-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47436
Комментариев: 17026
Написано: 70933


Талантливые родственники известных художников, которые оказались в тени. ЧАСТЬ II

Вторник, 27 Августа 2019 г. 06:26 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Талантливые родственники известных художников, которые оказались в тени. ЧАСТЬ II

Bo4kaMeda

НАЧАЛО



Маковские: «блистательный Константин»,
«уличный художник Николай»,
«бытописатель Владимир»
и сестра их, Александра




Константин Маковский.
Автопортрет, 1856 г.



«Если кто из художников был популярен на Руси, то это именно он, — писал о Константине Маковском его младший современник Александр Бенуа. — На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем».


Хотя братья и сестра «блистательного Константина» оказались в тени его таланта, их мастерство заслуживает не меньшего внимания.



Александра Маковская, 1850-е годы.
Предположительно портрет написан Александром Брюлловым


Александра была старшим ребенком в семье Егора Маковского, одного из основателей знаменитого Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Специального образования не получила, но уроки отца и младших братьев Константина и Владимира не прошли даром. Рисовать начала около 25 лет и посвятила творчеству всю жизнь.



У реки
Александра Егоровна Маковская
1890


На протяжении 30 лет Александра Егоровна принимала участие в различных художественных выставках. А ее работы, которые современные искусствоведы называют «типичным примером искусства пейзажа в России второй половины XIX столетия», с удовольствием приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Алексей Бахрушин. Это позволило ей стать одной из немногих российских художниц, зарабатывавших на жизнь своим мастерством.



Александра Егоровна Маковская.
Вид Симонова монастыря близ Москвы




Тихая заводь
Александра Егоровна Маковская




Дорога в лесу
Александра Егоровна Маковская




Малороссийский вид
Александра Егоровна Маковская
1891




В окрестностях Петербурга
Александра Егоровна Маковская
1884, 350 × 268 см




Дорога в село
Александра Егоровна Маковская
1885


яяяяя-2 (200x291, 19Kb) Портрет Николая Маковского. Фотография. 1886 г.

Николай получил архитектурное образование, но посвятил жизнь изобразительному искусству и даже стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Он писал виды Москвы и ее окрестностей, много путешествовал по России и Малороссии, бывал во Франции и Египте, откуда привез большое количество работ, среди которых — различные варианты «Улицы в Каире». Но известность получил как художник жанровых сцен.

В наше время многие его работы можно встретить на аукционах, в том числе Sotheby’s: «Улица в Каире» еще в 2015-м была продана более чем за 56 тыс. долларов.






Улица в Каире
Николай Егорович Маковский
1876, 94 × 72.5 см




После церкви
Николай Егорович Маковский
1886, 97.2 × 130.2 см




Вид на храм Христа Спасителя, Каменный мост и
Кремль от набережной Москвы-реки
Николай Егорович Маковский
1860-е




Вид города. 1884
Холст, масло.
79 x 60 см
Томский областной художественный музей




Вид на Волге близ Нижнего Новгорода. 1878
Холст, масло.
69 x 59 см
Ярославский художественный музей




Пасека, 1882
Харьковский художественный музей




Владимир Маковский.
Автопортрет


Многие работы Владимира Маковского стали хрестоматийными: все помнят его картины «Не пущу!», «9 января 1905 года на Васильевском острове», «На бульваре», «Свидание». Изображая своих героев, мастер стремился к документальной точности. «Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой и переполненных рабочим и фабричным людом…» — писал о его картине «На бульваре» передвижник Киселев.



Не пущу!
Владимир Егорович Маковский
1892




9 января 1905 года




Беседа
Владимир Егорович Маковский
1880




На бульваре
Владимир Егорович Маковский
1887, 53 × 68 см




Портрет императрицы Марии Федоровны
Владимир Егорович Маковский
1912, 267 × 192 см




К венцу (Прощание)
Владимир Егорович Маковский
1894, 115 × 99 см




В жаркий день
Владимир Егорович Маковский
1881, 24 × 32 см


Что роднило братьев и чем они отличались? Почему покупка Владимиром Маковским скрипки работы Гварнери считается анекдотичной? Правда ли, что его плодовитость обусловлена стремлением обеспечить супруге-певице комфортную жизнь? О чем говорит его высказывание о картине Серова «Девушка, освещенная солнцем» - вопрос Павлу Третьякову: «С каких это пор вы прививаете своей галерее сифилис»? Принял ли Владимир Маковский революцию? Биография художника в Артхиве.



«Перелетные птицы»
Павел и Александр Сведомские


«Несхожие абсолютно, но немыслимые порознь», — говорил о Сведомских Михаил Нестеров. Оба родились в Санкт-Петербурге (Александр на год раньше Павла), оба окончили Дюссельдорфскую академию художеств, затем путешествовали по художественным столицам Европы. А с 1875-го обосновались в Риме: там, по воспоминаниям современников, их мастерская стала настоящим очагом искусства. Именно у Сведомских «…ютилась вся колония русских художников», — писал Виктор Васнецов.



Сведомские Александр и Павел в римской мастерской, 1880


Вместе братья провели продолжительное время в Киеве, привлеченные для росписи Владимирского собора Адрианом Праховым. По словам того же Нестерова, после бракосочетания Александра Александровича в Россию полетели сообщения о том, что Сведомские женились, хотя у Павла Александровича своей семьи никогда не было.



Павел Сведомский.
Портрет Анны Николаевны Кутуковой, жены Александра


Павел работал в жанре исторической живописи, Александр больше известен как пейзажист, хотя и у него есть работы, в которых присутствует античная тема. Например, «Улица в Помпеях», которую приобрел Павел Третьяков. Попала в его коллекцию и картина на «На берегу Тибра».



Павел Сведомский. Мессалина, 1900
Государственный музей изобразительных искусств
Республики Татарстан, Казань




Александр Сведомский
Улица в Помпеях 1878




Ворота в Вольтерру, Этрурия, ок. 1884
Частная коллекция




Римлянка с черепахой.
Национальный музей изобразительного искусства
Кишинев, Молдова




На дворе гостиницы в Риме, 1878
Пермская государственная художественная галерея




На берегу Тибра, 1886




Цыганский табор, 1884
Частная коллекция




Лентулов А. В. Портрет Ниты (Анны) Сведомской, 1915 год
Музей Аристарха Васильевича Лентулова

Дочь Александра Сведомского и певицы и пианистки Анны Кутуковой. Племянница Павла Сведомского.


Точное количество работ братьев, также, как место нахождения многих, неизвестно: некоторые хранятся в отечественных музеях, значительное количество осталось в Италии. Часть картин сохранилась благодаря наследникам Александра Александровича — его дочери Анне Сведомской и внуку Михаилу Джизмонди.



Поленовы: «рыцарь красоты» Василий и
первая женщина русского модерна Елена



«Какой скандал, Вася, меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения [художеств (ОПХ)]. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения и т. д.», — писала Василию Поленову сестра Елена в январе 1888-го. В то время женщины, не имевшие права обучаться в высших учебных заведениях, не могли рассчитывать и на зарубежную стажировку. По этой же причине в вузе Елена не училась — только в петербургской рисовальной школе ОПХ. Где, проявив исключительный талант, и получила «путевку» на обучение в Париж.



01. В. Д. Поленов. Портрет работы И. Репина 1877
02. Елена Дмитриевна Поленова (1850 — 1898)


Елена Дмитриевна оказалась пионеркой не только в этом: она — одна из первых художников-иллюстраторов детской книги в России, одна из основоположников стиля модерн в русском искусстве.



«Зверь (Змий). Эскиз. 1895−1898.
Государственный историко-художественный
и литературный музей-заповедник «Абрамцево»


Личная жизнь Елены не сложилась: родители препятствовали ее браку с врачом, профессором киевского университета св. Владимира Алексеем Шкляревским, и она решила посвятить себя искусству и общественной деятельности. Елена сблизилась с друзьями и коллегами брата Василия — художниками, входившими в «абрамцевский кружок», прониклась их интересами, благодаря чему в ее работах воплотился национально-романтический стиль эпохи модерн .

По стопам брата, мастера исторической, пейзажной и жанровой живописи, Елена не пошла: главными героями многих ее работ стали дети, персонажи детских сказок и цветы. Сохранилось немало акварельных пейзажей — потаенных уголков русской природы, которые она писала в окрестностях Абрамцева.



Столовая в доме Мамонтовых. 1884
Государственный историко-художественный и
литературный музей-заповедник«Абрамцево»




Иллюстрация к сказке "Волк и лиса", 1886-1889
Государственный историко-художественный и
природный музей-заповедник В. Д. Поленова




Иллюстрация к сказке «Война грибов» 1889
Бумага, карандаш, акварель
Государственная Третьяковская галерея Москва




Без сил, без денег. Бытовая сцена. 1895
Воронцовский дворец, Алупка




Боярский двор. Эскиз к картине «Пляска медведя». 1889
Государственный историко-художественный и
литературный музей-заповедник «Абрамцево»




В детской. 1892
Челябинская областная картинная галерея




Заводь в Абрамцеве. 1888




Иконописная XVI столетия. 1887
Государственная Третьяковская галерея. Москва




Кострома. Улица. 1888
Государственный историко-художественный и
природный музей-заповедник В. Д. Поленова




Желтые цветы
Елена Дмитриевна Поленова
1885




Цветы. 1880-е.
Башкирский государственный художественный музей
имени М. В. Нестерова, Уфа


Увлекалась Елена Поленова и графикой, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, керамикой (в Абрамцево она обучала крестьян азам мастерства, чтобы те потом могли зарабатывать на жизнь), росписью по фарфору, делала эскизы для вышивок, обоев и ковров…





…В 1896 году повозка извозчика, в которой ехала художница, перевернулась на крутом спуске. Пассажирка осталась жива, но, увы, не вполне невредима: удар о мостовую был серьезным. Елене предстояло оформить Русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, но ранний уход из жизни (в 47 лет) в результате полученной в той аварии травмы головы прервал планы, которых у нее было великое множество. «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и все время шла вперед, и вот, когда талант ее развился и окреп, когда полная творческих замыслов, она могла бы дать еще много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба ее убивает…» — писал потрясенный случившимся Василий Поленов.



