Этикет чтения в деталях. Книжные цепи |
Хотите узнать многое о воспитании человека, одолжите ему почитать книгу. Вы увидите всё - уважение к вам, к вашим вещам, обязательность, аккуратность, даже тактичность. Вот, почему так важно, когда вы одалживаете у кого-то книги, берёте новый томик в библиотеке или даже смотрите новинки в книжном магазине, соблюдать эти простые правила книжного этикета.
За долгое время своего существования книга обзавелась множеством устройств, облегчающих её использование. Для удобства чтения лёжа, сидя и стоя изобретатели создавали столики и подставки, специальные стулья, появилось даже читальное колесо. Книга требовала также бережного и аккуратного отношения. От порчи и от воровства её охраняли специальные приспособления, многовековую историю которых можно изучать не только по музейным экспонатам, но и по произведениям изобразительного искусства.
В монастырских библиотеках средневековой Европы, а затем в общественных библиотеках начала Нового времени появились приспособления, защищающие книги от воровства. Это были цепи длиной около 25—35 см, которые прикрепляли одним концом к верхней задней части переплёта, а другим — к металлическому упору на столе или библиотечной полке. Цепи обеспечивали открытый доступ к книгам и одновременно их сохранность…
Ян ван Вудт. Университетская библиотека Лейдена. 1610 год
Бытует заблуждение, будто бы так оберегали только самые ценные тома. Однако по большей части «приковывали» в основном книги, наиболее востребованные читателями. Помимо защиты от воровства, «сажание книг на цепь» имело и более прозаическое объяснение. Книгохранителям уже не надо было постоянно носить с собой громадные связки ключей от шкафов, ларей и кладовых.
Есть предположение, что использование цепей было попыткой ограничить доступ к книгам, держа их «под замком». Напротив, читатели получили доступ к большему числу книг, что и послужило основой для создания публичных библиотек. Книжная цепь стала символом общественного достояния и свободы доступа к знаниям.
Книжный шкаф из библиотеки Херефордского кафедрального собора
Сохранились свидетельства о закупке книжных цепей для манчестерского Колледжа Четэма в 1742 году. К настоящему времени сохранилось пять «цепных» библиотек. Самая большая в Херефорде в Англии — открыта для посетителей как музей.
Интерьер такой библиотеки можно увидеть на известной гравюре нидерландского мастера. Книжные стеллажи располагаются в два ряда, читатели работают стоя, используя пюпитры, на которые выкладывают закреплённые цепями книги. Чтобы цепи не переплетались и не путались, тома размещаются на стеллажах корешком к читателю. Цепи не только препятствовали расхищению библиотечного фонда, но и оберегали тяжёлые тома от падения.
Стефано ди Джованни (Сассетта). Блаженный Раньери Разини проклинает лихоимца из Читерны. 1437-1444 гг
Одно из самых известных живописных изображений «прикованной книги» — картина итальянского художника XV века Стефано ди Джованни (Сассетты) «Блаженный Раньери Разини проклинает лихоимца из Читерны». Раскрытый манускрипт прикован к пюпитру цепью с гирьками.
В XIX веке книжные цепи жанровой живописи — это, скорее, историческая деталь, помогающая художнику воссоздать реалии двухсотлетней давности.
Эдуард фон Грютцнер. Игроки в карты. 1883 год
Например, немецкий живописец Эдуард фон Грютцнер часто включал в свои полотна предметы из личного антикварного собрания. Подробно прорисованы фрагменты цепей старинных фолиантов на его картине «Игроки в карты».
Ещё одна книжная цепь свисает с переплётной крышки Библии, изображённой на переднем плане портрета Отмара Галленского — христианского подвижника, первого аббата Санкт-Галленского монастыря.
Эдуард фон Грютцнер. Оттмар Галленский. 1920 год
Доктор педагогических наук Юлия Щербинина
Рубрики: | ВсякоРазно/читающие... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |