-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 70887


Любимые женщины Клода Моне: Камилла Донсье

Четверг, 10 Сентября 2020 г. 13:35 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda
Bo4kaMeda


Claude Monet
Woman with a Parasol - Madame Monet


Клод Моне не слишком распространялся о своих любовных похождениях. Собственно, и романов в его жизни было не так уж много. Все свои силы и душевные порывы он отдавал работе и более поклонялся пейзажу и любимой реке Сене, нежели женским прелестям. Спутницы его жизни были вынуждены делить с ним все — и взлеты, и падения, терпеть бедность и голод, выносить его вспышки ярости, когда задуманное не удавалось. Однако Моне умел быть щедрым и расточительным, иногда на грани разумного, и тогда все в его окружении погружались в атмосферу счастья и благоденствия.


Зимой 1866 года, когда до очередного парижского Салона оставались считанные недели, Клод Моне, подгоняемый своим другом Гюставом Курбе, размышлял, что бы ему представить на выставку. Новых работ не было, и он принимает решение: в сжатые сроки написать большое полотно, женскую фигуру в натуральную величину. Для этой картины, получившей название «Дама в зеленом», ему позировала молодая натурщица Камилла Донсье — жгучая брюнетка с черными глазами и молочно-белой кожей. На работу с огромным полотном размером 2,3×1,5 метра Моне понадобилось всего четыре дня. Художник ужасно устал, натурщица вымоталась, но все усилия были не напрасны: «Дама в зеленом» принесла Моне огромный успех!



Камилла или портрет дамы в зелёном платье
Клод Моне 1866
231 × 151 см
Масло Холст
Бременская картинная галерея (Кунстхалле, Бремен), Бремен


Тем не менее, картины по-прежнему практически не продавались — время импрессионизма еще не настало. Осаждаемый кредиторами, Моне спешно уехал из Парижа в Севр. И здесь, в тенистом саду, который раскинулся вокруг его маленького домика, у него родилась еще одна «глобальная» идея — написать большую картину с четырьмя женщинами. Ему опять позировала красавица Камилла. В то время Моне работал только на пленэре, и ему надо было решить задачу — как разместить посреди огорода огромное полотно? Находчивость ему никогда не изменяла: он выкопал траншею, в которую при помощи блоков опускал нижнюю часть картины (2,55×2,05 м) по мере ее написания. Увы, «Женщин в саду» на Салон 1867 года не приняли. К счастью, картину приобрел давний друг Моне, Фредерик Базиль — правда, в рассрочку. Но и эта покупка, с ежемесячными выплатами в 50 франков, стала для Моне большим подспорьем: Камилла ждала ребенка.



Женщины в саду
Клод Моне 1866
255 × 205 см
Масло Холст
Музей д’Орсе, Париж


Где и как Моне познакомился с Камиллой, он так никогда никому и не рассказал — даже друзьям. Встреча в кафе «Гербуа», где обедал Моне и друзья? Возможно…
Камилла Леония Донсье родилась 15 января 1847 года в Лионе, а вскоре скромный служащий Шарль Клод Донсье перевез семью в Батиньоль. Когда Моне встретил Камиллу, ей исполнилось 19 лет. Самому художнику было 26.



Клод Моне за чтением
Пьер Огюст Ренуар 1872
65 × 50 см
Масло Холст
Национальная галерея искусства, Вашингтон


Нельзя сказать, чтобы Моне так уж радовался предстоящему пополнению семейства — которого, к слову, на тот момент еще не было. Родственники были против этого брака, да и сам художник сомневался — а нужно ли ему обременять себя семьей? Он уехал накануне родов к своим родственникам — те не знали о развитии ситуации у Клода с Камиллой. Так или иначе, 8 августа 1867 года Камилла родила сына, которого назвали Жан Арман Клод. Мальчика записали как «законного сына Клода Оскара Моне и Камиллы Леонии Донсье, его супруги». Конечно, это был подлог, но, с другой стороны — также и признание художником ребенка и его матери. Прошло лишь четыре дня после рождения сына, а Моне уже уехал на пленэры: в его карманах гулял ветер, и надо было работать, чтобы прокормить семью.



Камилла Моне с ребенком
Клод Моне 1875
55.3 × 64.7 см
Масло Холст
Музей изящных искусств, Бостон


Признание все никак не приходило. Моне работал много и настойчиво, но картины почти не продавались. Родственники окончательно отказались помогать художнику, семья ютилась в маленькой комнатушке, и иногда им действительно нечего было есть. Жюри Салона продолжало отвергать картины импрессионистов, опять накопились долги, и Моне увез жену и сына в Глотон. Здесь его отчаяние дошло до предела, в письме к Базилю он писал: «Вчера я был в таком смятении, что чуть было не свалял дурака и не бросился в реку…» Однако вряд ли Моне смог бы утопиться: выросший в Гавре, он плавал как рыба.



Моне и госпожа Моне в лодке
Эдуар Мане 1874
82.5 × 100.5 см
Масло Холст
Новая пинакотека, Мюнхен


Впрочем, продалось несколько картин, но достатком и не пахло: Моне быстро спускал деньги, живя на широкую ногу. В 1869 году семейство поселилось в городке Буживаль. Большую помощь им оказал Ренуар, который периодически привозил что-нибудь из еды. Жилось голодно, но местные пейзажи были исключительно хороши, и Моне с головой погрузился в изучение причудливой игры света на водной глади. В промежутках он бомбардировал письмами Базиля с требованием выслать очередные 50 франков (общая сумма за «Женщин в саду» составляла 2500 франков): «Как бы там ни было, конца моим несчастьям, судя по всему, не ожидается. Близится зима, а это не самое лучшее время для обездоленных…».



Сена в Буживале вечером
Клод Моне 1869
60 × 73.5 см
Масло Холст
Художественный музей колледжа Смит, Нортхемптон




Обед (Ланч)
Клод Моне 1869
231.5 × 151 см
Масло Холст
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне




Портрет Жана Моне в шапочке с помпоном
Клод Моне 1869
Масло Холст
Музей фонда Бемберга, Тулуза




Лягушатник
Клод Моне 1869
99.7 × 74.6 см
Масло Холст
Метрополитен-музей, Нью-Йорк




Сорока
Клод Моне
Живопись, 1869, 89×130 см
Масло Холст
Музей д’Орсе, Париж


Очередной Салон — и очередной отказ: картины Моне не приняли. Пытаясь хоть как-то поправить дела, Моне и Камилла решают официально зарегистрировать брак, чтобы получить полагающееся ей скромное приданое — 1200 франков. Они расписались 28 июня 1870 года в мэрии, в присутствии одного лишь Гюстава Курбе. Оберегая Камиллу от возможных проблем, супруги заключили договор, согласно которому мадам Моне не являлась ответчицей по долгам ее мужа. Какой была Камилла, супруга Моне? Свидетельства отыскать трудно, можно лишь по описаниям событий жизни художника понимать, как она любила его и насколько была стоически терпеливой, живя с ним. Сам же Моне еще накануне родов Камиллы писал о ней Базилю: «Она очень мила, добродушна и даже рассудительна, но это-то и огорчает меня больше всего!»



Камилла сидит на побережье вТрувиле
Клод Моне 1870
45 × 36 см
Масло Холст
Частная коллекция


События на мировой арене тем временем не способствовали спокойной оседлой жизни. Наполеон III объявил войну Пруссии. Спасаясь от очередных кредиторов и возможного призыва в армию, Моне пересек Ла-Манш и обосновался в Лондоне. Вскоре приехала Камилла с Жаном, но, главное — здесь Моне познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, парижским торговцем картинами, отец которого преуспел в этом деле, прославив на весь мир Коро и Делакруа. Война не благоволила торговле, и Дюран-Рюэль открыл галерею на лондонской Нью-Бонд-стрит. Картины Моне ему очень понравились — равно как и сам художник, и Дюран-Рюэль с радостью предложил Моне написать несколько работ для его новой галереи.



Темза в Вестминстере
Клод Моне 1871
47 × 72.5 см
Масло Холст
Лондонская Национальная галерея, Лондон




Лондонский порт
Клод Моне 1871
49 × 74 см
Масло Холст
Национальный музей, Кардифф




Гайд-парк, Лондон
Клод Моне 1871
40.5 × 74 см
Масло Холст
Музей Род-Айлендской школы дизайна, Провиденс


Британский парламент, британские сады, газоны, туманы, Камилла — все это в сфере внимания неутомимого художника. Его картина «Размышление», для которой позировала жена, была представлена на Международной выставке изобразительных искусств в Кенсингтоне. Известие о кончине отца — а следовательно, о возможном наследстве — нисколько не взволновало Моне. Дюран-Рюэль платил исправно, и художник с семьей отправился в Голландию, где написал 25 полотен, в том числе — знаменитую серию с ветряными мельницами.



Размышление. Мадам Моне на диване
Клод Моне 1871
48 × 75 см
Масло Холст
Частная коллекция


По возвращении в Париж семейство Моне, благодаря Дюран-Рюэлю, ставшему официальным агентом художника, провело два года в достатке: в отчетах галериста фигурировала цифра покупок почти на 22 тысячи франков. Продавать свои картины напрямую покупателю Моне не возбранялось, и он продавал: его доход от личных продаж составил еще 36 тысяч франков. К этому добавились наследства, полученные после кончины отцов Моне и Камиллы. Семья Моне первый раз за последние годы вздохнула спокойно: у них была еда крыша над головой, служанка и няня, у Камиллы — красивые платья, она по-прежнему оставалась любимой моделью своего мужа. Обосновавшись в Аржантее, Моне вновь погрузился в работу: он без устали писал портреты жены и прекрасные местные пейзажи.



Семья Моне в своем саду в Аржантее
Эдуар Мане 1874
61 × 99.7 см
Масло Холст
Метрополитен-музей, Нью-Йорк




Камилла и Жан Моне в саду в Аржантёе
Клод Моне 1873
131 × 97 см
Масло Холст
Частная коллекция




Сад Моне в Аржантёе. Солнце
Клод Моне 1873
61 × 82.5 см
Масло Холст
Национальная галерея искусства, Вашингтон




Камилла Моне у окна, Аржантёй
Клод Моне 1873
60.3 × 49.8 см
Масло Холст
Виргинский музей искусств, Ричмонд




Жан Моне на лошадке
Клод Моне 1872
60.6 × 74.3 см
Масло Холст
Метрополитен-музей, Нью-Йорк




Красный платок, портрет мадам Моне
Клод Моне 1873
100 × 80 см
Масло Холст
Музей изящных искусств, Кливленд




Камилла Моне в саду
Клод Моне 1873
59 × 79.5 см
Масло Холст
Частная коллекция


Наступил 1874-й год. Экономика Франции терпела один удар за другим. Выставка импрессионистов в Салоне Надара наделала много шума, но картины не продавались. Цены и долги росли, деньги заканчивались, Дюран-Рюэль почти прекратил закупки… Камилла, ведущая счета семьи, была в ужасе: впадая в состояние эйфории, Моне был щедр и расточителен, он совершенно не думал о завтрашнем дне. Впрочем, в мае Дюран-Руэль познакомил Моне с господином Эрнестом Ошеде, богатым коммерсантом и любителем искусства, который желал приобрести нашумевшую картину «Впечатление. Восход солнца» — и купил ее за 800 франков.



