-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47454
Комментариев: 17029
Написано: 70954


Поль Гоген (Eugene Henri Paul Gauguin, 1848 – 1903). Musée d’Orsay (продолжение)

Понедельник, 08 Ноября 2021 г. 09:32 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda
Bo4kaMeda

НАЧАЛО



01. Paul Gauguin
Portrait de l'artiste 1896
Автопортрет 1896
Huile sur toile
40,0 х 32,0 cm
Musée d’Orsay






02. Paul Gauguin
Portrait de l'artiste (recto) ; Portrait de William Molard (verso)
Entre 1893 et 1894
Huile sur toile double face
46,0 х 38,0 cm
Musée d’Orsay
[/size][/b]

Вернувшись в Париж 1 сентября 1893 года после своего первого полинезийского путешествия, Гоген был полон решимости сделать свои таитянские работы известными и убедить людей в правоте своей "дикарской" живописи. Его усилия не увенчались успехом: в ноябре он предложил подарить картину ("Орана Мария", Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Люксембургскому музею, на что получил отказ. Выставка, собравшая его величайшие таитянские шедевры, была полупровальной. Несколько художников или критиков, таких как Дега, Жарри и Натансон, поддержали его, но большинство художников были очень сдержаны.

Этот автопортрет кажется ответом на отказы, новым утверждением его бунтарского духа. Позади него - вверх ногами, как в зеркале, - Гоген поместил знаменитую картину "Манау Тупапау" ("Дух мертвых часов", Буффало, Художественная галерея Оллбрайт-Кнокс), по его словам, самую важную и значительную работу его пребывания на Тихом океане. Он изображает себя в "таитянизированной" обстановке своей новой студии, окрашенной в желтый и оливково-зеленый цвета. Желто-синее парео справа напоминает нам о том, что он установил здесь целый ряд экзотических "bric-a-brac". Он хотел передать образ свирепого художника с "примитивными" чертами лица, грубость которого подчеркивается простотой мазков и грубым материалом холста.

На обратной стороне картины Гоген изобразил слегка галлюцинирующее лицо своего молодого друга Уильяма Молара (1862-1936). Молар, вагнеровский музыкант, был связан с европейскими богемными художниками Монпарнаса того времени, некоторые из которых, такие как Стриндберг и Дюрио, способствовали распространению творчества Гогена.
Две стороны картины подытоживают зиму 1893-1894 годов, проведенную художником в Париже.



03. Paul Gauguin
Nature morte. Vase de fleurs à la fenêtre1881
Huile sur toile
19,0 х 27,0 cm




04. Paul Gauguin
Nature morte aux oranges 1881
Huile sur toile
33,0 х 46,0 cm




05. Paul Gauguin
Nature morte à l'éventail 1889
Huile sur toile
50,5 х 61,5 cm
Musée d’Orsay




06. Paul Gauguin
Nature morte à la mandoline 1885
Huile sur toile
61,7 х 51,3 cm
Musée d’Orsay




07. Paul Gauguin
Le Cheval blanc 1898
Huile sur toile
140,5 х 92,0 cm
Musée d’Orsay


Эта знаменитая картина была написана Гогеном во время его второго пребывания на Таити. Художник любил гулять по сельской местности и исследовать горы и леса глубинки. Эти места, удаленные от деревень, были населены всевозможными дикими животными и богатой флорой, которые очаровали его.

Здесь, однако, работа изображает не реальную сцену, а воображаемое видение таитянского пейзажа. Причудливо закрученные ветви местного дерева бурао, разновидности гибискуса, а также воображаемые лилии и цветы на переднем плане образуют декоративную рамку вокруг основного мотива. Небо и горизонт отсутствуют в этом замкнутом пространстве.

Белая лошадь, чья шерсть оттеняется зеленью растительности, дала название картине. Он пьет, стоя посреди ручья, который проходит через всю композицию сверху вниз. Это одинокое животное, вероятно, имеет символическое значение, связанное с таитянскими верованиями о переходе душ в потусторонний мир. Белый цвет в Полинезии связан со смертью и культом богов.

За священным животным скачут два обнаженных всадника. Потрясающее расположение этих трех анимированных мотивов в пейзаже подчеркивает вертикальное и бездонное видение сцены. Чтобы подчеркнуть ее декоративный характер, Гоген использовал роскошную палитру. Зеленый, от лугового до изумрудного, и глубокий синий контрастируют с оранжевым, розовым и медным оттенками кожи всадников.

От этой знаковой композиции исходит впечатление райского спокойствия. Заказчик картины, аптекарь с Таити, не оценил хроматическую смелость художника. Он отказался от картины на том основании, что лошадь была слишком зеленой.



