-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47454
Комментариев: 17029
Написано: 70954


Сокровища Эрмитажа. Портрет фрейлины

Понедельник, 07 Декабря 2020 г. 12:19 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda
Bo4kaMeda


Орлов, Пимен Никитич. 1812-1865
Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (1817-1875) (?)
холст масло
81,0 х 67,0 см


Софья Васильевна Орлова-Денисова (1817-1875) – дочь Василия Васильевича Орлова (с 1801 – Орлов-Денисов) и Марии Алексеевны Васильевой; супруга графа Владимира Петровича Толстого; фрейлина императрицы Александры Федоровны в 1834-1837 годах.




Орлов, Пимен Никитич. 1812-1865
Портрет фрейлины Анны Алексеевны Окуловой (1794-1861) (?)
Россия, 1837 г.
холст масло
79 х 64,5 см


Анна Алексеевна Окулова (1794-1861) родилась в старинной московской семье, дочь Алексея Матвеевича и Прасковьи Семеновны Окуловых, старшая из пяти сестер. При содействии Николая I в 1836 году получила должность наставницы при великой княжне Ольге Николаевне с назначением фрейлиной; 26 августа 1837 года Анне Алексеевне было пожаловано звание камер-фрейлины. После замужества Ольги Николаевны (1846) удостоена ордена Св. Екатерины Малого креста; до конца жизни в качестве фрейлины жила в Зимнем дворце. Изображена во фрейлинском платье синего цвета с серебряным шитьем, как и полагалось по рангу наставницам великих княгинь.



Макаров, Иван Кузьмич. 1822-1897
Портрет Марии Григорьевны Раевской, урожденной княжны Гагариной (1851-1941)
холст масло
125,0 х 89,0 см


Княгиня Мария Григорьевна Раевская (урожд. Гагарина; 1851–1941) – дочь Григория Григорьевича Гагарина и Софьи Андреевны, урожд. Дашковой, жена Михаила Николаевича Раевского (1841–1893); фрейлина Высочайшего Двора (1869), кавалерственная дама ордена Екатерины.



Винтерхальтер, Франц Ксавер. 1806-1873
Портрет О. Э. Шуваловой
Франция, 1858 г.
холст масло
130 x 97 см


Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869), урожденная княжна Белосельская-Белозерская, происходила из знатной и очень богатой петербургской семьи. Ее отцом был генерал-майор Эспер Александрович Белосельский-Белозерский (1802-1846), а матерью – известная придворная дама, фрейлина Елена Павловна Бибикова (1812-1888). В июле 1855 г. Ольга Эсперовна, будучи фрейлиной двора, вышла замуж за графа Павла Андреевича Шувалова (1830–1908). Ее муж был адъютантом великого князя Николая Николаевича и впоследствии, уже после смерти жены – генерал-губернатором Варшавы (1894–1896). В конце 1850-х гг. Ольга Эсперовна вместе с Павлом Андреевичем Шуваловым находилась во Франции, где ее муж по распоряжению Военного министерства России исполнял военные и дипломатические поручения при дворе императора Наполеона III. Ольга Эсперовна вела в Париже активную светскую жизнь и была близко знакома с императрицей Евгенией, супругой Наполеона III. В то время в Париже Винтерхальтер и создал представленный портрет. Ольга Эсперовна изображена в белом платье, украшенном кружевными манжетами и воротником, а также сине-фиолетовой лентой на поясе. Количество драгоценностей сведено художником к минимуму, и зрителю видны лишь жемчужная сережка на левом ухе и часть золотой цепочки на шее. Винтерхальтер не стал прибегать к эффектной позе. Он показал модель спокойно сидящей в кресле, пребывающей в состоянии печальной задумчивости и смотрящей не на зрителя, а в сторону. Художник сконцентрировал внимание на лице портретируемой, голова которой представлена в трехчетвертном повороте. В результате необычного для Винтерхальтера подхода к изображению у него получился портрет, редкий по глубине проникновения в личность модели.



Неизвестный художник
Портрет княгини Натальи Петровны Голициной, урожденной графини Чернышёвой (1741 или 1744 - 1837) (копия)
Россия, первая четверть XIX в.
холст масло
61,5 х 49,5 см


Наталья Петровна Голицына (1741(44?) – 1837; урожд. Чернышева) – княгиня, фрейлина, статс-дама. Дочь графа П.Г. Чернышева, в 1766 году вышла замуж за князя В.Б. Голицына. Желая дать детям образование, поселилась в Париже. Была свидетельницей Великой французской революции. Вернулась в Россию в 1790 году. Была пожалована всеми наградами Российской империи, предназначенными для женщин – полная кавалерственная дама ордена Св. Екатерины, статс-дама при дворе великой княгини Екатерины Павловны, вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны, затем императрицы Александры Федоровны. В обществе ее называли «Princesse Moustache» за усики, которые с годами стали заметны на ее лице. Наталья Петровна прожила почти 100 лет. В семье к ней относились с почтением и побаивались, члены семьи не смели при ней садиться. Она стала прототипом главной героини повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».



