Цитата сообщения Ada_Peters
Жена Карла Брюллова. Очаровательная и порочная
Жена Карла Брюллова.
Очаровательная и порочная
Долгие годы портрет темноволосой красавицы «Дамы у фортепьяно» (1838г.) никак не ассоциировался у зрителя со страстями и драмами.
Картина эта находится в частной коллекции, однако ее репродукции встречаются почти во всех каталогах работ прославленного Карла Брюллова.
Но после исследований эксперты сошлись во мнении, что девушка на портрете – Эмилия Тимм, будущая жена Карла Брюллова, в которую художник влюбился без памяти и с которой не смог прожить в браке даже двух месяцев.
Карл Брюллов. «Дама у фортепьяно»
Сам художник был уверен, что не женится никогда.
Карл Брюллов. Автопортрет.
Нет такой достойной девушки, которая сможет заслонить собой живопись, затмить интерес к зарубежным путешествиям, где Брюллов набирался опыта и впечатлений.
Конечно, у него были романы, любовницы и близкие подруги из высшего общества, но строить свое семейное гнездо Брюллов не собирался. Сказался и детский опыт: в семье не было добрых отношений с родителями, а отец не скупился на оплеухи.
Однажды он влепил Карлу такую затрещину, что тот остался глухим на левое ухо на всю оставшуюся жизнь. И вот, когда ему было почти сорок, случилось неожиданное: Карл Брюллов встретил свой идеал, в который сам не верил.
Глядя на многочисленные портреты женщин, созданные Брюлловым, не трудно догадаться, что он предпочитал писать стройных, темноволосых, темноглазых красавиц итальянского типа с тонкими чертами лица.
Если заказчица портрета ему не нравилась – он с легкостью отказывал, прямо говоря, что «лицо слишком кислое» или «какое-то дождливое».
И вот как-то вечером в одном из петербургских театров Карл Брюллов заметил семнадцатилетнюю девушку, красота которой ошеломила его. Он смотрел на нее, пока занавес на сцене не опустили и актеры не вышли на бис.
И хотя познакомиться удалось не сразу, Брюллов первым делом начал наводить справки о прекрасной незнакомке.
Ей оказалась дочь рижского бургомистра Эмилия Тимм. Ее старший брат Вильгельм учился в Императорской Академии художеств.
Семья была богата и обласкана светом. Эмилия с родителями, братьями и сестрой стала появляться на балах и в салонах. Говорят, что даже император Николай Павлович обратил на нее внимание.
Эмилия была не только обворожительна, но и талантлива. С 16 лет давала уроки игры на клавишных инструментах.
В 1838 году Карл Брюллов сделал Эмилии официальное предложение. Свадьба была назначена на январь 1839 года.
Художник был так влюблен и очарован, что написал несколько портретов Эмилии.
Карл Брюллов. «Портрет Эмилии Тимм»
В знаменитых сюжетных картинах мастера то и дело появлялось мимоходом лицо невесты. Например, на алтарной картине церки святых Петра и Павла «Распятие» лицо Марии Магдалины имеет сходство с ее образом.
Карл Брюллов. «Распятие»
Но накануне свадьбы в отношениях влюбленных будто что-то переломилось. Воодушевление художника исчезло в один день.
В чем была причина ссоры между Карлом и Эмилией ни брат художника Александр, ни близкие друзья так и не узнали. Говорят только, что родня невесты поспешила примирить пару, и Карл смягчился.
Церковь, где проходило венчание Карла Брюллова и Эмилии Тимм
Современники вспоминали, что свадьба в лютеранской церкви святой Анны на Кирочной улице прошла на удивление тихо, без пышного торжества, гостей и банкета. Брюллов даже не надел парадную одежду, пришел в повседневном сюртуке и пыльной шляпе.
Во время венчания Брюллов стоял с опущенной головой, совершенно опечаленный, он ни разу не повернулся к Эмилии. Его слуга Лукьян потом сетовал, что барин даже ростбифом на свадьбе не угостил.
Не прошло и двух месяцев, как Карл Брюллов подал прошение о разводе, а Эмилия убежала вместе с родителями обратно в Ригу.
Событие в семье прославленного художника, профессора живописи и блистательной Эмилии, дочери рижского бургомистра, взбудоражило свет. Салонные сплетники распространяли самые невероятные слухи, но правда оказалась еще страшнее.
Перед свадьбой невеста призналась Брюллову, что уже давно не девственница. Художник опечалился, но принял это известие. А уже после свадьбы выяснилось, что ее любовником был родной отец Фридрих Тимм.
Современники отзывались о нем по-разному, но многие поговаривали, что он сломал жизнь своим детям.
После развода, в 1839 году Карл Брюллов сделал рисунок «Невинность оставляет Землю» и больше никогда не использовал образ бывшей жены в живописи.
Он старался не говорить на эту тему даже с друзьями. На некоторое время он уехал из Петербурга, подальше от сплетен.
Карл Брюллов. «Невинность покидает Землю».
Сбежавшая в Ригу Эмилия через несколько лет отправилась учиться во Францию к самому Шопену, дружила там с Мериме и другими знаменитостями.
В 1844 году красавица повторно вышла замуж и прожила счастливую жизнь, родив детей. А Карл Брюллов больше не женился. Детей у него не было.
Художник, журналист Ольга Шарапова
ольгашарапова.рф
,