Прозерпина. Фрагмент. Данте Габриэль Россетти. 1871 г.
Работа Россетти над "Прозерпиной" (или одержимость ею) началась в 1870 году. Этот образ преследовал художника долгие годы. Последнюю из "Прозерпин" он закончил писать за два месяца до своей смерти. Но история этой картины началась много раньше. Это случилось в 1857 году, когда юные "братья" прерафаэлиты задумали "утереть нос" Королевской Академии и взялись за роспись залов Оксфордского союза.
Работа оказалась много сложнее, чем рассчитывали амбициозные юноши и вместо напряженной работы молодые люди проводили время в свое удовольствие. В один из таких вольных вечеров Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис и еще пара вольных художников отправились в местный театр. Там-то художники и заприметили невероятной красоты девушку - высокую, статную, с огромной копной густо-черных волос. "Братья" не отличались скромностью и, не долго думая, они не только свели с красавицей знакомство, но и договорились о том, что девушка станет моделью для пары - тройки картин.
ДжейнБердан в 26 лет. Фотопортрет. Данте Габриэль Россетти.
Джейн Бердан
Джейн Бердан родилась в Оксфорде, где жили её родители Роберт Бердан и Энн в девичестве Майзи. Отец работал конюхом, а мать была неграмотной и, скорее всего, приехала в Оксфорд, чтобы работать прислугой. О детстве Джейн известно очень мало, однако ясно, что оно прошло в бедности и лишениях.
Джейн в 18 лет. Набросок Уильяма Морриса
В октябре 1857 года Джейн со своей сестрой Елизаветой пошли на выступление театра «Друри-Лейн», где Джейн заметили художники Данте Габриэль Россетти и Эдвард Бёрн-Джонс, которые входили в группу художников, писавших фрески в Оксфордском союзе по мотивам Артуровского цикла. Они были поражены её красотой и уговорили позировать. Ей было всего лишь 17 лет.
Джейн Бердан. Эскиз. Данте Габриэль Россетти. 1858 г
Муза общества прерафаэлитов Джейн Бердан не разбиралась в искусстве, но это не помешало ей стать идеалом красоты для многих художников. Как она впоследствии признавалась, главным образом потому, что ей приглянулся бойкий и словоохотливый Данте Габриэль.
Россетти и сам был влюблен в Джей, но как раз он был не свободен. Художника связывали длинные и сложные отношения с Элизабет Сиддал - они были помолвлены в начале 1850-х годов, но откладывали вступление в законный брак практически 10 лет. Спустя пару лет Данте Габриэль и Элизабет поженились.
Данте Габриэль Россетти Мона Ванна 1866 Галерея Тейт, Лондон
Его любимая жена Элизабет Сиддал была для него музой и моделью для работ. В творчестве обращался к библейским сюжетам и средневековым легендам, его герои нервически утончённы и экспрессивны. Свое творчество Россетти посвятил воспеванию идеального женского образа, черты Элизабет Сиддал, жены художника, стали своеобразным каноном женской красоты. Она вдохновляла художника на множество работ, ставших для него знаковыми:
Аурелия 1863-1873, Галерея Тейт, Лондон
Джейн тоже вышла замуж за менее привлекательного и галантного, но куда более состоятельного чем Россетти, Уиляма Морриса.
Drawing of Jane Burden by William Morris, с. 1857-1858
Джейн позировала не только Россетти, но и другому художнику — Уильяму Моррису, который изобразил ее на полотнах «Королева Гвиневра» и «Прекрасная Изольда». Согласно легенде, Уильям написал на задней части холста: «Я не могу писать Вас, но я люблю Вас». Во время совместной работы между моделью и художником завязались романтические отношения. Уильям предложил Джейн выйти за него замуж.
Уильям Моррис.«Прекрасная Изольда» ( Королева Гвиневра). 1858г.
Венчание Джейн и Уильяма Морриса состоялось 26 апреля 1859 года в оксфордской церкви Святого Михаила.
Джейн и Уильям сначала жили в «Красном доме» (Бекслихит, Кент), где у них родились дочери Алиса (январь 1861) и Мэри (март 1862), затем в течение многих лет — в особняке Келмскотт-Мэнор на границе Оксфордшира и Уилтшира.
В 1860 году две пары молодоженов, чета Россетти и чета Мориссов, проводили большую часть времени вместе.
Брак Данте и Лиззи не был удачным. В 1862 году Элизабет умерла, а Россетти впал в длительный алкогольно-мистический транс. Состояние художника было настолько пугающим, что друзья практически взяли его на поруки. И друзьями этими были не кто-нибудь, а чета Моррисов.
Уильям Моррис.
После смерти Элизабет Сиддал увлечение Россетти Джейн возобновилось, и в 1865 году он сделал серию ее фотографий в саду возле их дома. Многие из этих фотографий дошли до наших дней, и позволяют нам увидеть, как реальная Джейн Моррис выглядела в то время, и дают возможность сравнить «живую» Музу с теми ее стилистическими портретами, которые писал Россетти. А он рисовал ее постоянно!
До замужества Джейн была крайне малообразованна, так как родители скорее всего предполагали для неё карьеру прислуги. После замужества Джейн Моррис начала брать частные уроки, выучила французский и итальянский языки, стала искусной пианисткой. Её манеры и речь настолько преобразились, что современники характеризовали её как «царственную» особу.
В реальности волосы и брови Джейн были черными, но на картинах ее нередко изображали рыжеволосой. Она привлекала несоответствием своей утонченной внешности и простонародных манер. Именно с Джейн Россетти написал королеву Гвиневру — жену Артура, которая изменила ему с Ланселотом. По странной иронии, судьба натурщицы сложится точно так же.
Сэр Ланселот в покоях королевы Джинервы. Данте Габриэль Россетти.
«Последняя встреча Ланселота и Гвиневры над гробницей Артура», Данте Габриэль Россетти
Генри Джеймс, впервые посетивший Моррисов в 1869 году, так писал о Джейн своей сестре: "О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всём. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушённого пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся чёрных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие тёмные глаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми чёрными и изогнутыми бровями, рот как у «Орианы» в нашем иллюстрированном Теннисоне, высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство"
В конце 1860-х одержимость Россетти Джейн возросла и даже переросла в страсть. Апрель и Май 1870 года они провели вдвоем в коттедже в Сассексе.
Pia de' Tolomei *Пия де Толомеи* 1868, Музей искусств Спенсера, Лоуренс
В 1871 году Россетти и Уильям Морриссом был совместно арендован коттедж Келмскотт Мейнор, расположенный на границе Оксфордшира и Уилтшира. В июле того же года Моррис привез Джейн в Келмскотт Мейнор и уехал, оставив свою жену наедине с Россетти. Сам Моррис был сильным, темпераментным и энергичным мужчиной, горячо любившим супругу. Но он допускал ее роман со своим близким другом, так как не хотел видеть Джейн несчастной и, как убежденный социалист и идеалист, не считал ее своей собственностью, давая право самостоятельно делать выбор.
Данте Габриэль Россетти Миссис Уильям Моррис. 1868
В 1872 году пошла волна анонимных жестоких нападок на работы Россетти. Он всегда отличался гиперчувствительностью по отношению к любой критике, поэтому испытал нервное расстройство и даже предпринял попытку самоубийства. Еще два года художник жил в Келмскотт Мейнор, а Джейн оставалась рядом с ним.
Вероника Веронезе 1872г.
Однако в 1874 году Моррис отказался выплачивать свою часть за аренду коттеджа. Это означало, что, следуя общественным традициям, Джейн не могла более оставаться там вместе с Россетти, если не хотела окончательно погубить собственную репутацию. В это время сам Моррис сдружился с Джорджианой Берн-Джонс, которая также как и он была несчастна, потому что у ее мужа завязался роман с Марией Замбако. Возникали предположения, что их дружба оставалась не только платонической. А Россетти с 1875 по 1876 год арендовал коттедж на побережье Сассекса, и Джейн вновь приехала к нему и оставалась с ним на протяжении четырех месяцев.