Впечатление. Восход солнца
Клод Моне 1872
48 × 63 см
Масло Холст
Музей Мармоттан-Моне, Париж


Второй Салон Надара окончился большим скандалом: пришлось вызывать полицию, чтобы разошедшаяся публика не повредила представленные картины Моне, Ренуара, Берты Моризо, Сислея, Писсарро, Дега и их соратников. Продажи были скудными, и Моне вновь оказался вез гроша за душой… «Несносных импрессионистов» никак не хотели признавать, а страницы газет пестрели критическими статьями. Журналист «Ревю политик и литтерер» Шарль Биго писал о картине Моне «Японка»: «Г-н Моне решил прикончить зрителя одним-единственным пистолетным выстрелом, и это ему удалось! Г-н Моне не счел нужным выписывать лицо женщины, ибо он из тех, кто презирает лепную форму, зато он наградил свою модель самыми выразительными трупными оттенками…» Позировала для картины Камилла, и, к слову, год спустя это полотно было продано за 2 тысячи франков.



Японка (Камилла Моне в японском костюме)
Клод Моне, 1876
Museum of Fine Arts, Бостон




Пруд в Монжероне
Клод Моне 1876
173 × 194 см
Масло Холст
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


В 1876 году Моне начал сотрудничество с Эрнестом Ошеде. Камилла с сыном оставалась в Аржантее, а художник регулярно ездил в Монжерон, в замок Роттенбург, доставшийся Ошеде в наследство от покойного отца его супруги Алисы, урожденной Ренго. Эстет, игрок, коллекционер искусства, щедрый по натуре человек, Эрнест Ошеде вел жизнь, полную удовольствий. Однако настал момент — и он вынужден был продать свою коллекцию картин. Год спустя Ошеде не смог устоять перед «Восходом солнца» Моне, буквально «оторвав» от себя требуемые 800 франков. Несмотря на угрозу банкротства, он по-прежнему приглашал художников погостить в свой замок, и как раз перед Моне там гостил Эдуар Мане, его друг и временами соперник.



Уголок сада в Монжероне
Клод Моне 1877
193 × 173 см
Масло Холст
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Получив заказ на несколько панно для интерьеров замка, Моне приехал в Монжерон. Хозяйке замка, Алисе Ошеде, к тому времени исполнилось 32 года. Мать пятерых детей, Алиса была женщиной властной, громкой и яркой. Несмотря на некую суровость, которую излучало ее лицо со слегка приподнятым правым уголком губы, она была отнюдь не красавицей, но очень энергичной и интересной личностью. И пока ее муж Эрнест зимой 1876 года пытался поправить торговые дела, а Камилла Моне мерзла в Париже, у Клода и Алисы случился роман. Через девять месяцев на свет появился крошка Жан-Пьер. Алиса родила сына в поезде, по дороге к одной из своих сестер, живущих в Биаррице…



Алиса Ошеде в саду
Клод Моне 1881
81 × 65 см
Масло Холст
Частная коллекция


Моне снова в Париже. Камилла болеет, он — пишет серию картин с паровозами и клянчит деньги у всех подряд. Их сын Жан учится в лучшей школе Аржентея, с перспективой поступления в Высшую школу искусств и ремесел. Моне по-прежнему не знает счета деньгам: костюмы шьются у лучших портных, сорочки — только батистовые, с манжетами и жабо из кружев, кожаные сапоги — высшего качества. Тонкие вина и изысканные блюда, постоянные обеды и ужины с друзьями… Стоило деньгам появиться в доме — и они тут же тратились, а остатки шли на оплату многочисленных долгов.



Вокзал Сен-Лазар
Клод Моне 1877
54.3 × 73.6 см
Масло Холст
Лондонская Национальная галерея, Лондон




Европейский мост, вокзал Сен-Лазар
Клод Моне 1877
64 × 81 см
Масло Холст
Музей Мармоттан-Моне, Париж




Внешний вид вокзала Сен-Лазар, залитый солнцем
Клод Моне 1877
60 × 81 см
Масло Холст
Частная коллекция




Внешний вид вокзала Сен-Лазар, прибытие поезда
Клод Моне 1877
60 × 72 см
Масло Холст
Частная коллекция




Вокзал Сен-Лазар, вид снаружи
Клод Моне 1877
64 × 81 см
Масло Холст
Частная коллекция




Клод Моне. «Женщина с букетом фиалок»


