-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47454
Комментариев: 17029
Написано: 70954


Стиль модерн(Ар нуво).Часть 2.Ювелирное искусство

Воскресенье, 18 Августа 2019 г. 10:58 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Стиль модерн(Ар нуво).Часть 2.Ювелирное искусство
 

Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

Конец 19 века подвёл итог романтизму и неостилям: от них устали. Публика жаждала нового, и оно пришло в начале 90-х годов 19 же века. Новый стиль встретили сперва Франция и Германия, и далее он распространился почти везде – в Англии, Бельгии, Австрии, Скандинавии и России.

Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендштиль» (нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем. Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ. Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп. modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».

Для ювелирного искусства эпохи ар-нуво наиболее характерны такие общие черты стиля, как: использование плавных, естественных линий, подражающих форме листа или волны, избегание прямых геометрических форм, использование приглушенных пастельных и матовых цветов и материалов.

Не отказываясь от золота, ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал, лунный камень, бирюза, а также жемчуг, эмаль, слоновую кость

  Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить Жоржа Фуке, Тиффани и Рене Лалика

Поначалу модерн «питался» готикой (преобладание вертикальных композиций, частый мотив лилии как знака отстранённой утончённости; образ тонкорукой меланхоличной девы, часто с закрытыми глазами).

 

Но. Отринув копирование, модерн проводил синтез, глубоко осмысляя прежний опыт прекрасного. Сравните кельтский орнамент-уголок и некоторые броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха. Это явно не чужие друг другу образы.

Также на ар нуво повлияли крито-микенская и этрусская античные культуры, мелкая пластика Древнего Египта. Орнаментальный ряд заимствовал элементы из кельтских вещей (да, кельтские «плетёнки» это не только татуировки) и рукописных книжных узоров.

Как раз тогда Страна восходящего солнца дотянулась, наконец, до Европы (поклон японским художникам Хокусаю, Хирошиге, и не им одним), и это неожиданным образом повлияло на новый художественный стиль Европы. Внутри художника-японца словно спрятан некий фильтр. Реальность, пройдя сквозь узкое сито японских глаз, предстаёт изысканным танцем —

Женский силуэт типичной представительницы эпохи модерн зазмеился, напоминая латинское S. Вечерние наряды ар нуво стали необычайно эффектны — из-за асимметрии и манерно изогнутых линий. Из украшений в эпоху стиля модерн особенно популярны колье — ожерелья с «бахромой» (жемчужной или бриллиантовой), идеально подходящие к клиновидному декольте. В моду вошли широкие «ошейники», усыпанные камнями; изящные обручи с камнем, вынесенным вниз на длинном стержне. Волосы украшались изысканными гребнями с золотом и камнями.

Ювелирное искусство было «маяком» нового стиля. Конечно, и без архитектурного модерна -никуда, но, как правило, брошь создают быстрей, чем особняк.

 

Вселенная флорального (floral на французском — цветочный) модерна — изумрудные ящерицы и змеи, пестрокрылые стрекозы и бабочки, подсолнухи, камыши, ирисы и орхидеи…

«Маркер» модерна — широко и прихотливо изогнутая линия (в Европе названая «удар бича»). Странно: в японском искусстве такими линиями изображали волны тумана, движение водорослей, струи в заводи;



 


 
Эмансипация позволила нагим феям Лалика размножиться и заселить ювелирные изделия. Мастер навеял «сон золотой» — пусть не всему человечеству, но отдельному (богатому) человеку. Томные женские головки и фигурки с длинными волосами и гибкими руками в «летящих» рукавах, — пожалуй, именно они прародительницы всех диснеевских принцесс. Плавная текучесть асимметричных форм, тонкое построение композиции, сочетания глянца эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней — достойное обрамление для миниатюрной дамы из золота.


А в украшениях уже настоящих женщин из плоти — много камней (жемчуга, опалов, рубинов, демантоидов, аметистов, хризопразов, перламутра). Подбирались не дорогостоящие, а декоративно и колористически подходящие самоцветы.

Напор высокого ювелирного искусства, наконец, пробил стену академического снобизма. В Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства. Начались персональные выставки художников-ювелиров, каталоги стали печатать в журналах, музеи начали закупить коллекции. Всемирная выставка, проходившая в Париже в 1900 году, аплодировала стоя Маэстро-Ювелиру.

Из «отцов» модерна нельзя не сказать о Рене Лалике (Rene Jules Lalique) (как, разумеется, и об Альфонсе Марии Мухе, Жорже Фуке, Чарльзе Роберте Эшби и многих других мастерах). За двадцать с небольшим лет периода ар нуво Рене Лалик весьма изменил устои ювелирного мира. Он ввёл мотив нагой женской фигуры. Рог, перламутр, стекло, слоновую кость Лалик дивно соединял с эмалью и жемчугом, драгоценными и поделочными камнями. Король французского стекла, он разработал способ литья под давлением (бесподобные вазы Лалика).. Поработав в домах Картье и Бушерона, он открыл собственную ювелирную мастерскую. Разработка украшений для Сары Бернар добавила маэстро славы.

Люсьен Гайар, Альфонс Муха, Жорж Фуке, Роберт Эшби прославили этот стильИзделия ювелира Жоржа Фуке воплощали идеи славного Альфонса Мухи, Фуке работал по его эскизам. Альфонс Муха и Жорж Фуке в 1900 году разработали коллекцию в стиле Ар Нуво для парижской Всемирной выставки. Изделия не походили на традиционный ювелирный дизайн того времени, но публика очень заинтересовалась.. Зал Фуке на Выставке пользовался огромным успехом. Это был великолепный тандем, и, когда Жоржу Фуке пришла пора открыть собственный магазин, декорировал его, конечно, Альфонс Муха.Им посвящены отдельные посты

Одним из представителей ювелирного модерна в Лондоне был Чарлз Роберт Эшби. Его работы, особенно столовые приборы, просто окунают в атмосферу толкиеновской кино-эпопеи (эльфийской линии).

В России периода до 1917 года также работали известные художники, изготовлявшие украшения в стиле модерн. В их числе был и знаменитый Карл Фаберже:

С началом XX века флоральный модерн идёт на спад. Проявления этого стиля встречаются и до 1914 года, но форма уже не так изощренна, плавные линии заменил геометризированный декор. Флоральное течение модерна сменилось геометрическим. В позднем модерне уже есть черты конструктивизма и нового стиля с интересным ювелирным воплощением – Ар деко.

  http://juvelirum.ru/ 

http://guity-novin.blogspot.com/2014/03/chapter-75-history-of-jewellery-design.html

Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. Радуга, 2008

 

Серия сообщений "Ювелирное искусство":
Часть 1 - Ювелирное искусство Исламского Востока
Часть 2 - Лувр:декоративно-прикладное искусство(4а)сокровища короны
...
Часть 36 - Самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже и его забытая создательница
Часть 37 - Самые дорогие пасхальные яйца
Часть 38 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 2.Ювелирное искусство

 

Серия сообщений "Стиль Модерн ":
Часть 1 - Ювелирное искусство дизайнера Рене Лалика
Часть 2 - Ювелирные фантазии Сальвадора Дали
...
Часть 5 - Человек эпохи модерна архитектор и ювелир Йозеф Хоффман
Часть 6 - Стиль модерн(Ар нуво)Часть 1. Архитектура
Часть 7 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 2.Ювелирное искусство
Часть 8 - Ювелирное искусство от Люсьена Фализа(Lucien Falize)
Часть 9 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 4.Мебель
Часть 10 - Стиль модерн(Ар нуво).Часть 3.Интерьеры
Рубрики:  ЮВЕЛИРКА/шкатулка с драгоценностями
ИСКУССТВО/направления в искусстве

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку