Стиль модерн(Ар нуво)Часть 1. Архитектура |
Викто́р Орта́. Лестница в Отеле Тассель, Брюссель. Входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
В 1860—1870 годы в Европе главенствовало направление историзма,, которое заключалось в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей. Стремление противопоставить этому своё творчество объединяло другие художественные течения и школы в разных странах. В результате в 1880-е годы в работах ряда мастеров начал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял историзму новые художественные приёмы.
Родоначальником модерна считается Англия — старейшая страна капитализма. Новый стиль начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре
Рёскин и Моррис
Моррис создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмердо использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике. Его обложка для книги «Городские церкви Рена»(1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики.
Сграффито на Доме Куши в Брюсселе.
В европейских странах появлялись художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России
Дверная ручка в стиле модерн. Берлин, Gutzkowstr. 7.
Разделение искусства модерна на отдельные периоды и стили условно. Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя различные направления и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн, и где заканчивается модерн и начинается ар-деко
Парадная лестница в виде волны с лампой-медузой в Особняке С. П. Рябушинского.
Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм: неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду историзма). В северных странах (Скандинавия, Финляндия, Прибалтика) также выделяется так называемый национальный романтизм, черпающий вдохновение из народной культуры этих стран, в случае, например, Прибалтики прежде практически не проявлявшейся в каменной архитектуре.
Глиняная расписная тарелка с лилиями художника Амальрика Вольтера.
Наиболее заметная особенность модерна — отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых, как подражание природным формам растений. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В формах модерна преобладал — отказ от симметрии, вертикальные, стремящиеся ввысь доминанты, перетекание форм одна в другую.
Большой витраж в отеле Hotel Ciudad, Мексика. Жак Грюбер.
Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Для интерьера характерны сочетание плоскостей, изогнутая мебель; в отделке — наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Конструкции стиля — часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
Окна парижского дома по улице Champ de Mars №33. Архитектор Октав Ракин.
Окна — прямоугольные, вытянутые кверху, часто с богатым растительным декором, иногда арочные, «магазинные окна» — широкие, наподобие витрин. Двери стиля модерн — прямоугольные, часто арочные плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные
Парадный вход дома по улице Avenue Rapp №29 в Париже. Архитектор Жюль Лавиротт.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
Вена,балкон жилого дома
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.
стилизованная под растение люстра
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1910-х годах значение модерна начало угасать.
Церковь Ангела в Штайнхоф
Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.
Грац ,Споргассе 3,Австрия
Модерн прибегал к эклектике, включал в себя множество течений и стилевых направлений: неоромантизм — использовались элементы романского стиля, готики, ренессанса и других стилей; неоклассицизм; рационализм, направление с преобладанием более простых форм; иррационализм; кирпичный стиль, когда архитекторы отказывались от штукатурки, и все декоративные детали здания выполнялись из кирпича.
Венский модерн
В зависимости от территориальной принадлежности он носил различные названия: венский, берлинский и парижский модерн — в Западной Европе, московский, петербургский, рижский и провинциальный модерн — в России и других странах Восточной Европы
Здание под названием "La Martre de France" на 2-х проспектах Освобождения и 2-х улицах Мучеников де Вингре в Сент-Этьен (Луара)
французский модерн
немецкий модерн
Русский модерн
На все нациоальные стили будут посты
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Эктор Гимар и Виктор Орта
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — всё проектировалось в едином стиле.
Hôtel de Solvay, от Виктора Орта, в Брюсселе
Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ворота от Гимара
Вход на станцию метро в Париже по проекту Эктора Гимара.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл испанский архитектор Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Антонио Гауди
Гауди Антонио. «Искупительный храм Святого Семейства». Барселона с 1882 года по наше время
Жюль Лавиротт. Сeramic Hotel, Париж, Франция.
Каса-Батльо работы Антонио Гауди, Испания
Венская станция "Карлсплатц" архитектора Отто Вагнера.
Особняк С. П. Рябушинского, Москва
Casa Fenoglio-La Fleur (1907), Италия
Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год), высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.
Елисеевский магазин, Санкт-Петербург (1903 год). Арх. — Г. В. Барановский
Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме
Направления модерна
Бельгийская школа (Виктор Орта)[
Чикагская школа (Луис Салливен)
Каталонский модерн ( Антонио Гауди)
Венский модерн (Отто Вагнер)
Рижский модерн (Михаил Эйзенштейн)
Северный модерн ( национальный романтизм; Элиэль Сааринен)
Шотландский модерн (Ч. Р. Макинтош)
Итальянский модерн (либерти)
Мост Драконов — автомобильный мост через реку Любляницу в городе Любляне
Список архитекторов модерна
Отто Вагнер, Йозеф Мария Ольбрих — Австрия;
Виктор Орта, Поль Анкар , Анри Ван де Вельде — Бельгия;
Чарльз Ренни Макинтош и группа «Четвёрка» — Великобритания;
Эдён Лехнер — Венгрия;
Петер Беренс — Германия;
Хендрик Берлаге — Голландия;
Антонио Гауди — Испания;
Эйжен Лаубе, Михаил Эйзенштейн — Латвия;
Кекушев, Лев Николаевич, Шехтель, Фёдор Осипович — Россия;
Элиель Сааринен — Финляндия;
Эктор Гимар, Анри Соваж ( Henri Sauvage) — Франция;
Йозеф Фанта ( Josef Fanta) — Чехия.
Эйфелева башня
Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
Серия сообщений "Стиль Модерн ":
Часть 1 - Ювелирное искусство дизайнера Рене Лалика
Часть 2 - Ювелирные фантазии Сальвадора Дали
...
Часть 4 - Ювелирные фантазии в стиле ар-нуво от Филиппа Вольферса
Часть 5 - Человек эпохи модерна архитектор и ювелир Йозеф Хоффман
Часть 6 - Стиль модерн(Ар нуво)Часть 1. Архитектура
Часть 7 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 2.Ювелирное искусство
Часть 8 - Ювелирное искусство от Люсьена Фализа(Lucien Falize)
Часть 9 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 4.Мебель
Часть 10 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 3.Интерьеры
Рубрики: | ИСКУССТВО/направления в искусстве |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |