Фонтхиллское аббатство , также известное как каприз Бекфорда ( Beckford's Folly) — огромный дом в готическом вкусе, построенный в начале XIX века в английской деревне Фонтхилл-Гиффорд, графство Уилтшир, по инициативе автора готических романов Уильяма Бекфорда. Здание вызвало к себе большой интерес публики и способствовало популяризации неоготики в качестве архитектурного стиля. К настоящему времени от него практически ничего не осталось.
Фонтхилл - Северные ворота в поместье
Сейчас в английском поместье Фонтхилл-Гиффорд в Уилтшире стоит небольшая четырёхэтажная башня. К ней напрямую примыкает двухэтажное крыло. Вроде ничего необычного. Но раньше на этом месте был один из самых необычных домов, построенных когда-либо. Аббатство Фонтхилл, более известное, как Каприз Бекфорда, было сооружением фантастических масштабов. Самым же увлекательным было не само строение, а его необычные создатели.
Фонтхиллское аббатство было воплощением фантазий Уильяма Бекфорда, сына богатого английского плантатора Уильяма Бекфорда. В 1771 году, когда Бекфорду было 10 лет, он унаследовал £ 1 млн (около £ 100 млн в ценах 2008 года) и доход, который его современниками оценивался примерно в £ 100 000 в год. Газеты называли его богатейшим недворянином Англии.
После смерти жены Бекфорд начал вести затворнический образ жизни. Он решил возвести на месте поместья, построенного его отцом, грандиозное здание, напоминающее готический собор.
Джеймс Уайет
Для этого Бекфорд нанял Джеймса Уайета в качестве ведущего архитектора проекта, однако тот, видимо, не слишком был знаком с принципами возведения готических построек и вообще с инженерными расчётами. В качестве рабочих материалов Бекфорд решил использовать древесину и цемент — вместо более уместных для подобных сооружений камня или кирпича.
Первоначально на строительстве трудились 500 рабочих, которые работали и днём, и ночью. Однако затем Бекфорд нанял ещё 450 человек. Помимо этого он скупал все вагоны для перевозки строительных материалов.
Разрез сооружения Сооружённая первоначально башня достигала высоты 90 метров (300 футов), прежде чем она обрушилась. Бекфорд позже говорил, что ему было жаль того, что он сам не видел этого обрушения. Новая башня, снова высотой 90 метров, была закончена 6 лет спустя. Однако и она рухнула. Бекфорд сразу же начал строить ещё одну, на этот раз из камня, и эта работа была закончена через семь лет.
Здание было украшено серебром и золотом. От центральной восьмиугольной комнаты, находившейся под башней, отходили четыре длинные галереи. Входные двери имели высоту 35 футов (10 метров). Окончательно о завершении строительства было заявлено в 1813 году.
«Женщина, облаченная в солнце, убегает от преследования дракона»работа архитектора У такого удивительного здания была невероятно увлекательная история создания и не менее интересными были люди, стоявшие за этим творением.
Уильям Томас Бекфорд (1 октября 1760 - 2 мая 1844), английский романист ; коллекционер произведений искусства и покровитель произведений декоративно-прикладного искусства, критик, писатель-путешественник, рабовладелец, а иногда и политический деятель , в какой-то период своей жизни слыл самым богатым простым человеком в Англии. Его родителями были Уильям Бекфорд и Мария Гамильтон, дочь достопочтенного. Джордж Гамильтон . Он был членом парламента для Уэллса с 1784 по 1790 год, для хиндона с 1790 по 1795 год и с 1806 по 1820 год.Википедия site:livepcwiki.ru
Уильям Бекфорд был баснословно богат. Он был единственным наследником лондонского лорда-мэра, одного из самых богатых аристократов в Англии. Он владел большей частью Ямайки. На обширных плантациях Бекфордов работали тысячи темнокожих рабов. Семья Бекфорд почти сто лет была монополистом на рынке сахара в Вест-Индии. Когда мальчику было десять лет, отец умер, оставив ему 1 миллион фунтов стерлингов в наследство. Это обеспечило Уильяма годовым доходом в размере 100 000 фунтов стерлингов. В те годы это была фантастическая сумма.