Эрнст Климт, младший брат
«одного из неподражаемых художников Австрии» Густава



Эрнст появился на свет через два года после Густава — в начале января 1864 года. Он так же окончил венское Художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности (в этом учебном заведении учился и их старший брат Георг, ставший известным ювелиром). А с 1880-го вместе с Густавом и общим другом Францем Мачем украшал фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. В 1885 году они работали над оформлением венского здания Burgtheater и Kunsthistorisches Museum.



01. Густав Климт, 1904
02. Эрнст Климт




Густав Климт, Эмилия и Хелена Флеге.


Именно благодаря Эрнсту Густав, известный многочисленными романами, познакомился со своей музой Эмилией Флеге: она была сестрой жены Эрнста Хелены.



Пан и Психея
Эрнст Климт
1892, 121 × 88 см




Ребенок на диване
Эрнст Климт
1885, 100 × 74 см




Тициан и Лавиния
Эрнст Климт
1886




Франческа да Римини и Паоло
Эрнст Климт
1890, 125 × 95 см




Натюрморт с доспехами
Эрнст Климт
1885




Портрет маленькой девочки




В саду




Две молящиеся девочки




«Клоун на карнавале», 1892
Картина, которую не успел закончить Эрнст Климт




Фрамент фрески, которую создавали братья Климт и Франц Матч в Карловых Варах.
"Апофеоз поэтического искусства" с автопортретами:
Франц Матч играет на альте, Густав Климт на флейте, а Эрнст Климт на лютне.




Венский Burgtheater, левые боковые ступени © Bawag

Для росписи потолков в неподвижных лестницах (боковых крыльев) в 1886 году была введена в строй «рота художников» - Густав Климт, его брат Эрнст Климт и Франц Мач.




Густав Климт. Портрет Хелен Луизы Климт, дочери Эрнста


Возможно, известность Эрнста была бы гораздо шире, проживи он дольше: талантливый художник-декоратор умер от пневмонии в 28 лет, оставив на попечение супруги и брата маленькую дочь Хелен Луизу. Густав Климт стал ее опекуном.



Братья-близнецы Лиотары:
«живописец королей и красивых женщин» Жан-Этьен и
скромный график Жан-Мишель




Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет в турецком костюме


Жан-Этьен и Жан-Мишель родились в Женеве в 1702 году с разницей в несколько минут. Оба стали художниками, но в этом пункте судьбы близнецов расходятся: если об авторе знаменитой «Шоколадницы» Жане-Этьене Лиотрае слышали все, то о скромном гравере Жане-Мишеле — лишь немногие. В будущем прославленный брат никак не способствовал известности ближайшего родственника и даже не упомянул его имя ни в одном из писем.

Жан-Мишель, как и Жан-Этьен, получил специальное образование, и даже был одним из лучших учеников мастера Бенуа Одрана в Париже, куда он около 1725 года сопровождал брата.

По приглашению английского консула в Венеции Жозефа Смиса Жан-Мишель посетил Италию. Там в его задачу входило гравирование резцом больших картонов, созданных графом Карло Чиньяни для герцога пармского, и семи картин Себастьяно Риччи из священной истории. Исполненные им по этому заказу гравюры были изданы в Венеции в 1743 году.



Жан-Мишель Лиотар
Гравюра сделана с работы Карло Чиньяни




Гравюра сделана с работы Карло Чиньяни




Гравюра сделана с работы Франсуа Буше




Гравюра сделана с работы Карло Чиньяни




Жан-Мишель Лиотар
Портрет богослова Жана Альфонса Турреттини
Гравюра сделана с работы Роберта Гарделла


Затем он вернулся в Париж, где занялся гравировкой работ Жана Антуана Ватто, «французского Рафаэля» Эсташа ле Сюэра, Луи Токке, Франсуа Буше.

Он пережил брата на 7 лет: Жан-Этьен ушел в мир иной за месяц до начала Великой Французской революции — ему посчастливилось не узнать того, что пережил Жан-Мишель, который был разорен и умер в нищете.

Автор: Ольга Янковая

https://artchive.ru
.
Рубрики:  РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ/Маковские

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку