-Рубрики

 -Я - фотограф

КАРТЫ К НОВОМУ, 2010, ГОДУ

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вьюгитта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.05.2009
Записей: 47454
Комментариев: 17029
Написано: 70954


Загадочная страна. Часть1

Воскресенье, 14 Июля 2019 г. 17:04 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza Загадочная страна. Часть1

"Нужно было иметь и чувство красоты, и мужественную самоотверженность, чтобы жить на таких высотах"...

Н.Рерих

Очень часто можно слышать такую фразу :«скоро все брошу и уеду в Тибет, и буду жить в монастыре». Эта фраза повторяется после каждой неприятности, коими полна наша жизнь, но никогда не приводит к конкретным действиям.  Слово «Тибет» часто выступает для нас синонимом некоего сказочного места, где можно, укрывшись от забот, найти настоящий покой и счастье. 

Недавно я перечитывала книгу Н.К.  Рериха "Развенчаный Тибет", где он описывает крайнее негодование в результате встречи с  Тибетом и тибетцами, которая сложилась из-за политической ситуации того времени. Экспедиция Рериха попросту стала жертвой политических интриг, разыгранных великими державами, оказывающими немалое давление на правительство Тибета.

Н.Рерих.Твердыня Тибета. Потала 

Мне стало интересно узнать, а как складывается жизнь тибетцев в настоящее время. Совершим вместе небольшую экскурсию в Тибет.

Так что это за такая сказочная страна - ТИБЕТ?

Остановимся сначала немного на сухих официальных фактах.

Из Википедии:Тибе́т (тиб. བོད་, Вайли bod, Бё кит. 西藏 Сицзан) — район Центральной Азии, расположен на Тибетском нагорье. Представляет собой культурную и религиозную общность, отличительными чертами которой являются тибетский язык и тибетский буддизм. Коренное население — тибетцы.

С 1950 года входит в состав КНР как Тибетский автономный район и автономные округа в провинциях ЮньнаньСычуаньЦинхай и Ганьсу, между которыми поделены исторические области Тибета У-ЦангКам и АмдоЛхаса — историческая столица Тибета и административный центр Тибетского автономного района.

С 1911 по 1950 годы Тибет успешно избегал каких-либо влияний и сохранял полную независимость. Накануне китайского вторжения, которое началось в конце 1949 года, Тибет обладал всеми атрибутами независимого государства, признаваемого международным законодательством: у него были четкие границы, население, проживающее на территории, очерченной этими границами и правительство, способное поддерживать международные отношения. У Тибета был глава государства и система правительства, юридическая система, налогообложение, валюта и почтовое сообщение, представители за рубежом и вооруженные силы.

Включение Тибета в состав КНР в результате военного вторжения остаётся сложным и противоречивым вопросом вплоть до настоящего времени.

В Дхарамсале (Индия) находится правительство Тибета в изгнании, главой которого до 2002 являлся Далай-лама XIV, один из самых узнаваемых и уважаемых людей в мире.

До сих пор было общепринятым считать, что люди стали постоянно жить на Тибетском нагорье – самом большом и высоком на нашей планете – не ранее чем 5,2 тысячелетия назад. Однако после исследования, опубликованного в Science, время заселения Тибета, вероятно, придётся сдвинуть на более ранний срок, в промежуток между тринадцатью и семью тысячами лет назад.В 1998 году обнаружили отпечатки рук и ног недалеко от деревни Тшусанг, на высоте около 4,3 тысячи километров – как раз эти отпечатки и стали старейшим свидетельством присутствия людей на Тибетском нагорье. 



Но мы не будем вдаваться в археологические и исторические исследования, а посмотрим как живет коренное население в настоящее время на Тибете.

Все этнические группы Тибета принадлежат к монголоидным народностям, вероятно произошедшим от кочевых племён, мигрировавших с севера и осевших в речных долинах Тибета. В Тибете (Тибетском автономном районе) проживают более десяти различных этнических групп и народностей, включая тибетцев, монголов, ну, дулунов (друнгов), моинба, лоба, хуэй, наси, дэн, кхампа и шерпов. Мы остановимся на истинных тибетцах. составляющих основное население.

Современные жители Тибета.

По данным китайской переписи населения 2000года так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнании относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса населяют: 5,2 миллиона тибетцев, из которых приблизительно 48% — кочевники, 32% — торговцы и земледельцы. Монашество формируется за счет всех слоев общества и составляет 20% населения Тибета (18% — монахи, 2% — монахини), 3,6 миллиона хань (китайцев) и 1,6 миллиона представителей других национальностей.

Национальный флаг Тибета.

Из официального описания тибетского флага, данного правительством Тибета в изгнании:

«Белый треугольник в центре изображает снежную гору и символизирует Тибет, называемый также Страной Снегов.

Шесть красных лучей — шесть изначальных племен Тибета.

Чередующиеся красные и темно-синие лучи символизируют твердое намерение двух тибетских божеств-покровителей охранять духовные и светские традиции страны. Один из них, Нечунг, обозначен красным цветом, а другая, Шри Деви, — черным.

Солнце означает равное обладание тибетцами свободой, а также духовным и мирским счастьем.

Героическая поза снежных львов символизирует окончательную победу духовной и светской политики Тибета.

Три сверкающих драгоценных камня, которые держат львы, означают почтение жителей Тибета к трем драгоценностям: Будде, Учению и Общине (Сангхе).

Двухцветный круглый предмет, который держат львы, символизирует добровольное соблюдение десяти божественных добродетелей и шести человеческих моральных принципов.

Желтая окантовка символизирует вечное процветание буддизма во всех сторонах света».

Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %.Образование было в основном монастырским, почти в каждой семье кто-нибудь был монахом, большинство монахов были грамотными.

До 1951 года средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет, наблюдалась очень высокая смертность среди матерей и детей, свирепствовали инфекционные болезни.

В настоящее время уровень жизни значительно вырос, средняя продолжительность жизни увеличилась до 67 лет..

Поэтому ясно, что  рассказы  о долголетие тибетцев (более 100 лет) являются ни чем иным., а просто мифом.

 На самом же деле, Тибет представляет собой нечто большее, чем последствия сомнительных решений китайского правительства 1950-х. 

В первую очередь Тибет — это люди, населяющие его. Мы постараемся взглянуть на современных тибетцев и понять, на что похож их быт сегодня.

На Тибете нет полей, степей, как, например, на Кубани.
Речные долины между высокими скалистыми горами — это единственное место в Тибете, где можно заниматься возделыванием сельскохозяйственных культур.

Речные долины в верхних своих частях узки и неудобны для хлебопашества.
Но в средних и нижних частях расширяются и дают возможность заниматься производством сельскохозяйственных продуктов. Речные долины Тибета больше 6 млн. населения прокормить физически не в состоянии.

Итак, чем зарабатывают, и на что живут основное население Тибета?Конечно, сельским хозяйством и скотоводством

 Здесь разводят овец, коз и яков. Выращивают особый вид ячменя «цинке» (qingke), а также пшеницу, гречиху и бобовые культуры. В долинах Тибета отлично растут виноград, картофель, здесь также роскошные яблоневые сады. На юге Тибета, где климат достаточно теплый, выращивают рис и хлопок.

В последнее время процветают некоторые традиционные ремесла, например изготовление национальной одежды. А еще, существенным источником дохода является медицина.Интересно, что местные жители смогли не только сберечь ее, но и превратить в успешный бизнес.

Традиционная медицина тибетцев является преимущественно фитотерапевтической, то есть в её основе лежит лечение травами. Тибетские врачеватели применяют более 2 тысяч разных видов растений. Также в тибетской фармакологии используются и другие природные средства. Это более 40 видов животных и около 50 разных минералов.