Apocalypse by Benjamin West Апокалипсис Бенджамина Уэста Мама мальчика делала для него всё возможное. Она безумно его любила и старалась, чтобы он получал в этой жизни всё самое лучшее. У него было самое блестящее образование, самые чудесные учителя. Мать уговорила самого Моцарта, чтобы тот давал Уильяму уроки игры на фортепиано. Королевский архитектор Сэр Уильям Чемберс учил его рисованию. Лорд Байрон называл Бекфорда «самым богатым сыном Англии». Молодой человек на полную катушку использовал все те преимущества, которые могло дать богатство.
Уильям Бекфорд любил одиночество и был мечтателем.
Мальчику прочили политическую карьеру, но он был личностью совершенно другого склада. Его крёстный, видный политический деятель Питт-старший был весьма недоволен юношей. Он писал о нём, что тот состоит лишь из огня и воздуха. Питт надеялся, что со временем должная мера земной плотности придёт к Уильяму и довершит его характер. Этим надеждам не суждено было сбыться.
«Очертания Фонтхилла и его аббатства» Джона Раттера; опубликовано автором, 1823 г
Юноша был нежным мечтателем, любившим природу и уединение. С детства он писал прекрасные фантастические истории о встрече с Паном в лесу, о Дивах и Джиннах, которые свивались из клочьев тумана. Мальчик грезил, как он плывёт вместе с аргонавтами на поиски золотого руна. Это стало привычкой. Таково было свойственное ему состояние духа. Юноша всей душой отвергал свет и политику. Это его совсем не интересовало. Его манило воображение. Позже он напишет великолепный роман, где расскажет все свои невероятные видения.
Роман Бекфорда стал мировой классикой.
Когда Уильяму исполнилось двадцать четыре года, он угодил сразу в два громких скандала. Один касался любовной связи с Луизой Бекфорд, женой его двоюродного брата. Другой — с прекрасным юношей по имени Уильям Кортни. Тот был будущим девятым графом Девона, младшим на восемь лет. Поговаривают, что Бекфорд совратил Кортни, когда тому было всего десять. Кроме того, любил устраивать настоящие оргии при участии своей возлюбленной Луизы и юного любовника.
Left: William Beckford by George Romney, 1781-82; The National Trust, Upton House, Warwickshire. Однажды Бекфорд узнал, что у Уильяма есть другой любовник. Он был так зол, что ворвавшись в комнату юноши отстегал того хлыстом. На шум сбежались гости. Увиденное поразило общество. Кортни был в одной рубашке в странной позе, а Бекфорд стоял над ним с хлыстом. Репутация Уильяма была безнадёжно испорчена и ему пришлось буквально бежать из страны.
Уильям Кортни.
Уиьям Бекфорд много путешествовал и наконец занимался тем, что ему действительно по душе. Он написал в это время своё самое известное произведение. Это был готический роман под названием «Ватек». Как хвастался автор, на написание произведения у него ушло всего три дня и две ночи.
Бекфорд за свою писательскую карьеру написал несколько других книг. Среди них: «Сны, мысли наяву и происшествия» (1783 г.), «Мемуары выдающихся художников» (1780 г.) и «Письма из Италии с эскизами Испании и Португалии» (1834 г.). Все эти произведения не принесли ему славы. Стал он знаменитым, как безумно эксцентричный и экстравагантный архитектор и коллекционер.
Миссис Уильям Бекфорд.
За годы странствий Бекфорд успел жениться на Маргарите Гордон. К сожалению, через три года женщина умерла. Злые языки поговаривали, что Уильям приложил к этому руку. У историков нет единого мнения по поводу отношения Бекфорда к супруге. Одни считают, что он действительно имел отношение к её безвременной кончине. Другие, напротив, утверждают, что он питал к Маргарите глубокую любовь и нежность, до конца дней скорбя о её потере. Когда годы спустя Уильям вернулся в Англию, он решил построить для себя сенсационный особняк Fonthill Abbey. С этой целью он нанял архитектора Джеймса Вятта, чтобы тот его спроектировал. У Вятта была репутация редкого таланта.