08. Paul Gauguin
Cadre contenant une photographie ancienne d'un guerrier des îles Marquises
Рамка со старой фотографией воина с Маркизских островов
Entre 1901 et 1903
Bas-relief en bois de séquoia, décor sculpté et peint
50,3 х 43,5 ; P. 27,0 cm
Musée d’Orsay




09. Paul Gauguin
Le Chapeau rouge1886
Красная шляпа1886
Huile sur toile
Sans cadre 44,5 х 53 cm
Musée d’Orsay




10. Paul Gauguin
La Seine au pont d'Iéna. Temps de neige 1875
Huile sur toile
65,4 з 92,4 cm
Musée d’Orsay




11. Paul Gauguin
Maison du Jouir
Entre 1901 et 1902
Bas-relief en bois de séquoia gigantea partiellement polychrome
40,0 х 244,0 х 2,3 cm
Musée d’Orsay


Последние месяцы своей жизни Гоген прожил в Атуоне, Маркизские острова. Он украсил дверь большого дома на сваях из дерева, пальмы и бамбука, который был его последним домом, панелями, вырезанными прямо из красного дерева. На трех горизонтальных панелях нанесены надписи, раскрывающие поиски первобытного золотого века, которые занимали художника до конца его жизни: хижина названа, не без провокации, "Дом удовольствия", а две панели в основании определяют условия этого Эдема: "Будь загадочным" и "Будь влюблен, и ты будешь счастлив". Обнаженные и женские бюсты, иллюстрирующие эти девизы, массивные и безмятежные формы, изваяны в грубой и резкой огранке, вперемешку с животными и растениями. Сладострастная наивность этого декора знаменует собой рождение примитивистской эстетики, которая в XX веке получит блестящее развитие в творчестве Матисса, Дерена, Льоте и Пикассо.



12. Paul Gauguin
La belle Angèle, Mme Satre (1868-1932) hôtelière à Pont Aven 1889
Huile sur toile
92,0 х 73,2 cm
Musée d’Orsay


Мари-Анжелика Сатр, владелица отеля в Понт-Авене, считалась одной из самых красивых женщин в стране. Примерно в 1920 году она вспоминала обстоятельства, при которых был сделан этот портрет: "Гоген был очень нежным и очень несчастным [...]. Он всегда говорил моему мужу, что хочет сделать мой портрет, и однажды он начал это делать. [...] Но когда он показал егф мне, я сказала ему: "Какой ужас!" и что он может забрать егф [...]. Гогену было очень грустно, и он, весь расстроенный, сказал, что ему никогда не удавалось сделать такой хороший портрет, как этот". Непонимание моделью этого портрета вряд ли удивительно. Гоген, решивший "отважиться на все", порвал с традиционной практикой перспективы и пространственного единства. Используя процесс, заимствованный из японских гравюр, он вырезал портрет Анжелики Сатр с помощью круга на декоративном фоне и использовал разделение форм, подчеркнув силуэты фигур более темной линией.

Строгая поза, церемониальный костюм молодой женщины и надпись заглавными буквами "LA BELLE ANGELE" усиливают торжественный аспект этого изображения. Слева Гоген представляет антропоморфную керамику перуанского происхождения, которая усиливает символический характер композиции и выглядит как экзотическая версия бретонского идола.



13. Paul Gauguin
Paysannes bretonnes 1894
Huile sur toile
66,5 х 92,7 cm
Musée d’Orsay


Вернувшись в Понт-Авен между двумя пребываниями на Таити, Гоген был рад вновь открыть для себя сельские и наивные сюжеты, которые вдохновляли его до отъезда в Океанию. Но его полинезийский опыт остается ощутимым в том, как он рисует Бретань: фигуры приобретают монументальные размеры. Их крепкие силуэты напоминают полноту океанских обнаженных, от которых они также заимствуют некоторые морфологические характеристики, такие как массивные руки и ноги или лица с выдающимися скулами. На задворках этого диалога между двумя бретонскими женщинами на фоне собранной пшеницы разворачивается оживший пейзаж. Мужчина, пригнувшись к земле, выполняет какую-то работу в поле. Позади него проходят две женские фигуры. Двойной фермерский дом, окруженный высокими деревьями, закрывает горизонт.

Все мотивы, за исключением листвы за бретонскими женщинами, окружены черной линией, характерной для перегородчатой живописи Гогена. В рамках своего рисунка художник пишет мелкими последовательными мазками, слегка ложащимися на холст. Этот процесс придает определенную материальность элементам, например, плетению фартуков. Упрощенные элементы переплетаются между собой, структурируя пространство. Их расположение придает тонизирующий ритм пейзажу, банальность которого усиливается благодаря использованию ярких цветов. Гоген жертвует полутонами в пользу яркой палитры, в которой преобладают желтые, красные, зеленые и синие цвета.