Каждый год ранней весной на территории нагорья можно наблюдать странное явление: паразитический гриб под названием ярсагумба начинает произрастать из бесчисленных трупов червей, покоящихся в верхнем слое почвы. Звучит пугающе, но тибетцы верят в то, что собранные «плоды» могут противостоять широкому спектру болезней. Впрочем, в этом им удалось убедить весь мир, и теперь гриб стал предметом бойкой торговли.. В середине 2008 года 500 грамм урожая среднего качества оценивались в $4 400, в то время как высококлассный продукт стоил около $13 200 за тот же вес. Но спрос на ярсагумба вырос настолько, что в настоящее время существует угроза для выживания этого вида. В связи с этим цена в настоящее время существенно упала, но тибетцы не намерены упускать выгоду. Создаются кооперативы, которые занимаются искусственным выращиванием грибов.

В последние 10 лет появился еще один источник дохода - это туризм. Но основной доход с этой статьи получают китайцы, которые и возглавляют туризм в Тибете., а местное население занято в сфере обслуживания.Чтобы больше китайцев переселялось в Тибет, правительство Китая предоставляет переселенцам особые льготы. Китайцы стремятся переехать в Тибет, потому что там они могут получить работу в области здравоохранения, в культурных и общеобразовательных учреждениях, в обслуживающем секторе. 

Зарплата китайского персонала в Тибете на 87% выше, чем в Китае. Китайские предприниматели облагаются малыми налогами и им выдаются кредиты под очень небольшой процент, в то время как тибетцам очень трудно даже получить лицензию, чтобы открыть свое дело в своей собственной стране. 

А теперь немного про быт коренных жителей.

Тибетская кухня довольно проста и даже однообразна, но при этом очень сытная и вкусная. Тибетцы чаще всего едят злаковые (ячмень, рис, пшеницу), мясные (як, баранина, реже свинина и птица) и молочные (из коровьего и ячьего молока) блюда.

Самое традиционное блюдо, которое непременно стоит попробовать в Тибете, это як момо. Момо – это пельмени, которые готовятся на пару. Як момо – традиционные крупные пельмешки с начинкой из мяса яка

Момо - пельмени из мяса яков                                                               Цампа

 Овощей не хватает в местах на большой высоте. Цампу является основным продуктом питания для тибетского народа, которые потребляются ежедневно. Это блюдо , на самом деле, является ячменной мукой, сделанной из пересохших ячменей смешанной с соленым масличным чаем. Молоко яка, также является  одним из местных продуктов питания, из которого делают масло и йогурт с творогом. Популярны очень сушеные баранина и говядина. особенно зимой.Сейчас в некоторых городах, Лхаса например, блюда тибетской кухни дополнены китайской едой, в основном Сычуаньской пищей. Овощи и рыба стали доступны на рынке. Тем не менее, местные жители редко едят рыбу из-за их религии и обычаев.

 В Тибете растут тибетские сорта высокогорного зеленого и травяного чая. Эти чаи очень редкие, считаются весьма полезными, потому что 100% экологически чистые. Травяной тибетский чай полезен для здоровья, его нельзя найти нигде, кроме Тибета. Часто в такие травяные чаи добавляют ценные лекарственные травы: кордицепс, шафран и другие

Тибетцы любят пить чай. Особенно соленые масличные чаи, черный сладкий чай с молоком У них даже есть местное ячменное пиво, называемое по-тибетски Чанг .

