был заменен на классический. В 1912 году все входы в метро были заменены на функциональные без отделки.[23]
Религиозная архитектура
Базилика Сакре-Кер, архитектор Поль Абади, (1874-1914)
Церковь Нотр-Дам д'Отей, архитектор Эмиль Водремер (1878-1892)
Нео-Византийская церковь Сен-Доминик, архитектор Годибер Леон (1912-1925)
Церковь Сен-Жан-де-Монмартр, архитектор Анатоль де Бодо (1894)
Ар-нуво интерьер храма Сен-Жан-де-Монмартр (1894)
Интерьер синагоги на Rue Pavée, архитектор Эктор Гимар (1913)
С 1870-х и до 1930-х годов наиболее популярным стилем для Парижских церкви был романо-византийский стиль; примером является Базилика Сакре-Кёр архитектора Поля Абади. Строительство храма длилось весь период Прекрасной эпохи с 1874 по 1913 год тремя разными архитекторами. Он строился по образцу романских и византийских храмов раннего средневековья. Стиль также проявился в церкви Нотр-Дам д’Отей архитектора Эмиля Водремера (1878—1892), церкви Сен-Доминик Леона Годиберта (1912—1925). Храм был выдержан в стиле византийских церквей и имел огромный центральный купол. Первым храмом в Париже, построенным из железобетона был Сен-Жан-де-Монмартр на Рю де Аббес, 19 — у подножия Монмартра, архитектор Анатоль де Бодо, ученик Эжена Виоле-Ле-Дюк. [2]
Магазины и офисные здания
Интерьер универмага Бон Марше (1875)
Стеклянный купол универмага "Галери Лафайет" (1912)
Фасад штаб-квартиры "Crédit lyonnais", архитектор Уильям Bouwens, стиль школы изящных искусств (1883)
Большая галерея штаб-квартиры "Лионский кредит" (1907)
Купол штаб-квартиры "Сосьете Женераль", архитектор Жак Hermant (1905-1911)
В 1852 году в Париже был построен первый современный универмаг. В нём работало 1 825 сотрудников, доход составлял более 20 миллионов франков. В 1869 году здесь начали строить большие магазины с железным каркасом, центральным внутренним двором. Новые здания стали образцом для универмагов по всему миру. Были построены Au Bon Marché ; в 1866 году — Bazar de l’Hotel de Ville (BHV), в 1865 году — Au Printemps; Ла-Шапель — в 1870 году, «Галери Лафайет» — в 1895 году. Все новые магазины имели большие окна, чтобы обеспечить максимум естественного света в каждой секции. Между 1903 и 1907 годами архитектор Франц Журден создал интерьер и фасад нового здания Ла-Шапель.
Елисейский дворец
Безопасный лифт был изобретен в 1852 году конструктором Элиша Отис. Лифт позволил строить высокие офисные здания. Первый небоскреб был построен в Чикаго Луи Салливаном в 1893—1894 годах, но Парижские архитекторы этого времени и их клиенты мало интересовались строительством высоких офисных зданий. Париж был банковской и финансовой столицей континента, в нём уже в 1889 году было построено самое высокое сооружение в мире — Эйфелева башня. Парижане не хотели менять привычный городской пейзаж.
В новых офисных зданиях стиля Прекрасной эпохи часто использовали сталь, листовое стекло, лифты и другие новые архитектурные технологии, но они были спрятаны внутри неоклассических каменных фасадов, здания соответствовали высоте другим зданиям.
Железнодорожные станции
Лионский вокзал, архитектор Мариус Toudoire (1895-1902).
Блю кафе в Гар де Лион, в стиле Прекрасной эпохи(1902)
Часы Гар д'Орсэ, архитектор Виктор Laloux
Интерьер вокзала Орсе (ныне музей Орсе), 1900 год.
Прекрасная эпоха была золотым веком Парижских железнодорожных станций; они служили воротами города для приезжих. Новый Лионский вокзал был построен Мариусом Тудором в 1895—1902 годах с максимальным использованием стекла и железа в сочетании с живописной колокольней и изящными украшениями фасада. Вокзал Орсе (ныне музей Орсе был первым вокзалом в центре города, построенном на месте бывшего Министерства финансов, уничтоженного Парижской Коммуной. Он был построен в 1898—1900 годах как дворец изящных искусств по проекту архитектора Виктора Laloux.
Жилая архитектура и изящные искусства в стиле модерн
Отель de Choudens, (1901), архитектор Шарль Жиро
Здания 27-29 набережной Анатоль-Франс (7-е обр.) Архитектор Ришар Бове ван дер Бойен (1906)
Жилой дом Castel Béranger, архитектор Эктор Гимар (1899)
Дом Лавиротта по проекту Жюля Лавиротта на 29 Авеню Рапп (Avenue Rapp) (1901)
Вход в здание Жюля Лавиротта на 29 Авеню Рапп
Частные дома и жилые здания времени Прекрасной эпохи строились либо в стиле Нео-реннесанса либо в неоклассическом стиле или смеси этих двух стилей. Хорошим примером является Отель de Choudens (1901) архитектора Шарля Жиро, построенного для клиента, который хотел иметь дом в стиле Малого дворца, что Жиро и сделал.
Многоквартирные дома этого времени претерпели изменения в интерьерах; появились лифты, квартиры состоятельных жителей переехали с первого этажа на верхний. Изменилась отделка зданий. Экстравагантным примером является жилой дом на набережной Анатоль-Франс № 27-29 в 7-м округе Парижа (1906), который дополнен обилием башенок, шпилей и декоративных арок, что стало возможным благодаря использованию железобетона.В 1898 году прошёл конкурс на лучшие фасады.
Победителем стал Эктор Гимар, который для оформления здания Кастель (1895—1898]] использовал стиль модерн. Фасад был вдохновлён работой бельгийца Виктора Орта; в фасадах он использовал элементы средневековой архитектуры, криволинейные мотивы с растениями и цветами. Орта разрабатывал каждую деталь дома, включая мебель, обои, дверные ручки и замки. Успех привели Гимара к выбору дизайна входа станции нового Парижского метро. В 1901 году в конкурсе фасада победил более экстравагантный архитектор Жюль Лавиротт, который в украшении фасада использовал керамику Александра Биго. Популярность модерна продолжалась не долго; последним Парижским зданием в стиле Гимара был его собственный дом на 122 Авеню Моцарта (1909—1913).
Продолжение следует...
Серия сообщений "ПАРИЖ": Часть 1 - Замки Франции:Тампль(Tour du Temple) Часть 2 - Замки Франции:Санс(Hôtel de Sens) ...Часть 47 - Архитектура Парижа времен Луи-Филиппа (1830—1848)Часть 48 - Архитектура Парижа времен Наполеона III и стиль второй Империи. Часть 49 - О Париже.Архитектура стиля Прекрасной эпохи (1871—1913)Часть 50 - О Париже.Архитектурные соревнования между ар-деко и модернизмом (1919—1939)