" То, что местом действия своего романа мсье Леру избрал Парижский Оперный Театр в его настоящем виде, изображая реально существующее здание с точностью до детали, хорошо показано в описании театра, взятого из статьи, опубликованной в журнале "Скрибнер" в 1879 году, вскоре после завершения работ по его строительству".
"Парижский Оперный театр."
центральный...южный фасад
северный фасад
История, как все женщины, капризна и непредсказуема. Как часто ходом событий управляли случайные мелочи, досадные ошибки, прихоти и слабости человеческие. Как часто история сводит в одной точке разных людей и связывает их судьбы воедино. История Национальной академии музыки и танца началась в 1669 году. Король Людовик Четырнадцатый выдал патент поэту Перрену и композитору Камберу на создание в Париже Королевской академии музыки.
Западный фасад
Восточный фасад
3 марта 1671 года Королевская академия музыки соединилась с Королевской академией танца и ознаменовала союз постановкой музыкальной трагедии "Помона", написанной Перреном и Камбером. Со времени своего основания Королевская академия музыки и танца тринадцать раз меняла театр. Спектакли шли в театре на рю де Валуа, в Пале-Рояль, в театре Ле Пелетье - до тех пор, пока в одной "точке истории" не встретились три человека...
Наполеон III ,Шарль Гарнье, Жорж Эжен Осман
Во Франции миновала эпоха Просвещения, прошла Великая французская революция, на престоле побывал Наполеон Бонапарт. И вот, 2 декабря 1852 года, за три с небольшим года до своей "точки истории", на престол взошел Луи-Наполеон Бонапарт, известный нам под именем Наполеон III. Он начал активно поднимать экономику страны, поощрял строительство железных дорог.
Во внешней же политике он придерживался авторитарного стиля. И в итоге 14 января 1858 года произошло то, что и привело Наполеона в нужную "точку": возле театра Ле Пелетье итальянский революционер Орсини совершил покушение на императора. Не обошлось без жертв, но сам Наполеон не пострадал. Однако с тех пор опасался нового покушения. Около театра Ле Пелетье. И он задумал построить новый театр.
Барон Жорж-Эжен Осман (или Хаусман, ведь у барона были немецкие корни) пришел в "точку истории" по убеждениям. Он поддерживал Наполеона, когда тот был еще президентом республики, радовался его восшествию на престол. 9 июня 1857 года Наполеон сделал барона префектом Парижа - по сути, единоличным его хозяином.
Сторонник прогресса, Осман решил кардинально изменить облик города, для чего безжалостно стал избавляться от старых построек, навлекая на себя гнев обывателей. Стараниями барона Париж приобрел вид, дошедший до наших дней. Желание императора построить новый театр удачно совпало с планами Османа создать сеть дорог для разгрузки траффика. Новый театр удачно вписывался в концепцию третьей из крупнейших развязок. Кроме того он также становился центром, где сходилось несколько новых бульваров
Ну а Шарль Гарнье, третий участник "точки истории", молодой (к моменту начала строительства ему исполнилось всего тридцать пять лет) и амбициозный, вернулся в Париж недавно. Он изучал архитектуру в Италии и Греции. Когда был объявлен конкурс на проект нового театра, он решил принять участие - и не ошибся.
Существует расхожий анекдот. Императрица Евгения была против проекта Гарнье, считая его безвкусицей, в которой отсутствует стиль. На что Гарнье ответил: "Это здание - в стиле Наполеона III", что и склонило чашу весов в его пользу. За очень короткий срок - всего месяц - для подготовки плана подал заявки 171 архитектор. Основным фаворитом называли Вилль ле Дюка, придворного архитектора. И однако жюри, состоящее из министров и членов Академии изящных искусств, выбрало проект Гарнье
."Новый Оперный Театр, строительство которого было начато в годы Империи и завершено под знаменем Республики, является самым совершенным зданием подобного рода в мире и, во многих отношениях, самым красивым. Ни в одной из европейских столиц не найдете вы театра, столь продуманного в обустройстве и исполнении, впрочем, как и ни одного здания, равного по своей грандиозности и великолепию".
1892
1916
Гарнье с энтузиазмом берется за работу. Он еще не знает, с какими препятствиями ему предстоит столкнуться, его еще не постигало отчаяние, разочарование, он еще не хочет все бросить и разорвать контракт. Его энтузиазм вскоре натолкнулся на первую преграду: от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Вода постоянно просачивалась под фундамент, и, чтобы изолировать ее, Гарнье пришлось строить толстые двойные стены.
"Место под строительство Оперного Театра было определено в 1861 году. Для подобного сооружения требовался исключительно крепкий и глубоко заложенный фундамент. Ни для кого не было секретом, что препятствием в процессе строительства станет вода, но никто не мог предвидеть, на какой глубине и в каком количестве она будет обнаружена. Предельная глубина фундамента была необходима в связи с конструкцией сцены, основание которой надлежало установить на каркас, на глубине в 15 метров.
Фундамент требовалось заложить в пропитанную водой почву, которая, вместе с тем, должна было быть достаточно твердой, дабы выдержать вес в 10,000 тонн, и, несмотря на парадоксальность, быть абсолютно сухой, так как подвалы здания были спланированы как помещения для хранения декораций и реквизита. В процессе закладки фундамента котлован оставался сухим благодаря безостановочной работе восьми паровых насосов, круглосуточно, со второго марта по тринадцатое октября, откачивавших воду. Основание, в последствии ставшее полом подвала, было залито двумя слоями бетона, двумя слоями цемента и одним слоем битума.
Стены состояли из внешней перемычки, выполнявшей функцию кессона, кирпичной кладки, цементной прослойки и, собственно, самой стены, толщиной в один метр. После проведения всех черновых работ, подвальные помещения были временно залиты водой, которая, проникая в мельчайшие расщелины, блокировала их естественными отложениями, чего невозможно было достичь посредством ручной работы. На строительство здания ушло двенадцать лет, в течение которых меры безопасности, принятые при строительстве подвалов, полностью оправдали себя, демонстрируя прочность стен и полнейшую водонепроницаемость ".
19 июля 1870 года Франция объявила войну. До этого были и попытки экспансии в Мексике, и "опиумная война" с Китаем. А после Наполеон III решился на заигрывания с Пруссией, которая вела борьбу с Австрией за объединение германских земель. Бисмарк довольно быстро победил Австрию, чем неприятно удивил Наполеона, думавшего, что война будет затяжной. Однако численное и техническое преимущество было на стороне Пруссии, о чем еще пожалеет император Франции. И он пожалел. Его войска уже на границе стали терпеть поражения, а вскоре император и его маршал Мак-Магон были захвачены в плен. В Париже начались народные волнения: 4 сентября в Тюильри была провозглашена республика.
Пока депутаты метались в поисках выхода из сложившегося положения (Бисмарк навязывал крайней невыгодные для Франции условия заключения мирного договора), в Париже начались народные волнения. Город был оккупирован прусскими солдатами, жители роптали. 28 марта 1871 года была провозглашена Коммуна. Началась гражданская война, закончившаяся крахом Коммуны 28 мая.
События 1870-го года прервали работы в самом их разгаре, и недостроенное здание Оперы было направлено на новое, неожиданное использование: на время осады оно было обращено в военный склад, наполненный бесчисленным количеством разнообразных запасов. Сразу после осады здание попало в руки Коммуны, и крыша театра стала ни чем иным, как воздухоплавательной станцией. Однако урон, нанесенных зданию в ходе этих событий, был не значительным.
Главный вход.Лестница
Еще два года Париж лихорадило. Горожане то хотели вернуть империю, то поддерживали республику, и только 24 мая 1873 года президентом избрали маршала Мак-Магона. Говорят, что после подавления восстания коммунаров, еще в 1871 году, подвалы недостроенного театра использовали как застенки, где тайком перевешали всех преступников. 28 октября 1873 года случился пожар, вовремя погашенный. Немного ранее, еще до войны, в ночь с 28 на 29 августа 1869 года толпа вандалов забросало бутылками с чернилами скульптуру Жана-Батиста Карпо "Танец". Ее сочли чересчур фривольной: в центре размещается юноша с бубном в руках, вокруг него - пять танцовщиц в непринужденных позах. Эта скульптура украшает фасад здания. В 1932 году изготовили копию скульптуры, а подлинник отправили в музей. ...И все же строительство было завершено. Оно длилось без малого пятнадцать лет.
"Камень, использовавшийся в строительстве театра, приобретался в Швеции, Шотландии, Италии, Алжире, Финляндии, Испании, Бельгии и Франции. В ходе работ над экстерьером, здание было заключено в деревянный саркофаг, застекленный тысячами прозрачных оконных панелей. В 1867 году толпа, вооруженная молотами и топорами, освободила здание от "оков", открыв всеобщим взорам величественное сооружение. Ни одна картина не в силах отобразить богатство его красок и гармоничное сочетание тонов, достигнутое посредством умелого использованием разнородных материалов. Общий вид переднего фасада завершает купол зала, увенчанный бронзовым навершием и изысканно украшенным позолотой. Чуть далее, на одном уровне с башнями Нотр-Дама, расположены фронтон сценической части здания, Пегасы, работы Лекесна, возвышающиеся на всех концах крыши, и бронзовая фигура, выполненная Милле, представляющая собой Аполлона, поднимающего золотую лиру, являющуюся наивысшей точной здания. Следует заметить, что скульптура Аполлона имеет не только орнаментальное, но и функциональное назначение, так как его лира выполняет функцию громоотвода".
Возвышаясь над большим 10-ступенчатым подъездом, вход в вестибюль открывают семь полукруглых арок, разделенных скульптурными группами, среди которых - "Танец" Жана-Батиста Карпо. Этажом выше фойе переходит в галерею с восемью двойными коринфскими пилястрами из равьерского камня, которые дублируют маленькие колонны, обрамляющие оконные ниши, украшенные бюстами композиторов из позолоченной бронзы. Над лоджией господствует аттик, вдоль которого расположены соединенные гирляндами 53 античные маски из позолоченной бронзы работы Жана-Батиста Клагмана. Выше - две бронзовых скульптурных группы Шарля-Альфонса Гюмери, символизирующие справа - Гармонию, слева - Поэзию. Наконец, купол из серо-зеленой меди, оттененный золотом и увенчанный композицией Эме Милле "Аполлон между Танцем и Музыкой, поднимающий над головой золотую лиру".
Театр в цифрах:
Площадь: 11237 кв. м. Длина: 173 м. Максимальная толщина: 125 м. Высота от фундамента до пика Лиры Аполлона: 73,6 м. Парадная лестница: 30 м. в длину. Гранд Фойе: 18 м. в высоту, 54 м. в длину, 13 м. в ширину. Аудитория: 20 м. в длину, 32 м. в глубину, максимум 31 м. в ширину. Люстра весит 8 тонн. Сцена: 60 м. в высоту, из них 45 м. пилона. 15 м. помещение под сценой. 27 м. в глубину и 48,5 м. в ширину (16 м. занимает авансцена).
Число мест: 2156.
По завершению строительства театру присвоили название Национальная академия музыки. Открытие театра состоялось 15 января 1875 года. На церемонии присутствовали президент Мак-Магон, Шарль Гарнье с супругой и другие официальные и неофициальные лица.
"Зрители, миновавшие первые десять ступеней театра и портал, вступают в вестибюль, где их "встречают" скульптуры Люлли, Рамо, Глюка и Генделя".
Как дань эпохе просвещенья И благородной простоте, В своем скульптурном воплощеньи На постаментах стоят те, Чии волшебные клавиры, Преобразив театра дух, Подобно чистым звука лиры Поныне наш ласкаю слух...
"Следующие десять ступеней, выполненные из зеленого шведского мрамора, ведут ко второму вестибюлю, отведенному для распространителей билетов. Посетители, входящие в театр через павильон, предназначенный для прибывающих на экипажах, проходят через холл, где располагаются кассы театра. Перед тем, как попасть в амфитеатр, большее число посетителей проходит по просторному круговому вестибюлю, расположенному непосредственно под зрительным залом. Своды данной части здания поддерживаются шестнадцатью колоннами с канелюрами из юры, украшенными белыми капителями, образующими единую крытую галерею. Это место отведено для слуг, ждущих своих господ, и зрителей, ожидающих подачи экипажей".
"Третий вход в театр, расположенный на удалении от остальных, является служебным. Эта же часть здания была отведена под личное пользование императора Наполеона и предполагала наличие в ней передней залы для охраны; гостиной для адъютантов; большой и малой гостиных для императрицы; гардеробной и других комнат.
Кроме того, близ входа в театр, должны были находиться стойла для трех карет и двадцати одной лошади эскорта; станция для отряда, состоящего из тридцати одного человека и десяти солдат почетной гвардии, и стойла для лошадей оных; сверх того, гостиная для пятнадцати или двадцати слуг. Таким образом, в данной части здания должны были разместиться около сотни человек, пятидесяти лошадей, и полдюжины экипажей. Падение императора внесло некоторые изменения, но, для экстренных случаев, по-прежнему, существует необходимый резерв".
Новаторский замысел, идеальные формы, и редкостная красота материалов, безусловно делают главную лестницу театра одной из его жемчужин. Перед посетителями, только что миновавшими холл, именуемый "subscribers' pavilion", предстает восхитительный вид: с этой точки виден свод, образуемый центральной частью лестничной площадки; она, и колонные ее поддерживающие, выполненные в эшейонском камне, украшены арабесками и богатым орнаментом; беломраморные ступени, и редкий красный мрамор балясин, удивительно сочетающиеся с розетками из зеленого мрамора, поддерживают балюстраду из оникса. Справа и слева от главной площадки, плавно изгибаясь, спускаются лестницы.
Отсюда же можно видеть этаж с первым рядом лож. Этаж украшают тридцать монолитных колонн, вырезанных из пиренейского мрамора, с беломраморными цоколями и капителями. На противоположных стенах располагаются пилястры из камней персикового и фиалкового цвета. Более пятидесяти блоков были извлечены из каменоломен, прежде чем были найдены тридцать идеальных монолитов".
Пройдя рядами анфилады Парад великосветских мод Вступает в стройные аркады: Их строгим взорам предстает Волшебный вид - ступени к залу, Камней изысканный расцвет, Что отбирали много лет Со всего света мал-помалу..
Главное фойе
"Танцевальное фойе имеет особое значение для завсегдатаев Оперы. Это место куда, в соответствии с правилами, установленными в 1870-м году, между антрактами допускаются зрители, посещающие три спектакля в неделю по абонементам. Три гигантских зеркала занимают все пространство задней стены зала, освещаемого люстрой в сто семь светильников. Среди картин, двадцать овальных медальонов, на которых изображены двадцать самых знаменитых танцоров с момента появления во Франции оперы, и четыре панно кисти Буланже, изображающих "Военный Танец", "Сельский Танец", "Любовный Танец" и "Вакхический Танец".
Танцовщицы, принимающие в этом зале поклонников, в то же время могут отшлифовывать свои па. Станок, для безопасности танцовщиц, отделан бархатом, полу придан наклон, соответствующий сценическим требованиям, что позволяет исполнителям готовиться к выступлению в максимально приближенных к спектаклю условиях. Певчий зал (singers' foyer), располагающийся на том же этаже, менее практичен, так как вокалисты редко покидают гримерные до момента их вызова на сцену. Этот зал украшают тридцать панно с портретами оперных артистов, снискавших всеобщее признание".
На стенах, росписью увитых, Портреты именитых лиц: Певцов, танцоров, танцовщиц, Всему Парижу знаменитых...".
"Дабы провести небольшой подсчет, достаточно прибыть в театр за час до начала представления и расположиться рядом с консьержкой: первыми прибывают плотники, которым всегда далеко за семьдесят. За ними следуют драпировщики и обойщики, в чьи обязанности входит расстилание ковров, вешание занавесей и пр.; газовщики, и бригада пожарных.
Следом прибывают клакеры, посыльные, бутафоры и реквизиторы, костюмеры, парикмахеры, статисты и, наконец, артисты. Статистов около сотни: некоторых нанимают сроком на год, но массовку, как правило, набирают в "последнюю" минуту. Обычно это простые рабочие, ищущие возможности дополнительного заработка. В театре около сотни хористов, и около восьмидесяти музыкантов".
"Среди прочих, в театре работают конюшие, чьи лошади поднимаются на сцену при помощи подъемных устройств; электрики, обслуживающие батареи, вырабатывающие электричество; гидравлики, ответственные за водные представления, как в балете Le Profeta; флористы, наряжающие сад Маргариты, и группа других рабочих сцены.
потолок зрительного зала росписи М.Шагала
Для персонала предусмотрены следующие помещения: восемьдесят гримерных для артистов, каждая из которых включает в себя небольшую переднюю, саму уборную и скромный гардероб; одна общая уборная для шестидесяти хористов; уборная для пятидесяти хористок; три общих уборных для тридцати четырех танцоров; четыре общие уборные для двадцати танцовщиц разного уровня; одна общая уборная на сто девяносто статистов и т. д."
"Несколько цифр, взятых из статьи, могут дать представление о размерах и удобствах театра: "В здании 2531 дверь и 7593 ключа их отпирающих; строение отапливают 14 печей; если соединить все газовые трубы, то получится труба длиною в 25 километров; 9 резервуаров, и два накопителя, вмещают 84000 литров воды, распределяемой по 22829 трубам, диаметром от 60 до 120 см; 538 человек приписаны к местам их переодевания. За музыкантами закреплено фойе с сотней шкафов для хранения инструментов".
"Все окружающее вызывало изумление и восхищение. Гигантские лестницы и величественные холлы, невыразимых размеров фрески и громадные зеркала, золото и мрамор, атлас и бархат встречают вас на каждом шагу".
Повсюду гордое величье: Картины, фрески, зеркала, Колонны в мраморном обличьи, Атлас и злато без числа...."
Почти все действие романа Леру происходит в здании Гранд Опера. Гранд Фойе, Танцевальное Фойе, гримерные, колосники, подсобные помещения, подвалы, крыша... Зрительный зал, сцена, ложа номер пять - знаменитая ложа Призрака Оперы...
Машинерия под сценой Harenberg Verlag, Dortmund
В сумраке возвышались восемь больших полированных колонн, которые казались волшебными столбами, попирающими угрожающе наклонившуюся, готовую рухнуть скалу, основанием которой служили круговые параллельные линии, образованные ложами первого, второго и третьего ярусов. Сверху, с самой вершины скалы, затерянной в медно-желтом небе господина Ленепве, вниз смотрели некие лица, которые гримасничали и ухмылялись, издеваясь над беспокойством Моншармена и Ришара. Впрочем, в обычное время это были серьезные лица.
Они звались: Изида, Амфитрида, Геба,Флора, Пандора, Психея, Фетида, Помона, Дафна, Клития, Галатея, Аретуза. Да, сама Аретуза и Пандора, печально известная своим злополучным ящиком, взирали на новых директоров Оперы, которые в конце концов ухватились за какой-то обломок судна и оттуда молча уставились на ложу номер пять первого яруса.
Г. Леру.
C момента своего открытия театр стал одним из центров культурной жизни. В Гранд Опера ходили не только - и не столько - смотреть спектакли (а надо отметить, что в театре впервые были поставлены такие оперы как "Робер-Дьявол" и "Пророк" Мейербеера, "Жидовка" Галеви, вторая редакция "Фауста" Гуно и другие), сколько побывать в гримерных танцовщиц и певиц, прогуляться по Танцевальному Фойе, подняться по парадной лестнице. И раскланяться с такими же посетителями. Весь высший свет встречался на ступеньках театра, где, кстати говоря, проводили и балы, в том числе маскарадные.Из трех человек, попавших в "точку истории", только Шарль Гарнье смог увидеть счастливую и долгую жизнь своего проекта. И Наполеон Третий, и барон Осман умерли, не дожив до окончания строительства.
В 1989 году на площади Бастилии построили современное здание театра, рассчитанное на бОльшее, чем Гранд Опера, число мест. С тех пор оперные спектакли идут там, а балеты ставят в Гранд Опера. Однако дирекция, уступив многочисленным просьбам поклонников оперного искусства, разрешила постановку опер на подмостках Гранд Опера - с 1996 года там можно посмотреть в сезон один спектакль. Несколько лет назад в здании проводили реставрационные работы. На какое-то время театр был закрыт для посетителей, но сейчас его открыли снова.
В настоящий момент в Национальной академии музыки существует балетная школа, функционирует обширная библиотека и открыт небольшой музей.
Впрочем, инцидентами во время постройки не ограничилось. 20 мая 1896 года упал один из 700-килограммовых противовесов люстры. Погиб один человек. Люстра была выполнена по эскизу Гарнье, плафон был расписан в ренессансном стиле. Однако в 1966 Марк Шагал заново расписал потолок.
В подвальных помещениях театра располагался резервуар с водой. Вода требовалась, чтобы привести в действие машинерию сцены.
Под занавес нашей истории - несколько слухов, связанных с Призраком Оперы. Говорят, что под зданием Гранд Опера есть подземная речка или озеро, возможно, естественного происхождения. В начале прошлого века при закладке в тайник фонографических записей со сроком хранения в сто лет в подвалах обнаружили чей-то домик с замурованным входом. Сотрудники театра (включая библиотеку и музей) неохотно рассказывают о подвалах и очень не любят вопросов о Призраке. Говорят, скоро настанет время вскрывать тайник со старыми записями. Возможно, какие-то из тайн будут раскрыты и в следующем посте...
http://operaghost.ru/
Émile Campardon, L'Académie Royale de Musique au XVIIIe siècle : documents inédits découverts aux Archives nationales, Berger-Levrault et cie, Paris, 1884, (notice BnF no FRBNF31902203). J.-G. Prod'homme, L’Opéra (1669-1925), Librairie Delagrave, 1925. Jean Gourret, Histoire des salles de l'opéra de Paris, Trédaniel, Paris, 1985, 255 p. Frédérique Jourdaa, À l'Opéra aujourd'hui : de Garnier à Bastille, Hachette Littérature, coll. « Vie quotidienne », Paris, 2004, 463 p. Solveig Serre, L'Opéra
Серия сообщений "Театры мира": Часть 1 - Великие театры мира:Опера Гарнье(Grand Opéra)Часть 1Часть 2 - Великие театры мира:Опера Гарнье(Grand Opéra)Часть 2.Гастон Леру"Призрак оперы" Часть 3 - Великие театры мира:Венская опера(Vienna State Opera House)Часть 4 - Великие театры мира:Ла Скала(La Scala)Часть 5 - Великие театры мира:Государственный академический Большой театр России