Брюллов, Карл Павлович. 1799-1852
Портрет Софьи Андреевны Шуваловой, в замужестве Бобринской (1829-1912)
Россия, около 1846 г.
холст масло
65 х 53,8 см


Софья Андреевна Шувалова (1829–1912) – фрейлина, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Малого креста. Дочь Андрея Петровича Шувалова (1802–1873) и Феклы (Теклы) Игнатьевны Валентинович, в первом браке Зубовой (1801–1873); была замужем за графом Александром Алексеевичем Бобринским (1823–1903). Софья Андреевна сохранила самые нежные воспоминания от общения с К. П. Брюлловым. «Графиня Бобринская, урожденная гр. Шувалова, благодарит Вас за память и говорит, что она очень вас любит», – писал Брюллову из Петербурга П. Р. Багратион.



Серов, Валентин Александрович. 1865-1911
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой (1861-1939)
Россия, около 1902 г.
холст масло
89 х 62 см


Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861– 1939) – дочь князя Николая Борисовича Юсупова (1827—1891) и Татьяны Александровны, урожд. Рибопьер (1828—1879); супруга (с 1882) графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона (с 1891 – князя Юсупова). Фрейлина императрицы Александры Федоровны; занималась благотворительностью. В 1919 году эмигрировала за границу. Вероятно, эта картина могла быть написана В.А. Серовым в 1902 году как предварительный этюд для большеформатного портрета З.Н. Юсуповой.



Лампи, Иоганн-Баптист Старший. 1751-1838
Портрет Екатерины Сергеевны Самойловой, урожденной Трубецкой (1763-1830)
Австрия, между 1792-1796 гг.
холст масло
104,5 х 82,5 см


Екатерина Сергеевна Самойлова (1763–1830; урожд. Трубецкая) – жена государственного деятеля и военачальника А. Н. Самойлова (племянника светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического), фрейлина (с 1782). Во время русско-турецкой войны 1787–1791 годов находилась вместе с мужем в Бендерах, при главной квартире Потемкина. Была известна как красавица, имевшая множество поклонников. В начале XX века портрет находился в особняке Алексея Александровича Бобринского. По всей видимости, они были заказаны А. Н. Самойловым, а затем перешли к его дочери Софье, в замужестве Бобринской, внук которой и был последним владельцем коллекции, размещавшейся в петербургском особняке.



Неизвестный художник, кон. XIX в.
Портрет фрейлины
Россия, конец XIX в.
холст масло
80 х 58,5 см




Де Куртейль, Никола. 1768-после 1830
Портрет графини Марии Алексеевны Толстой
Россия, 1810-е гг.
холст масло
65 х 53,5 см


Мария Алексеевна Толстая (урожд. Голицына; 1772-1826) – правнучка грузинского царя Вахтанга VI, дочь Алексея Борисовича Голицына (1732–1792) и Анны Егоровны Грузинской (1751–1779). Принята фрейлиной ко двору в 1793 году, пожалована в кавалерственные дамы ордена Св. Екатерины в 1805 году, в действительные статс-дамы – в 1826. С 1795 года – жена Петра Александровича Толстого (1770–1844), от которого имела девять детей. Современники свидетельствовали, что Мария Алексеевна не отличалась красотой, но имела «ум оригинальный с необыкновенными странностями». Великий князь Николай Михайлович сообщал, что по легенде имя Марии Алексеевны Толстой увековечено в бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», а знаменитая фраза Фамусова «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!» стала крылатой. Она, кстати, отражает действительное положение вещей в московском обществе 1810–1820-х годов: с мнением М. А. Толстой считались.