Бретань в красках Полинезии выражает его ностальгию по острову, о чем он признается своему другу Монфрейду: "В декабре я вернусь в Париж и буду работать каждый день, чтобы продать все, что у меня есть... Как только у меня будет капитал в кармане, я уеду в Океанию... Ничто не помешает мне уехать, и это будет навсегда"



14. Paul Gauguin
Tahitienne dans un paysage 1893
Verre
116,0 х 75,0 cm
Musée d’Orsay




15. Paul Gauguin
Paysage de Bretagne. Le moulin David 1894
Huile sur toile
73,0 х 92,2 cm
Musée d’Orsay




16. Paul Gauguin
Village breton sous la neige 1894
Huile sur toile
62,0 х 87,0 cm
Musée d’Orsay




17. Paul Gauguin
Et l'or de leur corps 1901
Huile sur toile
67,0 х 76,5 cm
Musée d’Orsay




18. Paul Gauguin
Femmes de Tahiti ou Sur la plage 1891
Huile sur toile
69,0 х 91,5 cm
Musée d’Orsay


В 1891 году Гоген отправился на Таити, остров, который представлялся ему райским и первобытным. Художник хотел "жить там в экстазе, спокойствии и искусстве". Финансовые трудности, эстетические увлечения и бодлерианское "приглашение к путешествию" толкали его в далекое будущее, чтобы избежать "этой европейской борьбы за деньги", чтобы стать "наконец-то свободным".

Эта композиция типична для работ, написанных в начале его первого пребывания на Тихом океане (картин, на которых часто изображены таитянские женщины, занятые простыми повседневными делами). Здесь тяжелые фигуры имеют свое собственное пространство, позволяя арабескам течь в идеально выстроенной гармонии. Лица образуют маску или профиль, довольно неразличимый, но пропитанный меланхолией.

Гоген обрабатывает линию с идеальной точностью, делая ее элегантной или декоративной. Выбирая слегка скованные позы, он придает ритм композиции в соответствии с таинственной и гармоничной геометрией, создавая, таким образом, впечатление, что это скорее жанровая сцена, чем настоящий двойной портрет. Легкое оживление создается как сдержанным, почти монохромным натюрмортом на переднем плане, так и волнами, разбивающимися о лагуну на заднем плане.



19. Paul Gauguin
Vairumati 1897
Huile sur toile
73,5 х 92,5 cm
Musée d’Orsay




20. Paul Gauguin
Les Alyscamps 1888
Huile sur toile
91,5 х 72,5 cm
Musée d’Orsay


В октябре 1888 года Гоген приехал в Арль, приглашенный своим другом Винсентом Ван Гогом жить и работать вместе с ним. Два художника переписывались в течение нескольких месяцев, рассказывая друг другу о ходе своих исследований в направлении ненатуралистического видения пейзажа.

Эта картина с ее яркими осенними оттенками, вероятно, является одним из первых полотен Гогена, написанных в этом городе. На ней изображен римский некрополь Арля, который был освящен в III веке святым Трофимом, первым епископом Арля, для захоронения христиан. В XIX веке от этого места остались лишь кипарисовые аллеи и несколько пустых саркофагов, что придавало месту глубоко меланхоличный вид.

Гоген предпочел почти полностью исключить исторический мотив, показав лишь фонарную башню и часть здания романской церкви Сент-Онорат, построенной на этом месте, на заднем плане. Саркофага не видно, только поля, леса и канал, вдоль которого идут три фигуры: две женщины в арлезианских костюмах и мужчина. Гоген, который не находил арльских женщин очень привлекательными, по иронии судьбы назвал свою картину "Пейзаж или три грации в храме Венеры", когда отправил ее Тео Ван Гогу, брату Винсента и арт-дилеру.



21. Paul Gauguin
Les Lavandières à Pont-Aven 1886
Huile sur toile
71,0 х 90,0 cm
Musée d’Orsay




22. Paul Gauguin
La Fenaison en Bretagne (recto) ; Bouquet de fleurs devant une fenêtre ouverte sur la mer (verso) 1888
Huile sur toile double face
72,0 х 92,0 cm
Musée d’Orsay




23. Paul Gauguin
Motifs floraux et végétaux 1893
Verre
105,0 х 75,0 cm
Musée d’Orsay




24. Paul Gauguin
Le Repas 1891
Трапеза 1891
Huile sur papier marouflé sur toile
72,5 х 91,5 cm
Musée d’Orsay


Гоген написал картину "Трапеза" в первые месяцы после прибытия на Таити. Это не настоящая трапеза, а аранжированная сцена, состоящая из двух различных регистров: на переднем плане - натюрморт, оправдывающий название картины, а на заднем плане - трое детей, выстроившихся в ряд, два мальчика и девочка.