Тибетцы, ведущие оседлый образ жизни, строят каменные дома, а кочевники устанавливают временные стойбища. Тибетский дом имеет плоскую крышу и множество окон, он прост по своему строению и цвету. Дома обычно строят на возвышении, обращёнными лицом к югу. Дома включают в себя гостиную/спальню, кухню, комнату для приема гостей, семейную часовню и хозяйственные постройки. Каждый дом непременно украшен традиционным орнаментом как снаружи, так и внутри. Для росписи домов приглашаются специальные художники:

Основной строительный материал — кирпич и камень. За одноэтажной половиной обычно возводится еще двухэтажная. Двер­ные и оконные проемы отделываются черным цементом. В древ­ние времена на плоских крышах домов, в целях защиты от воров, раскладывались дрова. Этот обычай сохранился как феше­небельная традиция, и дрова стали укладываться художественно. Над каждой крышей развеваются молитвенные флажки.

Кочевники делают свои очень крепкие и устойчивые палатки из сплетенных волос яков, используя и длинные волосы хвостов этих жи­вотных. Самые большие палатки настолько велики, что могут вмещать одну-две сотни людей, и их пространство разделено на комнаты. Над палатками они всегда развешивают молитвенные флажки и жгут бла­говония перед входом

Вся материальная культура, особенно архитектура, напоминает храмы инков в Перу и ацтеков в Мексике. Тибетцы также считают себя наследниками очень высокой цивилизации, некогда существовавшей на земле. Но, глядя на их повседневную жизнь, думаешь не о других мирах, а о дремучем средневековье.

Все тибетцы, как мужчины, так и женщины, любят носить украшения.
Мужчины обычно скручивают на макушке головы пучок из косы или стригут волосы. Женщины заплетают две косы, вплетая в них цветные ленты и обкручивая косы вокруг головы. Иногда плетут много мелких косичек, украшая их бисером или драгоценными камнями. 
Тибетская одежда состоит из халата и рубашки. Халат, который носят мужчины, широкий, и как правило, завязывается под правой рукой.

Женский, немного уже и может быть как с рукавами, так и без них. Халаты часто подпоясываются двумя сотканными поясами. Рубашки, как и халат, завязываются на правую сторону. Мужчины обычно надевают белые рубашки с высокими воротниками, а женщины предпочитают рубашки различных цветов с отложными воротниками.

В северном Тибете в условиях холодного климата местные пастухи носят меховые пальто, а ночью кутаются в тёплые стёганые одеяла. На юге Тибета, где климат более тёплый и влажный, одежду шьют из сотканной вручную шерстяной ткани. Мужская одежда окаймляется цветной тканью. Женщины носят платья тёмных цветов, надетые поверх блузок, а также яркие полосатые сотканные из шерсти передники, говорящие о замужестве. Как мужчины, так и женщины носят фетровые или меховые шапки.. Обувь преимущественно вяленая и кожаная (частично сыромятная).

К своим длинным черным волосам они добавляют искусственные косы, к которым крепят «патуг» — рамку, сделанную из скрученного бархата и украшенную жемчужинами, кораллами и бирюзой.

В разных регионах страны женщины носят разные по форме патуги Уши же они украшают длинными золотыми серьгами, усыпанными бирюзой, а к их ожерельям подвешены золотые киоты, украшенные бирюзой и бриллиантами. Такую одежду носят в основном в удаленных селениях и на праздники, а в городах многие тибетцы ходят в европейской одежде.

Часть тибетцев ведет кочевой образ жизни, который отличается от жизни  оседлых жителей Тибета.

Рожающую женщину здесь выгоняют из жилища, причем одну. Новорожденного обязательно носят к водопаду, чтобы подержать в ледяной воде. Если не выживет — значит, всего лишь избавит себя и родственников от страданий. Спартанское воспитание, ничего не скажешь.

Тибет — одно из немногих мест на земле, где не пекут хлеба. Тибетцы смазывают маслом кожу, чтобы не сохла. Моются один раз в году — в сентябре, во время особой, купальной недели.

 В эти дни люди целыми семьями приходят к горячим источникам или собираются на берегах рек и озер. Ритуал омовения на "купальной неделе" бывает торжественным и радостным. Сначала каждый усаживается на корточки и моет голову, затем растирает тело и, наконец, окунается в воду. Погода для купания, правда, не самая подходящая — градусов 10—15. Но купаться весной, когда в горах тают снега, еще холоднее. Летом, в сезон дождей, вода становится мутной. Так что начало осени — лучшее время для "купальной недели". Женщины приносят к реке стирку, мужчины — выпивку, и все завершается веселым пикником.