La Bella Mano *Красивые руки* 1875, Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон
В 1871 году Моррис уехал в Исландию, где переводил исландские саги и поэмы. Оставляя Джейн одну с любовником, он надеялся на то, что она наконец будет счастлива. Однако к концу жизни Россетти пристрастился к алкоголю и наркотикам, а в 1872 году даже совершил попытку самоубийства. Все это время рядом с ним находилась его муза, и, одержимый Джейн, художник продолжал творить.
В 1877 году у Россетти произошел очередной нервный срыв. Джейн решила окончательно порвать с ним. Она начала понимать, насколько расшатанным стал рассудок художника, постоянно ослабляемый алкоголем и наркотиками. К тому же серьезно заболела старшая дочь Мориссов, и ее болезнь свела обеспокоенных родителей снова вместе. Джейн не выдержала и вернулась к мужу. Однако дружеская переписка с Россетти продолжалась вплоть до самой его смерти в 1882 году.
Данте Габриэль Россетти
Данте Габриэль Россетти умер 9 апреля 1882 года. Через два месяца после его кончины состоялась выставка всех работ художника. Она имела большой успех в Англии.
Данте Габриэль Россетти. Астарта Сирийская. 1877
В 1884 году на приеме, который устраивала ее близкая подруга Розалинда Говард, Джейн встретила поэта и политического активиста Уилфреда Бланта. Между ними сразу же возникло влечение, и любовная связь продолжалась до 1894 года. Однако и после разрыва они остались близкими друзьями.
Уилфрид Скоуэн Блант
Когда Блант спросил ее о Россетти, она сказала: «Если бы вы знали его, вы бы полюбили его, и он бы полюбил вас – все, кто знал его, были увлечены им. Он был совершенно не похож на всех других людей».
Джейн Моррис. Фотопортрет. Эмери Уокре. 1898 г.
Портрет Джейн Моррис Данте Габриэль Россетти
Годы и деньги изменили Джейн. Из хорошенькой простушки она превратилась в настоящую светскую даму - умело одевалась, говорила на нескольких языках, прекрасно играла на фортепиано, могла поддержать разговор на любую тему от погоды до политики.
В ее доме бывали художники, писатели и дипломаты и все без исключения восторгались ее стилем, вкусом и красотой. Поговаривали даже, что Бернард Шоу писал свою Элизу Дулиттл (героиня пьесы "Пигмалион") именно с нее.
Когда в 1862 году умирает жена Элизабет Сиддал , Россетти винит себя в ее смерти. Элизабет была больна туберкулезом и для облегчения болей принимала лауданум (опиумную настойку). Ее здоровье окончательно подкосило рождение мертвого ребенка. Через год Элизабет умерла от передозировки лауданума (по некоторым данным это было самоубийство). Россетти винил себя за то, что не уследил за ней. Россетти похоронил свои поэмы в гробу с супругой, но потом передумал, добился эксгумации и опубликовал свои похороненные сочинения. Он начал писать "Пандору" как раз в то время, когда принял решение вскрывать могилу жены, чтобы выпустить свои мучения на волю, совсем как Пандора выпустила из ящика несчастья.
Ящик Пандоры.Данте Габриэль Россетти
Джейн Моррис стала любовницей Россетти. Он искал у нее поддержки, фотографировал и продолжал рисовать. Иногда на портретах проглядывали черты обеих девушек — с годами Россетти все больше привлекала несчастная любовь.
Морские чары 1877 Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж
Эта-то женщина и "пробудила" Россетти - вернула его из мистического полузабытья в "мир живых". Между ними вспыхнул роман, результатом которого стали недоумение друзей, горе близких и пара десятков прекрасных картин, самая известная из которых - "Прозерпина".