В марте 1878 года, несмотря на болезнь, Камилла подарила мужу второго сына — Мишеля. Вскоре Моне написал один из ее последних портретов — «Женщина с букетом фиалок». Картина была представлена на очередной выставке импрессионистов — 230 картин Писсарро, Моне, Сезанна, Дега, Ренуара, Сислея, Моризо, Кайботта в очередной раз дали пищу сквернословам и критикам. Газеты пестрели разгромными статьями. Импрессионизм завоевывал рынок искусства



Улица Сен-Дени, праздник 30 июня 1878
Клод Моне 1878
61.5 × 33 см
Масло Холст
Музей изящных искусств, Руан


Стоит ли говорить, что Моне опять вынужден был бежать от кредиторов? Его расточительность привела семейство обратно в Париж. Пройдясь по друзьям, художник занял у них кое-какие средства на жизнь. Он опять продавал свои картины за любые, порой ничтожно малые суммы — если находились покупатели. «Улица Сен-Дени», вся в трепещущих национальных флагах, так приглянулась Эрнесту Ошеде, что он наскреб сто франков и купил картину, хотя его дела были совсем плохи. Долги Ошеде достигли сумм с шестью нулями, жена требовала раздела имущества, замок Роттенбург был заложен. Эрнест Ошеде был объявлен банкротом. В этих сложных жизненных коллизиях вышло так, что Клод Моне взял на себя опеку над Алисой и ее шестью детьми, самый младший из которых хоть и носил фамилию Ошеде, но все-таки был Моне.



Жан-Пьер Ошеде (Малыш Жан)
Клод Моне 1878
Масло Холст
Частная коллекция


Оба семейства поселились в деревушке Ветёй на берегу Сены, в департаменте Иль-де-Франс. Здесь за смехотворные 50 франков в месяц Моне снял большой дом, который превратился в настоящий муравейник. Завели кур и кроликов, посадили овощи. Постоянный шум и гвалт детворы раздражали художника, которого спасала лишь работа. Моне писал пейзажи, церкви, дворики, берега любимой Сены, без которой не мыслил своего существования… Камилла видела, какими взглядами обмениваются Клод и Алиса, и это ее ужасно огорчало. После рождения Мишеля ее здоровье стало ухудшаться, все деньги шли на лекарства и врачей.

Моне настигла очередная черная полоса: весенний Салон импрессионистов был полностью провальным. Критик газеты «Фигаро» Вольф, который многие годы бичевал импрессионистов, вонзил перо в самое сердце художника: «Он выставил на Салоне около 30 пейзажей, похоже, написанных за один день. Теперь можно сказать с уверенностью: он стал таким ничтожеством, что уже никогда не поднимется…» Сегодня, глядя на картины, написанные мастером в тот период, вряд ли можно утверждать подобное.



Берега Сены в Ветёй
Клод Моне 1880
73.4 × 100.5 см
Масло Холст
Национальная галерея искусства, Вашингтон




Дорога на Ветёй, снежный эффект
Клод Моне 1879
61.3 × 81.6 см
Масло Холст
Частная коллекция




Ветёй, цветущие сливы
Клод Моне 1879
72.1 × 91.4 см
Масло Холст
Музей изобразительных искусств, Будапешт




Ветёй в тумане
Клод Моне 1879
60 × 71 см
Масло Холст
Музей Мармоттан-Моне, Париж




Ветёй, полдень
Клод Моне 1901
88.9 × 91.8 см
Масло Холст
Частная коллекция


Следующие три года обе семьи — Моне и Ошеде — проведут В Ветёй. В сентябре 1879 года после тяжелой, изматывающей болезни уйдет из жизни Камилла Моне. Алиса Ошеде порвет с мужем, примет окончательное решение в пользу «дорогого Клода» и возьмет на себя бразды правления большим семейством.

Автор: Рита Лозинская

https://artchive.ru/publications/4505~Ljubimye_zhenschiny_Kloda_Mone_Kamilla_Dons'e

.
Рубрики:  ИМПРЕССИОНИСТСКОЕ/Моне

Понравилось: 1 пользователю