Пропорции натюрморта поражают воображение. Рацион приготовления бананов, называемых на таитянском языке fei, занимает почти четверть композиции с его огромными пурпурными плодами и их фиолетовой тенью, отбрасываемой на скатерть. Также следует отметить внушительные размеры резного деревянного сосуда, в котором хранится кокосовое молоко, но который традиционно использовался для размещения рыбы. Чтобы завершить композицию и добавить ярких красок, Гоген включает в нее западную глиняную чашу, калабаш для сцеживания жидкости, фрукты, полуфабрикат гуавы и апельсины. Нож, расположенный под углом, указывает на глубину пространства. Белая скатерть с заметными складками напоминает композиции Сезанна или Мане.

Этот искусно составленный натюрморт не соответствует реальной трапезе, тем более что на Таити не принято есть за столом. Гоген расположил эти знакомые элементы в чисто декоративной и экзотической манере.



25. Paul Gauguin
Arearea1892
Huile sur toile
74,5 х 93,5 cm
Musée d’Orsay


На переднем плане несколько мотивов, которые, несомненно, повторяются в картинах этого периода: две женщины, сидящие в центре, дерево, вырезающее плоскость картины, и рыжая собака. Небо исчезло, череда зеленых, желтых и красных плоскостей образует каркас композиции.

В придуманной сцене на заднем плане женщины поклоняются статуе. Гоген увеличил маленький маорийский мотив до размеров большого Будды и представил священный обряд. В результате получился гармоничный и меланхоличный зачарованный мир, где люди живут под защитой богов среди пышной природы, в архаичной и идеализированной Полинезии.
Ареареа входит в группу таитянских картин, показанных в Париже в ноябре 1893 года. Гоген хотел убедить людей в обоснованности своих экзотических поисков. Однако выставка не вызвала того энтузиазма, на который рассчитывал художник. Подписи на таитянском языке раздражали многих его друзей, а рыжая собака была источником многих сарказмов. Тем не менее, Гоген считал "Ареареа" одной из своих лучших картин, дойдя до того, что сам выкупил ее в 1895 году, прежде чем навсегда покинуть Европу.



26. Paul Gauguin
L'Atelier de Schuffenecker 1889
Huile sur toile
72,7 х 92,0 cm
Musée d’Orsay


Гоген и Эмиль Шуффенекер, художник школы Понт-Авен, встретились в 1872 году. Шуффенекер поддерживал Гогена вплоть до их разрыва в начале 1890-х годов. Он призывал его начать карьеру художника, несколько раз кормил Поля и давал ему кров. Именно ему принадлежит идея выставки у Вольпини в 1889 году, ставшей ключевым моментом в формировании влияния Гогена среди молодых художников. Однако Гоген не стеснялся демонстрировать свое презрение к "доброму Шуффенекеру".

Гоген начал эту картину в январе 1889 года и завершил ее только весной следующего года. Этим объясняется контраст между тяжелой одеждой Луизы, мадам Шуффенекер, раскаленной печью и зеленым пейзажем на заднем плане.

Фигуры трактуются как плоские, как на японской гравюре на стене. Двое детей в красных фартуках описаны с нежностью. Этого нельзя сказать о родителях. Гоген изобразил Луизу угрюмым, даже злобным существом. Возможно, он сердится на нее за то, что она не встретила его с энтузиазмом, когда он переехал к Шуффенекерам. Если только, как подозревают окружающие, художник не пытался безуспешно соблазнить ее...

Что касается Эмиля Шуффенекера слева, то он выглядит очень маленьким в своих больших тапочках. Он смотрит на свою жену со смиренным выражением лица. Его руки скрещены, без кистей, в покорной позе. Мужчину отвергают как художника и высмеивают как мужа. В ответ на преданность Шуффенекера Гоген предлагает потомкам лишь этот красноречивый и жестокий семейный портрет.



27. Paul Gauguin
Les Meules jaunes 1889
Huile sur toile
73,0 х 92,5 cm
Musée d’Orsay




28. Paul Gauguin
La Petite Gardeuse de porcs 1889
Pastel sur papier
84,7 х 50,5 cm




29. Paul Gauguin
Palette de l'artiste
Entre 1848 et 1903
32,5 х 43,8 cm
Musée d’Orsay


musee-orsay
Рубрики:  ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ/французы
Метки: