-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47454
Комментариев: 17029
Написано: 70954


О моде..."Кружевная" история и Живопись...

Суббота, 22 Мая 2021 г. 06:32 + в цитатник
Цитата сообщения Panter_Woman

Золотые кружева, Кружева к моим загадкам,
Я плету в незнаньи сладком Золотые кружева.
М. Шагинян

2671-1.jpg

Нежное, изящное, изысканное, кружево так подчеркивает нашу женственность! Конечно, сейчас, за редким исключением, мы имеем дело с машинным кружевом. Но машинным способом их стали изготавливать только с 30-х годов XIX века, а до этого прекрасные узоры создавались исключительно тонкими пальчиками мастериц.

Charles-Amable-Lenoir1.jpg

Существует два вида классического кружева – шитое иглой и плетеное на коклюшках. Шитое, гораздо более трудоемкое и поэтому очень дорогое, украшало одежду людей богатых, а плетеное было распространено и в народном костюме. Кружево в классическом понимании возникло в Европе примерно на рубеже XV-XVI веков, и родиной его считается Италия. Знаменитые венецианские кружева сначала выглядели очень просто – узкие полоски с простым геометрическим орнаментом, самый известный из них – "ретичелла" (сеточка). Постепенно узоры усложнялись - появлялись изображения цветов, листьев, животных и людей. Их хлопковых и льняных нитей делали шитый гипюр, а для коклюшечных кружев использовали шелк и шесть разных цветов, золотые и серебряные нити. Помимо Венеции, "кружевными" центрами были Флоренция, Генуя и Милан.

0_d06d0_40e98dde_XL.jpgJERRY-BARRETT-1.jpg

Суконное с витрины покрывало Откинули — и кружево предстало
Узорное, в воздушных пузырьках. Подобье то ли пены, то ли снега.
И к воздуху семнадцатого века Припали мы на согнутых руках.
А. Кушнер. "Кружево"

Ary-Scheffer.jpg1ce5c3e9bf0820f9697a189e3dda98cf.jpg30e96665bf41.jpg41791-2.jpg

Второй важнейший центр кружевоплетения – это, без сомнения, Фландрия (современные Бельгия и часть Нидерландов). Именно оттуда ведут свою историю знаменитые фламандские или брюссельские кружева. Их делали только из местного льна высочайшего качества, который прялся в ужасных для работниц условиях – только в сырых помещениях, чтобы нить сохраняла эластичность. Кружева были не белыми, а розоватыми, из-за особого оттенка льна. Орнаменты выплетались самые разнообразные, а фоном служил тончайший кружевной тюль.

Franz-Schrotzberg.jpgch_39.jpgAdalbert-Begas.jpgAmiconi-Bernardo.jpg

Мода на кружева во Франции пошла "с легкой руки" королев-итальянок – Екатерины и Марии Медичи. Ввоз итальянских изделий был очень дорог, и к началу XVII века французы наладили собственное производство. Будучи законодателями европейской моды, французские мастера и в этом ремесле вскоре обошли итальянцев и фламандцев. Французское кружево, – более мелкое, нежное и изящное, отличалось разнообразием фонов и орнаментов.

Henriette-Maurus.jpgCharles-Francois-Jalabert.jpg62888.jpgFranz-Xaver-Winterhalter-1805-1873.jpg

В других европейских странах тоже развивалось кружевное ремесло. В Шотландии моду на кружева ввела королева Мария Стюарт, которая сама была прекрасной мастерицей. А в Англии, где производилось очень красивое бедфордское кружево с птичьим орнаментом, главными "кружевницами" были мужчины! В Испании придумали черное и черное с золотом кружево, которое шло на мантильи и отделку вееров. На Кипр и греческие острова традиции кружевоплетения завезли итальянцы, но местные мастерицы привнесли в орнаменты национальный колорит. В Дании и других скандинавских странах делали плотное шерстяное кружево, а в Ирландии изобрели новый способ изготовления – вязание крючком.

Georg-Martin-Ignaz-Raab.jpgGiuseppe-Tominz.jpgHans-Makart.jpgCharles-H.M.-Kerr.jpg

В XVI- XVII веках кружево пользовалось огромной популярностью. Им украшали костюмы кавалеров и придворных дам, военных и священнослужителей. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, вееров и перчаток, для украшения кроватей, тронов и алтарей.

TRETY-SUPRUGA---MARIY-ALEKSEEVNA-MATAVTINA-18691919..jpgtumblr_6f34005c3b492c933a1b83bbe52b0d8a_2340d99e_1280.jpgAdolf-Pirsch.jpg

В XIX веке кружево уходит из мужского костюма, зато дамы щеголяют в платьях, перчатках, шарфах, целиком изготовленных из этого материала. Вошло в моду постельное и столовое белье, отороченное кружевами, появились изящные кружевные зонтики.

i.jpgRoberto-Bompiani.jpg

В России кружева были известны и до XVIII столетия, но активное развитие ремесла началось, когда Петр I "выписал" из Голландии кружевниц для обучения русских девушек. Помимо всем известных вологодских льняных кружев, существовали новгородские, тульские, рязанские, ярославские, тверские. Развивалось кружевоплетение в монастырях, этим видом рукоделия занимались как девушки-дворянки, так и крепостные мастерицы. "Неузорницей" неодобрительно называли девушку, не владеющую этим искусством. Кружева были непременной частью приданого невесты из любого сословия.

TROPININ-VASILII-ANDREEVIC.jpgTROPININ.jpg

Мастерица над станом клонится И, коклюшками шевеля,
Где за ниткою нитка гонится, Песню ткет про тебя, земля.
Пальцы, легкие и проворные, Заплетают, вспорхнув едва,
Как мороз по стеклу, узорные Вологодские кружева.
В. Рождественский "Вологодские кружева"

5da586cb4b40151a9829068d-preview.jpg

Вологодские кружевницы (репродукция картины) Крюков Н.И.

VERESAGIN-VASILII-PETROVIC.jpg

Рубрики:  ДАМСКИЕ ШТУЧКИ/журнал мод