Портрет Зинаиды Николаевны Юсуповой в платье фрейлины
Россия, Около 1882 г.
Ателье "Carl Bergamasco"
фотография: альбуминовый отпечаток, фирменное паспарту
12 х 10,3 см





Портрет М. А. и А. А. Тимашевых
Россия, Санкт-Петербург, около 1859 г.
Ателье С. Л. Левицкого
Книга, альбом, серия:
Фотография из альбома, принадлежавшего графам Левашовым
фотография, отпечаток на альбуминовой бумаге
8,7 x 5,5 см; 10,5 x 6,1 см


На снимке слева: Тимашева Мария Александровна (1855–1943) – фрейлина, дочь Александра Егоровича Тимашева и фрейлины Екатерины Александровны, урожденной Пашковой. Была замужем за графом Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным (1857–1928). На снимке справа: Тимашев Александр Александрович (1857–1904) – сын Александра Егоровича Тимашева и фрейлины Екатерины Александровны, урожденной Пашковой; был женат на фрейлине Надежде Сергеевне Шереметевой (1860–1944). Шталмейстер, предводитель дворянства Оренбургской губернии. Дата, проставленная на обороте, – 1860 – может означать как год съемки, так и год создания отпечатка. Последнее, на наш взгляд, более вероятно. Принятая здесь датировка учитывает использование аксессуаров, характерных для ателье Левицкого конца 1850-х гг. и не противоречит возрасту детей (самый младший, Александр, родился 30 января 1857 г., и на снимке ему может быть от двух до трех лет). Автор комментария: Наталья Аветян



Платье придворное парадное фрейлины императорского двора
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв.
Мастерская О. Н. Бульбенковой (?)
бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки вышивка
длина лифа 33.0 см; длина юбки 140 см; длина шлейфа 270 см




Платье придворное парадное фрейлины императрицы
Россия, Санкт-Петербург, 1830-е гг.
бархат, шелк, металлическая нить, бить золотое шитье
общая длина 227 см




Нэцкэ: Оно-но Комати, молящаяся о дожде (Амагои-Комати)
Мастер: Иссэн, работал перв. пол. - сер. XIX в.
слоновая кость резьба
3,5 x 3 см


Оно-но Комати - поэтесса и фрейлина IX в. Она славилась не только стихами, но и красотой, а также жестокостью по отношению к своим поклонникам. В старости ее красота поблекла, она покинула императорский двор и конец жизни провела в скитаниях. Биография Оно-но Комати полна загадочных, иногда неправдоподобных событий. Эпизоды из ее жизни стали одной из самых популярных тем в искусстве, в первую очередь театральном. Сюжет "Амагои-Комати" ("Комати, молящаяся о дожде"), рассказывает о том, как Комати во время жестокой засухи получила приказ императора сочинить стихотворное заклинание, способное вызвать дождь. Стихотворение было написано, прочтено, и тут же засверкали молнии, загремел гром и хлынул ливень, продолжавшийся три дня.



Нэцкэ: Сотоба-Комати
Япония, Первая половина XIX в.
Мастер: Сюкосай Анраку, работал перв. пол. XIX в.
слоновая кость крашеная резьба
5,6 x 2,6 см


Сюжет "Сотоба-Комати" ("Комати и надгробный памятник сотоба") связан с последними годами жизни поэтессы и фрейлины IX в. Оно-но Комати. Сотоба (санскрит. "ступа") - буддийский символ, использовавшийся также в качестве надгробия. В пьесе рассказывается о встрече Комати (во время ее скитаний по стране) с двумя монахами и о ее споре с ними, в конце которого она раскрывает свое имя и рассказывает о своей горькой судьбе, объясняя ее как воздаяние за былую жестокость по отношению к людям, некогда ее любившим.



Нэцкэ: Урасима Таро и черепаха
Япония, Вторая половина XIX в.
Мастер: Мицутами, работал втор. пол. XIX в.
слоновая кость резьба
2,9 x 4 см


Урасима Таро - герой легенды о посещении страны бессмертных. Рыбак Урасима как-то поймал черепаху, которая человечьим голосом попросила отпустить ее, что Урасима и сделал. Черепаха пригласила его посетить Дворец Морского Дракона: она оказалась фрейлиной высокого ранга. Три года пробыл Урасима в подводном дворце, где при прощании ему вручили драгоценную шкатулку, которую было приказано не открывать ни при каких обстоятельствах. Однако, вернувшись домой, Урасима обнаружил, что никого из его родных или знакомых не осталось в живых. Поинтересовавшись у жителей деревни, какой сейчас год, он выяснил, что с того времени, как он отправился во Дворец Морского Дракона, прошло почти 400 лет. Урасима нарушил запрет и открыл шкатулку, из которой вылетел белый дым: в шкатулке было заключено его бессмертие. Он сразу же превратился в старика и умер.

hermitagemuseum

.
Рубрики:  ЖенскоОбразное/Другие
ЖЗЛ/фавориты и фаворитки