"Купальная неделя" считается самой благоприятной порой для сбора целебных растений, для приготовления тибетских лекарств, вообще для исцеления от болезней.

В Тибете развита полиандрия, которая обусловлена тяжелыми экономическими условиями. Бедные семьи не могут насобирать калым за невесту, и поэтому, когда один из братьев женится, то другие братья, а также свекор имеют возможность брать девушку в жены и себе.

Имущество в таком браке становится достоянием старшего ребенка, а младшие просто имеют право всем пользоваться. Брачное ложе все мужчины посещают по очереди, а знаком для остальных становится обувь, стоящая возле двери. По традиции девушка носит на шее ремешок с подаренными любовниками монетками

. Если их меньше дюжины, шансов сосватать такую невесту немного. Внебрачных детей усыновляют дедушка с бабушкой, а настоящий отец, отработав на семью своей возлюбленной полтора месяца (3 недели до родов и 3 после), уходит себе с миром.

Иностранцы дарят коралловые бусины, и если у девушки есть такие вставки в ожерелье, она ценится особо, за ней идет настоящая охота.

Если незамужняя девушка беременеет, то молодой отец работает на семью девушки примерно месяц в период родов, а потом родители девушки благословят его и отпускают. Больше никто никому ничего не должен

А как живут простые тибетцы скотоводы? 

Особенность хозяйства по-тибетски: не защищать урожай от вредителей. Слишком тяжела черная карма от убийства множества насекомых, каждое из которых в одной из прошлых жизней было твоей матерью.

Палатка тибетского кочевника – пример настоящего минимализма: в ней есть только то, что действительно необходимо для выживания. Регулярно перемещаясь с места на место, да еще и перевозя скарб на упрямых яках, не обзаведешься ни лишней одеждой, ни толстыми семейными фотоальбомами, ни чайными сервизами, ни мебелью, ни богато украшенным алтарем с бронзовыми статуями божеств. Зато вещи, которые прошли строгий отбор, функциональны, удобны и проверены временем.

В холодное время года тибетцы-кочевники используют палатки из ячьей шерсти, закрепляя их большим количеством растяжек, чтобы жилище не пострадало от ветра. Во время дождя палатка обязательно промокнет, но осадки бывают редко. Если все же налетела непогода, то под протекающие части крыши подставляют тазики, кастрюли и миски, а снег, набивающийся под стенки, просто выкидывают наружу. 

Эти фото китайского фотографа Cat Vinton, которые она сняла в местечке Chang Tang-Pa. Место на нашей планете, где нет даже самых элементарных современных технологий, где время остановилось, где не нужны деньги, здесь они бессмысленны - их будет не на что потратить. Здесь живут в уединении тибетские кочевники.

"Жизнь здесь сложная, но именно так они хотят жить, - повествует женщина фотограф, прожившая рядом с кочевниками два месяца. - Удивительно, насколько они привыкли к такому образу жизни, они не хотят знать другой культуры, кроме кочевой, не хотят слышать никаких новостей из вне."

"Мой фоторепортаж - напоминание современным людям о том, что такой образ жизни еще существует", - говорит Cat Vinton.

тибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китаетибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китаетибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китае

тибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китаетибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китаетибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китаетибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китаетибетские кочевники в наше время, как кочевники живут в Гималаях в Тибете в Китае

Традиционное жилище тибетского скотовода — переносной прямоугольный шатер на растяжке с "воротами", покрытый шкурами животных, кошмами или полотнищами шерстяной, чаще всего черной ткани. В последнее время в качестве кроющего материала употребляется брезент, особенно в летнее время года. Очаг помещается внутри жилища. Он служит одновременно для приготовления пищи и отопления.