Подснежники. Данте Габриэль Россетти. 1873 г.В эту работу художник привратил одну из ранних версий "Прозерпины".
На протяжении нескольких лет Россетти писал ее снова и снова. Прекрасную, печальную, без кандалов заточенную и, вместе с тем, наделенную мистической, необоримой властью над самим царем Аида. Едва ли сам художник знал, в которую из них - живую или воображаемую - он был влюблен.
Россетти писал свою "Прозерпину" едва ли не во всех техниках - в карандаше, пастели, масле и акварели, пытаясь подобрать для картины максимально эффектные цвета и размер. Но композиция работы всегда оставалась практически неизменной. Это всегда монопортрет. Героиня заперта в узком пространстве, ее роскошные волосы распущены, тяжелые одежды ниспадают драпированными складками.
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1874 г. (Галерея Тейт, Лондон, Великобритания)
Здесь, как и всегда у Россетти, все не случайно. Каждый предмет наполнен особым смыслом. Прозерпина держит в руках роковой гранат - он уже надкушен и она словно прозревает те последствия, которые будут иметь эти шесть съеденных зерен. Плющ на стене и, скользящий рядом с ним, луч света символизируют воспоминания Прозерпины о земле, ее надежду на возвращение. А курящийся подле нее фимиам - это знак ее власти над Подземным миром и его владыкой.
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1882 г. Бирмингемский музей, (Великобритания).
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1871 г. Музей Эшмола. (Оксфорд, Великобритания).
Прозерпина. Данте Габриэль Россетти. 1882 г. Частное собрание.
Поздние версии картины Россетти дополнил сонетом собственного сочинения:
О светлый день, на краткий миг пролей
Свой бледный луч в забытый уголок
Моей темницы - в горестный чертог!
Цветущей Энны и родных полей
Не стоит плод, что у моих очей
Похитил свет небес. Полны тоски
Луга Аида. О, как далеки
Былые дни от будущих ночей!
Как далека я от себя самой —
Витаю в мыслях где-то, знака жду
И сердцем слышу, как, томясь в бреду,
Душа другая шепчет, скрыта тьмой:
«Как тяжек, Прозерпина, твой покой!
О, горе! Не избыть твою беду».
Джейн пережила их обоих - и мужа, и любовника. Уильям Моррис умер в 1896 году, больше замуж Джейн не выходила.. За несколько месяцев до своей смерти она купила усадьбу Келмскотт, чтобы обеспечить будущее своей дочери (после смерти Морриса усадьба Джейн не принадлежала).
Эвелин де Морган. Портрет Джейн Моррис. 1904
Шумный успех прерафаэлитов, постигший течение уже после того, как "братья" первой волны отошли в мир иной, достался именно ей. Она умерла в 1914 году, почтенной матроне было к тому времени 74 года, но благородство осанки и роковой взгляд она сохранила навсегда.
Слева - "Пиа де Толомей" и "Миссис Уильям Моррис" работы Россетти. Справа - "Дневной сон" и "Портрет Джейн Моррис" работы Россетти
Но нужно рассказать о главном таланте, который мог бы сделать славу Джейн не только, как натурщицы и музы, если бы она не была в тени талантливых мужчин. Это был ее личный талант, который обеспечивал ее мужу репутацию текстильного дизайнера. Джейн Моррис была искусной вышивальщицей, и была известна своими вышивками. Она научила этому ремеслу свою сестру и дочерей, и они все вместе воплощали идеи и дизайн Уильяма в жизнь.
Искусными вышивальщицами были и обе дочери Джейн и Уильяма Моррис, Дженни и Мэй. К сожалению старшая дочь Дженни страдала эпилепсией, и от приема лекарств ее здоровье было разрушено, она постоянно испытывала недомогание и не могла полноценно жить и работать. Дженни (слева" и Мэй (справа) с мамой.
источник