Джеймс Уаетт
Джеймс был сыном фермера. В юные годы он увлёкся архитектурой. Целых шесть лет он изучал эту специальность в Италии. Там он успел поработать чертёжником под руководством знаменитого итальянского художника Антонио Визентини. Молодой человек однажды делал замеры и чертежи купола базилики Святого Петра.
При этом он лежал спиной на лестнице, которая была повешена к куполу на высоте сто метров. Там не было перил и люльки. Когда молодому архитектору было двадцать четыре года он спроектировал в Лондоне выставочный зал «Пантеон». Гораций Уолпол, историк и писатель назвал его «самым красивым зданием в Англии».
Зал аббатства Фонтхилл.
Несмотря на свою гениальность, Джеймс , был не очень порядочным человеком. Талантливый архитектор был алкоголиком. Он был чрезвычайно забывчив и неорганизован. В бытность свою генеральным инспектором он постоянно забывал о своих обязанностях. Однажды даже выяснилось, что один сотрудник находился у Уаетта в отпуске почти три года.
К крайнему неудовольствию Бекфорда, Уайетт часто отсутствовал — пьянствовал или работал над другими проектами. Как раз в тот момент, когда в Фонтхилле разражалась очередная катастрофа и пятьсот рабочих либо спасались бегством, либо бездельничали в ожидании указаний сверху, Уайетт был поглощен большим проектом: строил королю Георгу III новый дворец в Кью, на западе Лондона. Трудно сказать, почему Георгу III взбрела в голову эта идея, ведь у него уже был один отличный дворец в Кью, но так или иначе Уайетт спроектировал для короля весьма внушительное сооружение (за свой пугающий вид прозванное Бастилией) — одно из первых зданий мира, при возведении которого в качестве стройматериала использовался чугун.
Мы не знаем точно, как выглядел этот дворец — он не сохранился и не осталось ни одного рисунка с его изображением, — но, скорее всего, это было весьма впечатляющее здание, почти целиком выполненное из чугуна, за исключением дверей и половиц. Наверное, не слишком уютно жить в огромном кухонном котле. К несчастью, пока на берегу Темзы шла стройка, король начал терять зрение, а заодно и интерес к тем вещам, которые не мог разглядеть. Мало того, он никогда не испытывал особенной симпатии к Уайетту. Поэтому, когда здание было уже наполовину возведено (и поглотило более 100 000 фунтов стерлингов), работу резко прервали. Лет двадцать дом стоял недостроенным, а потом новый король Георг IV велел его снести.
Бекфорд забрасывал Уайетта возмущенными письмами. «В каком вонючем трактире, мерзкой таверне или сифилитическом борделе вы прячете свою грязную дряблую задницу?» — вопрошал он, заодно обзывая Уайетта сутенером. Каждое письмо представляло собой длинный перечень гневных и изобретательных оскорблений. Уайетт, естественно, был взбешен. Однажды он в очередной раз бросил стройку в Фонтхилле и уехал в Лондон, якобы по срочному делу, но через три мили заехал в другое поместье Бекфорда, где случайно встретился с одним из своих приятелей-выпивох. Там их неделю спустя и обнаружил взбешенный Бекфорд — напившихся до беспамятства, в окружении множества пустых бутылок.
Уайетт по-прежнему бывал на стройке лишь периодически, а Бекфорд постоянно пребывал по этому поводу в бешенстве. В начале сентября 1813 года, сразу после своего шестьдесят седьмого дня рождения, Уайетт возвращался в Лондон из Глостершира вместе с клиентом; карета перевернулась, и он сильно ударился головой. Удар оказался смертельным. Архитектор скончался почти мгновенно, оставив свою жену без единого пенни.
Все недостатки Джеймса не могли помешать его востребованности и популярности. От клиентов он никогда не отказывался. Из-за обилия заказов у архитектора не было возможности уделять нуждам клиентов необходимое количество времени. Уильяму пришлось познать это в полной мере на собственном горьком опыте.
Внутренний двор аббатства Фонтхилл.
Строительство аббатства Фонтхилл началось в 1796 году. Из-за безалаберности Уаетта Бекфорду приходилось руководить строительными работами лично.
Графические и литературные иллюстрации аббатства Фонтхилл, Уилтшир - с геральдическими и генеалогическими пометками семьи Бекфорд (1823 г.)
Бекфорд нанял полтысячи рабочих. Они трудились днём и ночью. Чуть позже он привёз ещё столько же. Людей, которые занимались возведением новых королевских покоев в Виндзорском замке, Уильям соблазнил выдачей эля. Все повозки в округе он реквизировал для перевозки строительных материалов. В качестве компенсации Бекфорд, когда было холодно, сам бесплатно доставлял уголь и одеяла бедным.
Архитектор спроектировал воистину фантастический особняк. Огромный дом с восьмиугольной башней в центре. Башня была столь невероятно высокой, что рушилась дважды. Однажды Бекфорд приказал своим работникам поторопиться, чтобы успеть приготовить на новой кухне обед. Как только всё было готово, башня рухнула, похоронив под собой кухню.
Дом был просто грандиозным. Несмотря на всё своё внешнее великолепие внутри было довольно мрачно и темно. Большая часть здания не отапливалась, а освещали помещение всего несколько свечей. Спальни походили на монашеские кельи. В некоторых даже не было окон. В спальне хозяина была лишь односпальная кровать.
Бекфорд проживал в этом громадном особняке в полном одиночестве. Он один сидел за пятнадцатиметровым столом во время обеда. Несмотря на это слуги готовили каждый день на двенадцать персон. Гостей Уильям принимал лишь однажды на Рождество. Его посетили адмирал Нельсон и леди Гамильтон. Для того, чтобы сохранить своё уединение, вокруг аббатства был возведён высокий забор, который венчали огромные железные шипы.
Эмма Гамильтон и Горацио Нельсон.
Эксцентричный миллионер жил в аббатстве Фонтхилл до 1822 года. Потом случилось так, что он потерял две из своих сахарных плантаций на Ямайке. После этого Бекфорд был вынужден продать своё архитектурное детище. За особняком не ухаживали. За три года ни разу не производился ремонт. В 1825 году башня Фонтхилл рухнула в последний раз.
Руины аббатства Фонтхилл сегодня.
Уильям Бекфорд переехал в Бат. Там он нанял местного архитектора Гудриджа, чтобы тот построил для него новую башню. Она была гораздо скромнее размерами, но тоже весьма впечатляюща. Башня Лэнсдаун (или Башня Бекфорда) всё ещё цела, в отличие от аббатства Фонтхилл.
Башня Бекфорда в Бате.
Почти треть дома оказалась похоронена под грудой обломков башни, и здание стало непригодным для жизни. Форквар отнесся к своему несчастью с философским спокойствием, заметив, что теперь его жизнь существенно упростилась, ибо отпала необходимость ухаживать за огромным жилищем. В следующем году он скончался, не оставив завещания, но никто из его родственников не захотел принимать во владение Фонтхилл. Вскоре то, что осталось от дома, снесли."
Руины аббатства Фонтхилл. Здание было снесено в 1845 г. До наших дней дошла лишь часть северного крыла с четырехэтажной башней. Sic transit gloria mundi...
Источники:
https://kulturologia.ru/blogs/300521/49986/
https://tito0107.livejournal.com/1106028.html
http://beckford.c18.net/wbfonthill.html
Серия сообщений "Музеи Великобритании.": Часть 1 - Достопримечательности Англии.Часть2.Археологические памятникиЧасть 2 - Лондонский музей Альберта и Виктории.Часть1.История.Экспозиции музея копий....Часть 21 - Прикладное искусство музея Собрание Уоллеса:стекло,хрусталь,фарфор,майоликаЧасть 22 - Музеи мира: музей естественной истории,Лондон(Natural History Museum)Часть 23 - Аббатство Фонтхилл(Fonthill Abbey) и его эксцентричный хозяин