Утварь и посуда большей частью кожаные, деревянные, чугунные, керамики почти нет, если не считать покупного китайского фарфора у более зажиточных слоев населения

Почитаешь про тибетских кочевников - и удивляешься: в наше время кто-то ведёт такой вот образ жизни. Живут они в необычайно трудных природных условиях: во-первых, на высотах 4-5 тысяч метров, где, как известно, уровень кислорода значительно ниже; во-вторых, на таких высотах повышенный уровень солнечной радиации, что для обычных людей чревато сухостью кожи и заболеваниями глаз; ну и наконец, очень низкие температуры (зимой до -40) плюс пронизывающий ветер. Генетически на протяжении сотен лет организм тибетцев-кочевников приспособился к таким вот условиям.

Надо отметить, что тибетцы не принимают в пищу все то, что обитает в морях, озерах и реках. Они даже не занимаются ловлей рыбы, так как считают, что душа умершего может переселиться в рыбу или птицу.

Тибет, — это край, где нет ни кладбищ, ни отдельных могил, не существует здесь и обряда кремирования. Исключение составляет надгробный курган царя Гамбо и нескольких его потомков. Забальзамированные мощи покойных далай-лам хранятся в золотых ступах, украшающих молельные зоны ламаистских святилищ.

В остальных же случаях похороны в Тибете означают не "предание земли, а предание небу". Тело умершего три дня лежит дома, чтобы из него "вышла душа", а потом "предается небу": его относят на специально предназначенную для обряда скалу и скармливают гигантским грифам. Если от умершего ничего не остается — значит, он благополучно переселился на небо.

Родственники сперва совершают коры вокруг буддистской ступы. Потом, кто в чем, кто в ткани, кто в сундуках, приносят тела умерших. Территория, где тела расчленяют завешивается двухцветным желто-синим полотном. Только родственники мужчины остаются смотреть за процессом в месте, где лама подготавливает тела к преданию небесному захоронению. Ничего страшного невидно, кроме того, как голова ламы движется, орудуя ножом. Я думала, что тела разрезают на части и отделяют. Оказывается, здесь не так. Тело разрезают, но сохраняют его целостность, то есть все лежит рядом, издалека кажется, что и не разрезано вовсе. Волосы с головы снимают. Тела лежат лицом к земле, руки вытянуты вперед. Грифы не спускаются без команды. К тому моменту, как полотно должно быть снято, грифы уже на подходе. Буквально две секунды: поднятие полотна, и вот грифы накинусь, видно только птиц

Такой обряд похорон обусловлен философией ламаизма, согласно которой смерть есть переход к иному уровню бытия и поэтому умершая плоть должна быть принесена в дар другим формам жизни.

Особенность тибетской культуры состоит в том, что единственной формой ее проявления на протяжении столетий была религия, что делает ее похожей на уклад Средневековья. Очагами учености служили монастыри. Интеллигенцию составляли ламы. Как и в средневековой Европе, религия монополизировала все средства художественного самовыражения. Но культура при этом была не общим достоянием, а уделом меньшинства.

В крае, где практически отсутствовало светское образование, сейчас действует 2400 начальных и 80 средних школ. В них учатся на родном языке две трети детей школьного возраста. До повсеместного школьного обучения пока еще далеко. И главная тому помеха — нехватка преподавателей. Их подготовка стала задачей четырех существующих в автономном районе высших учебных заведений и прежде всего — Тибетского университета. Каждый год около 300 выпускников пополняют ряды местных учителей. В университете есть факультет тибетского искусства. Там читают лекции и ведут семинары известные богословы из монастырей Дрепал, Сера. Духовенство оказывает помощь при изучении Тибетской архитектуры, музыки, изобразительного искусства.

Окончание в следующем посте.

Рубрики:  China/путешествие в Китай

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку